Перейти к содержанию

Лидеры

  1. RedTriangle

    RedTriangle

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1902


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      18801


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      28303


  4. Махамбет

    Махамбет

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1756


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 02/08/19 во всех областях

  1. Здесь ведь точно монгольские числительные идут в казахском языке Құнажын, дөнежін для самок. Құнан, дөнен для самцов. Используются исключительно для обозначение возраст лошадей и КРС. Почему домонгольские, тюркские названия вышли из оборота, если монголы были каплей в океане тюрков?
    1 балл
  2. не только мектеп - китап, галам, калам, гылым и тд
    1 балл
  3. Некоторые слова точно можно убрать. Арабизм құқық ужасное слово. Но, мектеп тоже арабизм, нормально вошло в обиход.
    1 балл
  4. Литературный язык ведь должен отличаться от обиходного? Или нет? На то он и литературный, чтобы им только самая образованная часть населения владела. Зачем такой язык обычным пастухам? Им он не нужен.
    1 балл
  5. Я вчера еще посмотрел, тяжелый очень фильм. На слезу прошибает.
    1 балл
  6. Справедливости ради хочу сказать что в нашем регионе это слово тоже не используется. Тоже слышу только от журналистов. Этот союз не является необходимым. Хотя Абай мой непосредственный земляк
    1 балл
  7. Традиционная экономика и ее наследие Часть 1. Кочевой мир История казахского народа в доиндустриальную эпоху прочно связана с кочевым скотоводством. Даже само освоение большей части территории Казахстана в древности осуществлялось пастушескими племенами. Их предшественники-андроновцы жили в поселках только на берегах рек и озер, где в небольших масштабах занимались выращиванием растительных продуктов и разведением животных. Только приручив лошадь, овладев искусством верховой езды и перейдя от придомного скотоводства к кочевому, древние люди в начале первого тысячелетия до н.э. сумели покорить огромные степные территории, полновластными хозяевами которых ранее были лишь многочисленные стада сайгаков и куланов и охотившихся на них хищников. Это не был выбор из нескольких альтернатив, а единственный путь освоения засушливой, преимущественно пустынной и полупустынной страны. Только скотоводство позволило людям использовать имеющиеся природные ресурсы, и это была крайне сложная задача. Как писал, в этой связи А. Тойнби: «Если земледелец производит продукцию, которую он может сразу и потреблять, кочевник, подобно промышленнику, тщательно перерабатывает сырой материал, который иначе не годится к употреблению… Кочевник пользуется естественными выпасами, скудная и грубая растительность которых непригодна для человека, но приемлема для животных. Человек же получает молоко и мясо животных, использует их шкуры для одежды»[1]. Людям потребовалось несколько столетий, для того чтобы: вывести приспособленные к местным природно-климатическим условиям породы животных; выработать оптимальную систему перекочевок, позволявшую эксплуатировать ту или иную территорию в конкретное время года; изучить звездное небо и научиться ориентироваться в степи; овладеть искусством обнаружения и добычи воды; выработать рецепты консервации мясных и молочных продуктов; научиться изготавливать переносные, но при этом достаточно комфортные жилища. Помимо этих очевидных вещей требовалось также множество других знаний и умений, позволивших человеку одержать победу над Степью. Потомки смельчаков, долгим путем проб и ошибок научившихся выживать в степи, получили свою награду. Скот на просторах Великой степи размножался на глазах. Не особенно экономя и расходуя часть скота на питание и другие нужды, древние кочевники могли ежегодно увеличивать размер своих стад на 40-50%. Грубо говоря, человек, имевший стадо в 100 овец, через десяток лет при благоприятных обстоятельствах мог превратиться в хозяина нескольких отар овец общей численностью в 3-4 тысячи голов. Сообщества древних номадов быстро превратили Великую Степь в крупнейший на планете регион животноводства. Количество скота на территории Казахстана изумляло иноземных посланников, путешественников, купцов. «В Усуни много лошадей, и богатые люди имеют от четырех до пяти тысяч лошадей»[2], – описывал на рубеже II-I веков до н.э. древнее кочевое государство, занимавшее территорию Жетысу, легендарный китайский историк Сыма Цзянь. Арабский путешественник Ибн Фадлан, побывавший в X веке на территории Западного Казахстана, считал необходимым сообщить своим читателям поразительный для них факт: «Ведь я видел из (числа) гузов таких, что владели 10 000 лошадей и 100 000 голов овец»[3]. «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире»[4], - вторил своим предшественникам посланник Папы Римского Плано Карпини в XIII веке. Кочевое общество тотально зависело от скотоводства. Абсолютно все в жизни людей было подчинено главной цели – сохранению, приумножению или восстановлению стад. Это был даже не существенный фактор, а первопричина, объясняющая логику основных исторических процессов и событий в истории номадов. Исчислявшееся миллионами поголовье лошадей, пасущихся в степи, позволяло степным каганам без затруднений формировать конные армии, повергавшие в ужас противников своими стремительными походами и молниеносными маневрами на поле боя. Сами кочевники, с детства овладевая искусством верховой езды, охраняя свои стада от хищников и врагов, росли как сильные, выносливые и смелые воины, превосходно владевшие всеми видами оружия. Чтобы превратить скотоводов в армию, нужен был только лидер, способный обуздать степную вольницу, подчинить ее своей воле и направить на достижение конкретной цели. Монархи земледельческих государств таких возможностей не имели. Вчерашних землепашцев необходимо было долго обучать, а попытки увеличить численность кавалерийских частей нередко опустошали казну и опутывали корону долгами. Но сила кочевого мира одновременно являлась и слабостью. Скотоводство, которое позволяло кочевникам господствовать над обширными и густонаселенными земледельческими регионами, было неотъемлемо связано с высокими рисками. Рачительный крестьянин благодаря запасам растительной продукции мог пережить два-три неурожайных года. К примеру, зерно или муку при соблюдении определенных требований можно хранить несколько лет. Срок хранения соленого, копченого или сушеного мяса не превышает нескольких месяцев. Один джут, одна засуха, одна эпидемия могла сделать из вчерашнего бая нищего и пустить по миру целое племя. После таких катаклизмов с исторической сцены сходили даже могущественные кочевые державы. Кроме того, важнейшей потребностью для кочевников-скотоводов являлся обмен товарами с земледельческим населением. Степные мастера умели изготавливать прекрасные вещи из собственного сырья – кожи, шерсти, пуха, меха. «Их кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас. Их привозят в Бухару, где продают по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они изящны и красивы. У них есть также удивительные накидки, сделанные из той же овечьей кожи. Они совершенно непромокаемы и не бояться сырости; это происходит от свойства некоторых растущих там трав, которые служат для обработки кожи»[5], – описывал искусство казахских ремесленников османский историк Сейфи Челеби. Однако одежда даже из самой искусно выделанной кожи все же не может заменить ткань, необходимую для нательного белья. Нужна была также растительная пища, в первую очередь, конечно, менее обеспеченным слоям населения. Нормальный кочевник презирал пищу из «травы» и спокойно мог питаться одним только мясом, но мяса хватало не всегда и не всем. А выменяв барана, мясо которого семья съедала, допустим, в течение недели, на мешок зерна, бедняк мог обеспечить своих домочадцев хоть какой-то едой на целый месяц. Осенью, когда кочевые тюрки, поднимая пыль до небес, гнали свои огромные стада на рынки южных селений и городов, цена на скот, естественно, падала, что, соответственно, приносило прибыль оседлому населению. «В стране их нет золотых и серебряных рудников и никаких драгоценных камней, большая часть богатства их – от торговли с тюрками и разведения скота»[6] , – объяснял, к примеру, причины быстрого экономического усиления Хорезма средневековый арабский географ Аль-Истахри. Дешевизну мяса и скота на территории современного Узбекистана, где находились главные рынки сбыта скота для кочевников из казахских степей, отмечали многие наблюдатели. Тот же Аль-Истхари писал: «А мясо привозится к ним (в Мавернаннахр) от гузов и карлуков и из окрестных мест в количестве большем, чем нужно им»[7]. Чтобы не отдавать плоды своего труда по дешевке, кочевники пытались часто перегонять скот, прежде всего коней, в дальние страны, где цена на них была выше. К примеру, если в первой половине XIV века цена отличного коня в Дешт-и Кипчаке составляла около 8-10 динаров, то в Индии самая дешевая лошадь стоила 100 динаров. Отборные скакуны продавались по 500 динаров и выше. Вследствие этого кочевники-кыпчаки формировали большие караваны, перегонявшие коней в Индию[8]. Скотоводы Ногайской Орды, занимавшей территорию Западного Казахстана, являлись главными поставщиками коней в Русское государство. «Масштабы конского импорта из-за Волги в XV-XVI вв. были столь значительны, что создается впечатление, будто тогда словом «конь» обозначались только лошади ногайской породы»[9], – пишет В.В. Трепавлов. Но все пути в дальние страны изобиловали трудностями и опасностями даже в редкие времена мира, не говоря уже о периодах войн, и большинство скотоводов предпочитали все же, избегая высоких рисков, сбывать сотни тысяч овец, десятки тысяч коней и верблюдов в Сыгнаке, Сауране, Туркестане, Сайраме, Ташкенте, Ургенче, Самарканде, Бухаре. Торговый дисбаланс сглаживался данью и податями, которые земледельческое население платило степным правителям, которые, в свою очередь, перераспределяли этот доход среди своих «подданных». Казахское ханство, возникшее на руинах Золотой Орды, отличалось от других ханств наиболее мощными кочевыми традициями, а казахи среди кочевых народов считались самым богатым народом. Персидский путешественник и ученый Фазлаллах Рузбихан в начале XVI века восторженно писал, что у «наиболее бедных из казахов число лошадей, верблюдов и овец исчисляется тысячами»[10]. Безусловно, это гиперболическое описание средневекового восточного автора, но это была реакция человека, действительно впечатленного невиданным зрелищем. Вполне критичный российский исследователь начала XIX века, в лице А.И. Левшина тоже заявлял: «Стада овец изумляют здесь многочисленностью своею. Едва ли есть где-нибудь в мире такая страна, в которой было бы видно их более». Интересно представить себе количество скота, находившегося во владении казахов в период Казахского ханства. Конечно, речь не идет о каких-то точных цифрах, поскольку до XIX века никакой статистики не существовало, тем не менее масштаб животноводства в самых общих чертах мы себе можем представить. Для этого можно опереться на научные исследования конца XVIII века, когда казахи как народ попали в поле зрения серьезных ученых и при этом еще сохраняли кочевые традиции, только начав испытывать влияние российской экономики. Эти исследователи, помимо прочего, оставили ценные сведения о размерах казахских кочевых хозяйств. К примеру, шведский ученый и путешественник Иоганн Петер Фальк отмечал: «Киргизское семейство может прекрасно существовать, если у него полсотни коней и прочего скота в соответствующей тому пропорции. Такой полсотни не насчитает у себя только ничтожное меньшинство; обыкновенно у киргиза лошадей гораздо больше; даже у рядового киргиза «черной кости» свободно может оказаться в владении и тысяча и две тысячи голов коней»[11]. Его немецкий коллега Иоганн Готлиб Георги, в свою очередь, делал следующее заключение: «И у самого простого, но доброго скотоводца, редко бывает меньше 50 или 30 лошадей, в половину, против того рогатого скота, 100 овец, нескольких верблюдов и от 20 до 50 коз. В средней же особливо орде есть, как слышно, и такие люди, у которых табуны содержат в себе до 10000 лошадей, до 300 верблюдов, от трех до четырех тысяч рогатого скота, около 20000 овец, и больше 1000 коз. Имеющие тысяч по пяти лошадей и по соответствующему числу другого скота люди есть и в малой орде»[12]. При использовании этих сведений необходимо учесть один момент. Крупный рогатый скот казахи стали в значительном количестве содержать начиная с последней трети XVIII века, и во многом это было вызвано влиянием российской экономики, о чем мы еще поговорим ниже. Теперь попробуем произвести условные расчеты, опираясь на сведения Фалька и Георги. Допустим, что упомянутое «ничтожное меньшинство» в лице самых малоимущих семей кочевников (кедеев), владеющих всего 3 лошадьми, 1 верблюдом, 10 овцами и 1 козой, составляло десятую часть населения. На самом деле такая семья не могла даже элементарно обеспечить свои потребности в питании в течение года и выживала, лишь оказывая возмездные услуги зажиточным сородичам, испытывавшим недостаток рабочих рук. Еще 1% отнесем к обанкротившимся степнякам (жатакам), полностью потерявшим скот и живущих земледелием, рыболовством или охотой, в надежде поправить свои дела и вновь вернуться к скотоводству. «Сайгачники самый несчастный народ в степи; они беднее и жальче тамошних рыбопромышленников!... Те и другие бывают доведены до своего состояния только совершенной нищетой; пока у Киргиза остается одна овца, он кочует с ней, он счастлив; но рыбопромышленники и сайгачники прикованы к одному месту; для них нет кочевки, нет более радостей в мире. Первые живут близ рек или моря, иногда посещаются людьми; но сайгачники ведут жизнь свою в местах диких и уединенных, которые обыкновенно служат путями для сайгаков, во время их общего перехода; здесь-то, осенью, Киргизы-промышленники расставляют для них повсюду западни, и во время одной недели запасаются на целый год мясом для пищи и шкурами для своей одежды»[13], – так описывал жизнь казахов, выпавших из традиционной хозяйственной деятельности, русский путешественник и дипломат Егор Ковалевский. Долю хозяйств баев – степных олигархов, имеющих в своей собственности 3 тысячи лошадей, 100 верблюдов, 5 тысяч овец и 300 коз, оценим также в 1%. Их состояние, как можно заметить, вопреки источникам преуменьшено. Все же думается, что баев, имевших в собственности около 10 тысяч лошадей и 20 тысяч овец, были единицы. Еще 10% хозяйств отнесем к категории зажиточных, во владении которых имелось 300 лошадей, 30 верблюдов, 500 овец и 50 коз. Таких крепких хозяйств в традиционном обществе было достаточно много. Именно они, вместе с баями, обеспечивали большую часть поставок скота на внешний рынок, поскольку располагали значительными излишками. Наконец, поскольку социальное расслоение в традиционном кочевом обществе было слабо выраженным, основную массу кочевых хозяйств, составлявших 78%, отнесем к середняцким, которые в своем распоряжении имели 30 лошадей, 10 верблюдов, 100 овец и 10 коз. Население Казахского ханства в период расцвета составляло около миллиона человек, то есть 200 тысяч хозяйств. Путем соответствующих расчетов количество лошадей в этот период определяется в 16 млн. 740 тыс., верблюдов – 2 млн. 200 тыс., овец – 35 млн. 800 тыс., коз – 2 млн. 780 тыс. Однако к концу XVII – началу XVIII веков в результате военно-политических неудач численность казахов заметно уменьшилась, также сократилась и занимаемая ими территория. По сведениям, исходящим от казахской элиты в этот период, общая численность казахов составляла около 80 тысяч семейств. С помощью аналогичных расчетов можно сделать вывод, что количество лошадей в это время у казахов составляло около 7 млн. голов, количество верблюдов – чуть меньше млн. голов, а овец и коз вместе составляло около 15,5 млн голов. В течение XVIII казахским ханам и султанам, биям и батырам удалось переломить ситуацию и отвоевать земли. Прекращение серьезных военных конфликтов, связанное со схождением с исторической сцены Джунгарского и Калмыцкого ханств, способствовало росту численности населения и одновременно росту поголовья. Хочется повториться, что это весьма условные расчеты, просто позволяющие понять примерно масштабы скотоводства в Казахстане и его особенности. Продолжение следует. [1] Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва: Айрис-Пресс, 2002. С.193. [2] Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Москва-Ленинград: АН СССР, 1950. С.160. [3] Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I. Москва-Ленинград: АН СССР, 1939. с. 163. [4] Джиовани дель Плано Карпини. История монгалов. Москва, 1957. С. 28. [5] Известия османского историка XVI в. Сейфи Челеби о народах Центральной Азии // Тюркологический сборник, 2003-2004. Москва: Восточная литература, 2005. С. 261. [6] Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I. Москва-Ленинград: АН СССР, 1939. С. 180. [7] Материалы по истории туркмен и Туркмении. Том I. Москва-Ленинград: АН СССР, 1939. С.178. [8] История Казахстана в арабских источниках. I том. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. С. 214. [9] Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Москва: Восточная литература, 2002. С. 528. [10] Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя). Москва: Восточная литература, 1976. [11] Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. Алматы: Қазақстан, 1997. С. 227. [12] Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. Алматы: Қазақстан, 1997. С. 228. [13] Киргизские степи. (Отрывок из дневника русского офицера, в ноябре 1839 года) // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 61. № 224. 1846. С. 291
    1 балл
  8. Дело не в том, что вы устали или нет. Время - ограниченный ресурс у любого человека. Форумное противостояние со своими соплемениками - это ложная повестка дня, на которую уходит слишком много энергии. Мне очень жаль, что вы так неверно расставили свои приоритеты.
    1 балл
  9. По секрету вам скажу, что на Сырдарье зимой кочевали большинство казахов всех жузов. Но на своих территориях оставались более бедные, а также молодые люди. Основной скот перегоняли на более теплую местность, т.к. велик был процент джута, а вам как никому тут понятно, что без торт тулик у казахов жизни нет
    1 балл
  10. В этот раз ваши оппоненты пацаны из Центра. У них тоже холодные зимы. Поэтому в этот раз ваши оппоненты не из простых.
    1 балл
  11. Есть примеры языка средневековых монголов - целый (!) словарь. Это железобетонный аргумент, как та береста с монгольским письмом из Золотой Орды. Как и мнение всех мировых историков. Все остальное лишь "хотелки" типа новых "гениев от истории", которые вот так просто нашли то, что проф. историки оказывается специально скрывали от общественности. Прямо умиляет.
    1 балл
  12. Кайрат, извините, вы читаете, что вам пишут? Вот вам лично текст РАДа в переводе Тэкстона, он что сам придумал все эти местности? Вы уж совсем то не завирайтесь, люди же читают. река Ангара, Черный Иртыш и Иртыш, Каракорум, Большой Алтай, река Орхон, территории киргизов, Кемкемджиут, земли кераитов в Монголии, такие как Онон, Келурен, Талан Балжиус, Буркан Халдун, Кёкё наур, Буир наур, Каркаб, Куюн, Эргуне, Калаир, Селенга, Баргуджин Токум, Каладжин Алат, Онгу и т.д. все предельно четко и понятно, что ваши фейковые предположения не стоят и ломанного гроша, только желание приобщиться к великой истории ЧХ, которого уже и кераитом сделали, дабы приблизить к своим родным кереям.
    1 балл
  13. Подозревал, но не знал что попаду в точку. Но ты не обижайся АКБ такое бывает. Обычно слабое пространственное мышление бывает у женщин, но и у мужчин встречается. Поэтому женщины не чувствуют габарит машины, на поворотах наезжают на бордюры, паркуются долго. Значит и зонтиков у вас нет? Может Павлодарщина такая суровая, что из осадков там только снега выпадают? Даже не знаю как объяснить, ну хоть вязаные детские шапочки внуков есть, наверное. Если его поставить на стол , то она будет высокой, одеть на ребенка будет ниже, одеть на тебя, будет вообще плоской. Шанырак, жерди-уыки длины не меняют, а вот увеличивая количество канатов, ты сделаешь юрту шире, но она при этом станет низкой и наоборот. АКБ ты хоть знаешь, почему люди южного полушария вниз не падают?
    1 балл
  14. Наверное влияние "южных" казахов: Воронина-Уткина А.А. Орнамент на женском седле. Казахи. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский р-он (Семипалатинская обл., Каракаралинский уезд). 1913 Музейный номер МАЭ № 2519-50 Наименование, название Орнамент на женском седле Этническая принадлежность казахи Место создания Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский р-он (Семипалатинская обл., Каракаралинский уезд) Географическая локализация места создания Центральная Азия Время создания 1913 Автор Воронина-Уткина Антонина Александровна (1884—1973) Собиратель-частное лицо Воронина-Уткина Антонина Александровна (1884—1973) Материал бумага Собрание Этнографический рисунок Коллекция МАЭ № 2519. Орнаменты (акварель)
    -1 балл
  15. Воронина-Уткина А.А. Орнаменты на седле, предметах костюма. Казахи. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский р-он (Семипалатинская обл., Каракаралинский уезд). 1913 Музейный номер МАЭ № 2519-55 Наименование, название Орнаменты на седле, предметах костюма Этническая принадлежность казахи Место создания Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский р-он (Семипалатинская обл., Каракаралинский уезд) Географическая локализация места создания Центральная Азия Время создания 1913 Автор Воронина-Уткина Антонина Александровна (1884—1973) Собиратель-частное лицо Воронина-Уткина Антонина Александровна (1884—1973) Материал бумага Собрание Этнографический рисунок Коллекция МАЭ № 2519. Орнаменты (акварель)
    -1 балл
  16. Семипалатинск Поляков И.С. Киргиз и киргизка Семипалатинской области. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 Музейный номер МАЭ № 106А-83 Наименование, название Киргиз и киргизка Семипалатинской области Этническая принадлежность казахи Место создания Казахстан, Семипалатинская обл. Географическая локализация места создания Северо-Восточный Казахстан Время создания 1879 Автор Поляков Иван Семенович (1847-1887) Собиратель-частное лицо Поляков Иван Семенович (1847-1887) Материал светочувствительный слой, бумажная подложка Размер Ширина фотографии - 16,7; высота фотографии - 18,5; ширина паспарту - 34,5; высота паспарту - 26,5. Собрание Фотоколлекция Коллекция МАЭ № 106 А. Фотодокументы
    -1 балл
  17. Семипалатинск Поляков И.С. Киргиз Семипалатинской области. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 Музейный номер МАЭ № 106А-82 Наименование, название Киргиз Семипалатинской области Этническая принадлежность казахи Место создания Казахстан, Семипалатинская обл. Географическая локализация места создания Северо-Восточный Казахстан Время создания 1879 Автор Поляков Иван Семенович (1847-1887) Собиратель-частное лицо Поляков Иван Семенович (1847-1887) Материал светочувствительный слой, бумажная подложка Размер Ширина фотографии - 9,5; высота фотографии - 9,5; ширина паспарту - 21,7; высота паспарту - 17,6. Собрание Фотоколлекция Коллекция МАЭ № 106 А. Фотодокументы
    -1 балл
  18. Спутать традиционное южное казахское седло с выраженной "головкой" с традиционным седлом казахов Степного края (север, северо-восток и восток) практически невозможно. Это абсолютно два разных по происхождению, конструкции и внешнему виду седла. Только само-недобаненный Arсен может учудить такое рыща по просторам интернета в поисках "головок" и не зная самого элементарного - до каких пределов тянулась Семипалатинская область в царской России. Наверно думает, что нынешний "Семей" и есть та область?
    -1 балл
  19. Садиться может и удобнее держась одной рукой за "головку", но спрыгивать со слов очевидцев очень неудобно, "головка" мешает.
    -1 балл
  20. Almaty был частично прав, когда 17 июня писал мне, что мол у нас на севере русское седло, а у них сохранилось свое южное среднеазиатское седло с "головкой". Да, в наших краях начиная со второй половины 20 века перестали изготовлять свое традиционное седло. На смен ему пришло не русское седло, как выразился Almaty, а промышленное, советское, которое продавали в магазинах и незачем было затрачивать труд на изготовление своего седла. Но это коснулось не только севера, но частично и юга страны. Коснулось и монголов. И даже казахов Монголии:
    -1 балл
  21. Любой кто ездил верхом знает эти промышленные седла. Кстати они имхо изготовлялись по конструкции нашего степного седла, а не среднеазиатского, его каркас, основа была металлической, который обшивался кошмой и дермантином.
    -1 балл
  22. В советское время казахи много чего утеряли. Я думаю придет время и у нас вновь начнут возрождать наши собственные северо-восточные седла:
    -1 балл
  23. Кстати древнетюркские племена, населявшие территорию Монголии, имели такое же седло, как казахское северного, северо-восточного и восточного типов. Настенный рисунок 7 века н.э.:
    -1 балл
  24. Момун, я всегда пишу про прошлое, историю, форум тому обязывает. Сиденья с подогревом не моя тема, уж извини меня.
    -1 балл
  25. Прежде чем выставлять на показ и афишировать сомнительные подписи музейных сотрудников, почитай мнение специалистов, что фотографии в частности Полякова И.С. непонятно где и кем сделаны: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-279-1/978-5-88431-279-1_18.pdf Не Семипалатинск это уж точно.
    -1 балл
  26. Пока ты читаешь мнение профессионала, я подкину тебе для размышлений еще несколько спорных деталей. Эта фотография приписывается тоже к авторству Полякова, подписано как "Казахское судилище". Не знаю как ты, но лично я судя по одеждам мужчин, деревьям вокруг и другим деталям снимка очень сомневаюсь что это Семипалатинск или более того северо-восточный Казахстан.
    -1 балл
  27. кызыкбас - это ты сам придумал? есть уйрекбас и шошакбас
    -1 балл
  28. Советские историки касательно происхождения монголов ЧХ действит-но были необъективными и ангажированными. Постоянно с этим сталкиваемся. Это не новость.
    -1 балл
  29. 1) Знаешь еще как или все твои земляки знают, а ты только один "не знаешь" 2) Он твой земляк, вернее теперь кажется ты вообще не из СВ так как твои доводы противоречат всем фактам региона, получается ты не местный 3) Тут ты сам себе противоречишь, городские казахи круглый год едят свежую конину, а сельские в глаза не видят... интересно городские казахи лошадей наверное у себя на балконе откармливают, чтоб потом другим не имеющим балкона продать свежую конину
    -1 балл
  30. Теперь я просто обязан пробежаться по вашему перечню якобы монголизмов. Хотя бы сорвать шапки с них на вскидку на некоторых примерах из них. Абдыра (сундук) - это слово к вашему сведению полноправно существует в тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках. Алакан - самое обычное казахское слово, точно такое же, как и табан. Кунан, Кунажын - сами монголы поло-возрастные группы скота называют совершенно по другому, это уже обсуждалось на форуме. Таган - без комментариев, это слово есть практически во всех тюркских языках. И причем тут казахи Монголии?! Мы же говорим о казахском языке, а не о языке диаспоры. Это норма когда осколок того или иного народа заимствует лексические элементы народа и страны места проживания. И даже в этом вопросе в монголизмы имхо записаны самые обычные казахские/тюркские слова, на вскидку: Алман - разве не от тюркского глагола "ал - алу" (брать, забирать, снимать)? Арасан - без комментариев, получается казахи, кыргызы, узбеки и все остальные не имеют собственного названия и испокон веков пользуются монгольским словом... Алма - без комментариев, получается казахи, кыргызы, узбеки и все остальные не имеют собственного названия и испокон веков пользуются монгольским словом... Баксы - без комментариев, получается казахи, кыргызы, узбеки и все остальные не имеют собственного названия и испокон веков пользуются монгольским словом... Бекілге - без комментариев, получается казахи, кыргызы, узбеки и все остальные не имеют собственного названия и испокон веков пользуются монгольским словом... хотя основа его очевидно тюркский глагол "бек - бекіт - бекіту".
    -1 балл
  31. Пример с якутами не совсем удачный. Долганы немного другие, почти в середине 20 века из записали якутами и даже сейчас их язык некоторыми лингвистами выделяется в самостоятельный язык. Основа их - якуты и эвенки, поэтому знают оленеводство.
    -1 балл
  32. Он сейчас скажет Абай Кунанбаев под влияние южных соседей попал. Это из той же серии - жар, сай, тентек и тд.
    -1 балл
×
×
  • Создать...