Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      143

    • Постов

      18818


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      131

    • Постов

      28380


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      120

    • Постов

      16950


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      86

    • Постов

      2931


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/24/23 в Сообщения

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  13. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  14. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  15. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  16. ынак - это соответствует монгольскому нөхөр (нукер), то есть товарищ боевой. И монгольское выражение "янаг нөхөр" (не в современном смысле, а в средневековом обращении) означает дважды на двух языках "боевой товарищ". Но в современном это слово "ынак - янаг" преимущественно имеет смысл верной дружбы между мужем и женой.
    2 балла
  17. Воссоздано лицо женщины с искусственно деформированным черепом из Раннего Средневековья Бразильский исследователь и 3D-дизайнер Сисеро Мораис (Cicero Moraes), специализирующийся на компьютерной реконструкции внешности древних людей, вместе с исследователями из европейских стран реконструировал лицо женщины с искусственно деформированным черепом. Ее останки обнаружили в Швейцарии почти полвека назад В 1970-х археологи исследовали раннесредневековое кладбище V века, которое, предположительно, было связано с древнегерманским племенем бургундов, и обнаружили там искусственно деформированный женский череп. Вероятно, женщина происходила из восточных кочевых племен, связанных с гуннами или аланами, которые появились на территории современной Швейцарии во времена Великого переселения народов. https://naked-science.ru/community/913422
    2 балла
  18. Вышла моя статья по алшинам. Критикую версию о ногайском происхождении https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_
    2 балла
  19. Н.Я. Словцов. Путевые заметки, веденные во время поездки в Кокчетавской уезд Акмолинской области в 1878 году.
    2 балла
  20. Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28. https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28
    2 балла
  21. Ладно, не буду спорить. Я просто хотел сказать, что с моей стороны нет никаких фальцификаций, как утверждают некоторые форумчане. Вот и все. Интересно, почему вы все зациклились только на одной лишь фразе? Что в ней интересного для истории? Давайта писать о книге в целом, ваши отзывы, мнения, рекомендации и тд.
    2 балла
  22. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    2 балла
  23. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    2 балла
  24. Валиханов так писал. по Y гаплогруппам: старкластер где то у 40 процентов, но в целом восточноевразийских гаплогруп (С2-F4002, C2-M48, O2a2b1-М134,C2c1a1a1-M407 ) большинство, из западноевразийских относительно крупные R1a, R1b, G1 по митохондриальным гаплогруппам также большинство восточноевразийского происхождения, хотя не такое подавляющее как по Y гаплогруппам, где то 60 на 40. по шежире и Y гаплогруппам выходит, что существенная часть предков пришли с Чингисханом в 13 веке. были ли они все монголоязычными вопрос дискуссионный. старкластер, жалаиры и хунгираты скорее всего да, а вот найманы, алчи татары возможно были тюркоязычными. из самых ранних авторов Рузбихан называет казахов потомками татар Чингисхана: “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”. также хочу отметить, что схожая история по гаплогруппам и родам также у каракалпаков, ногайцев и кыргызов и скорее всего у узбеков. но если по самому тезису, то мы абсолютно не монголы, вполне типичный тюркоязычный этнос. есть некоторые слова монгольского происхождения, но это нас монголами не делает.
    2 балла
  25. Заке сам домысливает и в это верит, фактов у него нет, одни домыслы, не зря его фолком прозвали на форуме, еще до меня
    2 балла
  26. 1625 г. Грамота в Тобольск. посылали де они кузнеца Фетку Еремеева проведывати и искати железные руды; и кузнец Фетка Еремеев пришед сказал им, что нашел он в горах каменья и руду, а чает он Фетка, что ис того каменья и из руды железо будет". 1699 г. Список допрошенных стрельцов. они ж, Серешка Макаров, Ганка Устинов, Мишка Савастьянов, Фетка Гасило, Логинко Нестеров, Архипко Пажитной, Фетка Бубненок, Селиверстко Игнатьев роспрашиваны и пытаны в другой и огнем зжены". К истории винной монополии 1659 г. Государю Преосвященному Маркелу архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому бьют челом и являют сироты Государевы, Волочжаня посадцкие людишка Фетка Осипов сын Коковин с товарищи. место дворовое Фетка Лошкутаева дано Петрушке Тоивутову". 1575 г. мая 6. - Сотная из писцовых книг Василия Агалина. Васки руфанова дан дочери его Овдотьице; место дворовое Фетка Григорьева Отписка 1590 г. подьячего Т. Сергеева в Новгород к воеводам. Заветной Максимов, да крестьяне Кондуские волости Гриша Карпов, да Другой Оглодов, да Фетка Лутков, да Онитка Васильев, да Данилка Ребуев". Это русские источники, в которых Федоров повсеместно именуют Фетками, Василиев - Васками, Сергеев - Серешками, Петров - Петрушками. )) Вятка писалось и произносилось бы на чагатайском думаю не так, я про первые два звука/буквы.
    2 балла
  27. @boranbai_bi полную транскрипцию можете тут скачать https://www.twirpx.com/file/2434173/ По моему К.Жалаири все правильно написал. И мы действительно не знаем полные контрнаступления русских князей из Новгорода.
    2 балла
  28. Чтобы другие юзеры не запутались в фейковой информации других юзеров, просто напишу, как обстоят дела на самом деле. 1. Амантай Исин в 1988 году выпускает статью, где пишет, что в грамотах князя к Ногайским биям допущена якобы ошибка в тексте. 2. Вот как написано в оригинале 3. Никакой опечатки не было, так как в других местах казахи точно обозначаются, как казацкие люди. Поход Ногайцев на Казань считают якобы походом на казахов, что является ошибочным мнением. Тут либо имеется ввиду Науруз Ахмад, и он как то был связан с Казанью в те года, либо же Ногайцы воспринимали территорию Казани, как владением бывшего Золотоордынского Барак хана (х-1428).
    2 балла
  29. 20 - јирме. Двадцатый - јирмезинчи
    2 балла
  30. малмен кунелтип и малдын шоли канбады - такие фразы будут обсмеяны в ауле)))
    2 балла
  31. Вы же сами нагуглили где-то выражение "түлкі құрсақ" и везде его пихаете. Лично я понимаю его в буквальном смысле по-казахски как "құрсақ как у лисицы", вероятно в том регионе, где оно используется, это означает "тонкая талия", точно так же как у русских выражение "осиная талия". Рука лицо.
    2 балла
  32. А кто сказал, что не по скелету? Саки были европеоидами и золотой человек был сак.
    2 балла
  33. У нас так не говорят. Мы говорим шыңғыру с тем же значением, что и ваше қышқыру - визжать, вопить.
    2 балла
  34. Да просто уже надоело объяснять разным, что 1.это китайский обычай 2.китайский обычай не разрезание пут, а выбор предметов.
    2 балла
  35. Можно, например, сказать учителю мынау балаға білім беру керек. И это будет правильно)) Я был свидетелем одного случая, когда один молодой русский парень доказывал другому русскому человеку, что говорить ходить по грибы по ягоды неправильно. Тут тоже такой случай, отклонение от учебников и словарей воспринимается со скрипом в мозгах))
    2 балла
  36. В живой речи все это используется. Говорить, например, адам на человека, особенно если он не молодой и тем более, когда он стоит рядом не очень вежливо. Кісі или үлкен кісі
    2 балла
  37. Да, но это скорее влияние чагатайского. Но сам суффикс мақ мек в современном казахском есть в формах типа "бармақ, бармақшы, келмек, келмекші". Например "Сен енді о жаққа бармақшы болдың ба?". А так же выражение "Айтпақшы" (айтмақшы) - кстати.
    2 балла
  38. Делать такие далеко идущие выводы на основе одного рукописного словаря написанного даже не лингвистом это по меньшей мере легкомысленно.
    2 балла
  39. Все верно, контактов с тамошними казахами и башкирами не было. Самому приходилось побывать в тех краях и даже на машине непрерывной ездой очень, очень и очень далеко. Первые немногочисленные башкиры у нас появились наверно только при советской компании по уничтожению древнего слоя почвы в степи (тың) под кодовым названием "Целина". Это не блюдо, а повседневная еда в зимнее время под названием "ет" - "мясо". Это переваренное, мелко нарезанное мясо, поливаемое соленной сорпой. Поэтому вы неправы говоря, что у нас не было этого блюда. А название "пять пальцев" или "бишпармак" казахи нашего края переняли у русских, а те наверно раньше услышали у татар или башкир. По этой причине название "бешбармак" до сих пор не прижилось у нас и используется как современный новодел, причем обязательно в комплекте с байкой, что его надо непременно кушать пятью пальцами, пятерней, и некоторые наивные люди даже пытаются это проделывать, хотя современное его состояние уже совсем не то, что было раньше, сейчас он стал мокрым и липким из-за появившегося позже в нем теста и также неудачного мокро-липкого сочетания теста с разваренным луком. У нас никогда не скажут по-казахски "приготовить бешбармак" или "позвать на бешбармак" - "бесбармақ асу" и "бесбармаққа шақыру". Мы говорим "ет асу" и "етке шақыру". И можно подумать, что ничего другое казахи не ели пятью пальцами. Наверно баурсаки ели - тремя, курт - двумя, держали кесе с кумысом - четырьмя, а мясо ели - пятью пальцами? От чего такая привилегия мясу, аж всеми пальцами? Чтобы больше ухватить? Или чтобы не вырвали из рук сидящие рядом?
    2 балла
  40. У этнографа О. Б. Наумовой есть опубликованные работы по этнографии казахов. Есть большая статья по бешбармаку, которую часто цитируют в других научных журналах и книгах. Городской бешбармак: трансформация традиционной трапезы казахов // Праздничная и обрядовая пища народов мира /отв. ред. С.А. Арутюнов и Т.А. Воронина. М.: Наука, 2017. С. 373–432. (в соавт. с С.К. Сагнаевой). Автор статьи Наумова Ольга Борисовна 1991 – кандидат исторических наук, Институт этнографии АН СССР Диссертация: «Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана» В статье описывают бешбармак из западного и северо-западного регионов Казахстана. Ссылка на статью. Страницы 373-432 : https://www.phantastike.com/history/festive_ceremonial_food/pdf/ Цитата из статьи по названию блюда. Вторая процедура мясной трапезы – вкушение мяса с общего блюда всеми гостями. После завершения первой части мясо, оставшееся от значимых кусков, нарезали кубиками или ломтями и укладывали на общее блюдо (табақ, леген) на отваренные в бульоне куски тонко раскатанного теста (нан, жайма, інкал, еттін наны). Это кушанье называлось ет (мясо), или бесбармақ (бешбармак). Очевидно, что раньше ет/бешбармак готовили без мучной ч составляющей. Появился бешбармак как блюдо, сочетавшее мясо и тесто, когда казахи через оседлых соседей-земледельцев – на юге узбеков, на севере русских – познакомились с кушаньями из муки и мучными изделиями. Авторы “Народов Средней Азии и Казахстана” относят появление такого бешбармака к концу XIX – началу XX в. Однако уже А.И. Левшин (1832) называет это блюдо “известнейшим”, хотя из его описания и неясно, готовилось ли оно с тонко раскатанным тестом: “Известнейшее киргизское (казахское. – О.Н., С.С.) кушанье, называемое бишбармак, приготовляется из мяса, мелко искрошенного и смешанного с кусочками сала”. Возможно, здесь слово бишбармак служило еще одним названием ет у оренбургских казахов (А.И. Левшин собирал материал, находясь на службе в Оренбургской пограничной комиссии), которые, очевидно, заимствовали его у башкир10. В.В. Радлов, посетивший в 1860-е годы казахские аулы на северо-востоке Казахстана, также при описании бесбармака не упоминает о его мучной составляющей11. По видимому, действительно, бешбармак стали готовить так, как нам известно сейчас, лишь на рубеже XIX–XX вв., но само слово существовало, особенно в северных районах Казахской степи, и раньше, обозначая вместе со словом ет одно и то же блюдо12. Постепенно за бешбармаком закрепилось его современное значение. Слово бешбармак переводится как “пять пальцев”13. Некоторые казахстанские исследователи считают, что его ввели европейские авторы: «Отваренное кусками мясо (ет) было самым торжественным блюдом, хотя с легкой руки ряда авторов в дореволюционной литературе оно было известно под названием “бесбармак” (пять пальцев), что, по-видимому, ассоциировалось с тем, что ели его руками, а это было необычно для тех, кто знакомился с бытом казахов»14. Действительно, и А.И. Левшин, и В.В. Радлов объясняют название блюда тем, что его надо было брать руками. Однако само слово вряд ли было “придумано” европейцами: оно - именно как название блюда – существует кроме казахского во многих тюркских языках, например в турецком, татарском, крымско-татарском15, киргизском16, наконец, башкирском, в котором оно известно еще с XVIII в., т.е. гораздо раньше, чем у казахов. Об относительно позднем появлении слова бесбармақ в лексиконе казахов говорит тот факт, что в аулах и небольших городах для описываемого блюда до сих пор более употребительно название ет. Например, казахи г. Атырау, заселенного в основном выходцами из аулов, считают, что слово бесбармақ появилось у них недавно, а в прошлом его не употребляли. В крупных городах и в урбанизированных пригородах название “бешбармак” прижилось уже давно и прочно закрепилось в речи. Таким образом, до настоящего времени нет четкого разграничения между ет и бесбармақ: в живой и нерегламентированной сфере народной кулинарии обоими словами могут назвать как традиционное кушанье из отваренного мяса, так и блюдо с добавлением к такому мясу тонко раскатанных сочней. В статье мы будем рассматривать бешбармак как составную часть древней трапезы ет беру и как кушанье, которое сегодня может выступать самостоятельно. Базовые моменты традиционного приготовления такого бешбармака, к которым могли добавляться различные инновации, составляющие локальную специфику этого блюда, заключаются в следующем. Разделанную по традиционным правилам тушу барана закладывают в казан, заливают холодной водой, доводят до кипения и варят на медленном огне. Мясо вынимают, а в бульоне отваривают куски тонко раскатанного пресного теста. Кушанье подают на больших плоских тарелках: сначала выкладываются сочни, на них – мелко порезанное мясо, туздык – соус из жирного бульона с луком, заливается поверх мяса и сочней. В нашей статье именно это блюдо мы будем называть бешбармаком.
    2 балла
  41. Оспех никогда не находился на Амуре, а находился в Якутии. Оспех, на якутском пишется Өспөх. Сегодня, Өспөх - название наслега в Усть-Алданском улусе Якутии. К приходу русских первопроходцев наслег Өспөх был в составе улуса Дүпсүн, там же в Якутии. У древних якутов улус это территориальная община (вождество). Улус делится на мелкие территории - наслеги. Существование территориальных общин говорит об отмирании родоплеменного строя. Якуты не кочевники. Но, к сожалению, многие современные "исследователи" считают якутов кочевниками. Ошибочно считают - якуты кочевали племенами. А на самом деле, еще древние якуты от родоплеменного строя перешли к территориальной общине (вождество). В царские времена каждый якут был христианином и почти не помнил о древних племенах. В советские времена никто понятия не имел о племенах. То есть, родоплеменной строй полностью исчез. Забылся. После развала СССР почему то у якутов началось воссоздаваться уже забытый родоплеменной строй (трайбализм).
    2 балла
  42. Извиняюсь что вмешиваюсь. На мой взгляд другие исторические события послужили решением принятия царского титула московским князьями. Иван III первым принял титул царя после женитьбы на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софьи Палеолог в 1472г. Русская православная церковь поддержала царский титул Ивана III, так как посчитала Москву «Третьим Римом» после падения Константинополя. Церковь видела Москву законной наследницей Рима и Константинополя в плане политического и религиозного лидерства в христианском мире. Немного ранее Константинополь - религиозный центр православного христианства - был захвачен османским султаном Мехмедом II (1453г). Также во время правления Ивана III были подчинены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, и Новгородская Республика. Захваты этих княжеств и республики были значимыми событием для Москвы. Новгородская Республика была большим государством и важным торговым центром с выходом в Балтийский регион. Тверское княжество соперничало с Москвой за главенство около полутора сотни лет. Приняв титул царя, Иван III получал международное признание. Иван III поднял статус московского князя в глазах других европейских монархов. Иван III хотел быть ровней европейским правителям, а не князем находившимся в вассальном положении. Царские титулы (Цезари) носили римские императоры. Надо отметить официально в государственных документах Иван III не использовал титул царя. Официально первым царем всея Руси стал Иван IV в 1547г. Уже после принятия официального статуса Иваном IV были захвачены Казанское (1552г), Астраханское (1556г) и Сибирское (1581-1582гг) ханства Политическую культуру, централизацию власти и многое другое Москва унаследовала из Орды. У историка Юрия Сергеевича Пивоварова много работ и статей по теме политической культуры и государственности России.
    2 балла
  43. Что тут вникать, көкШЕ -синеватый, сарША - желтоватый и тд. Следите за своей хамской речью. Оборот речи сарша тамыз не образовано от какого-то левого слова, исходное слово - сары. Осы құбылыстарға байланысты бұл айды кейде "сарша-тамыз" деп қосарлап айтады. Яғни "сарша" сөзінің арғы тегі - "сары шақ", ежелгі түркі сөзі.
    2 балла
  44. Вы видимо никогда не видели эти горы вживую. Когда подъезжаешь к ним они сдалека кажутся синеватыми. Небо там не при чем.
    2 балла
  45. Көк это ещё и зелёный. Көк шөп - зеленая трава. Көгал (көк ал) - газон, полянка.
    2 балла
  46. Лучшие результаты от чего? Лёгкая кавалерия выполняет свои положенные ей функции. За все время наполеоновских войн лишь раз русская лёгкая кавалерия серьёзно рубилась с тяжёлой кавалерий французов, но то были Лейб-казаки - охрана Александра I.
    2 балла
×
×
  • Создать...