Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией начиная с 16.12.2018 в Сообщения

  1. 6 баллов
    Я над этим вопросом задумался уже давно и пришел к выводу, что "және" это слово, которое в старой литературе употреблялось очень редко, но сейчас вошло в разговорный казахский и стало часто использоваться. Когда у человека первый язык был русский, он инстинктивно пытается вставить между двумя словами "и" при перечислении. И тут он задумывается, а как же будет "и" по-казахски. Открывает словарь и видит там первым словом "және". Ага, значит хлеб и вода по-казахски будет нан және су. Но эта догадка неправильная, потому что нельзя напрямую переводить с одного языка на другой. Особенно когда языки сильно отличаются. Русский с его "и", арабский с его "вә" и фарси с его "hәм" это все флективные языки. А казахский язык агглютинативный. Это значит никаких союзов в казахском быть не должно. Нан және су - так ни одна аульская бабушка или дедушка не скажут никогда. Потому что это не казахский язык. Они скажут нанмен су. Отличие в том, что суффикс -мен это признак инструментального или как его еще называют творительного падежа. По-казахски көмектес септiк. То есть в казахском языке принято вместо употребления союза "и" использовать творительный падеж.
  2. 4 балла
    У Балановского : "...Анализ уже имеющихся данных указывает на особость «туркменской» субветви гаплогруппы Q. В работе, выполненной с участием авторов дан-ной статьи [Karmin et al., 2015], приведены итоги полногеномного изучения Y-хромосомы для трех образцов исследованной нами популяции туркмен Каракалпакстана: все они принадлежат к субветви Q2a. Дальнейший анализ этих данных показывает,что они относятся к ветви с маркерами L713, L715(Q1a1b1a в нотации ISOGG на июнь 2016 года) и выделяются в собственно «туркменскую» субветвь Q-YP1677 [https://www.yfull.com/tree/Q-YP1677/] (с 13 одиночными полиморфизмами YP1677-YP1690)...." https://www.academia.edu/30025626/ГЕНОФОНД_ТУРКМЕН_КАРАКАЛПАКСТАНА_В_КОНТЕКСТЕ_ПОПУЛЯЦИЙ_ЦЕНТРАЛЬНОЙ_АЗИИ_ПОЛИМОРФИЗМ_Y-ХРОМОСОМЫ_ВЕСТНИК_МОСКОВСКОГО_УНИВЕРСИТЕТА._СЕРИЯ_23_АНТРОПОЛОГИЯ._3._2016._С._86-96 Т.е. туркменские Q-М25 относятся к тем же ветвям , что и у вышеуказанных трех гуннов и тюрка.
  3. 3 балла
    Уже почти целый год идут разборки на бешпармачную тему, причем эти разборки никакой ценности для этого исторического форума не имеют. Уже доболтались до того, что якобы казахи с Тараза не знают что такое шужык/казы. Админ уже столько раз закрывал эту кухонную тему. Но сами знаете кто любит ковырять эту избитую тему по новой и по новой, внося смуту и раздор. ну а какие могут быть претензии к Админу?
  4. 3 балла
    Мы наверное тоже "урындык" заимствовали у них.
  5. 2 балла
    Поздравляю всех из солнечной Монголии! *********** PS: Для анимации использовал ёлочку у стола моего компьютера снятого телефоном Самсунг J7.
  6. 2 балла
    Для меня странно, что казахов совсем не задевает произведенное Кылышбаем деление казахов на местных и пришлых парней. И где он нашел "местных: кыпчаков, канглы, аргынов" в какой исторической литературе? Первые похоже пришли с востока, а аргыны северо- иранские племена в прошлом. Не работает ли Кылышбай на мельницу китайцев или сморозил глупость, чтобы угодить кому-то на этом форуме? Где, где а именно в КЗ все племена похоже пришлые - ставшие со временем местными. И корни почти у всех казахов скифские, а не монгольские (конкретнее восточно-азиатские, представителей которых будет более по числу среди китайцев, чем среди монгольских племен, да и само название монгол ввел ЧХ) Вот выдержки из обзора статьи в журнале Nature по ссылке ; http://www.nauka.kz/page.php?page_id=18&lang=1&item_id=795 " У тюрка Тянь Шаня 5 века в аутосомной ДНК уже 68,2 % монголоидных генетических компонентов (по калькулятору проекта MDLP), у тюрка 7 века - 60,9%, у кимака 9 века - 69,81%, у кипчака 12 века - 70,84%. Интересно что сами монголы, оказывается, не сильно повлияли на генофонд казахов. В монгольский период территория современного Казахстана вошла в Улус Джучи (Золотая Орда). Но, генетические монголоидные компоненты не только не увеличились, а, наоборот, ослабели на 3-7%. Вероятней всего, самих этнических средневековых монголов в Улусе Джучи было очень мало, и они попросту ассимилировались. Если обратиться к историческим источникам, то, по сведениям Рашид-ад-Дина, в Улус Джучи были пожалованы всего 4000 монголов. Таким образом, можно сделать вывод, что генофонд генетических компонентов аутосомной ДНК, который по своей структуре был бы ближе к генофонду современных казахов, сложился еще в домонгольский период (9-12 вв.)." Понятно, что восточно- азиатская ДНК проникала в племена на территории КЗ еще со скифских времен.
  7. 2 балла
    значит не пришло еще время уходить
  8. 2 балла
  9. 2 балла
    Ув. Dovuki. Древнетюркский словарь: Казахский язык: https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/арал/ Точно также и в других тюркских языках, на вскидку: кыргызы - арал, уйгуры - арал, узбеки - орол и т.д. Я не языковед, но я усматриваю в нем тюркский корень "ар - ара" со значением "[нахождение] между чем-либо", "среди чего-либо", "промежуток" (ара болу, аралык, арада, арасында и т.д.). Эпизод из "Сборника летописей" Рашид ад-Дина: Рассказ о гибели от сильного снежного бурана и мороза объединенного войска найманов, меркитов, татар, катаганов, ойратов и других племен пытавшихся сразиться с войском Чингизхана и керейтского Тугрул-хана: "... Сангун тоже двинулся и вступил в район стены Уткух. Найманы тем временем, совершили волхвование с тем, чтобы пошел снег и поднялся буран. Однако этот снег и буран обернулись против них же. Они захотели повернуть назад и выбраться из этих гор, но застряли в местности, называемой Куйтэн. Общеизвестно, что в этой местности у Буюрук-хана найманского и у вышеупомянутых племен монголов, объединившихся с ним, от жестокости стужи отморозились руки и ноги. Буран же и метель были таковы, что множество людей и животных поскатывались с высот и погибли. Чингиз-хан и Он-хан остановились стойбищем на краю Арала, что значит остров."
  10. 2 балла
  11. 2 балла
    наличие местных парней в составе казахов никто не отрицает. только вот посмотрите картину по гаплогруппам по родам: как ни странно у всех этих неместных уйшунов, хатагинов, хонгиратов, дуглатов, алчи-татар, джалаиров, найманов, кереитов - общие с монгольскими этносами азиатские субклады, а у местных: кыпчаков, канглы, аргынов - более редкие для монголов, но распространенные в Ср., Передней Азии
  12. 2 балла
    Уважаемые форумчане! От всей души поздравляю всех вас с наступающим 2019 годом! Пусть в новом году исполнятся все ваши мечты и желания! Будьте все всегда здоровы и благополучны!
  13. 2 балла
    На вашем Павлодарском мясном рынке сплошь ряды продавцов, которые тут же делают и казы и чучук - засовывая мясо в кишки. Зачем они это делают, если у вас такого нет?
  14. 2 балла
    Я себе тоже слабо представляю как на основании аутосомных компонентов авторы смогли доли % привязать к конкретным современным этносам. На мой взгляд этого делать нельзя. Разные этносы могут иметь аналогичные компоненты .
  15. 2 балла
    Вы заблуждаетесь. Фонетика в разных регионах разная. Я могу вам привести десятки примеров. И не надо пытаться обозвать кого-то, только бескультурный, безграмотный человек способен на такое. Умейте обзывать людей стоя перед зеркалом пристально глядя на свое изображение. Умейте отстаивать свою позицию аргументами и фактами, а не обзывалками, ты же не ребенок, Момын. Покажите источники по языку юга чтобы удостовериться. Это не относится к сингармонизму. Но этим самым примером вы лишний раз подтвердили мои слова о различающейся фонетике разных регионов. Да, говорят везде по разному - джүз, жүз, дүз. Как и обещал несколько примеров фонетических различий в затронутом Момыном вопросе (в дополнение к примерам Nurbek'а про разное произношение вопроса "бе - бә/ба"). Факты из повседневной нашей с Момыном жизни, у меня в речи "ә/а", у Момына устойчивое "е": Әжәптәуір - Әжептәуір Мәйіт - Мейіт или Бейіт Рақмат – Рахмәт Әбдән – Әбден Мәйрәм (мы говорим «мәз-мәйрәм» при пожеланиях) - Мейрам Көгәршін – Көгершін Тәубә – Тәубе или даже Тоба свежий пример Ләген – Леген Ләғанат - Лағынет и т.д. и т.п. Или у меня в речи "ө", у Момына опять же устойчивое "е": Түгөл - Түгел Көтөн – Көтен Көтөк - Көтек Үлкөн – Үлкен и т.д. и т.п. Что говорят на этот счет ваши источники, Момын?
  16. 2 балла
    Вы думаете на юге жылкынын (айналдырылмаган) казысын - называют по другому? Что на юге, что на западе, что на востоке, да хоть на кудыкиной горе все казахи называют одинаково - Казы. Просто казы (это называется казы айналдыру) в кишках намного вкуснее получается.
  17. 2 балла
    Уважаймый Zake, не воспринимайте с такой экспрессией мой интерес. Раз вы утверждаете обратное, то сему и быть
  18. 2 балла
    Я думаю изначально было нож, так как "тұсау кесу", " а не "тұсау қию".
  19. 2 балла
    Ох уж эти ответы, возведенные в "абсолют" от улкен кiciлер Куманша мен акманнын тубиринде бир соз екенин ар казак билетин шыгар)) Кстати, үлкөн, дөкөй - такого губного сингармонизма, кажется, нет у нас в Костанае или очень редко так говорят.
  20. 2 балла
    http://archaeology.nsc.ru/journarticleru/76/1171 Уникальное захоронение воина гунно-сарматского времени в Западно-Сибирской лесостепи: результаты палеогенетического анализа А.С. Пилипенко1–3, С.В. Черданцев1, 2, Р.О. Трапезов1, 2, Т.А. Чикишева2, Д.В. Поздняков1, 2, В.И. Молодин2, 3 1Институт цитологии и генетики СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 10, Новосибирск, 630090, Россия 2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия 3Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия В статье представлены результаты палеогенетического исследования останков мужчины из погр. 688 памятника Сопка-2 в Барабинской лесостепи. Особенности материальной культуры и погребальной обрядности, а также монголоидный центрально-азиатский антропологический тип погребенного однозначно свидетельствуют о его инотерриториальном происхождении. Были исследованы маркеры с однородительским наследованием: митохондриальная ДНК (последовательность ГВС I и информативные позиции в кодирующей части мтДНК) и Y-хромосома (аллельный профиль 17 STR-локусов Y-хромосомы). Установлена принадлежность мтДНК исследуемого индивида к восточно-евразийской гаплогруппе D4b1, а Y-хромосомы – к восточно-евразийской гаплогруппе Q (Q1a). Таким образом, выявлен восточный вектор его глубоких генетических корней, что согласуется с палеоантропологическими данными. Результаты филогеографического анализа с использованием данных по древним и современным популяциям Евразии свидетельствуют о широком распространении выявленного нами варианта восточно-евразийской по происхождению гаплогруппы мтДНК в восточных и западных районах степного пояса. В частности, показано его присутствие в скифское время далеко за пределами Восточной Евразии – у классических скифов Северного Причерноморья. Таким образом, генетические данные не позволяют однозначно локализовать регион, из которого исследуемый индивид прибыл на территорию Барабинской лесостепи. Предложен сценарий, объясняющий противоречивость данных палеогенетики и палеоантропологии о восточных генетических корнях погребенного и преимущественно западный (сармато-аланский) круг аналогий для сопроводительного инвентаря из этого погребения. Обсуждаются возможности и ограничения использования палеогенетических методов для реконструкции различных аспектов происхождения представителей древнего населения.
  21. 2 балла
    зря обижаются. они уже перегрызлись сами друг с другом до вашего прихода
  22. 2 балла
    Генетический материал с места предполагаемого захоронения Едиге батыра в Мангистау направлен для изучения в Гаагу. Ученые в ходе научной экспедиции по изучению памятников Мангистау провели археологическую расчистку мавзолея Карауылкумбет, где предположительно был захоронен Едиге батыр. Генетический материал, взятый с места захоронения, направлен для изучения в Нидерланды. Об этом рассказал Марат Утесинов, заместитель директора Мангистауского государственного историко-культурного заповедника. Скелет мужчины был передан отечественными археологами в Институт этнологии и антропологии Российской академии наук. Ранее местные специалисты предполагали, что в мавзолее Карауылкумбет, датируемом XVI-XVII веками, захоронен Едиге батыр, основатель Ногайской Орды. Поводом для такого предположения стало имя батыра, высеченное арабской вязью на портале мавзолея. На внешней стене мавзолея имеется арабографическая надпись, которая недостаточно видима, повреждена вследствие природно-климатических факторов. Однако удалось расшифровать следующие слова: "Едиге… абер-бауар… верховный би, бахадур был… " Памятник обнаружили сотрудники историко-культурного заповедника в 2008 году на территории некрополя Карауылкумбет в 20 километрах к юго-востоку от села Онды Мангистауского района. Едиге был основоположником Ногайской Орды, крупным полководцем и государственным деятелем, жившим в конце ХIV - начале ХV века. Его подвигам посвящен сюжет эпоса "Қырымның қырық батыры" ("Сорок батыров степи"). В основе эпоса лежат исторические события, происходившие много веков назад в Крыму, в Центральной Азии, в Казахстане, в том числе в Мангистау. В ходе научной экспедиции, в которую вошли ученые Казахстана, России, Азербайджана, Турции, в Мангистау были изучены памятники по нескольким направлениям: этнографии, петроглифам, колодцам, подземным мечетям и другие. Со слов Марата Утесинова, в настоящее время к выпуску готовится документальный фильм о работе экспедиции на пяти языках: русском, казахском, английском, туркменском и узбекском. https://dknews.kz/regiony/poiski-edige-batyra-zagadocnyi-mavzolei-izucaut-v-mangistau.html
  23. 2 балла
    Я даже слова "наше" в кавычки взял. Әрбір қазағым - жалғызым! АКБ, перестаньте делить казаxов. У нас даже дмалектов нет, а диалектизмы.
  24. 2 балла
    Для меня этот спор выглядит странным, люди всегда торговали и перенимали что-то от соседей. Найманы жили рядом с Монголией, в бывшей Джунгарии, неудивительно что и седла у них похожи с монголами. Тут были старые фото причёсок найман, так они похожи по описаниям на причёски средневековых монголов и киданей. Здесь где-то есть изображение Абаоцзи с прикольной причёской ,очень похожа на старые фото найман.
  25. 2 балла
    Суффикс мақ есть в казахском и довольно часто употребляется в сложных глагольных формах типа: Сен енді осында қалмақшы болдың ба? - Ты теперь собираешься здесь остаться? Ол сонда қалмақ. - Он собирается там остаться.