Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 05/14/19 in all areas

  1. 2 points
    Всем Здравствуйте! 1. Скорее всего на севере выпала буква "К" в слове енек. Поэтому вышло Ененды урайын 2. Возможно ұрайын - эвфемизм, иногда казахи заменяют этим словом движения сексуального характера (маловероятно имхо) 3. На севере "Ананды" не говорят, редко шешен (некоторое влияние возможно южан), на "ана" матерятся на западе (впрочем как огузы) 4. Имхо Свекровь, тем более теща для казаха/казашки вообще опосредованное отношение имели, особенно теща, поэтому и не заденешь человека обматерив его тещу))))
  2. 1 point
    Ув. Азбаяр, может уже хватит повторно заливать сканы? Вы все эти примеры уже приводили в теме. Это обычное казахское выражение и слова. Сравните сами: Халха: Цог заль, Суу заль - блеск, сияние. Казах: Шоқ жалын, диал: Чоқ жалын - сияние огня; Шоқ/Чоқ - горящие угли; Жалын - пламя.
  3. 1 point
    Древние уйгуры это же кочевые тогуз-огузские племена. Тогда кого они должны были вынести и зачем? Даже Могулистан, страна татарских племен эпохи Чингизхана, часто называется в летописи Рашид ад-Дина Уйгуристаном, оба названия свободно заменяют друг друга, а происхождение предков Чингизхана летописец опять же связывает с кочевыми уйгурами, часть которых бежала с запада на восток и укрылась в горных теснинах Алтая. При этом тех уйгуров не следует из-за созвучия путать с современными уйгурами.
  4. 1 point
    Поддерживаю что ене в матах имеет значение теща, а не тестикула. Про пословицу, у нас говорят енегін, а не енесін уқалайды.
  5. 1 point
    Все дело в кассовости фильмов и произведений. Никто не хочет снимать или писать себе в убыток. А из фолька можно сделать зрелищное кино. Для международного успеха нужно туда еще обязательно негра (положительный герой) включить. Поищите такого в своей истории, и все получится.А в школе, кажется, теперь нац. литературу и не изучают. Специально залезла в статью в ВИКИ о калмыцкой литературе... Грустно, с 90-х все меньше и меньше произведений. Попыталась найти в ин-те "Запах полыни" Тачиева, открывается куча похожих названий других авторов и т.д. Текст так и не нашла. Только упоминание о книге. Почитаю калмыцкие сказки. Написано, что они - супер!
  6. 1 point
    Хотел перечитать, никак не найду, а когда-то его работы были в свободном доступе. С. Камалов начал изучать историю каракалпаков в обратном направлении - от современности к прошлому. Более позднюю, а именно хивинскую часть истории каракалпаков он озвучил где-то на 70% (многие моменты придаются к критике), а Сырдарьинская часть освещена где-то на 50х50. Многого, что нынче известно, в его работах нет. Незнаю, с чем это связано, но по слухам, у него было много не опубликованного материала, которые не были одобрены Центром, а позднее уничтожены (известны случаи обысков домов и арестов каракалпакских ученых). Поэтому, воспринимать его опубликованные работы в чистом виде истиной, не стоит.
  7. 1 point
    Хочу напомнить Вам ,что роман "Жестокий век" Ян Калашникова не является историческим источником,это всего лишь художественный вымысел,короче говоря фэнтэзи автора.Аланы на сегодня как всем известно по ДНК R1A1 ,это означает тюркские гены , образ жизни кочевой и язык тюркский, практический все доказательства на лицо .Например в древней истории той эпохи упоминаются Аланы -Танаиты ,ведь всем известно что род Тана ,находится среди Байулинцев и проживает на территории РК в Западной части страны.В советское время народ Осетин ,почему хотели выдать за Аланов ,были исторические споры,диспуты ,было написано кучу литературы.Однако затея провалилась ,с появлением новых технологии в 21 веке,потому что стали проводится абсолютно новые исследования в области ДНК ,затем также появилась интернет- связь.Которая обеспечила доступ к архивам и документам многих стран мира и обман рухнул.
  8. 1 point
    А вы наверное хорошо "знаете" казахский, чтоб так утверждать? Современные уйгуры в большинстве своем карлуки и потомки оседлых сартов. До начала 20 века себя уйгурами не называли.
  9. 1 point
    Монгольское "овог" (род, племя) есть искаженное древнетюркское "оба" (род, племя). Если не ошибаюсь, то еще до появления татар в половецких степях кочевали роды, в названиях которых присутствовала приставка "оба" (род). Қарағу - явно тюркский архаизм, в основе которого прозрачный тюркизм "қарақ( (зрачок, глаз). Сейчас мы говорим "Қараңғы" - в смысле темнота, безграмотный, одним словом слепой в грамоте. Очень похоже на наше "Қайршы" - нищий, попрошайка. Не пропустил ли букву достопочтенный Махмуд ата?
  10. 1 point
    Мәшінә жүргізу и айдау используют у нас. Так же айдау у нас и в плохом обозначении))) Анау қызды айдадым - типо был с той девушкой))
  11. 1 point
  12. 1 point
    сүрэг/стадо,табун/ сунах/протягиваться,растягиваться/ сурах/ спрашивать,расспрашивать,искать/ сорох/сосать,высасывать/
  13. 1 point
    хятай/толстая кишка-конина/ хүүр/могила/ майга/кривоногий/ энх/покой/ бэх/крепкий,прочный/ хүсэх/желать/ баяр/праздник/ мануул/степная кошка/ нөхөр/соратник,друг/
  14. 1 point
    ямаа/коза/ хөж хөж зэл/ веревка используемая для привязывания жеребят/. эзэн/хозяин.господин/ бөлзөг/браслет/ баялаг/богатство/ үнэнч/доверенный/ өмд /штаны/ бага/малый,также это монгольский титул/ например.. их нойон,бага нойон,их хатан,бага хатан/ кстати среди халха есть роды их найман и бага найман/
  15. 1 point
    Интересно, что многие академические историки очень негативно относятся к популяционной генетике. Просто потому что понимают, что эта наука показала, что все во что они верили годами и десятилетиями - полная ерунда.
  16. 1 point
    Левшин об избрании ханов у казахов - "обычай сей остаток времен чингисовых" : "... ИЗБРАНИЕ ХАНА Любопытный и важнейший обряд киргиз-казачий есть избрание хана. Опишем оный подробно. Как скоро в назначенное для сего время и место начнет собираться народ, тотчас открываются частные совещания, тотчас составляются маленькие круги для решения, кого избрать себе главою и кому поручить быть представителем каждой толпы в верховном Совете знатнейших правителей народных? Когда число прибывших на выбор сделается довольно велико, назначают решительное общее собрание и расстилают рядами ковры и войлоки, на которых султаны, старейшины, бии и родоначальники садятся по старшинству в знатности или власти, а простой народ становится за ними сзади. Начало сего заседания, как и везде, тихо, а окончание всегда шумно. Почетнейшие по летам и опытности открывают оное, смелейшие оживляют, сильнейшие дают направление и, наконец, все вместе производят споры, которые продолжают иногда дня два, три и более. Когда же хан избран, несколько знатных султанов и старшин идут объявлять ему о том, сажают его на тонкий белый войлок и, подняв на головы свои, опять опускают на землю. Тут на смену их с стремлением бросается народ также поднимать нового повелителя своего и качать его несколько времени при громких восклицаниях и криках. В заключение войлок, служивший вместо трона, а иногда самую одежду ханскую разрывают на мелкие части, и всякий старается унести с собою какой-нибудь из них лоскуток, как памятник того, что он был участником выбора. Обычай сей есть остаток времен чингисовых. План-Карпин 24 говорит, что в его присутствии (Voyage de Plan-Carpin en Tartarie, en 1246 et 1247 vid. Chap. IX. В Издании сего путешествия Бержероном вместе Каюк (Сауис) напечатано Сuуnё. Ошибка сия, без всякого сомнения, принадлежит не сочинителю, но переписчику или типографщику. Человеку, не знающему истории чингисовых потомков, немудрено по сходству литер читать Сuуne там, где неявственно написано Сауuс, или Сuуuс, но План-Карпину невозможно было изуродовать таким образом имя сего хана), Каюк 25, восходя на престол деда своего Чингиса, был также посажен на войлок и поднимаем вверх знатнейшими чиновниками монгольскими. Гайтон пишет (Histoire des pays Orientaux, Ch. 16), 26, что и сам [348] Чингис был таким же образом качаем при избрании его в ханы. Пети-де-ла-Круа повторяет то же (В Histoure du Grand Genghizcan, печат. в Париже 1710 года на стр. 78 сказано: Sa harangue finie, en le fit metre, sur un feutre noir (?) qu'on avoit etendu sur la terre, et la personne qui etoit chargee de porter la parole, lui annonca hautement la volonte des peuples Mogols. // Lui remontra, que quelque pouvolr, qu'il eut, il le tiendroit du Ciel; que Dieu ne manqueroit pas de benir ses desseins s'il gouvernoit ses sujets aves justice; et qu'au contraire il le rendroit miserable, s'il abusoit de sa puissance: ce que lui marquoit le feutre sur lequel il ^etoit assis. Apres cette remontrajice, sept Cans,Ie releverent d'un air de ceremonie, et le porterent sur le trone, qui avoit ete prepare au milieu le l'assemblee) 27. Благодарность нового хана за полученное достоинство изъявляется немедленно праздником, который он дает всему присутствующему народу и на котором не щадит он ни баранов, ни лошадей, ни кумысу..."
  17. 1 point
    Почему-то до казахов у всех есть дело. Напоминает слона, а вокруг множество других животных помельче))
  18. -1 points
    Вы юморист однако ? ,сомневаюсь что у каких-то народов есть дело до казахов, и их истории , никто не знает Казахскую империю и Абулхаира и др, но весь мир знает Монгольскую империю и Чингисхана .На форуме все копья ломаются в основном вокруг МИ и Чингисхана, у вас завышенное самомнение ? А так всё просто на самом деле, главное это генеральная линия, тюрки это тюрки, монголы это монголы
  19. -1 points
    Ув. Володя, вы тоже неверно читаете слова. В ДТС написано не "ямаа" и тем более не "яман", а "ымға". Имхо калмыцкое "яман" (коза) от казахского "яман - жаман" (плохой) как самый некотирующийся вид скота.
  20. -1 points
    Даже краткий "шапочный" анализ очевидно показывает, что тема ув. Азбаяра только лишний раз доказывает, что современные монгольские языки имеют огромный пласт тюркизмов, которые им по привычке воспринимаются за родные слова. В словаре тысячи слов, а по внешнему созвучию приведены пара десятков слов, и то, как показали мои сравнения, тоже исконно тюркские в своей основе.
  21. -1 points
    Япона мать/раскудрыть твою тудыть АКБ, ну что вам не понравилось в его посте-то а? Когда у вас кончится желчь?
  22. -1 points
    Трудовые заслуженные отпуска, которые мне часто и любезно предоставляет админ Рустам, проходят не без пользы. В последний свой длительный отпуск коротал вечера за просмотром новых казахских фильмов, их сейчас штампуют также много, как Момын печет свои горячие пирожки. Сиди и следи за речью актеров, которые все уроженцы южных областей. Да и сюжеты с событиями происходят исключительно на юге страны. Эти фильмы и есть мой пруфф-линк в моих сравнениях различий региональной лексики и фонетики. Специально с бумагой и ручкой не сидел, но запомнил несколько контрастов, вот они. Сарай для скота: Северо-восток – Қора, Мал қора. Юго – Сарай (все актеры в фильмах устойчиво называли его по-русски). Выражение «Курица снесла яйцо»: Северо-восток – Тауқ жұмыртқалапты. Юг – Тауық жұмыртқа туыпты (букв: курица родила яйцо , смешно, но именно так говорили актеры). Молодожены стали жить отдельно от родителей: Северо-восток – Жеке шықты. Юг – Бөлек шықты. Ругаться, скандалить: Северо-восток – Ұрсысу. Юг – Айғаласу (букв: кричать, перекрикивать друг друга). Ручная или ножная швейная машинка (типа Тульских): Северо-восток – Іс мәшнә. Юг - Тігін машина. Другие примеры приведу позже, как вспомню.
  23. -1 points
    Не позорьте себя. Мы уже определили из ваших постов что в казахском отсутствуют такие слова как слепой qaraǧu (уйгурский qarǧu, казахский -), или они отличаются угол buluŋ (уйгурский buluŋ, казахский büriš), дрожать titrä (уйгурский titrä, казахский titir), qaraŋǧu (уйгурский qaraŋǧu, казахский qaraŋǧi) и так далее. И это нормально когда подавляющее большинство так называемой древнетюркской литературы написана нашими предками.
  24. -1 points
    Вы хоть знаете кто такие исторические Карлуки и на каком языке они говорили? Этногенез современных уйгуров описан Голденом не нужен какой то Арсен с 5000 постами, единственным вкладом которого является нытье и жалобы под постами АКБ.
  25. -1 points
    Я не хочу с вами ругаться, Идикут, но у меня давно сложилось такое личное впечатление, что созвучные названия зачастую путают умы. Первый пример это мы, казахи. В недавнем прошлом многие образованные казахи искали созвучное название в древних исторических документах. Достаточно прочитать Асфендиярова или Кудайбердиева. Современные монголоязычные народы тоже все свои притязания основывают на совпадении названий - принятого татарскими племенами Чингизхана в 1211 году политонима "мунгул" и современного языкового политонима для группы народов "монгол". Аналогично на одном совпадении этнонимов в наше время возникла идея о единстве кыргызов Тянь-Шаня и кыргызов Енисея. Все ваши притязания на телесские племена имхо тоже базируются исключительно на созвучном названии средневекового "уйгур" и одноименного названия, принятого вашим народом в 1921 году. Поправьте меня если я ошибаюсь. Но сколько я не читал исторических документов и часто целенаправлено, но везде я не встретчал упоминания названия "уйгур" в адрес вашего народа. Везде ваш народ именуют по разному, страну - Малая Бухария, или по местностям - Турфанлик, Кашгарлик, Яркендлик и т.д., или по занятиям - Таранчи и т.д. И давно хочу задать вам вопросы: 1) Как вы считаете, почему современные уйгуры и узбеки так сильно похожи во многом, это и язык, это и культура, это и хозяйственный уклад, быт, это и одинаковые исторические названия - Бухария и Малая Бухария и т.д.? Ведь узбеки, в отличие от вас, свои корни никак не возводят к тогуз-огузам, к телесским племенам. 2) Какой такой мощный древний этнический компонент сделал ваши народы практически близнецами? Глубоко сомневаюсь что это древние уйгуры (телесцы, тогуз-огузы).