Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 11/23/19 in all areas

  1. 1 point
    Вы ведь наверняка знаете что у кыргызских кыпчаков массово гапла С2 М-217, она не только монгольская, но и кыпчвкская гапла.Поэтому ее так много у тюркских народов.
  2. 1 point
    Такое состояние понятно, это называется отчаянность, когда нет другого выхода. Я прожил почти свой шестой десяток, но когда-то был молодым. Хотел всегда быть справедливым, в своих силах не сомневался, но было время, когда все силы смыкались во мне, это я вспоминаю о своем армейском годе (я служил всего год после института). В эти армейские годы, вся Азия от меня ждала каких-то решений против каких-то неправильных действий со стороны кавказцев. У нас был один общий "враг" - кавказцы. И я должен был решить нашу проблему в пользу своих. С армянами, грузинами я как-то уладил дела, но против азербайджанцев приходилось потратить много сил, чтоб их переубедить в неправильности всего, что мы между собой затеяли. Именно тогда мне и предстояло вступить в драку, хотя осознавал, по своим параметрам намного уступаю азербайджанскому парню. Хотя, сейчас очень смешно вспоминать все это, но тогда я был готов - или победить, или умереть. Благо, в мое армейское время, все разрешилось по обоюдному соглашению. Я это рассказываю не для того, чтоб похвастаться своими "подвигами", а чтоб показать, что ярость и действительность - вещи разные. Чистосердечно признаюсь, перед означенным поединком, я пережил столько потрясений, что даже был готов на смерть - лишь бы свои не подумали, что я струсил. Одним словом, ощущение своего бессилия перед сильным и атлетически сложенным парнем в меня вызывало трусость, а долг, что я в ответе за своих азиатских товарищей, в меня вызывало ярость, хотя ни то, ни другое в то время не понадобились, распрощались в объятиях, что в дальнейшем друг другу мешать не будем. Но сам факт, что и трусость, и ярость во мне присутствовали одновременно, говорят о том, что люди, если они даже и воины, осознают, что смерть ходит рядом, и главное в том, как ты хочешь ее встретить.
  3. 1 point
    Убедительно. Ув Момын ранее писал что курген - чистый тюркизм http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5905-ант-анда-древнейший-тюркский-обряд-побратимства-на-молоке-и-крови/&do=findComment&comment=344383
  4. 1 point
    Странный термин. Языки взаимодействуют, а изоляты. В принципе практически все праязыки изоляты
  5. 1 point
    Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»? Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыкской красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, - тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, - дочь калмыкского родоначальника. Остановимся на каждой из них... Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в свое время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жен и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека- хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим». У Есима-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана - калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своем толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты. Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришел к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка. Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была колонией Калмыкской орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года калмыкский хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыкский союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В.Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет. Родоначальник Лузан – первый калмык, вошедший в состав Крымского ханства. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев напал на Крымское ханство. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками. Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришел к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира. У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось 5 сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет. Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имет 12 жен. Семеро из них – калмычки. Самая известная из жен-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Калдана Серена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Калдан Серен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым и Камбар султаны. От Касыма продолжили род Саржан и Кенесары –султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошел ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости. Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр. Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыские битвы и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошел послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Калдан Серен дал ему титул «Тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери. Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только теща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большого количества казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр. У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И.Тевкелев в совем труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трех жузов». И.Ерофеева в своем труде «Хан Абулхаир» дает конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах». Как можно забыть многих калмыкских девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг - из казахов». История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодежной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений. Сайрагүл ТУРЖАНОВА, Магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х.Досмұxамедова
  6. 1 point
    Слишком замудренные предположения. Я сколько раз подмечал, что никто ничего не прячет. Говорят, что если хочешь спрятать надежно свою вещь, положи на видное место и никто ее не найдет. Все будут шарится по заколкам и чуланам. Здесь точно также. Если разбирать семантику слово "гураган" ( а оно звучит так на персидском) по тюркски получается "кіреген", Здесь корень слова " кіру" что тюркском означает входит, заходит и т.д. А словообразующий формант "ген" это определительный аффикс, который превращает глагол в существительное. Получается, что Кіреген на русском означает Примак т.е. принятый в семью. Таким образом , знатный человек женившись на чингизидку как бы становится членом Золотого рода на правах примака.
  7. 1 point
    Привожу цитаты из научной статьи к.и.н. И. Саратова "Древние сторожа степных границ" (1970-ые гг.). По тексту "Змий" = "Дракон". "... Память об извечной борьбе русского народа с кочевниками сохранилась в песнях, былинах и сказках, в которых черные силы пришельцев выступают в образе свирепого Змия. Змееборство - традиционная тема русского эпоса. Из глубины веков дошли к нам былины о борьбе русских богатырей: Добрыни Никитича со Змеем Горынычем на реке Почайне вблизи Киева и Алеши Поповича с Тугариным Змиевичем; бесчисленные песни и сказания о Егории Храбром — Святом Георгии, которого по традиции изображали воином, сидящим на коне и поражающим копьем Змия. И не случайно со времен Ярослава Мудрого это изображение встречается на княжеских печатях и монетах, а со времен Дмитрия Донского Святой Георгий — покровитель Москвы, вокруг которой формируется молодое Русское государство. Позже изображение Святого Георгия, победителя Змия, появляется на гербе Русского государства. О единоборстве со страшным Змием рассказывают нам многочисленные предания о братьях-кузнецах Кузьме и Демьяне, о Китае, или Кирилле, Кожемяке. Так рассказывает народ о появлении Змиевых валов, которые на тысячи километров протянулись по всей Украине, от ее восточных границ до западных. Змиевые валы… Что это? «Змйевые валы, народное название древних оборонительных земляных сооружений, проходивших южнее Киева, по обоим берегам Днепра, вдоль его притоков. Название связано с легендой о том, как русские богатыри, победив Змия, впрягли его в плуг и вспахали огромные борозды. Остатки 3миевых валов сохранились по p. Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и других и достигают местами нескольких десятков км длины и до 10 д высоты. Подобные сооружения известны также на Поднестровье… Время сооружения 3миевых валов не установлено. Некоторые исследования считают, что они были возведены земледельческими племенами в I тысячелетии до н. э. для защиты от скифов. Существует также предположение, что 3миевые валы сооружены в X— XI вв. в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче и его преемниках для обороны от печенегов и половцев». ... И неспроста для наших предков во все последующие времена образ страшного Змия олицетворял собой не менее страшного завоевателя. Изображение змеи отражало древнейший культ предков — родоначальников скифов. Змееногая богиня, «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах скифских воинов и их коней. Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале II века н. э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленных из различных цветных лоскутов и насаженных на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист."
  8. 1 point
    Ув. mechenosec, вы наверно добросовестно заблуждаетесь, потому что: 1) Это не сказочные герои, а герои древнерусских былин, один из которых имхо переметнулся в сказку - Змий Горыныч. 2) Это не змеи в смысле обычных пресмыкающихся, а мифологические драконы, которые в былинах именуются змиями. 3) Это не драккары норманы на кораблях, а обобщенный в былинах образ степняка, тюрков кочевников, досаждавших древней Руси на протяжении веков. Например, имя былинного героя Тугарин Змиевич можно сопоставить с близкими именами других тюркских героев - с половецкими Тугор-ханом, Сугор-ханом и керейтским Тугрул-ханом. Например, грандиозные по своей протяженности оборонительные сооружения "Змиевы валы" расположены не в северных районах Руси, чтобы защищаться от норманов, а со стороны степи - они протянулись на тысячи километров по всей Украине, от её восточных границ до западных, они проходят южнее Киева по обоим берегам Днепра вдоль его притоков, их остатки до сих пор сохранились по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. и достигают местами нескольких десятков километров длины и до 10 метров высоты. Про Китайскую стену все знают, а про Змиевы валы почти никто. Хотя и те и другие сооружены для защиты от набегов тюркской конницы и телег: Остатки валов на карте:
  9. 1 point