Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 09/13/19 in all areas

  1. 1 point
    Елеу: 1. Видный, крупный, серьезный, достойный уважения, заслуживающий внимания; 2. Важный, существенный, значительный.
  2. 1 point
    Есть даже женское имя - Елеусіз.
  3. 1 point
    В детстве мы обзывались: "Немец- перец - колбаса, сел на лошадь без хвоста" и дальше. Русским пацанам были другие стишки. В ответ они строчили стишки про нас, казачат. Так что конская колбаса у эвенков наверно из той же оперы.
  4. 1 point
    «Казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». Ибн Рузбихан. короче, праздновать юбилей Золотой орды надо
  5. 1 point
    К сожалению не нашел русский источник, но здесь есть данные Заки Валиди Тоган:
  6. 1 point
    В Астане неделя-только жұма Пятница-тоже жұма
  7. 1 point
    В каждой части Казахстана свои диалекты. У нас Мазар это малееькая могила, а Мазарат большая круглая. Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков.
  8. 1 point
    Кстати название самой недели казахи разных регионов называют по разному - апта, [бір] жеті, жұма. В наших краях используют слово жұма.
  9. 1 point
    Да, эти фарсизмы чужды в сельской местности. Поэтому народ сельской местности в наших краях до сих пор называет дни недели по-русски: "пәнеделнек", "ыпторнек", "шетберк" и т.д. И только два из семи персизмов используются, но слега по другим причинам, это: Сәрсенбі - среда, мы говорим "сәрсенбі - сәтті күн" (среда удачный день для совершения делов и поездок). Жұма - пятница, мы говорим "жұмалық" - еженедельные поминки по умершему.
  10. 1 point
    Чтоб снять некоторое недопонимание - почему я часто акцентирую внимание на том, что казахские ханы полновластно каракалпаками не управляли, так это не от личных моих каких-то негативных отношений к ним, ибо казахским ханам у меня есть свои личные симпатии за их умелые действия в тяжелых для своего народа ситуациях. Даже по Абулхаиру, о ком ранее у меня были какие-то претензии - я уже разобрался и одобряю его поступок на тот период. Он был дальновидным правителем и опасался каракалпаков не напрасно, ибо военно-политическая ситуация середины 18 века была очень сумбурной. Мой вопрос лишь в нераскрытии личностей сугубо каракалпакских правителей, которые ими правили. Везде, где есть вопросы по каракалпакам, почему-то ответ всегда один, что они в 17-18 вв жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи и были зависимы от казахских ханов. И на этом все стереотипы и строятся. Хотя есть сведения и от Левшина о самостоятельности каракалпаков, и даже первый исследователь каракалпакской истории Иванов увидел некую конкуренцию между каракалпакскими и казахскими правителями, и наконец появились много документальных сведений сугубо о каракалпакских ханах. Вопрос только о самом Кучуме, который пока открыт. Поэтому я лишь хочу донести до внимания историков, чтоб ломать устоявшие стереотипы, так как, от этого страдает история целого народа, появившегося в 16 веке как особый, и с тех пор не утративший свое национальное самосознание (про 20 век речь не веду). А между прочим, в 16 веке понятие национальность еще не было закреплено за многими нынешними народами, по крайней мере не документировано источниками, что до сих пор идут споры - называли так, называли сяк и т.д., по нескольку названий.
  11. 1 point
    В обычной настоящей аульской жизни, по крайней мере, у моих родственников этих слов нет и они неизвестны. В книгах узнали про эти слова.
  12. 1 point
    Хорошее интервью. На простом языке доступно и познавательно.
  13. 1 point
  14. 1 point
    Такая опасность была, так как, огромная часть казахской знати была ориентирована в подданство джунгаров, а сам Абулхаир не был в силах переубедить всех своих подданных казахов в позитивности своего решения. Журнал Тевкелева был частично опубликован в книге "Казахско-русские отношения в 16-18 в". Но Журнал был подробно изучен Аполловой: Известный советский историк, исследователь проблем присоединения Казахстана к России Н. Г. Аполлова на основе длительного изучения «Журнала Тевкелева» 44 отмечает значительную роль каракалпаков в поддержке казахов — сторонников перехода в подданство России. Она пишет: «В дальнейшей истории посольства Тевкелева можно отметить, с одной стороны, растущую оппозицию старшин «противной партии» при активном участии калмыцких тайжей, агитировавших против российского подданства; с другой, — не менее активные противодействия этой оппозиции крупных представителей казахского батырства, в первую очередь Букенбая 45 и его круга при деятельной помощи башкирских и каракалпакских старшин» 46. Активные действия каракалпаков оказали большое влияние на казахов Малого жуза, видимо, потому, что как земледельцы, удовлетворявшие потребности кочевников в хлебе, они несомненно играли в их экономике определенную роль. Каракалпаки стремились помочь Тевкелеву распространить русское подданство и на население Аральского владения. Известный каракалпакский старшина Оразак-батыр, одним из первых принявший подданство, 10 февраля 1732 г. явился к Тевкелеву и предложил свое посредничество с целью склонить хана Аральского владения Шахтемира и подвластный ему народ на сторону России. Получив одобрение Тевкелева, он поехал к аральцам и вернулся оттуда 4 марта. До нас дошла запись о результатах этой поездки. «Он, Оразак-батыр, аральского Шахтемир-хана и аральских народов быть в подданстве российском склонил и пришлютца-де от них, аральцев, к нему, Тевкелеву, посланцы» 47. 43 В. Н. В и т е в с к и и, И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, Казань, 1889, стр. 137. 44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий лод определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб). 45 Батыр Букенбай был активным сторонником перехода казахов в лоддаиство России. 0,н во всем помогал Тевкелеву, организовал ему охрану и фактически спас от смерти. 48 Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана..., стр. 239.
  15. 1 point
    Немаловажно отметить роль каракалпакских ханов в принятии Абулхаир ханом российского подданства. У историков сложилось неправильное мнение о том, что якобы именно Абулхаир привел казахов Младшего жуза и Нижних каракалпаков в подданство России. В книге собраны интереснейшие исторические документы, дающие сведения о безвыходном положении Абулхаира в его стремлениях заручиться поддержкой русских. Абулхаир, без ведома своего народа заверил русских, что примет русское подданство и будет служить верой и правдой. Но, население Младшего жуза, услышав об этом выступает против хана, что Абулхаир вместе с русским послом Тевкелевым вынужден был бежать в каракалпакские владения. Именно здесь, Абулхаир нашел единомышленников в лице каракалпакских правителей, у которых еще ранее шли приготовления к созданию дружеских отношений с Россией. А тут как снег на голову к ним является сам русский посол Тевкелев. С помощью каракалпакских ханов, Абулхаиру удается уговорить свой народ последовать примеру каракалпакского народа. Видимо, казахам не хотелось лишиться своего соседа и верного союзника в самый ожесточенный момент своей истории (эти события происходили в 1730 году), и они согласились. То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей.
  16. 1 point
    Твой любимый профессор Сэр Ховорт пишет. (pp.123 The JOURNAL of the ROYAL ASIATIC SOCIETY of GREAT BRITAIN AND IRELAND. VOLUME THE THIRTEENTH. LONDON Trubner And co., 57 & 59, Ludgate Hill. MDCCCLXXXI. 1881) и оттуда же
  17. 0 points
    Копыта лошадей всех монголов ещё как ступали на территорию Казахстана, и ещё дальше на юг и запад , а также и на восток, вплоть до Кореи, Камбоджи и Вьетнама , а конкретно калмыцкие лошади и верблюды доходили и до Пруссии и до Парижа " ...я помню как коня степного , на Сену пить водил калмык, и в Тюильри у часового, блестел как дома русский штык ..."
  18. -1 points
    Тема неправильно названа. Тут ваш историк писал, что казахи себя осознали казахами то ли в 17, то ли в 18 веке. Значит как народ появились с этого периода, какой 13 век?
  19. -1 points
    Но он был не казахский, а узбекский. А до этого монгольский и половецкий или кипчакский или кто там еще был?
  20. -1 points
    почему ? печально в будущем для халхи будет, нет пока что не одного представителя старкластера в уфулле
  21. -1 points
    Не получилось опровергнуть мои географические локализации страны Чингизхана и Кара-Корума, так решили административным, силовым путем запретить так думать?
  22. -1 points
    Не переиначивайте мои слова, я такого бреда никогда не скажу, патамушта я не читаю Яна. Происхождение монгольских языков конечно очень интересно для исследователей, но это не отменяет в них огромного пласта тюркской лексики.
  23. -1 points
    Тема: БААРИН, БАЙРИН, БАРЫН, ПАРЫН Агааа, нашлась причина перетаскивания родины ЧХ на территорию Или-Казахского автономного округа! И попытки представить ЧХ тюркоговорящим, наперекор многим источникам! Якобы предки язык не меняли. И нападки на современных монголов, попытка казаха оказаться единственными потомками монгола ЧХ, постоянное упоминание "ХАЛХА" вместо или вместе с "МОНГОЛ" ... Детская ревность... и детская невосприимчивость к чужим доводам ... А чем лучше старкластер и нирунский субклад хоринского N1c1? Или дарлекинского С2?
  24. -1 points
    Монголы используют средневековый китайский рисунок Чингизхана. Монголы используют характерное китайское произношение (без "Р") детского имени Чингизхана - Темуджин. Вопрос - монголы узнали о Чингизхане от китайцев?
  25. -1 points
    да , верьте в свои сказки, и своим землякам дальше их рассказывайте, разве я против? Но нам монголам этого дерьма не надо. Эрге на калмыцком - крутизна, обрыв , тот же смысл что и Эргунэ , уверен что у вас по другому. Удивительно, что , верите в свою брехню , а в реальные вещи нет, и да щас калмыки кровь не пьют, мой аава ( дед) , это не я а другой человек .