Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      6

    • Постов

      18818


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      16949


  3. Zerek

    Zerek

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      523


  4. Momyn

    Momyn

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1944


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/16/24 в Сообщения

  1. Не со всем что говорит он, я согласен. Давно писали и до него писали, что Жетесу - это не семь рек, а именно сторона Жете (в мазандеранском фарси су - "народ", т.е. Жетесу - народ Жете).
    1 балл
  2. Вот ты и попался не казах и не тюрк.
    1 балл
  3. Похоже. Большеордынский Алау - это не предок, а предводитель группы алчинов 15 века.
    1 балл
  4. К сожалению, нет на форуме очень грамотного участника Le Raffine, но я отвечу на его правильно сформулированные вопросы: 1. Основной базис сформировался раньше. 2. Именно они и/или скорее всего Барак-хан являлись создателями нового полит. образования в Могулистане. 3. Не было никакой откочевки. Дети и родственники Барак-хана оказались вместе с ним в Могулистане в 1426 году. Смотрим письмо ордынского Улуг Мухамеда османскому Мураду 2 от 1428 года, где он пишет, что Барак и Мансур бежали еще в 1426 году. А куда именно и как далеко бежали смотрим на другие источники. О перемещении Барака к границам тимуридов, а также о его смерти в Могулистане писал не только Самарканди, но и Хавафи, Абру (другой вопрос кто и сколько заимствовал друг у друга, но все они были современниками эпохи Барака). О том, что Барак вынужден был уйти к границам Тимурленка писал и Бадратдин Айни. 4. Да. 5. Без комментариев. 6. Было именно возникновение отдельного Казахского ханства, здесь историки абсолютно правы!
    1 балл
  5. Валиханов писал, что казахи называют кожа сартами вроде. Тут где-то читал.
    1 балл
  6. https://eurasica.ru/forums/topic/4146-добу-мэргэн-добун-баян-и-бодончар/?do=findComment&comment=459749
    1 балл
  7. Север думаю тут ни при чем. Монгольское "ой" (лес) возможно связано с тюркским "ой" (низина). У нас лесные (тугайные) поймы называют "ой". И не только рек и озер, но и вообще местности с впадинами, низины, ложбины. Там собственно и присутствуют заросли, потому что низина это всегда более влажная и плодородная почва для деревьев и кустарников.
    1 балл
  8. Наш маньчжуровед - казаховед разбушевался
    1 балл
  9. Не хочу оценивать Шокана, Абая и т.д. Это очень чувствительный вопрос для казахов, потому что и Шокан и Абай были, в первую очередь, рабами империи. Исходя из этого и нужно понимать, что могли они писать, а что не могли, а возможно думали они совсем о другом.
    1 балл
  10. Ясно , подумал число , количество их
    1 балл
  11. Так критики я не увидел. только обиду
    1 балл
  12. Э .Челяби. Описание законов рода Чингизидов Но среди татарского войска со времен рода Чингиза есть ещё один закон, который состоит в том, что если ханы отправляются в какой-либо поход, то впереди становятся в качестве ведущих двенадцать от-аг, а войско выстраивается по двенадцать лошадиных подпруг в ряд. Таким образом, воины образуют строй в двенадцать колонн, и что бы им ни встретилось в пути — долины, горы или брод, — все двенадцать колонн воинов держатся сомкнутым строем. А когда калга-султан идёт в поход, пятьдесят тысяч человек его войска образуют восемь колонн. Если же в поход выступает нуреддин-султан со своим войском, то идёт сорок тысяч его воинов шестью колоннами. А если в поход отправляются ханский везирь, казак-султаны, прибрежные аги или аги [племён] ширинли, мансурлу и седжеутов, то бывает тридцать тысяч воинов, которые образуют строй в пять колонн.
    1 балл
  13. Соседствующие узбеки-найманы, казахи-найманы и таджики-найманы Найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков. Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами. Часть зеравшанских найманов продолжила переселяться далее на восток и запад, образовывая населенные пункты в степных и горных районах Навоийской и Джизакской областей. Эти группы очень подробно изучены и описаны А. Шевяковым. Он выявил, что узбеки-найманы Навоийской области соседствуют с казахскими найманами, проживающими в селе Узункудук. Этнограф приходит к выводу, что они родственны между собой, а национальная принадлежность – продукт сравнительно недавнего времени. Жители села Найман Самаркандского района считают себя ирани. В материалах Комиссии по районированию указано, что во время обследования 1924 года в ряде местностей жители к названию своей национальности «таджик» присоединяли название того или иного узбекского племени. Так, зафиксировано 115 таджиков балгалы, 435 таджиков-найманов, 1640 таджиков тартулы и т.д. О группе «дахбеди» упоминает Б. Кармышева: «По данным Е. М. Пещеревой, в нем (Каратаге – А.Э.) живут таджики, часть которых также считает своих предков выходцами из Дахбида, однако говорит, что они были узбеками-найманами. Предания о найманском происхождении предков части каратагцев не лишена основания, так как к югу и юго-западу от Дахбида простиралась полоса преимущественного расселения узбекского племени найман. Зафиксированы узбеки-найманы и в долине Каратагдарьи. На востоке от г. Каратага, на южных склонах Гиссарского хребта, а также далее на восток и юго-восток, в Бальджуане и Кулябе, где в горах и предгорьях таджики жили сплошным массивом, преобладал процесс полного перехода узбеков на таджикскую речь». Хотя чаще всего, найманы Самаркандской и Ферганской областей говорят на переходных (карлукских с заметными кыпчакскими элементами) диалектах узбекского языка. Источник: Э. Асанов. Узбекское племя Найман #Узбекистан #История
    1 балл
  14. Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.
    1 балл
  15. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    1 балл
  16. Где степи Казахстана тогда ? На западе и юге?
    1 балл
  17. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    1 балл
  18. Ода скрупулезной точности и справедливости судейских решений.
    1 балл
  19. Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.
    1 балл
  20. О беспристрастном судье казахи говорили: "Қара қылды қақ жарған" - "Рассекающий пополам (конский) волос" http://kaz.slovopedia.com/197/53914/2225838.html
    1 балл
  21. В вопросе сакральности, ценности и почитания совы монголами Чингизхана не противоречат друг другу. Ну, конечно раз был спрос, значит было и предложение, законы рынка работали во все времена. В разных казахских источниках насчет "добычи" перьев филина пишут следующее: "Үкінің қауырсынын алу үшін оны өлтірмейді. Өлтірген адамды киесі ұрады деген түсінік бар. Үкіні аулап ұстап, балақ жүні мен бауыр төсінің жүнін алып, өзін жемге тойғызып қоя берген. Мұны «үкі жүндеу» деп атайды" Т.е. казахи филинов не убивали ради добычи перьев, так как птица считалась священной. Когда ловили филинов, их специально кормили и поили для добычи пуха «үкі жүндеу». https://egemen.kz/article/310684-ukiden-nege-urkedi
    1 балл
  22. Все таки это исторический форум, давайте не будем называть среднеазиатских или бухарских мулл узбекскими, узбеки до 20 века были кочевым и полукочевым народом. то что большинство персизмов пришло с татарскими муллами я считаю мифом от русского имперца и исламофоба Уалиханова. это его мнение не подкрепленное письменными артефактами, он даже в своих письмах на казахском использует персизмы и арабизмы. персидский был канцелярским языком во многих тюрксих державах, казахи как минимум с войн Шейбанидами тесно взаимодействовали с оседлыми тюркоязычными и персоязычными Средней Азии. если упрощенно, то я считаю, что персизмы пришли с бухарскими муллами + взаимдейтсвие с оседлым населением.
    1 балл
  23. Давненько я не брал в руки шашек постил в эту тему. Следующие персизмы, которые хочется рассмотреть это дуст и маст. дуст - друг маст - пьяный От них происходят казахские слова дос (друг) и мас (пьяный). Сначала остановимся на слове дуст. Слово это присутствует в иранском, таджикском и афганском диалектах персидского языка. В некоторых тюркских это слово сохранило конечную Т: узбекский дўст, туркменский dost, турецкий dost. Как тюрки раньше называли друзей? Вопрос остается открытым (потому что единой картины в других тюркских я не увидел). Теперь о маст. Точнее о том, как другие тюркские народы называют пьяного человека. Тут вырисовывается такая картина: исерек (татарский) итирик (якутский) эзирик, эзирээн (тувинский) эсирген (карачаево-балкарский) В казахском есть похожее слово есірген - пьяный. Слово происходит от ЕС (разум) + ІРІГЕН (скисший, сгнивший, испорченный, разложившийся).
    1 балл
  24. Аю - в значении медведь это возможно тюркизм.
    1 балл
  25. 1. Как можно скорректировать оригинал словаря? Бурятский лингвист Санжеев просто консультировал автора русского перевода. Я уже приводил словарь Гандзакеци на английском языке, без Санжеева, - слова все те же. Поэтому искать здесь заговор бесполезно. 2. Относительно уйгурской письменности - наверное не стоит объяснять, что уйгурскую письменность они использовали для передачи родного языка? По чиновникам Цзинь вообще смешно. Речь идет про китайскую письменность, а не киданьскую. Если приняли бы киданьский язык, значит использовали бы и киданьский алфавит/письменность, это наследие империи Ляо, а не Цзинь. Надеюсь понятно, что и в империи Ляо и в Цзинь использовалась китайская письменность? В итоге идея о киданьском письменном языке у монголов с использованием уйгурской письменности - это бред, основанный на желании натянуть на монголов тюркский язык. Писцами были уйгуры, а не кидани.
    1 балл
  26. Есть данные армянских источников, есть монгольские слова из текста РАДа, есть целый тюрко-монгольский разговорник. Все это значит ерунда по сравнению с вашей гениальной идеей о принятии монголами другого письменного языка? А зачем они тогда приняли уйгурскую письменность? Что так сложно было принять сразу и уйгурский язык, тем более он был родственным вашему якобы "татарскому" языку? По источникам и писари все были уйгурские. В итоге это просто желание натянуть тюркский язык на монголов ЧХ. Других причин нет.
    1 балл
  27. Ага и все среднеазиаты мусульмане, вроде Махмуда Ялавача, тоже использовали киданьский навязанный язык? Прямо таки чудеса, да и только. Мы имеем письменные источники на монгольском языке. Источников на тюркском нет.
    1 балл
  28. Суффикс -дур, -тур это нормальный активный суффикс, в современном кириллик монгольском стал -д, -т. Если на худам монгол то пишем "Москва-дур күртэлэ йабуба." А на кириллик монгольском "Москвад хүртэл явав." И также на худам монгол этот суффикс пишется как -ду, -ту что соответствует к -д, -т на кириллик монгольском. Суффиксы: -дур, -тур; -ду, -ту; и -д, -т - являются суффиксом падежа "өгөх оршихын тийн ялгал" что соответствует дательному падежу русского языка. И, на ССМ "Idil Jayag usutan mured getulun Kiwa Menkermen balgasun-dur kurtele Sube'etei Ba'atur-i ayala'ulba" будет на современном халха или кириллик монгольском "Ижил, Зай уст мөрнүүд гэтлэн Киев, Мэнхэрмэн(?) балгас-т хүртэл Сүбээдэй Баатар-ыг аялуулав". Перевод: "Переходя большеводных рек как Волгу и Урал отправили (буквально сделали путешествие - аялуулах) багатура Субедея к городам Киев и Менкермен". balgasun-dur - к городам Ещё суффикс: "-дур,-тур" соответствует русскому предлогу "по". Мөнгкэ тнгри-йин күчүн-дур - По силу вечного неба. (ещё приблизив для понятия Под силой вечного неба)
    1 балл
  29. Ну вы то известный лингвист.
    1 балл
  30. Что вам именно нужно? Больше слов? Гичгэ-Кушик-щенок Эл-Эль-государство Чүү-Чу\говорят чтобы конь пошел вперед\
    1 балл
  31. Адис (благословение) – Бата (благословение) Азрага (жеребец) – Айғыр (жеребец) Алгана (окунь) – Алабұға (окунь) Амаа (прадед, прабабушка) – Ата, Апа (дедушка, бабушка) Ард (народ) – Қалық, Халық (народ) Бог (мелкий) – Уақ, Усақ (мелкий) Бороо (дождь) – Жаңбыр (дождь) Бөж (марал) – Марал (марал) Бэртэх (пораниться, повредить, покалечиться) – Мертігу (пораниться, повредить, покалечиться) где схожесть? Бэр (невеста) – Келін (невеста), от қыз Беру, кыз Берісу? явная подгонка
    1 балл
  32. Во-первых персидская основанная на арабице, русская основанная на кириллице довольно часто портит первоначальное звучание. Хотя более точно передают чем китайцы. Түмэн-түмэд 10 тысяч Хонгирад-хонхэрээд-вороны Догулад-от догулан-хромые Мангуд- Мы Ойрад-ойра-ближние -д, т, с в тюркских языках не употребляются же. Вы же казактар а не хасагууд.
    1 балл
  33. Как я предполагал не смог ты связать в логическую цепь мою информацию, вместо этого снова включил совковую историю и сочинения подконтрольных писак того периода. Ты мне назови ФИО хоть одного русского который воевал против жунгар на стороне казахов или факт передачи хоть одного ружья переданного от них казахам. Изгоняли джунгар с наших территории не русские и китайцы. Исторически восток кз и Алтай земли найманов кереев и уаков. Семиречье и до среднего течения Сырдарьи исторические земли уйсин и канглы (усунь и кангюй). От иртыша и до дуная исторические земли Дешти- Кыпчак. Возникла бы Ойротия и Джунгария если бы Темир бек не обескровил бы Моголистан? Вряд ли. Как бы ты не старался принизить казахов, но есть записи исторические где сравнивают казахов с соседями, в том числе и выходцев из ойрот и джунгар. Казахи в них всегда красавчики, со всех сторон и сейчас красавчики и потом будут красавчиками. А ты жди дядю, может придет, но колесо истории не повернуть, зряшно это будет, зуб даю.
    0 баллов
  34. Я помню тут кто-то приводил средневековое монгольское слово схожее 'джигит' означающее 'молодежь'.
    -1 балл
  35. У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара
    -1 балл
  36. Почему-то сельские и городские монголы отличаются друг от друга. Городские больше похожи на китайцев, корейцев и т.д. Сельские же больше на центрально-азиатов типа кыргызов и т.д.
    -1 балл
  37. https://vk.com/wall422730561_12755
    -1 балл
  38. Казахи любят петь про своих нағашы... Интересно про кого? Про ойратских или монгольских? 😂
    -1 балл
  39. Лего может иметь отношение: Хойн - лесной, ХоиД - Лесные. Хоид - северный.
    -1 балл
  40. Бурятские тахщи - такой же формы, только деревянные. Используются шаманами (шаманы низкой квалификации так и называются "тахщи баряаша") Среднеазиатские Пиалы - тоже след буддизма?
    -1 балл
  41. @Zake В этой теме как раз я правильно трактую, что Жети жаргы не был законодательным актом, а судебным органом, каким он и был в Ильханате, в ЗО, даже у самих ойратов с калмыками вплоть до поглощения РИ. А тут вы с какими то не доказанными источниками пихаете в этот раздел. Можете открыть отдельный форум с темой "Абак-керей", так как оно не имеет вообще отношения к Жети жаргы. Прошу удалить свой оффтоп из данного раздела.
    -1 балл
  42. А почему наши предки от всех бегали с 18 века ? Насчет гостеприемства , вы не были в гостях у вайнахов на кавказе , они жизнь отдадут за гостя
    -1 балл
  43. У них спросите по себе или по другим людям , кого то судить не надо
    -1 балл
  44. Из за этих пробелов в истории , вы цепляетесь за чужую историю Не имеете отношения к нирунам
    -1 балл
  45. Это R1a уйсуни , вам родня уйгуры по игрек ближайшая , вы же считаете их т.н сартами
    -1 балл
  46. а язык-то кыпчакский, на котором вы говорите
    -1 балл
  47. Ну и что? Вначале посмотрите, где размещались Тимуром переселенцы - это же область Джете. Можно говорить о неком миксе переселенных ильханских монголов с могулами Джете, но не с чагатайцами. Тимур в первую очередь обеспечивал безопасность своих сев. рубежей с Могулистаном и т.д поэтому переселенцы управлялись из рубежных пунктов в северном пограничье (Ташкент, Ашпара и т.д.). Разумеется, не только переселенцы с Улуса Хулагу были размещены в Могулистане, кроме того упоминались и чагатайские кыргызы и переселенные ойраты с Мазандерана.
    -1 балл
  48. АКБ, вот вы много раз твердили, что кереи это и есть средневековые кереиты... А албаны старшежузцы тоже кереи по вашему? 😅
    -1 балл
×
×
  • Создать...