Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      142

    • Постов

      18814


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28367


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      117

    • Постов

      16901


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      90

    • Постов

      2924


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/19/23 в Сообщения

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  13. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  14. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  15. У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара
    2 балла
  16. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  17. 2 балла
  18. а женщины в белых жаулыках как типичные казашки
    2 балла
  19. У вас какие-то претензии к калмыкам и бурятам? О том, что халха-монголы утеряли свою родовую и племенную идентификацию здесь писалось много раз. Причем этот процесс был долгим и уже в 19 веке родовые названия были забыты. У южных монголов родовые названия сохранились - хорчин, джалаит, дурбет, горлос, харачин, тумэт, найман, баарин, чжарут, ару-хорчин, кэшиктен и халха. Вопросы можете задать юзеру @Steppe Man он живет в Монголии. И попрошу вас писать уважительно к собеседникам. Негативные сообщения в адрес целых народов будут наказываться баном.
    2 балла
  20. ИМХО, данные У-ДНК могут только подтвердить имеющуюся версию происхождения или опровергнуть. А если у халха или узумчина будет нирунский днк о чем это говорит? Там же не понятно были его предки бесудами, урутами, нуякинамии и др. у них у всех старкластер должен быть. Там сравнение с казахами не поможет, у нас нет этих родов. По дарлекинам тем более, у нас нет многих дарлекинских племен для сравнения. Если у казаха алшина найдется найманская гг он не станет найманом от этого. Нет сомнения что монголы от монгольских племен происходят. А если утратили родовую преемственность значит утратили, они все равно остаются монголами.
    2 балла
  21. Вышла моя статья по алшинам. Критикую версию о ногайском происхождении https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_
    2 балла
  22. 2 балла
  23. Ладно, не буду спорить. Я просто хотел сказать, что с моей стороны нет никаких фальцификаций, как утверждают некоторые форумчане. Вот и все. Интересно, почему вы все зациклились только на одной лишь фразе? Что в ней интересного для истории? Давайта писать о книге в целом, ваши отзывы, мнения, рекомендации и тд.
    2 балла
  24. Вы внимательно прочитали мой пост, про организацию аргынизации казахской истории? Это касается не только аргынов. История народа, особенно таких как мы , должна писаться коллективом, чтобы не получилось так что слова табына Бокенбая произнесенные им на собрании казахов М. жуза, один вносящий лепту, вложил в уста аргына Богенбая на собраниии казахов всех жузов и эта ложь вошла в историю Казахстана, чтобы не было разборок чей батыр побатырестее, хотя оба батыра достойные.
    2 балла
  25. Ок, пишите свои генетические вердикты где захотите.
    2 балла
  26. https://twesco.org/post/1095 Найдены комплекс и надпись в честь Кутлуг Эльтерис кагана 2022-08-24 13:34:41 В результате научной археологической экспедиции в долине Номгон (Архангайский аймак Монголии), проведенной совместно Международной Тюркской академией и Институтом истории и археологии Монгольской академии наук, был обнаружен комплекс, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. В связи с этим Тюркская академия провела в Улан-Баторе специальную пресс-конференцию. Во встрече с представителями СМИ приняли участие президент Международной Тюркской академии Д.Кыдырали, директор Института истории и археологии Академии наук Монголии Г. Эрегзен, старший эксперт Международной Тюркской академии Н. Базылхан, руководитель Средневекового археологического исследовательского центра Института истории и археологии Монгольской академии наук А. Энхтор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Монголии Г. Койшибаев, посол Турецкой Республики в Монголии З. Атеш, посол Венгрии в Монголии Б. Обрушанска, сотрудники дипломатических миссий, ученые и представители интеллигенции. В ходе пресс-конференции Д.Кыдырали рассказал о научно-исследовательских работах Международной Тюркской академии в Монголии и сообщил, что в этом году совместной экспедицией «Номгон-2022» обнаружен комплекс памятников, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. «Сегодня я хочу поделиться с вами хорошей новостью. В результате экспедиции этого года был обнаружен комплекс и надгробный памятник, посвященный отцу Кюльтегина и Бильге-кагана, Кутлуг Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. «Хочу отметить, что это древнейший письменный памятник, где впервые в ценном артефакте тюркской эпохи встречается название «тюрк», — сказал глава Академии. Д. Кыдырали выразил благодарность участникам экспедиции, открывшим новое открытие, и Монгольской академии наук, поддержавшей эту работу. В свою очередь, директор Института истории и археологии Монгольской академии наук Г. Эрегзен рассказал о результатах научной археологической экспедиции в долине Номгон. Он отметил, что комплекс Номгон является важнейшей находкой древнетюркской эпохи в Монголии. После этого археологи Н. Базылхан и А. Энхтор, принимавшие участие в экспедиции, остановились на особенностях открытого памятника. Кроме того, специально прибывшие на встречу послы высоко оценили работу Международной Тюркской академии и Монгольской академии наук, открывших новое открытие, и пожелали им успехов в дальнейших исследованиях. Стоит отметить, что общая площадь комплекса составляет 49х41,5 м. Вокруг комплекса был вырыт ров овальной формы, который располагался с запада на восток, при этом из извлеченного грунта было построено укрепление. С западной стороны комплекса расположен каменный куб с отверстием посередине (алтарь), каменные фигуры человека, статуя льва с двумя детенышами и две статуи овец. К востоку от ворот комплекса находится гряда из 51 балбала. Среди них на пяти балбалах обнаружен символ «горного козла», принадлежащий роду Ашина. Кроме того, в процессе раскопок в комплексе были обнаружены остатки керамических покрытий и кирпичей, уложенных на пешеходную дорожку, что позволило установить наличие барык (места поклонения). Перед барыком обнаружены верхняя часть письменного памятника и подставка в форме черепахи. На двух гранях найденной ценной находки высечена древнетюркская руническая надпись, а с третьей стороны -надпись на согдийском языке. Ученые, участвовавшие в экспедиции, выделили в тексте памятника ряд слов, таких как «Тенгри», «Тюрк», «Кутлуг», «түмен». На основании информации, полученной из текста надписи, сделан вывод о том, что Номгонский комплекс был посвящен отцу Кюльтегина и Бильге кагана – Кутлук Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. Кроме того, эта надпись является древнейшим письменным памятником тюркской эпохи, где впервые встречается наименование «тюрк». В целом Номгонский ритуальный комплекс во всех своих чертах сходен с ритуальными комплексами Бильге-кагана и Кюльтегина. В верхней части Номгонского письменного памятника изображены головы двух волков, имеющих также сходство с драконом и обращенных туловищем вниз. Известно, что такие каганские атрибуты были высечены в верхней части памятников в честь Таспар-кагана, Бильге, Кюльтегина и на других памятниках. Номгонская надпись является важным памятником государственного значения, как и орхонские памятники. Академия планирует подготовить научный сборник, посвященный результатам Номгонской научной экспедиции, и представит его в столицах тюркских государств. Раскопки памятников тюркской эпохи в Монголии будут продолжены и в дальнейшем. Следует отметить, что исследовательские работы в Номгонской равнине начались в 2019 году. Однако совместная экспедиция «Номгон», приостановленная на два года по причине пандемии «Ковид-19», в июле 2022 года возобновила раскопки. В совместной экспедиции «Номгон-2022» в исследовательской группе Международной Тюркской академии приняли участие президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали, эксперты Академии Напил Базылхан и Нурболат Богенбаев, консультант-археолог, директор Центра археологических исследований Института археологии АН Монголии, академик Дамдинсурэнгийн Цэвээндорж (1949-2022), руководитель группы Центра средневековых археологических исследований Института истории и археологии АН Монголии профессор Алтангэрэлийн Энхтур, археологи Цэрэнхандын Буянхишиг, Гончигийн Батболд и Нарантуяагийн Цэнгэл, Мунхсайханы Ууганбаяр. Ранее Тюркская академия провела археологические раскопки в ритуальном комплексе Шивээт-улаан в Монголии. В 2016 году Академия организовала специальную экспедицию в этой долине. В церемониальном комплексе, построенном в период правления Кутлуг-кагана, обнаружены символы и различные артефакты, а также определена дата постройки. В продолжение этих работ в результате Номгонской экспедиции, начавшейся в 2019 году, был найден комплекс, посвященный самому Кутлуг-кагану. "Предлагаем вашему вниманию первое прочтение НАДПИСИ КУТЛУГ КАГАНА, вызвавшей большой интерес у научного сообщества и всего тюркского мира. Научная группа, сделавшая данное открытие: Д. Кыдырали, A. Энхтор, Н. Базылхан, Н. Богенбаев, Ц. Буянхишиг, Г. Батболд. Параметры надписи: длина и высота 70х74,5 см, ширина 19 см. Тексты расположены на всех поверхностях стелы. По предварительным данным, на передней поверхности имеется 19 строк, из них 12 в хорошем состоянии. Их предварительное прочтение: № 1 Ud yïl: toquzunč: ay: …[……….] Год коровы: девятый месяц 2 …… .... 3 …..Teŋri: oγlu: [……….] ..Сын Тенгри 4 Qutluγ qaγan: Türük [……….] Кутлуг каган: Тюрк 5 Ur oγlum: M[k]ön…..yü…[……….] Мои сыновья, глаз... 6 Biziŋ:öŋlig:..t.. [……….] Наш прекрасный.... 7 es[?] : Ïtdïm: bizi: yat: er: [……….] Я сделал: Нас чужой: Мужи.... 8 Yerde: …..tuz…..[……….] На земле.. 9 Tümen: Tümen: [……….] Десять тысяч: десять тысяч 10 es[?] el[is]ig [?]:küčüg: biz[ber-?] Мы [?] дали [?] свое дело и силу [служение].... 11 Atadïm: bi tidim [……….] Я назначил: на..писал... 12 es[?] : Qop ešti [……….] Все слышали Пока все. Остальное будет опубликовано в ближайшее время. Поздравляю непосредственных авторов открытия – Напила Базылхана, А. Энхтора, Нурболата Богенбаева и остальных коллег!"
    2 балла
  27. Средневековые татарские племена упоминаются с древних времен, встречаются еще в рунических надписях - те же отуз-татары. Татары по легендам связаны с Кимакским каганатом. Упоминаются во времена сельджуков на Мангышлаке. ИМХО говорили на тюркских языках. Монголы Чх именовались татарами соседними народами, теми же китайцами. Возможно всех кочевников именовали татарами. В ССМ и в других источниках упоминается истребление татар ЧХ, причем сохранившиеся от татарских жен дети считались метисами, не монголами. Их называли кара-татарами и отношение к ним было не очень. Язык средневековых монгольских племен был монгольским. Версия Викторовой о том, что среднемонгольский это вариант киданьского не принимается как аксиома. О монгольском языке родных племен ЧХ самым красноречивым образом говорят термины у армянских источников, Джувейни, у РАДа и т.д. При большом количестве тюрков в ордах Чх неудивительно заимствование большого числа тюркских слов. И кстати последующее быстрое отюречивание. Словарь Мукадим - это яркий пример того, что был необходим монголо-тюркский словарь РАЗГОВОРНОГО языка, а не типа киданеязычной письменности. Версия того, что Чх якобы говорил на тюркском языке — это реальный "Чх головного мозга" - обычный фольк с максимальными историчесикми хотелками и желанием приобщиться к великому Чх. Неудивительно, что и страна ЧХ притягивается поближе к своей земле. Любой адекватный человек, который увидел своими глазами монету откопанную в Каракоруме с надписью "Каракорум", не будет воспринимать аргументы типа "рек, текущих на восток".
    2 балла
  28. Я думаю, что есть связь с озером Ак-тениз (Ок-таниз) сформированным рекой/притоком Кубани недалеко от Черного и Азовского моря. "пролив из Чернаго моря в озеро Ок-таниз" https://cyberleninka.ru/article/n/dunayskie-knyazhestva-vo-vremya-avstriyskoy-okkupatsii-1854-1855-godov
    2 балла
  29. Родоплеменная идентичность в ЦА сохранена у казахов, кыргызов, кара-калпаков и т.д. Есть генеалогии на много поколений назад.
    2 балла
  30. При этом, отдельно от Жагалтай у нас ещё есть род Жагал, но пока непонятно, это имя человека-родоначальника, или же вид птиц или животных?!
    2 балла
  31. Валиханов так писал. по Y гаплогруппам: старкластер где то у 40 процентов, но в целом восточноевразийских гаплогруп (С2-F4002, C2-M48, O2a2b1-М134,C2c1a1a1-M407 ) большинство, из западноевразийских относительно крупные R1a, R1b, G1 по митохондриальным гаплогруппам также большинство восточноевразийского происхождения, хотя не такое подавляющее как по Y гаплогруппам, где то 60 на 40. по шежире и Y гаплогруппам выходит, что существенная часть предков пришли с Чингисханом в 13 веке. были ли они все монголоязычными вопрос дискуссионный. старкластер, жалаиры и хунгираты скорее всего да, а вот найманы, алчи татары возможно были тюркоязычными. из самых ранних авторов Рузбихан называет казахов потомками татар Чингисхана: “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”. также хочу отметить, что схожая история по гаплогруппам и родам также у каракалпаков, ногайцев и кыргызов и скорее всего у узбеков. но если по самому тезису, то мы абсолютно не монголы, вполне типичный тюркоязычный этнос. есть некоторые слова монгольского происхождения, но это нас монголами не делает.
    2 балла
  32. оказывается все мы правильно говорим:
    2 балла
  33. приветствую всех! транскрипция из последнего перевода Р.Алимова: Tėmišlär Cānï ḫān vafāt tapqandïn soŋ här qaysïsï här cānibqa tarqamïš. Cānïbėk ḫān{nïŋ} vilayat-i{n} Fätkä Nuaqrat kälip bozdï. перевод примерно такой: Приближенные Джанибека разошлись по сторонам после его смерти. Они разрушили Вятку Нуакрат который был вилайятом Джанибек хана. там вполне могло быть Nuaqrat[ti], может снизу черточка не была видна, символизирующая звук [и]
    2 балла
  34. Хотогойты - восточно-монгольский этнос, существовавший отдельно от ойратов и предков халха, примерно посередине между ними. Имели своих ханов с титулом алтан-хан. Некотрое время соперничали с ойратами в регионе
    2 балла
  35. Заке сам домысливает и в это верит, фактов у него нет, одни домыслы, не зря его фолком прозвали на форуме, еще до меня
    2 балла
  36. @Zake не совсем понял этимологию. Люди смотрели на луну, и на луне было их отражение? Или от круглой формы придумали.
    2 балла
  37. Мутация, которая условно названа старкластером, возникла 2,700 лет назад. Ближе всего к этой ветке т.н. даурская ветка, встречающаяся в Вост. Монголии и Маньчжурии. Авторы строят гипотезу откуда возник старкластер и даурская клада подсказывает что в Вост. Азии, вероятнгов бассейне Амура. Это подтверждается источниками: оттуда и вышли монголоязычные племена. По мне статья не противоречит версии что часть старкластера это потомки Бодончара (нируны). Просто у Бодончара были генетические родичи. В результате монгольской экспансии расселились не только старкластер нирунов но и общий старлкластер.
    2 балла
  38. Предположу, что у кыргызов нет желания "сваривания" в один этнос с казахами, это мы доказали на протяжении многих веков, а сейчас тем более. Речь в поговорке идет о взаимной культурной близости и братских отношениях. У нас все обычаи практически один в один, блюда, одежда, снаряжение и т.д. очень близкий язык, в армии и позже я не испытывал в общении никаких трудностей. Так что никто в родичи не набивается и объединяться в один этнос не собирается. Казахи по менталитету отличаются от кыргызов, и кыргызы не захотят сливания в один этнос. Поэтому ситуацию с возникновением поговорки якобы в времена Аблая считаю надуманной.
    2 балла
  39. Нисколько не умаляя достоинства других языков хочу сказать следующее: Тюркский язык стройный, логичный и простой. Поэтому у него такая обширная география. Тюркский язык можно сравнить с языком Кечуа в южной Америке. В прошлом Кечуа был языком межнационального общения между различными племенами из-за своей стройности и простоты. То же самое случилось в Дагестане. Кумыкский был языком межнационального общения между многочисленными нациями Дагестана из-за своей стройности и простоты. Так и ЗО вначале говорила на монгольском, но постепенно перешла на тюркский потому что он проще и стройнее. Из Вики про кечуа: Однако пришедшие с юго-востока инки, сами говорившие на другом языке капак сими, быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты изучения кечуа и сделали его государственным языком своей империи. Распространению языка по империи содействовало то, что его использовала в своих торговых операциях культура Чинча, создавшая обширную торговую сеть на территории будущей Империи Инков. Благодаря этому язык кечуа легко вытеснил местные языки даже в тех местностях (например, в современном Эквадоре), где власть инков продолжалась считанные десятилетия.
    2 балла
  40. Большинство поединков перед битвами у русских связаны с тюрками. При этом, следуя русским же летописям, на поединок русских вызывали именно тюрки. Начиная со времен Владимира Крестителя и Переяславля (отсюда и название города). Так что не бьёт Ваша теория. У казахов батыры постоянно участвовали в поединках перед битвами. Можно посмотреть, скажем, про Богенбая-батыра. Свое мнение измените.
    2 балла
  41. Вы же сами нагуглили где-то выражение "түлкі құрсақ" и везде его пихаете. Лично я понимаю его в буквальном смысле по-казахски как "құрсақ как у лисицы", вероятно в том регионе, где оно используется, это означает "тонкая талия", точно так же как у русских выражение "осиная талия". Рука лицо.
    2 балла
  42. Да, но это скорее влияние чагатайского. Но сам суффикс мақ мек в современном казахском есть в формах типа "бармақ, бармақшы, келмек, келмекші". Например "Сен енді о жаққа бармақшы болдың ба?". А так же выражение "Айтпақшы" (айтмақшы) - кстати.
    2 балла
  43. Извиняюсь что вмешиваюсь. На мой взгляд другие исторические события послужили решением принятия царского титула московским князьями. Иван III первым принял титул царя после женитьбы на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софьи Палеолог в 1472г. Русская православная церковь поддержала царский титул Ивана III, так как посчитала Москву «Третьим Римом» после падения Константинополя. Церковь видела Москву законной наследницей Рима и Константинополя в плане политического и религиозного лидерства в христианском мире. Немного ранее Константинополь - религиозный центр православного христианства - был захвачен османским султаном Мехмедом II (1453г). Также во время правления Ивана III были подчинены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, и Новгородская Республика. Захваты этих княжеств и республики были значимыми событием для Москвы. Новгородская Республика была большим государством и важным торговым центром с выходом в Балтийский регион. Тверское княжество соперничало с Москвой за главенство около полутора сотни лет. Приняв титул царя, Иван III получал международное признание. Иван III поднял статус московского князя в глазах других европейских монархов. Иван III хотел быть ровней европейским правителям, а не князем находившимся в вассальном положении. Царские титулы (Цезари) носили римские императоры. Надо отметить официально в государственных документах Иван III не использовал титул царя. Официально первым царем всея Руси стал Иван IV в 1547г. Уже после принятия официального статуса Иваном IV были захвачены Казанское (1552г), Астраханское (1556г) и Сибирское (1581-1582гг) ханства Политическую культуру, централизацию власти и многое другое Москва унаследовала из Орды. У историка Юрия Сергеевича Пивоварова много работ и статей по теме политической культуры и государственности России.
    2 балла
  44. Тем более странно, что вы предъявляете претензии ко мне. Я бы согласился бы, если был только один монгольский такой этноним с совпадением, но их целых четыре. Naiman, Tabun, Uisun, Dulat(n). Это не учитывая, что есть отдельные монгольские тотемистические этнонимы на вроде Tama (Верблюд).
    2 балла
  45. Вот что пишет по поводу трансформации слова Көк бөрі в Көкпар Жанпеисов Е.Н. в книге "Этнокультурная лексика казахского языка"
    2 балла
×
×
  • Создать...