Доска почета


Популярный контент

Отображено содержимое с наивысшей репутацией с 26.04.2018 in Сообщения

  1. 5 баллов
    Есть идея привлечь на форум профессиональных историков. С нашего форума в группу профи добавлены Асан-Кайгы, Кылышбай и Рейче. Буду приглашать историков, правда нет уверенности, что придут.
  2. 3 баллов
    Вы не путайте понятия. Есть системные проблемы, и они огромные и их нужно решать. Я это критиковал. А в карьере подняться можно и жить неплохо и в Северной Корее.
  3. 3 баллов
    Кушкумбаев А.К. Сведения казахских шежире по истории средневековых кыпчаков // «Средневековая история Дешт-и-Кыпчака»: международная научная конференция. 13-14 сентября 2017 года. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2018. С. 76-82 https://www.academia.edu/36629196/Кушкумбаев_А.К._Сведения_казахских_шежире_по_истории_средневековых_кыпчаков_Средневековая_история_Дешт-и-Кыпчака_международная_научная_конференция._13-14_сентября_2017_года._Павлодар_ТОО_НПФ_ЭКО_2018._С._76-82
  4. 3 баллов
    Были татары в Крымском ханстве или не были лучше всего говорит титул крымских ханов: "«…Улуг Урда ве Улуг Йортнынг, ве Тахет Кырымнынг, ве Дешт-Кипчакнынг, ве сансыз куб татарнынг, ве сагышсыз нугайнынг, ве таг ара черкачнынг, ве тат била тавгачнынг**, ве барча куп дин мобайан ве ислам казиннынг улуг падишахы, ве Улуг Кырым ханы сагадатлы ве шаджагатлы, ве сахаватлы, ве насратлы Богадыр-Гирей-хан, дам фи хафиз раббана, аль-мостаган фи аль сафар ве аль хазер али юм аль-мизан, хазретларемездин…» = «…Великий падишах Великой Орды и Великого Юрта, и Престольного Крыма, и Дешт-Кипчака, и неисчислимо многих татар, и неисчислимых ногаев, и горных черкесов, и татов с тавгачами, и всех многих избравших ясную веру и ислам, и хан Великого Крыма счастливый и мужественный, и великодушный, и боговспомоществующий хан Богадыр-Гирей, да сохранит его до Судного дня наш Господь, тот, к Кому обращаются за помощью в пути и дома». Если все войско крымских татар состояло из ногаев, то кто тогда побеждал ногаев к крымско-ногайских войнах 16-17 веков? Это были войны местных степняков кипчаков против пришлых степняков кипчаков- ногаев. Ногаи на тот момент были в Крыму пришлые, ведь история тюркского степного Крыма насчитывала к тому моменту 1000 лет и в Крыму в степях сформировалось уже полноценное общество степных тюрок Крыма. К нынешнему моменту история стрела грань между первыми и вторыми и для допустим горных тюрок Крыма- татов и ялыбойлю, все степные татары называются ногаями, произошла подмена понятий. Как видим по цитате, в Крыму отличали собственно татар и ногаев. К 1783 году все степняки для русских стали ногаями, оттуда и пошло что всех степных тюрок (татар) Крыма начали называть ногаями.
  5. 3 баллов
    Одновременно вышла другая статья: http://science.sciencemag.org/content/early/2018/05/08/science.aar7711 The first horse herders and the impact of early Bronze Age steppe expansions into Asia Peter de Barros Damgaard1,*, Rui Martiniano2,3,*, Jack Kamm2,*, J. Víctor Moreno-Mayar1,*, Guus Kroonen4,5, Michaël Peyrot5, Gojko Barjamovic6, Simon Rasmussen7, Claus Zacho1, Nurbol Baimukhanov8, Victor Zaibert9, Victor Merz10, Arjun Biddanda11, Ilja Merz10, Valeriy Loman12, Valeriy Evdokimov12, Emma Usmanova12, Brian Hemphill13, Andaine Seguin-Orlando1, Fulya Eylem Yediay14, Inam Ullah1,15, Karl-Göran Sjögren16, Katrine Højholt Iversen7, Jeremy Choin1, Constanza de la Fuente1, Melissa Ilardo1, Hannes Schroeder1, Vyacheslav Moiseyev17, Andrey Gromov17, Andrei Polyakov18, Sachihiro Omura19, Süleyman Yücel Senyurt20, Habib Ahmad15,21, Catriona McKenzie22, Ashot Margaryan1, Abdul Hameed23, Abdul Samad24, Nazish Gul15, Muhammad Hassan Khokhar25, O. I. Goriunova26,27, Vladimir I. Bazaliiskii27, John Novembre10,28, Andrzej W. Weber29, Ludovic Orlando1,30, Morten E. Allentoft1, Rasmus Nielsen31, Kristian Kristiansen16, Martin Sikora1, Alan K. Outram22, Richard Durbin2,3,†, Eske Willerslev1,2,32,† Abstract The Yamnaya expansions from the western steppe into Europe and Asia during the Early Bronze Age (~3000 BCE) are believed to have brought with them Indo-European languages and possibly horse husbandry. We analyze 74 ancient whole-genome sequences from across Inner Asia and Anatolia and show that the Botai people associated with the earliest horse husbandry derived from a hunter-gatherer population deeply diverged from the Yamnaya. Our results also suggest distinct migrations bringing West Eurasian ancestry into South Asia before and after but not at the time of Yamnaya culture. We find no evidence of steppe ancestry in Bronze Age Anatolia from when Indo-European languages are attested there. Thus, in contrast to Europe, Early Bronze Age Yamnaya-related migrations had limited direct genetic impact in Asia. Считается, что ямная экспансия из Западной степи в Европу и Азию в раннем бронзовом веке(~3000 лет до н. э.) принесла с собой индоевропейские языки и, возможно, коневодство. Мы анализируем 74 древние последовательности целого генома со всей Внутренней Азии и Анатолии и показываем, что Ботайцы, связанные с самым ранним коневодством, происходят из популяции охотников-собирателей, разошедшейся глубоко в древности с предками представителей ямной культуры. Наши результаты также свидетельствуют о различных миграциях, приносящих западноевропейский генетический компонент в Южную Азию до и после, но не во времена Ямной культуры. Мы не находим никаких свидетельств степного генетического компонента в Анатолии бронзового века, когда там засвидетельствованы Индоевропейские языки. Таким образом, в отличие от Европы, Ямная миграция раннего бронзового века имела ограниченный прямой генетический эффект в Азии. В статье есть результаты анализа ботайцев: Population SampleID ObservedSN Representat Lineage Botai_CA BOT15 N-M231 N-M231 N Botai_CA BOT14 R-M478 R-M478 R1b1a1 Kurma_EBA DA354 Q-M1083 Q-L472 Q1a Lokomotiv_EN DA357 C-F4015 C-F4015 C2b1a1 Lokomotiv_EN DA359 N-M2087.1 N-M2087.1 N1c Okunevo_EMBA RISE673 Q-M1100 Q-L472 Q1a Okunevo_EMBA RISE683 Q-L712 Q-L712 Q1a1b1 Okunevo_EMBA RISE672 Q-M346 Q-M346 Q1a2 Okunevo_EMBA RISE674 Q-M346 Q-M346 Q1a2 Okunevo_EMBA RISE662 Q-L54 Q-L54 Q1a2a1 Okunevo_EMBA RISE664 Q-L330 Q-L330 Q1a2a1c Okunevo_EMBA RISE718 Q-L330 Q-L330 Q1a2a1c Okunevo_EMBA RISE719 Q-L334 Q-L330 Q1a2a1c Okunevo_EMBA RISE670 Q-L940 Q-L940 Q1a2b Okunevo_EMBA RISE675 R-Z2105 R-Z2015 R1b1a2a2 Shamanka_EBA DA334 Q-L55 Q-L53 Q1a2a Shamanka_EBA DA335 Q-L53 Q-L53 Q1a2a Shamanka_EBA DA336 Q-L53 Q-L53 Q1a2a Shamanka_EBA DA337 Q-L475 Q-L53 Q1a2a Shamanka_EBA DA338 Q-L53 Q-L53 Q1a2a Shamanka_EBA DA339 Q-L334 Q-L330 Q1a2a1c Shamanka_EN DA247 N-M231 N-M231 N Shamanka_EN DA251 N-M2291 N-M2291 N1 Shamanka_EN DA245 N-L666 N-L666 N1c2 Shamanka_EN DA248 N-L666 N-L666 N1c2 Shamanka_EN DA362 N-L666 N-L666 N1c2 Shamanka_EN DA250 NO-M214 NO-M214 NO1 UstIda_EBA DA361 Q-M346 Q-M346 Q1a2 UstIda_EBA DA353 Q-L476 Q-L53 Q1a2a UstIda_EBA DA356 Q-L213 Q-L53 Q1a2a UstIda_EBA DA343 Q-L54 Q-L54 Q1a2a1 UstIda_LN DA345 N-M2080 N-M46 N1c1 UstIda_LN DA355 Q-L892 Q-M346 Q1a2 Yamnaya YamnayaKaragash_EMBA R-CTS1843 R-CTS1843 R1b1a2a2c1 Turkmenistan_IA DA382 R-F992 R-F992 R1a1a1b2 Namazga_CA DA379 J-L134 J-M304 J Namazga_CA DA381 J-L26 J-L26 J2a1 Anatolia_EBA MA2212 J-L559 J-M410 J2a Anatolia_MLBA MA2200 J-L26 J-L26 J2a1 Anatolia_MLBA MA2205 J-L27 J-L26 J2a1 Anatolia_MLBA MA2208 G-M3317 G-M406 G2a2b1
  6. 3 баллов
    У казахов есть легенда о "Кырык кыз". Так что не стоит так спешит с выводами? СОРОК ДЕВУШЕК Неподалеку от турбазы «Южная», расположенной на отро­гах небесного Тянь-Шаня, можно наблюдать одно из уникаль­ных творений природы. Кажущаяся бесконечной, выжженной солнцем дорога, петляя среди холмов, ведет к подножию гор. Изредка перед глазами проносятся разросшиеся фруктовые сады, среди изум­рудной зелени виднеются добротные дома колхозников, а по­том снова — беспредельный степной простор. Постепенно дорога приближается к горам. Солнце садится, и на бело­снежных вершинах Тянь-Шаня отражаются солнечные свет­ло-розовые и золотистые пятна. Вдруг впереди четко вырисовываются силуэты каких-то людей в ярких, пестрых одеждах. Издали кажется, что они со­брались на праздник. И только подойдя совсем близко, по­нимаешь свою ошибку. Это вовсе не люди, а небольшие ост­роверхие скалы, над внешностью которых немало потруди­лась природа. Она изваяла поистине сказочные фигуры. Каж­дая скала стоит отдельно и совсем не похожа на другие. Вокруг этих каменистых скал очень много глыб глины раз­ных цветов и оттенков. Говорят, в свое время этих скал было ровно сорок. Теперь же их осталось около двадцати — боль­ших и малых, неповторимых, довольно причудливой формы. Местные старожилы охотно рассказывают туристам ле­генду о «Сорока девушках», что в переводе на казахский оз­начает «Кырык кыз». В давние времена, гласит легенда, в долине быстрой реки Угам жили горцы. Жизнь их протекала тихо и мирно, не зная ненависти и вражды друг к другу. Они занимались охо­той и другим хозяйством. Свободное и гордое племя понятия не имело о богатстве и деньгах. Они наслаждались свободой, это единственное, чем они дорожили. Но беда была уже рядом. И вот однажды ночью, когда жи­тели селения спали крепким сном, с гор спустился жестокий хан, правитель здешних мест, чтобы завоевать этот райский уголок земли, защищенный от холодных северных ветров, с прекрасными пастбищами. Налетел хан со своими воинами, как злой ветер, растоптал посевы, убил стариков, детей, женщин. Угнал тысячные стада овец и несчетные табуны лошадей. А сорок самых красивых девушек взял с собой для своего гарема. Далеко позади осталось разрушенное селение. Всадники отходили к перевалу, хан был доволен. Вдруг он услышал за собой топот копыт. «Хан! кричал всадник остановись!» Удивленный хан остановил коня, но тут же пришел в ярость, увидев перед глазами седобородого старика-горца. Хан в гневе вскричал: Как? И ты старик, хочешь жить? И тебе мила жизнь? О нет, хан бесстрашно ответил старик. Как посмел ты меня остановить? кричал хан. Но старик спокойно продолжал: О жестокий убийца, ты разорил мое гнездо и я принесу тебе несчастье. По закону нашего племени ни один горец не должен погибнуть в неволе... Эй, слуги! закричал взбешенный хан, взять его. Воины бросились, как собаки на добычу к старику, с плетками в руках. Но ни одна плетка не достигла своей цели старик стоял как бы в заколдованном кругу. Затрясся хан в гневе. А старик стал вдруг каменеть. Испуганные воины не сводили с него глаз, пока он не превратился в камень. Сорок девушек невольниц тоже превратились в каменные глыбы. Потрясенное войско взглянуло на хана. Но, что это? С места, где стоял хан, раздавался бешенный лай собаки, которая видит цель, но не может из-за цепи ее достать. А потом собака тоже окаменела. Ломая копья, теряя доспехи, в ужасе давя друг друга, бросилось войско бежать, забыв о славе и богатстве. Но руки их стали крыльями, сами они превратились в черных воронов. Так вот и стоят эти сорок каменных красавиц под перева­лом, а с ними старик-спаситель. А чуть в стороне — преграж­дает путь каменная собака. А еще говорят, что в ненастную погоду кружаться над «Кырык-кыз» черные вороны воины хана. Прошло много лет с тех пор, как люди сложили эту легенду. Но она и по сей день жива в народе. У легенды есть несколько вариантов, поэтому не удивляйтесь, если вам кто-нибудь расскажет ее по-другому.
  7. 2 баллов
    К сожалению зачастую все достоинства таких людей и заканчиваются на владении языком в совершенстве.
  8. 2 баллов
    Вышла статья с гаплотипами казахов,Maxat Zhabagin Aliya Sarkytbayeva Inkar Tazhigulova Dauren Yerezhepov Svetlana Li Rakhmetolla Akilzhanov Alibek Yeralinov Zhaxylyk Sabitov Ainur AkilzhanovaDevelopment of the Kazakhstan Y-chromosome haplotype reference database: analysis of 27 Y-STR in Kazakh populationhttps://link.springer.com/article/10.1007/s00414-018-1859-8To improve available databases of forensic interest, all Y-STR haplotypes from Kazakh population were presented in this study. The reference database accumulated almost 3650 samples from academic and citizen science. Additionally, 27 Y-STR from Yfiler Plus System were first analyzed in 300 males from Kazakh (Qazaq) populations residing in Kazakhstan. The data is available in the YHDR under accession numbers YA004316 and YA004322. A total of 270 unique haplotypes were observed. Discrimination capacity was 90%. Obtained Y-STR haplotypes exhibited a high intra-population diversity. Analysis of pairwise genetic distances showed lowest RST values from Uighur and Mongolian populations.
  9. 2 баллов
    Золотая орда это наша "Киевская русь". Делить ее не надо. Это общее прошлое. Насчет "воровства" Я бы стал писать конкретно фамилии этих авторов и их критиковать а не маркировать их по национальности.
  10. 2 баллов
    Нет. Несмотря на то что казахи самые прямые наследники Золотой Орды. Конечно узбеки, ногайцы, татары и др. тоже наследники ЗО, и неправильно называть общий исторический период "казахским". Эту мысль можно выразить более лучшим образом, не уподобляясь фолькам. Но главная моя причина в том, что наряду с казахами в том же Крымском ханстве, в Ногайской орде, в Мавераннахре жили такие же ордынские кочевники, носители такой же ордынской культуры. Сейчас кого-то из них уже нет, кто-то полностью изменился, но самое главное что они были.
  11. 2 баллов
    одна община Аркук , не этнос Аллах нас разделил народами чтоб мы познавали друг друга ( аят из Корана)
  12. 2 баллов
    Чх казах только от вас слышу на форуме...
  13. 2 баллов
    Был в позапрошлом году с семьей в одном из санаториев Сарыагаша, ЮКО. Местные жители сетовали, что каждый пытается провести свадьбу не хуже других. Идет какое-то глупое соревнование, хотя большинство не имеет никаких средств. Каждый старается перескакать другого. Зовут на свадьбу не менее 1000 человек. Для пышных свадеб берут большие кредиты. Часто молодожены потом разводятся и деньги на ветер, родителям потом приходится годами выплачивать банку кредит. Лично сами видели свадебные кортежи внизу парка, вроде бы все обычные аульные ребята, а судя по кортежам женятся принцы Уэльские. Мое мнение, что это глупая трата денег, глупые понты, а если быть точным - бестолковые казакбайские понты. Мое мнение, что это результат невежества и темности народа.
  14. 2 баллов
    Р. Ю. Почекаев К вопросу о составе господствующего класса Золотой Орды: династии сановников Ханская власть в тюрко-монгольских государствах Чингизидов не была наследственной. Тем более, не приходится говорить о наследственной передаче административных должностей в пределах одного рода сановников. Тем не менее, в источниках неоднократно отмечается переход властных полномочий от высших сановников к их сыновьям или другим близким родственникам, что позволяет говорить о формировании целых сановных династий. Подобная ситуация вполне характерна для тех улусов Монгольской империи, в которых в течение веков складывались и развивались бюрократические традиции, формировалась особая корпорация чиновников, передававших свои знания, навыки, ценности своим потомкам. Совершенно иная ситуация сложилась в Золотой Орде, в которой таких бюрократических традиций не было изначально и так и не сложилось со временем. Тем не менее, и в золотоордынской управленческой практике складывались своеобразные династии сановников, из поколения в поколение занимавшие высокие посты. В рамках настоящей статьи мы намерены проанализировать основные группы представителей золотоордынской аристократии, которые занимали высшие посты в государстве, а также способы легитимации передачи ими этих постов своим сыновьям или другим близким родственникам. Исследователи обращались к данному вопросу и ранее. Так, значительную работу в этом направлении проделал В.П. Костюков, который в ряде работ подробно проанализировал деятельность представителей нескольких ветвей рода Джучидов (в частности, потомков Шибана и Туга-Тимура) не только как претендентов на верховную власть, но и как потомственных полководцев и областных правителей (Костюков, 2007; 2008; 2009). Ему удалось достаточно четко определить статус этих царевичей - государственных деятелей и военачальников, которые достигали значительных постов благодаря не только своей принадлежности к правящему роду, но и собственным заслугам. Не последнюю роль в их судьбе, впрочем, играли, по мнению В.П. Костюкова и некие семейные «служебные» традиции. О роли представителей рода Джучидов как областных правителей писал нумизмат А.Г. Гаев (Гаев, 2002), однако его выводы, на наш взгляд, являются спорными, и ряд наместнических династий, которые исследователь относит к Джучидам, скорее, следует счесть представителями племенной аристократии. Большой интерес представляют исследования о клановой структуре Золотой Орды, проводимые Ю. Шамильоглу и Д. М. Исхаковым. Американский историк Ю. Шамильоглу, кажется, первым обратил внимание на роль и значение родовой аристократии как фактор прихода к власти тех или иных сановников (8сЬатПо§1и, 1984; 1986). В дальнейшем его наработки были развиты казанским исследователем Д. М. Исхаковым, который внес существенные уточнения в выводы Ю. Шамильоглу. Не ставя целью детально проанализировать механизмы передачи власти внутри кланов, он, тем не менее, вполне однозначно установил, что высшие военные и административные посты в Золотой Орде занимали представители тюрко-монгольской племенной знати, благодаря своей принадлежности к тому или иному клану. Важным фактором прихода к власти, сохранения ее и передачи потомкам, согласно выводам Д. М. Исхакова, являлось место самого клана в системе золотоордынской иерархии, его влияния на том или ином этапе истории Улуса Джучи (Исхаков, Измайлов, 2007; Исхаков, 2009). Значительный вклад в изучение золотоордынского правящего класса внес петербургский тюрколог А. П. Григорьев, в течение нескольких десятилетий исследовавший ярлыки ханов Золотой Орды и предпринявший беспрецедентную попытку реконструкции изначального содержания документов, дошедших до нас только в иностранных переводах. Ему удалось установить подлинные имена ордынских сановников, упоминаемых в ярлыках и соотнести их с лицами, упоминаемыми также в нарративных источниках. В ряде случаев исследователь также предпринимает попытки выявить родовые связи тех или иных деятелей, проследить судьбу этих родов в золотоордынской правящей системе (Григорьев, Григорьев, 2002; Григорьев, 2004). Следует также отметить работу воронежского историка Ю. В. Селезнева, посвященную элите Золотой Орды (Селезнев, 2009). Работа представляет собой перечень имен, упоминаемых в источниках и исследованиях о Золотой Орде, и могла бы служить неплохим пособием для дальнейших исследований по данной тематике. Однако автор поставил перед собой слишком глобальную цель - составить список всех представителей золотоордынской элиты за всю историю этого государства, что вызвало ряд проблем. Так, Ю. В. Селезнев несколько запутался в самом понятии «элита», включив в нее не только представителей правящего рода и высших слоев ордынской аристократии, но также правителей вассальных государств, торговцев и мелких чиновников, однократно упоминавшихся в том или ином источнике. Затем, книга представляет собой всего лишь алфавитный список без систематизации персоналий по социальным группам, происхождению, должностям. Кроме того, книга имеет и большое количество фактических неточностей (На1репп, 2009). Таким образом, можно отметить, что задел по изучению истории сановных династий Золотой Орды уже создан. Однако стоит отметить, что исследователи в большинстве своем исследователи ограничивались либо попытками реконструкции структуры органов власти, либо характеристикой конкретных политических и государственных деятелей, на основе которой делаются обобщающие выводы. Таким образом, общее представление о составе золотоордынской знати (речь идет не о членах правящего рода, претендентах на ханский трон, а именно о высшей администрации Золотой Орды) и в особенности о механизмах занятия ими ключевых административных постов в государстве на сегодняшний день практически отсутствует. Соответственно, мы намерены предпринять попытку по устранению этого пробела. Одной из проблем отсутствия фундаментальных исследований по истории золотоордынской знати, несомненно, является довольно скудная источниковая база. Собственно золотоордынских нарративных сочинений, как известно, не сохранилось, а официальных документов до нас дошло всего несколько десятков, большинство которых, к тому же, в иностранных (русских, итальянских, латинских, польских) переводах. Тем не менее, значительная информация о сановниках Золотой Орды, их происхождении и семейных связях содержится в сочинении Рашид ад-Дина «Сборник летописей», который, однако охватывает период до начала XIV в. включительно. Сведения о сановниках Золотой Орды более позднего времени можно обнаружить в сочинениях персидских и среднеазиатских (тимуридских) историков - Хазрет-Вассафа, Гийас ад-Дина Али, Шараф ад-Дина Али Йазди, Хафиз-и Абру; немногочисленные, но от этого не менее важные, сведения содержатся в китайской династийной истории «Юань ши». Безусловно, важнейшим источником информации о правящем классе Золотой Орды и его конкретных представителях являются ханские ярлыки, в которых поименно перечисляются представители высшего административного аппарата этого государства. Ценность ярлыков как источника увеличивается также за счет того, что они имеют конкретную датировку, что позволяет более точно установить время пребывания того или иного сановника у власти, соотнеся данные ярлыков со сведениями нарративных источников. Безусловно, наибольшие возможности для прихода к власти и занятия высших постов в гражданской и военной администрации Золотой Орды были у представителей Золотого рода - прежде всего, у потомков Джучи.[1] Хотя каждый Джучид (как и любой потомок Чингис-хана по прямой мужской линии) уже в силу своего происхождения имел право на удел, с которого мог получать доходы (Владимирцов, 2002, С. 396-397; Почекаев, 2009, С. 103), многие царевичи не ограничивались ролью этаких «помещиков» и исполняли различные должностные обязанности, нередко передавая их по наследству. Наиболее ярко проявили себя на этом поприще потомки Шибана и Туга-Тимура - соответственно, пятого и тринадцатого сыновей Джучи. Так, сам Шибан, как сообщают средневековые источники, проявил себя талантливым и энергичным военачальником на службе у своего брата Бату. Правда, по некоторым сведениям, старший брат поручал Шибану не только военные операции: согласно сообщению Вильгельма де Рубрука, Бату направил его навстречу хану Гуюку, который приближался к границам Золотой Орды со своими войсками, и во время этой встречи Шибан, якобы, отравил Гуюка, причем погиб и сам....[2] Потомки Шибана унаследовали его таланты полководца, и ряд из них сделал неплохую карьеру на службе у золотоордынских правителей. Так, например, Балакан б. Шибан и его племянник Ара-Тимур б. Байнал б. Шибан командовали золотоордынскими соединениями в войсках Хулагу, фактически являясь резидентами и проводниками интересов Джучидов в Иране. Так, когда Хулагу, согласно указу своего брата, монгольского хана Мунке, был назначен правителем всех завоеванных земель в Иране, Балакан вместе с другими Джучидами в войсках Хулагу активно воспротивился этому акту. В результате против него было сфабриковано обвинение в колдовстве, и Хулагу казнил его (примечательно, что его решение было санкционировано Берке, правителем Золотой Орды, который, как глава Джучидов, должен был взять своего племянника под защиту). После расправы с Балаканом и другими военачальниками-Джучидами Ара-Тимуру удалось с небольшим количеством воинов вернуться в Золотую Орду через Кавказский хребет. Не удивительно, что когда золотоордынские ханы впоследствии развязали войну с Хулагу и его наследниками за Азербайджан, потомки Шибана наиболее активно проявили себя как военачальники на кавказском фронте. Так, известно, что войсками Золотой Орды в боевых действиях против Хулагуидов в 1288-1290 гг. командовали Тама-Токта, сын Балакана, и Джучи-Буга, сын Бадакула: несомненно, среди мотивов, побудивших их принять участие в этих кампаниях, не последнее место занимала месть за казнь Балакана (Костюков, 2008, С. 59-71; 2009, С. 139). Однако связывать военную карьеру Шибанидов на службе у золотоордынских ханов только с местью за родича было бы, наверное, неправильным. В. П. Костюков предположил, что между родами Бату и Шибана существовало что-то вроде формального или неформального соглашения, в соответствии с которым Шибаниды из рода в род занимали крупные военные посты в джучидской армии. Соответственно, в благодарность за то, что им эти посты предоставлялись, они стояли на страже интересов сарайских ханов. Наиболее важным это соглашение оказалось в то грозное время, когда хан Токта выступил против всемогущего временщика Ногая и поначалу потерпел сокрушительное поражение, едва не был захвачен в плен и, соответственно, чуть не лишился трона, а заодно и жизни. Спасение пришло со стороны восточных огланов-военачальников, во главе которых оказался именно Тама-Токта, возглавивший войска, поспешившие на помощь хану: узнав о приходе к Токте новых сил, Ногай отказался от намерения двинуться на Сарай и захватить хана. Примечательно, что ранее Тама-Токта являлся соратником Ногая по иранским походам, однако лояльность к ханскому роду оказалась сильнее (Костюков, 2008, С. 87-88). Еще в конце XIV в. ряд Шибанидов по-прежнему демонстрировал лояльность ханскому трону, хотя потомки Бату и лишились его, уступив представителям другой ветви: так, например, Али- оглан и Ильяс-оглан были полководцами хана Токтамыша из рода Туга-Тимура (Костюков, 2009, С. 146-147). Особые отношения, вероятно, существовали между правящим в Золотой Орде домом Бату и потомками его брата Туга-Тимура. Однако, в отличие от Шибанидов, Туга-Тимуриды сделали карьеру в административной, а не военной сфере. Вероятно, это также связано с деятельностью самого Туга-Тимура, который во время отсутствия Бату в своих владениях исполнял роль правителя Улуса Джучи, а затем помогал Берке (опять же - по поручению Бату) организовать курултай в Монголии, на котором ханом был избран Мунке (Костюков, 2007, С. 179). Соответственно, потомки Туга-Тимура также занимали высокие посты в гражданской администрации. Так, представители одной из ветвей потомков Туга-Тимура были переведены в Крым во время правления хана Менгу-Тимура в Крым. По некоторым сведениям, Урук-Тимур, сын Туга-Тимура, от имени Менгу-Тимур-хана даже заключил договор с генуэзцами о предоставлении им возможности основать свою колонию в Кафе (Canale, 1855, P. 154). Потомки Урук-Тимура к середине XIV в. окончательно закрепились на полуострове улус-беками Крыма становились Тулек-Тимур, его сын Джанса и сыновья Джансы - Али и Таш-Тимур (ср.: Гаев, 2002, С. 20-23). Крымские ханы Гиреи являлись прямыми потомками Таш-Тимура. О статусе потомков Туга-Тимура в восточном крыле Золотой Орде («Синей Орде»), в котором находились их основные родовые владения, сведений практически нет. Однако не лишено оснований мнение И. М. Миргалеева, предположившего, что Туга-Тимур и его потомки являлись своеобразными «хранителями семейного очага» рода Джучидов (Миргалеев, 2009, С. 167-168). Подобная версия позволяет, в частности, объяснить, почему именно Туга-Тимур заменял Бату на должности правителя Улуса Джучи в его отсутствие. Логично предположить, что особый статус Туга-Тимура мог быть унаследован его потомками, что потом принесло им немалую пользу. Однако что же заставляло Джучидов поступать на «государственную службу» и нести нередко обременительные обязанности, отказываясь от роли беззаботных владетелей собственных уделов, получающих без всякого труда доходы с них? Думается, ответ имеет в какой-то степени демографическое объяснение: чем больше рождалось сыновей у того или иного улусного владетеля, тем на меньший удел (и, соответственно, меньшие доходы) мог рассчитывать каждый его потомок. Государственная же должность гарантировала, что ее обладатель не затеряется среди многочисленных Джучидов, и его личные качества и таланты смогут быть замечены и оценены. А это, в свою очередь, повышало шансы на ханский титул. Как убедительно доказал Т. И. Султанов, все Чингизиды - т. е., прямые потомки Чингис-хана по мужской линии - имели равные права на трон. Поскольку четко определенного порядка наследования в Золотой Орде (как и в Монгольской империи и других государствах Чингизидов) не существовало, существовало порядка пяти-шести оснований для признания того или иного потомка Золотого рода достойным ханского трона, и личные качества, таланты, опыт, удача входили в их число (Султанов, 2006, С. 87-101). Соответственно, Джучиды, не относившиеся к числу представителей старших ветвей рода или не являвшиеся старейшими в семействе, в борьбе за трон могли рассчитывать только на собственные таланты, которые могли проявить на военной или гражданской службе. И этот результат не замедлил сказаться, как только ветвь Бату, представители которой признавались наиболее легитимными претендентами на ханский трон, утратила монополию на верховную власть, и у всех многочисленных потомков Джучи оказались равные права на трон. Потомки Шибана, апеллируя к заслугам своих предков полководцев, в течение 1360­1380 гг. занимали трон Золотой Орды около десятка раз. Не меньше преимуществ было и у потомков Туга-Тимура. Так, например, согласно «Чингиз-наме», когда наместник Синей Орды Тенгиз-Буга решил возвести на трон собственного хана-марионетку, его выбор пал на Кара-Ногая, являвшегося потомков именно Туга-Тимура. В. П. Костюков предположил, что такой выбор мог быть связан с особым положением Туга-Тимуридов в Синей Орде, хотя допускал и вероятность «случайного стечения обстоятельств» (Костюков, 2007, С. 204). Несколько Туга-Тимуридов, занимавших ханский трон, происходили из крымской ветви рода и приходили к власти, очевидно, при поддержке своих родичей и крымской знати. Как бы то ни было, именно потомки Туга-Тимура в конечном счете одержали победу в борьбе за ханский трон, положили конец смуте, а в дальнейшем в течение нескольких веков возглавляли и Казахское ханство.[3] Представители менее знатной аристократии Золотой Орды, не относившиеся к роду Джучидов (в крайнем случае, связанные с ним родством по женской линии), тем не менее, также имели немало возможностей для карьеры на ханской службе и, в свою очередь, основали значительное число сановных династий, передавая власть из поколения в поколение. Аристократические династии, занимавшие высшие посты в Золотой Орде можно подразделить на несколько групп. Некоторые династии формировались из числа монгольской знати, пришедшей в Дешт-и Кипчак с Джучи и его ближайшими преемниками в первой половине XIII в. Так, например, Байху из племени хушин, эмир правого крыла войск Бату, на закате своих дней сделал своим преемником собственного приемного сына Элдэке. Черкес, бекляри-бек при хане Токте, был потомком другого видного военачальника Бату - Мунгету-нойона сиджиута (Рашид ад-Дин, 1952, С. 172, 183). Надо полагать, именно эта «старая» аристократия поначалу занимала высшие посты в Золотой Орде. Однако уже к концу XIII в. она, по- видимому, уступила место тем кланам, которые породнились с ханским домом и тем, кто закрепился в качестве потомственных областных правителей. По крайней мере, ни один род, представители которого занимали высшие государственные посты в государстве Джучидов, не апеллировал к тому, что его предки завоевывали Дешт-и Кичпак вместе с сыновьями Джучи, они имели другие основания претендовать на власть. Соответственно, следующая группа сановников, получивших возможность основать династии - близкие родственники ханского дома, причем не обязательно ханов, но и ханш. Так, например, «старшим эмиром» при Бату был Ит-Кара из племени алчи-татар, а при хане Туда-Менгу, внуке Бату - Бек-Тимур, вероятно - потомок или близкий родственник Ит-Кары (Рашид ад-Дин, 1952, С. 111). Известно, что из племени алчи-татар была Боракчин, старшая жена Бату, так что возвышение двух упомянутых нойонов вероятно, связано с тем, что они приходились ей близкими родственниками. Но, наверное, наиболее яркие примеры назначения на высокие посты ханских родичей из числа высшей золотоордынской аристократии имели место в правление хана Узбека. Его близким родственником (двоюродным братом по материнской линии) был Кутлуг-Тимур, который после прихода Узбека к власти занял пост бекляри-бека, а когда его отношения с этим капризным и неуравновешенным монархом испортились, стал улус-беком Хорезма. Его брат Мухаммад-ходжа стал даругой Азака (Азова), другой брат - Сарай-Тимур являлся военачальником, а затем, когда хан Джанибек б. Узбек в 1356 г. завоевал Азербайджан и поставил там правителем своего сына Бердибека, он стал его везиром. Во время правления Бердибека в Золотой Орде Сарай-Тимур стал золотоордынским везиром - вторым по значению сановником после бекляри-бека (Григорьев, Григорьев, 2002, С. 12-14, 128-129). Сведений о том, какой пост занимал Харун-бек, сын Кутлуг-Тимура, не сохранилось, однако, учитывая, что он был женат на дочери Узбека, можно предположить, что и он являлся одним из высших ханских сановников. С Кутлуг-Тимуром успешно соперничал за власть и влияние при ханском дворе еще один родственник Узбек-хана - Иса-бек (Иса-Коркуз) из рода уйшин, который также был женат на ханской дочери и, соответственно, получил право прибавить к своему имени почетную приставку «гурген». Несколько раз он сменял Кутлуг-Тимура на посту бекляри- бека, а его потомки, хотя и не заполучили этот пост, также оставались влиятельными сановниками. Так, Амат, сын Иса-бека, являлся одним из ближайших эмиров Джанибек- хана, на чьей дочери был женат, а Салчи, сын Амата и ханской дочери, в 1375 г. стал правителем Хаджи-Тархана - Астрахани (История, 2005, С. 222; Григорьев, Григорьев, 2002, С. 13-14; Мустакимов, 2009, С. 275-276). После 1380 г. представители этого рода в источниках не упоминаются - вполне вероятно, что они были уничтожены Токтамыш-ханом как сторонники потомков Бату. По-видимому, родственными связями объясняется и возвышение рода, к которому принадлежал Могул-Буга, бекляри-бек ханов Джанибека и Бердибека. А. П. Григорьев не без оснований отнес его к роду кунграт, со времен Чингис-хана связанному брачными узами с Золотым родом. По мнению А. П. Григорьева, впрочем, в возвышении Могул-Буги и его рода сыграла роль не только его принадлежность к этому влиятельному клану, но и близкое родство с ханским домом: исследователь не без оснований предположил, что Могул-Буга мог быть братом знаменитой ордынской ханши Тайдулы - супруги Узбека, матери Джанибека и бабки Бердибека, при которых она пользовалась большим влиянием в политических делах. А. П. Григорьев также предпринял попытку восстановить и семейные связи Могул-Буги, в результате чего пришел к выводу о существовании весьма значительного и влиятельного клана кунгратов. Согласно результатам его исследований, отцом Могул-Буги был Севинч-Буга, сановник хана Узбека, упоминаемый в русских летописях как ханский посол в Тверь (1321 г.); также, по мнению А. П. Григорьева, у Могул- Буги были двое братьев - Кутлуг-Буга, бекляри-бек при хане Джанибеке, в дальнейшем - даруга Солхата (Старого Крыма) и Урус-Буга, темник Бездежа. Как видим, три представителя одного поколения занимали видные посты в золотоордынской администрации. Не остались в стороне от ордынской политики и представители следующего поколения этого рода. Ильяс, сын Могул-Буги, стал бекляри-беком при хане Мюриде, а его тезка и двоюродный брат Ильяс б. Кутлуг-Буга, как и его отец, состоял на службе у Мамая и выполнял дипломатические поручения - в частности, в 1366 г. был отправлен послом в Литву и Тверь (Григорьев, 2004, С. 145-146).[4] Последние сведения о представителях этого рода относятся к 1387 г., под которым Кутлуг-Буга упоминается в качестве наместника Солхата - как видим, он сумел благополучно пережить многочисленные перевороты и послужить сначала Мамаю, а затем и его противнику-победителю Токтамышу (Григорьев, Григорьев, 2002, С. 213). На высокие посты и передачу их потомкам претендовали также «провинциальные династии» - кланы, которые смогли закрепиться на определенных территориях и впоследствии практически приобрели монополию на административные должности в тюменах, расположенных в пределах их родовых владений. К таковым, например, можно отнести семейство правителей китайских владений Золотой Орды - Бок-Бугу или племени найман и его внука Терэла: в течение длительного времени они управляли китайской областью Пинъянфу, которая после завоевания империи Цзинь была передана под власть Бату. Любопытно отметить, что после того, как великий хан Хубилай конфисковал владения золотоордынских правителей, расположенных в Китае и Чагатайском улусе, и власть этого рода в Пинъянфу прекратилась, Терэл остался на службе у Хубилая и неоднократно направлялся с миссиями именно к золотоордынским ханам (Храпачевский, 2009. С. 246-247). Гораздо более длительное время находился у власти род кият, некоторые представители которого сделали блестящую карьеру. Этот род с сер. XIII в. был связан с Крымским полуостровом: знаменитый золотоордынский военачальник Бурундай, происходивший из киятов, участвовал в покорении Крыма на рубеже 1230-1240-х гг. и, вероятно, получил здесь владения. Его потомки уже в начале XIV в. стали правителями- темниками Солхата и оставались таковыми в течение полувека. Крымскими темниками были Тулук-Тимур, его сын Кутлуг-Тимур, внук Али (История, 2005. С. 259, 294). Другой сын (брат?) Тулук-Тимура, Иса (Исатай), стал основателем новой «провинциальной династии»: по указу хана Узбека он в 1320-е гг. стал наместником хана в Синей Орде. Длительное время управляя этим регионом, он закрепился здесь, приобрел поддержку местного населения и, пользуясь ослаблением ханской власти после Узбека, сумел сделать свой пост наследственным: после его смерти новым наместником левого крыла стал его сын Джир- Кутлуг, а когда и он погиб, его сменил его собственный сын Тенгиз-Буга (Утемиш-хаджи, 1992. С. 109). Родственник Тенгиз-Буги, знаменитый Мамай, опираясь на могущество своего рода, сумел добиться наивысшего в Золотой Орде поста бекляри-бека, который занимал около двух десятилетий. При этом он не терял связей с Крымом, который в течение 1360­1370-х гг. оставался его опорным пунктом: ведь именно здесь находились его родовые владения, и отсюда он черпал ресурсы для борьбы за объединение Золотой Орды. К числу «провинциальной аристократии» можно отнести и еще один род, известный в истории Золотой Орды - семейство Суфи, также происходившее из племени кунграт. Основатель этого рода, Нангудай, был эмиром хана узбека и даже женил своего сына на его дочери. Однако этот клан сделал ставку не на родство с ханским домом, а на свои родовые владения: Нангудай был улус-беком Хорезма, и поэтому когда в Золотой Орде в начале 1360­х гг. началась смута, и сам родоначальник погиб, его потомки фактически отделили Хорезм от Золотой Орды и стали править самовластно. Сначала правителями были сыновья Нангудая - Хусайн-Суфи и Йусуф-Суфи, затем - представители третьего поколения рода, пока последний из них, Сулейман-Суфи в 1388 г. не был окончательно изгнан из Хорезма Тимуром (Йазди, 2008. С. 75, 77, 126)[5]. Еще одна группа аристократических кланов не попадает ни в одну из вышеперечисленных категорий. Речь идет о племенных предводителях, которые добились власти и сумели сохранять ее в своем роду благодаря могуществу возглавляемых ими племен, т. е. племена которых являлись гегемонами в Дешт-и Кипчаке. Наиболее известным таким кланом в истории Золотой Орды были мангыты. Его родоначальник Идигу уже на рубеже XIV-XV вв. основал фактически самостоятельно государство - Мангытский юрт (будущую Ногайскую Орду), однако при этом не только не устранился от золотоордынской политики, но и обеспечил своим потомкам право претендовать на пост бекляри-бека Золотой Орды. С конца XIV в. и до 1550-х гг. (когда имели место последние попытки восстановления Джучидской державы, фактически упраздненной в 1502 г.) мангытские беки - сыновья, внуки, правнуки и даже праправнуки Идигу - занимали пост бекляри-бека в Золотой Орде, Тюменском, Астраханском и Крымском ханствах (Трепавлов, 2001. С. 78 и след). Аналогичную роль сыграл клан ширинов - правда, не в Золотой Орде, где ширинские беки были всего в числе ближайших ханских эмиров, а в раннем Крымском ханстве, где они, подобно мангытам в Золотой Орде, из поколения в поколение занимали пост бекляри-бека. Интересно отметить, что даже борьба за этот пост зачастую шла не с представителями других влиятельных крымских родов, а внутри одного рода - между дядьями и племянниками, родными и двоюродными братьями и пр. Так, например, в 1473 г. на пост бекляри-бека Крымского ханства претендовали сразу три представителя рода ширин - братья Эминек и Кара-Мирза и их племянник Шейдяк, сын прежнего бекляри-бека Мамака. В результате их распри хан Менгли-Гирей, в течение двух лет пытавшийся лавировать между членами могущественного клана, передавая пост то одному, то другому претенденту, в 1475 г. был свергнут с трона, а Крым попал под сюзеренитет Османской империи (Гайворонский, 2007. С. 45-60). Итак, мы выявили группы золотоордынских аристократических семейств, которые имели возможность закреплять высокие государственные посты и, следовательно, власть, внутри одного рода. Каковы же были механизмы этого закрепления? Иными словами - как сановники легитимировали передачу власти своим родичам, не узурпируя тем самым властные полномочия? В ряде случаев имела место своего рода «рекомендация»: сановник, оставляя пост, рекомендовал хану заместителя из числа своих родичей, и тот формально закреплял за последним соответствующую должность. Так, например, вышеупомянутый Байху из племени хушин заявил Бату, что по старости и здоровью не в состоянии исполнять свои обязанности и порекомендовал на свой пост собственного пасынка Элдэкэ, который длительное время был его заместителем (Рашид ад-Дин, 1952. С. 172). В начале XV в. всесильный золотоордынский временщик Идигу из рода мангыт (Едигей русских летописей) был вынужден оставить пост бекляри-бека, который занял его брат Иса-бек (Трепавлов, 2001. С. 74). Нет прямых указаний источников на то, что именно Идигу «рекомендовал» брата, однако есть все основания предполагать именно такой вариант: вынужденный оставить высокий пост в силу ряда неудач, которые он потерпел в предшествующие годы, Идигу, чтобы не лишиться власти и могущества, по-видимому, передал пост брату, находившемуся под его влиянием. Порой основанием для передачи поста потомкам предыдущего его обладателя могли стать заслуги предков. Именно такое основание, по-видимому, привело к тому, что потомки Шибана из поколения в поколение занимали видные армейские посты. Аналогичным образом, потомки Исатая кията сохраняли пост наместников Синей Орды - за то, что их предок помог хану Узбеку занять ханский трон (Утемиш-хаджи, 1992. С. 109). Менее легитимным, но от этого не менее редким основанием передачи власти родственникам видного сановника являлись семейные связи с ханским родом. Так, например, вероятно, именно в силу родства с ханшей Тайдулой ее предполагаемый брат Могул-Буга неоднократно занимал пост бекляри-бека при ханах Джанибеке, Бердибеке и Наурузе. То же самое относится к семейства Кутлуг-Тимура, двоюродного брата Узбека, и Исы, зятя этого хана: именно благодаря родству с ханским домом они сами добивались поста бекляри-бека и получали возможность добывать высокие посты своим родственникам. Впрочем, и сами сановники, вероятно, осознавали порочность такой практики: не случайно видные политические деятели Золотой Орды, даже имея родственные связи с ханским домом, предпочитали использовать другие основания для своих претензий на власть. Так, например, бекляри-беки Мамай и Идигу не фигурируют в источниках с титулом «гурген» (ханский зять), хотя имели на него полное право, поскольку были женаты на ханских дочерях: Мамай предпочитал опираться на свои родовые владения, а Идигу - на могущественное племя мангыт, являвшееся в то время гегемоном в Дешт-и Кипчаке. При сильных золотоордынских правителях и ханах (таких как Бату, Менгу-Тимур, Токта) племенные аристократические роды не имели возможности закрепиться на определенных территориях: эти монархи периодически «тасовали» их владения именно с целью не допустить, чтобы удельные владетели сумели «пустить корни» в каких-то местностях, приобрести поддержку местного населения и проявить свои сепаратистские устремления. Однако при последующих, менее могущественных монархах это все-таки произошло. В результате появилось новое основание легитимации власти сановников - их родовое господство в определенных уделах: ханам приходилось просто-напросто смиряться с тем, что власть в каком-либо уделе передавалась из поколения в поколение и лишь официально своим указом подтверждать переход власти, фактически осуществлявшийся без их воли. Таким образом, в поздней Золотой Орде чаще всего легитимация имела «давностный» или «прецедентный» характер: представители одного и того же рода в течение ряда лет занимали определенный пост, неплохо справлялись со своими обязанностями и имели поддержку как со стороны ханского семейства, так и племенной аристократии. Вероятно, именно так передавались должности наместников Солхата в роду киятов, улус- беков Хорезма в клане Суфи, бекляри-беков Золотой Орды в клане мангытов и бекляри- беков Крымского ханства в роду ширин. В ряде случаев имели место своеобразные «коллизии» различных оснований для претензий на тот или иной пост. Так, например, при Узбеке пост бекляри-бека попеременно занимали его двоюродный брат Кутлуг-Тимур и зять Иса: оба они претендовали на власть в силу родства с ханским домом. Аналогичным образом после смерти в 1ЗЗ8 или 1ЗЗ9 г. Кутлуг-Тимура, наместника Солхата из рода кият, хан Бердибек отверг претензии на эту должность его родственника Мамая, потомка целой плеяды наместников, и передал Солхат в управление Кутлуг-Буге - брату своей бабки Тайдулы. Видимо, хану пришлось отдать этот почетный пост своему двоюродному деду, чтобы выказать уважение его роду: предоставить ему, например, пост бекляри-бека он не мог, потому что этот пост занимал Могул-Буга, родной брат Кутлуг-Буги (ср.: Григорьев, Григорьев, 2002. С. 211, 21З). Даже при передаче власти в рамках одной сановной династии использовались различные механизмы передачи власти в руках этого рода. Наиболее ярким примером тому, пожалуй, может служить судьба золотоордынских бекляри-беков из рода мангыт. Так, первым бекляри-беком из этого рода стал эмир Балтычак (еще в Синей Орде, при хане Тимур-Малике), возможно - на основании своего родства с ханским домом (на его сестре был женат Кутлуг-Тимур, один из крымских Туга-Тимуридов). Его сын Идигу (Едигей) мог претендовать на пост бекляри-бека уже на том основании, что прежде он принадлежал его отцу. Затем бекляри-беком стал Иса, брат Идигу - как мы предположили, по его «рекомендации». А в дальнейшем многочисленные сыновья, внуки и правнуки Идигу становились ханскими бекляри-беками либо на основании традиции - вслед за своими отцами и братьями, - либо просто как предводители самого могущественного из золотоордынских племен в XV-XVI вв. Кроме того, бывали случаи, когда потомки или другие родственники получали не тот пост, который занимал их предшественник, а другой - менее (в редких случаях - более) значительный. Такое случалось в результтате изменения политической ситуации - прихода к власти нового монарха, ослабления или усиления позиций клана, из которого происходил сановник и т. п. Так, например, если предки Мамая были даругами-темниками Солхата, то ему удалось достичь поста бекляри-бека. Обратный пример касается еще одного даруги Солхата - на этот раз эмира Зайн ад-Дина Рамадана из племени Сарай: он пользовался влиянием при последних ханах из дома Бату, а его сын Хасан после прихода к власти Токтамыша (из рода Туга-Тимура) не сумел удержать прежних позиций и был вынужден довольствоваться ролью ханского посла, хотя и выполнявшего весьма ответственные поручения хана в Египте и Литве (Григорьев, Григорьев, 2002. С. 174). Однако, в любом случае, утверждение на том или ином государственном посту конкретного сановника - даже если он происходил из могущественного клана, представители которого из поколения в поколение занимали соответствующий пост (как мангыты в Золотой Орде или ширины в раннем Крымском ханстве постоянно занимали пост бекляри-беков) - осуществлялось указом хана, поскольку формально в Золотой Орде (и выделившихся из нее пост-ордынских государствах) источником власти являлся хан, и только он мог делегировать соответствующие полномочия тем или иным сановникам. В заключение отметим, что в настоящей статье мы лишь затронули вопрос о составе господствующего класса Золотой Орды. Безусловно, наши построения достаточно схематичны, и при анализе истории каждого конкретного аристократического клана, находившегося у власти, вполне могут быть выявлены некие особенности. Однако это - предмет комплексного исследования с привлечением специалистов в области дипломатики, археографии, эпиграфики, просопографии, статистики и других специальных дисциплин. Кроме того, на сегодняшний день практически нет информации о профессиональном чиновничестве Золотой Орды - о работниках ханской канцелярии, диванов и т. д., за исключением единичных упоминаний их в отдельных исторических сочинениях. Доступная сегодня источниковая база позволяет сделать вывод, что чиновники в Золотой Орде, по- видимому, не пользовались таким значением, как в государствах с развитой бюрократической культурой и поэтому, скорее всего, не создавали таких династий, как, например, семейство Махмуда Хорезми (Махмуда Йалавача), фактически управлявшее Чагатйским улусом во второй пол. XIII - начале XIV вв., везирские династии Джувейни и Рашид ад-Дина в хулагуидском Иране или род бухарца Сейида Аджаля, правивший областями в империи Юань. Однако, вполне возможно, что по мере обнаружения новых источников по истории Золотой Орды мы сможем получить больше информации о чиновничестве и будем в состоянии добавить к выявленным нами группам золотоордынских сановников также и чиновников - выходцев из других государств. https://secrethistory.su/1823-k-voprosu-o-sostave-gospodstvuyuschego-klassa-zolotoy-ordy-dinastii-sanovnikov.html
  15. 2 баллов
    Если кратко. Воин 1. (крайний слева). Уже обсуждали. Шлем по мотивам. Точного прототипа нет. Крепление наколенников очень сомнительное. Ни разу не видел, чтобы такой наколенник крепился только к ноге, а не был в комбинацией с набедренником. Зерцальный доспех с наплечниками. Такие есть на миниатюрах, так что очень даже мог такой у очень богатого казаха быть. Воин 2. (второй слева). Куяк "берен" реконструирован по миниатюре. Очень может быть, что такие куяки были. Шлем, скорее всего, тоже реконструкция по миниатюре. Воин 3 (третий слева). На мой взгляд, самая спорная реконструкция. Ни шлем, ни "юшман" в казахских материалах ни разу не видел. Скорее, всего за основу взят индийский кольчато-пластинчатый шлем. И османский или индийский "юшман". Но причем здесь казахи? Кроме сумочки на поясе ничего собственно казахского на воине нет. Воин 4 (третий справа). Тягеляйный шлем гипотетический. "Шапки бумажные" выглядят по другому. Да и не казахские они. Категорически не согласен с покроем тягеляя. Разреза спереди нет. Как воин в таком тягеляя будет ездить на коне? ))) Копье очень короткое. Может метательное? Воин 5. (второй справа) На мой взгляд, достаточно достоверно. Только не хватает четырех круглых зерцал, которые с таким поясом носились. Воин 6. (крайний справа) Такие "бехтерцы" без рукавов типичны для русских, литовцев и поляков, но не для тюрков Центральной Азии. Шлем, опять, по индийским мотивам- пластины соединены кольцами. Ну и, конечно, несколько напрягают практически одинаковые штаны и сапоги у всех воинов.
  16. 2 баллов
    Не помню точно, но вроде он сжигал людей, нет? При этом в хадж ходил(как и 01) Он был близок к религии. Его тексты полны арабизмами и персизмами. Казахская политика должна идти исключительно по светскому пути.
  17. 2 баллов
    Письмо, датируемое 1837 г, от поручика Виткевича (Ставрополь) В.Далю (Оренбург). Тут он пишет, что киргизский язык идентичен местному наречию в Ставрополье (полагаю, что ногайскому). Далее, почему-то очень невысоко оценил Донских казаков ( по сравнению с мещеряками на Оренбургской линии). И совсем жестко прошелся по боеспоспобности полков, которые шли в Грузию. "Ставрополь, 31 Майя 1837 года. Благословенный Петербург остался далече, а в нём и лень, которая заставляла меня так долго не писать к Вам, почтеннейший Владимир Иванович. – С приездом в Ставрополь я увидел новый мир, совершенно отличный от всего, виденного доселе. – На всех лицах видна печать удальства, молодечества, [307]беззаботливости, чего увы! в нашем Оренбурге не заметно. Быть может, что черкесский костюм и обязанность казаков быть всегда вооружёнными представляют их удалее, нежели они в самом деле. Прибавьте, что они, как и наши киргизы, неохотно ходят пешком – это уподобляет Ставрополь киргизскому аулу во время игровое – не менее того город не завиден, мал и имеет какой-то вид неопрятнейший и неприятный – единственное, по-моему, украшение – это пирамидальные тополи необыкновенной вышины и красоты. Я приехал сюда вчера вечером и успел уже свести знакомство с одним князем черкесским – они совершенно похожи на наших голодных султанов и чуть ли не бесчестнее их. Я начинаю высоко ценить мое знание киргизского языка, – наречие, которым говорят здесь, так похоже на наше, что мне кажется, будто я у Ивашкевича 18 в гостях и беседую с Джагалбайлинцами. Вильяминов и все войска отправились в экспедицию, барон Розен также в горах в 7000 <вёрст> где-то к Чёрному морю около Абхазии. Приехавши в Тифлис, я отправлюсь туда, потому что он нескоро возвратится, а я должен непременно засвидетельствовать <от> Азиятского департамента лично. – Ежели успею попасть на пир, на драку, постараюсь не ударить в грязь честью Оренбургской Казацкой. Я совершенно скандализован (простите выражению) тем, что видел на Дону – по совести мещеряки наши во всех отношениях лучше Донцев – тому, кто привык видеть Оренбург, трудно поверить, что существует где-либо такой беспорядок, какой вы тут встречаете. Несколько полков обогнал я дорогою, они шли на службу в Грузию для сохранения персидской и турецкой границы. Все, что об них можно сказать, это то, что ежели бы наша линия была охраняемая такими молодцами, давно бы Кутебаровы 19 дети продали нас всех в Хиву. – Одним словом, это польская Ruchawka без водки. Я завтра со светом оставлю Ставрополь, сожалея, что мы не заехали сюда с Н. В. Балкашиным 20, купили бы шашек да кинжалов, которых здесь такое множество и за безделицу, меньше 200 рубл. и не ценят. Гуссейна я оставил в Москве, и кажется, что он оттуда не выедет, впрочем, судьбы Аллаха неисповедимы, может быть, он и оживёт. В Тифлисе я буду дней через 5, а оттуда, съездив послушать свисту пуль черкесских – поскачу в Тегеран подышать воздухом чумы и прислушаться щёкоту скорпионов – не правда ли, что это поэтически? А наше дело козацкое, добиваем как умеем скорее остатки жизни – а всё конца нет как нет! Прощайте, почтеннейший Владимир Иванович. Потрудитесь засвидетельствовать моё истинное почтение Юлии Егоровне да Батыря Арслана 21 поцеловать за меня, и вспоминайте иногда истинно Вам преданного – Виткевича». 19. Кутебар – известный в Оренбурге разбойник. Скорее всего под детьми Кутебара подразумевается Есет Котибарулы и его братья: Есе́т Котиба́ров (каз. Есет Көтiбарұлы, в старых хрониках: Исет Кутибаров/Кутебаров; 1807—1888)— казахский батыри бий, крупный феодал из рода шекты, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. ..На степных перепутьях встретил и батыра Исета Кутибарова ещё до того, как он возглавил антиколониальное движение в Приаралье, среди некоторой части казахов Малого жуза. Исет был сложен как Геркулес; его атлетические формы, его дикая красота и приемы, полные отваги, могли поразить европейца и имели сильное влияние в кругу его соотечественников. — Е. П. Ковалевский Странствователь по суше и морям, СПб., 1843, кн.1, стр. 155
  18. 2 баллов
    Есть представители Ширинов и Яшлавов, помнящих о своем происхождении, но их единицы. Основная часть крымской элиты либо мигрировала в Османскую империю, растворившись там, либо ушла на Кавказ, поднимать там газават среди местных народов (как например многие младшие представители Гиреев, воевавших еще долгие годы против России вместе с адыгами.) Оставшаяся часть довольно быстро ассимилировалась серди русского дворянства, будучи приравнена с ним в правах и после 17 года либо погибла, либо мигрировала за границу вместе с остальной аристократией империи. Сейчас в Крыму остались в основном потомки простолюдинов и мелких обедневших беев. Тогда уж кипчакоязычными. Имхо, так будет правильней. По сути так и есть. Правда и степное население непосредственно крымского полуострова, последние лет 150 до аннексии Крымского ханства уже стало оседлым. Ханы Гиреи принимали огромные усилия к тому, чтоб население степи перестало кочевать и осело. Кочевали в основном орды ногаев за пределами Крыма- Буджакская, Едисанская, Едичкульская, Кубанская. Население гор, предгорий и южного берега это тюркизированные готы, аланы, черкесы, греки. Тюркизация шла с юга- сельджукский и османский компонент и с севера- кипчакский компонент. Хотя есть версии и более раннего влияния тюрок доордынского периода (хазар, западных кипчаков- куманов) на местные европеоидные народы.
  19. 2 баллов
    Вот что написано про численность войск Касым-хана у каз. историка Султанова в книге Кочевые племена приаралья СТР 88:
  20. 2 баллов
    Еще немного о калпак -"шапка" Памятник Салавату Юлаеву- народному освободителю от колониализма в 18 веке, в Башкортостане. Под халатом доспехи. И под шапкой шлем. (!!!) Одежда башкир соответствовала скифам. Доспехи на памятнике Салавату Юлаеву, известны историкам как ,,сарматская карацена,,. Название произошло ввиду сохранившегося до наших дней памятника- барельефа в честь сарматской карацены в Риме,на Троянской колонне( где были изображены аланы- сарматы). Эти доспехи из множественных пластинок, находят в скифских курганах повсеместно... ,,дикие тюркские кочевники,., носили скифское облачение всего еще пару сотен лет назад. https://vk.com/public73560001
  21. 2 баллов
    Есть два варианта - "Одобряю" и "Не согласен". Просто кнопка называется по англ. "Like"
  22. 2 баллов
    Что вы, уважаемый Samtat. Сказав естественно я просто выразил полное согласие с вами, мт ДНК естественно одинаковые, тут речи не может быть. И согласен с вами в том, что наследование это довольно случайный процесс в коротком промежутке времени, а в длительном периоде думаю действуют принципы отбора, связанные с резким изменением условий жизни. Всех юзеров с Праздником Победы СОВЕТСКОГО НАРОДА в борьбе с фашизмом!!!
  23. 2 баллов
    ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ,ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ЭТНОНИМЕ АБОРИГЕНОВ-ТЮРКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (СИБИРСКИХ ТАТАР). ...В одной из работ мы упоминали,что в конце XIX начале XX века христианским миссионером Е .К. Елисеевым в Тобольске изданы более 10 книг религиозного содержания на русском и татарском языках (на наречии татар Тобольской губернии) с целью разьяснения основ православия татарам на их родном языке. В числе их названа и книга "Русско-татарский разговор. Практические уроки русского и татарского языка",не нашедшая глубокого анализа со стороны ученых-лингвистов. В этой книге издания Тобольского комитета православного миссионерского общества дается 46 разговорных уроков. Разрешение на печатание подписал председатель переводческой комиссии православного миссионерского общества профессор Казанской духовной академии М. Машков 22 июля 1905 года,автор и составитель книги не указаны. Из текста книги можно выяснить,что сибирские татары в конце XIX начале XX века называли себя (самоназвание-этноним) не татарами,а нугаями. Примеров тому по всему тексту множество.В вопросах и ответах на русском языке везде употребляется термин "татарин",а в ответах на татарском языке вместо ожидаемого "татарин" читаем-"нугай". Вопросы и ответы в книге даны двумя столбцами на русском и на сибирско-татарском "наречии" (кирилицей).Приведем примеры из разговорных уроков. 1-й урок: Кто ты? Син кем? Я татарин,я русский. Мин нугай,мин урыс.(С.5)... 5-й урок: Ходил ли ты на ярмарку? Ярминкеге партынмы? Кто там есть? Анта кем пар? Там есть и киргизы,и бухарцы, Анта кыргыслар та,сартлар та, и татары и русские. нугайлар та,урыслар та пар.(С.9)... Таких примеров,где на русском языке употребляется этноним татарин,а сибирский татарин называет себя нугаем во всей книге в вопросах-ответах встречается 38 раз. Только в одном месте,видимо ошибочно,в переводе употреблено слово татар (С.15,урок 9-й)... Нет сомнения в том,что тексты уроков составлены на сибирско-татарском языке-так как и фонетика,и лексика,и морфология полностью соответствуют современному состоянию тоболо-иртышского диалекта сибирских татар. Выводы: -правящая верхушка сибирских татар шибаниды и тайбугины-выходцы из мангытского (нугайского) иля и тесно сотрудничали с ними в военных действиях,союзах; -основной костяк сибирских татар составляли хотаны,кара-кыпчаки,ногаи,остяки; -консолидация сибирских татар в народность,вследствие связей правящей верхушки с ногаями,происходила именно под их влиянием; -сибирские татары в конце XIX начале XX века представляли собой этническую общность,характеризовавшуюся близостью диалектов,единством многих форм культуры и быта,религиозных (ислам) верований большинства татар,одинаковыми представлениями о "родине" формирования их народа (они связывают ее с Тоболо-Иртышским бассейном),о принадлежности их к одному народу; -сибирские татары как внутренний и внешний этноним (самоназвание) использовали еще до конца XIX начала XX века этноним нугай,затем под влиянием определенных причин вынуждены пользоваться как внутреннее самоназвание этноним татары,а для внешнего обозначения по географическому признаку-сибирские татары. К. С. Садыков. г. Тобольск, ТГСПА им. Д. И. Менделеева.
  24. 2 баллов
    Да, точно. 1671 г. - Из статейного списка посланника Москвы Бориса Пазухина в Хиву, Бухару и Балх [...] Да Борису с товарищи велено проведать; сколько сильно Бухарская и Балховская и Хивинская земли ратными людьми и казной. И в Бухарской земле собирается ратных людей с туркестанцы и каракалпаки и с казаки полтораста тысяч и больше. А у балховского царя собирается ратных людей меньше бухарского вполы. А конные бухарские и балховские ратные люди к бою не заобычны и плохи. А надежные люди в бою в Бухарской земле туркестанские казаки и подданные бухарскому царю царевичи каракалпацкие. А сбирается каракалпаков и казаков с пятьдесят тысяч. А ходят на помощь бухарскому царю пополам, потому что опасают улусов своих от черных калмык. И ближние люди говорили Борису... А кине Абда Азис царь идет по вестям в украйные свои города, что пришел без его ведома и безвестно Кучук хан башкирской, и ныне в каракалпаках, бухарских же улусах. [...] И того же числа царь Абда Азис пошел в поход по туркестанской дороге.
  25. 1 балл
    http://bb.kaznu.kz/index.php/biology/article/view/1304
  26. 1 балл
    нет, казахи. у них кстати влияние узбекского языка поменьше чем в Таш. области
  27. 1 балл
    Монгольский тюрколог казахского происхождения С. Каржаубай (емнип коллега Asan'a-Kaygy по ЕНУ, если ошибся, то прошу прощения) в своей научной статье по ссылке: https://kharjaubay.wordpress.com/2011/01/21/ пишет: "Китайский путешественник Чжо Хунь, побывавший в 1220-1221 гг. в Монгольской империи дает такое описание: «Возвеличивая белое знамя (штандарт) на Орду Чингизхана, он сел на трон («хучуан»), на котором был орнаментирован золотым позументом образ дракона» [19.187]." При этом в сноске автор статьи ссылается на перевод китайского "Мэн-да Бэй-лу" не в переводе Н.Ц. Мункуева, приведенный вами, а на другой перевод хроники: 19. Eberhand W. Lokal culturen in alten China. Supplement au «ТР». Vol. хххvіх. Leiden. 1942.
  28. 1 балл
    Так что пацаны читайте Абая, и говорите для себя "кто не говорит на языке моего народа, то он не из моего народа". Это избавить вас от комплекса неполноценности по нац.вопросу.
  29. 1 балл
    Извиняюсь, Полат иним, только сейчас увидел в "личке". Значит я не зря беспокоился, прямо сердце щемило. Выздоравливай иним, сейчас важнее это.
  30. 1 балл
    "Причем интересно, что главный герой этих преданий Ак-копек / Ак-кубяк для одних (алтайцы, барабинские татары) является положительным героем, а для других (ногайцы) отрицательным". (а ведь лет 800 уже прошло.....) Ну, я типа тоже считаю, что Идегей (и прочие подобные товарищи) построили свое благополучие на костях Золотой Орды, а для кого-то он герой. Вот так.
  31. 1 балл
    Я считаю, что надо стереть все последние посты про политику к чертовой матери как не относящиеся к этой теме! Обсуждать в Казахстане политику все равно что заключенному на пожизненное обсуждать свои не состоявшиеся трудовые отпуска.
  32. 1 балл
    Ув. Кылышбай, канглы ведь не укладываются в вашу географическую локализацию МИ (Монгольского улуса) в Халхе и Забайкалье. Как быть?
  33. 1 балл
    АКБ, вы не согласны тем что поголовье скота напрямую зависит от площади и качества пастбища, которые ограничены? Куда им расти? Резерв пастбищ быстро закончился после обильного заселения казахами огромной части степи после джунгаров. Или верите в пословицу "қой егіз туса, шөп басы айыр шығады", "если родится двойня у овцы, то на месте одной травы, вырастут целые две" и высшие силы все отрегулируют?
  34. 1 балл
    я тоже не слышал что голову подают именно свату. общеизвестно что почетному гостю или аксакалу
  35. 1 балл
    Но качество там не сильное. Может еще раз пересеквенируют
  36. 1 балл
    C 16:02 в данном видео Мухтар Шаханов ставит Махамбета выше Абая, критикуя последнего за то что тот не шел на личные риски ради казахов и имел "всего лишь" 16 000 лошадей. Махамбет же отдал жизнь на борьбу за интересы казахов.
  37. 1 балл
    Уважаемые коллеги! Если обсуждаем реконструкции, то давайте обсуждать РЕКОНСТРУКЦИИ, а не бестолковые поделки киношников. То что показано на фото НИКАКОГО отношения ни к чжурчжэньскому, ни к сунскому доспеху конца 12- 13 веков не имеют. Это чудовищное переложение плохих китайских костюмов для китайских фэнтези-фильмов. Долго искал, но так и не нашел ни одного элемента доспеха на фото, который имел бы реальный исторический прототип среди материалов Великой Монгольской империи 13-14 веков.
  38. 1 балл
    Будем ждать новых публикаций
  39. 1 балл
    Да. С одной ветви R-Y14051, возраст которой около 1450 лет.
  40. 1 балл
  41. 1 балл
    Может быть куннин шуагы?.
  42. 1 балл
    Да, больше похоже на правду, нежели результат с гаплогруппой О.
  43. 1 балл
    Недавно купил тест ДНК у 23andme. Посылка должна в скором времени прийти из США грузовым экспедитором. Autosomal + Basic Y-DNA + Basic mtDNA. Результаты надеюсь выложить через пару месяцев.
  44. 1 балл
    по тексту Джамиат Таварих РАДа составил вот такую таблицу, как то выкладывал во время дискуссии с ув. АКБ: Классификация «тюркских» (кочевых) племен по РАДу 1. племена, которых называют монголами 1.1прозвание которых в давнее время было монголы дарлекины урянкат, кунгырат, ушин, сулдус, баяут, кингит, уряут, илдуркин Эти племена монголов состоят из двух отделов: монгол [мугул]-дарлекины и монгол [мугул]-нируны. Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще, а под [монголами] нирун – те, которые происходят из непорочных чресел, т.е. из рода и чресел Алан-Гоа, предание о чем известно и распространено среди монголов. нируны катаган, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, мангыт, дорбен, баарын, барлас, кадаркин, джурьят, будат, доглат, йесут, сукан, кунгият 1.2 в древние времена носилисвои прозвища джалаиры, суниты, татары, меркиты, ойраты, баргуты, туматы, хори, курыканы, лесные урянхайцы племена, которыхв настоящее время называют монголами, но в древние времена каждое из этих племен в отдельности носило [свое] особое прозвище и имя; каждое имело [своего] начальника и эмира; от каждого произошли [родовые] ветви и племена, вроде народов: джалаиры, ойраты, татары и другие, как это будет подробно показано в этой главе.их обиталища [йурт] и становища [макам] были в определенных местах. их внешний облик и язык похожи на внешность и язык монголов, потому что в то [древнее] время монголы были народом, принадлежащим к тюркским племенам; в настоящее же время вследствие их счастья, могущества и величия все другие племена называются этим их специальным именем. 2. племена, у которых с племенами, упомянутыми в предшествующей главе (1.2), и с монгольскими племенами (1.1) большой связи и родства не было кереиты, найманы, онгуты, тангуты, уйгуры, кыргызы, карлуки, кыпчаки племена, из коих каждое в отдельности имело [своего] государя и вождя, но у которых с тюркскими племенами, упомянутыми в предшествующей главе (1.2), и с монгольскими племенами (1.1) большой связи и родства не было, хотя по типу и языку они были к ним близки.у каждого из этих [нижеследующих] племен был государь и предводитель, свой юрт и определенное становище; каждое [разделялось] на несколько племен и ветвей. в настоящее время другие тюрки, которые упомянуты (1.2), и тюрки-монголы (1.1) не особенно уважают эти племена, а причина [этому] та, что род Чингиз-хана, [члены] которого суть государи монголов, силою всевышнего бога покорил и ниспроверг их.впрочем, те племена в древнее время были почтеннее и знаменитее других родов тюркских племен и имели авторитетных государей. рассказ о каждом из этих племен в отдельности [своевременно] вспомнится 3. племена, произошедшие от Огуз-хана и его родственников, примкнувших к нему кыпчаки, канглы, карлуки, уйгуры, калачи, агач-эри, 24 огузских племени относительно истории и народных рассказов об Огузе и двадцати четырех вышеупомянутых племенах, происшедших от его потомков и от некоторых его родных и двоюродных братьев, присоединившихся к нему.от [всех] их произошли племена: уйгуры, кипчаки, канлы, карлуки и калачи. [все это излагается] согласно тому, что сообщают мудрые люди [этих народов] и на чем все они сходятся. в конце концовОгуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему.некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились [от него] на восток. среди них так повелось считать, что все монголы [происходят] из их рода. в ту эпоху они все были неверными, но с течением времени они также стали вместе с родом [Чингиз-хана] исповедовать единобожие. когда та область покорилась Огузу и закрепилось над нею его господство, он разбил золотой шатер и устроил великое празднество; почтил родственников и эмиров, обласкал всех воинов; всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, он дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать.все племена уйгуров [происходят] от их рода. другое племя он назвал канлы. племена: кипчак, калач и агач-эри также происходят от того народа, который соединился с огузом и смешался с его родом. причины наименования каждого [племени] подробно излагаются в нижеследующих разделах.
  45. 1 балл
    Но это в самом полустрове же, но в материке(Украина, Россия, Румыния) которые тоже крымские татары, это сплошь ногайцы. Поэтому все таки думаю что ногайский компонент подавляющий чем остальные субэтносы в средневековых крым.татаров.
  46. 1 балл
    Писмейкеру: Рано радуешься ғад (это по В. Асмолову). Я форум "листаю" с 2002 года, давно не слышно было гостя/юзера/модератора Стаса. Как-то АКБ сказал что Стас это Угдыжеков Станислав, и вот нате - это он. Очень часто или почти всегда подчёркивал "не ахти какое " отношение в целом к тюркам и в частности к нам (мне так показалось). И здесь на видео сидят, стебаются под чаёк - и кипчакского языка не было, и киргизы(Тянь-Шаньские, Енисейские) не тюрки. Поправьте меня админ Рустам.
  47. 1 балл
    Если по-скромному, то первым сугубо каракалпакским сказителем считается Жийен жырау, живший в 18 веке, а как основоположник считается Соппаслы Сыпыра жырау (14 век), но тут претендентов на его наследие множество. Казахи, как уже залил ув. Момын тоже исполняют, правда, по узбекскому варианту на домбре. У каракалпаков этот жанр более сложный и исполняется исключительно в сочетании с звуком кобыза (струнный смычковый инструмент). Соппаслы Сыпыра играл именно на этом инструменте, когда пел свои эпические песни. Не сказать, что мы такие злопамятные, просто тексты эпосов так передают. "Калмаки" при этом не обязательно предки нынешних калмыков, а просто вражеская сторона. Есть даже сведения в источниках, где Шейх Мамай готовится к войне с калмаками. Если каракалпаки выделились из Ногайской орды после смерти Шейх Мамая (умер в 1549 году), то упоминаемые "калмаки" являются врагами также и каракалпаков. Молодой жырау Саламат Аяпов.
  48. 1 балл
    ни слова правды - наш девиз... первое великое монгольское государство хана кабула явно не 13 век чингисхан родился в 12 веке, внук кабула если я правильно помню и он скорее восстановил великое монгольское государство, обломав крылушки своим братьям монголам известным китайцам под именем татаэр, те же татары про которых вы все приводите плохо переведенные выдернутые цитатки - это та-тань, например есть версия что белые татань - это онгуты... юаньская империя - империя монголов, в китае основанная хубилаем, и как там не было монголов, кого в конце 14 века резали красноперевязочники? ну если монгольский язык мог существовать без монголов и до монголов, то вы явно что-то перетупали, как говорит мой сын
  49. 1 балл
    Все народы смешанные ,украинцы и русские не исключение , тут вижу политика и пропаганда уже. Учёные ведь говорят что рехактивное Г у украинцев от иранских племён. Моё личное мнение что в Киевской руси произошло замещение населения ,не полностью конечно ,но в значительной части западно- европейскими славянами и другими .Почему в Закарпатской руси сохранился этноним русины , а в другой Украйне нет ? Так что претензии на преемственность современных украинцев от Киевской руси ещё как можно оспорить , если русские это мордва и татары ? Казанские? То украинцы это поляки, венгры ,иранцы , татары, крымские ?
  50. 1 балл
    Я писал не раз и не только я, но для вас БРОНИРОВАННОГО с головы до пят ещё раз - рыжий не значит европеоид.