Перейти к содержанию

Лидеры

  1. RedTriangle

    RedTriangle

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      1902


  2. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      10917


  3. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      18818


  4. arkuk

    arkuk

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2802


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/19/18 во всех областях

  1. любят Балановские все упрощать: раньше русские наполовину и пов. татары были в прошлом финно-уграми, а теперь и тувинцы оказывается кето-самодийцы хотя у тувинцев приличный процент N3a5
    2 балла
  2. в монгольском согоо-самка олени. https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=77621&opt=1&word=СОГОО
    1 балл
  3. Текст из монгольско-тюркского словаря "Мукаддимат Ал-Адаб" как мы видим монгольскому термину "макалай" соответствует тюркский термин "пёрук"\борик. Термину "кулак\кулах" (калпак) сответствует монгольский "макай".
    1 балл
  4. Ну если Рубрук написал значит, его европейское произношение термина "монгол" это точное соответствие автоэтнониму? Что за бред. Кыргызы также называют монголов мон"ол и что? Просто особенности произношения, а не повод для выстраивания каких-то гипотез. Посмотрите источники по средневековым монголам - там пишется именно монгол. Вот пример: Это монгольский словарь "Мукаддимат Ал-Адаб". Рядом тюркский эквивалент, в котором уже выпала буква "н". Так что ничего не очевидно, очередное фолькхистори.
    1 балл
  5. Махамбет прав. В казахском языке есть не только региональная различная лексика (разные слова и термины). Но существует разное понимание и использование одних и тех же слов. На вскидку (могу в чем-то ошибаться) и это самая малая их часть (определения юг и север приблизительные, география может слегка колебаться): Реализовать, толкнуть товар: юг – өткізу, север – сату. Сдавать продукцию: юг – өткізу, север – тапсыру. Изготовлять колбасу: юг – қазы айналдыру, север – шұжық істеу. Угощать гостей мясом на блюдах: юг – табақ тарту, север – табақ сыйлау. Угощать почетного самого старшего гостя верхней частью варенной бараньей головы: юг - бас тарту, север - бас беру, бас сыйлау. Надбавить, накрутить цену: юг – үстінен қосу, север – көтеру. Развестись в браке: юг – ажырасу, север – айырылу. Родить ребенка: юг – бала туу, север – бала табу. Баюкать младенца: юг - әлдилеу, север - уату. День рождения: юг – туылған күн, север – туған күн. Устраиваться поудобнее: юг – жайғасу, север – жайлану. По тихоньку: юг - жәйлап, север - ақырын. Заступаться, вступаться за кого-нибудь: юг – жақтасу, север – болысу. Жизнь, суета: юг – тірлік, север – тіршілік. Как же он похож на него: юг – ұқсаса тумағыр, север – аузынан түскендей (букв: выпал изо-рта ). Двуличный: юг - екі жүзді, север - екі ұрықты. Хворать: юг – сырқау, север – сырқырау. В любое время, любой: юг - кез келген, север – не существует, вместо него служит приставка «әр» к нужным словам по ситуации: әр кезде, әр жерде, әр жағдайда и т.д. Пожалуйста: юг - мархабат, север - не существует, вместо него служит аффикс и окончание -іңізші, - ыңызшы (хотя юг их тоже конечно использует). Воспитывать детей, смотреть за детьми: юг – бала бағу, север – бала асырау, баланы қарау. Грузить, загружать: юг – тиеу, север – арту. Плавать в воде [о человеке]: юг – жүзу, север – малту. Лучший, лучшее, лучшая: юг - үздік, север - ең жақсы, ең оңды или ең [күшті, ақылды, тәтті и т.д.]. Скоро в будущем: юг - жуырда, север - жақында (на севере говорят "жуырда" про недавнее прошлое время). Сбивать масло: юг - май шайқау, север - май пісу. Отомстить: юг - кек алу, север - өш алу. Охотиться на зверя: юг - аң қағу, север - аң аулау. Выслеживать зверя по следу: юг - із кесу, север - аңның ізіне түсу. Соревнования, состязания: юг - сайыс, север - жарыс. Самая большая мера толщины конского брюшного жира: юг - табан (ширина ладони или 4 пальца), север - бес елі (5 пальцев). Выдвижной ящик: юг - тартпа, север - суырма. Конское седло: юг - ер тұрман, север - ер тоқым. Оглобли телеги или саней: юн - жетек, север - арыс. Кнут: юг - қамшы, север - 2 вида, қамшы и бишік. Зимняя меховая или овчинная шуба: юг - ішік, север - тон (мехом наружу), тұлып (овчиной вовнутрь). Головной убор замужних женщин: юг - кимешек, север - жаулық. Зимние рукавицы: юг - қолғап, север - биялай. Валенки: юг - неизвестно есть ли оно, север - пима. Войлочные чулки: юг - байпақ, север - шұлық (на севере байпақ или жүн байпақ - это у нас чулки, носки, вязанные из овечьей шерсти). Взятка: юг - пара, север - бастырық.
    1 балл
  6. В этой связи почему Чокан Валиханов писал, что "Язык Жами ат-тауарих совершенно джагатайский, очень близкий нынешнему киргиз-кайсацкому, имеет впрочем несколько слов и оборотов не совершенно ясных. По своему изложению эта книга также замечательна. Здесь басен менее, нежели в Абулгази и Шейбанинамэ. Начало и слово Борису написано языком очень понятным и довольно витевато, во всяком случае это замечательный памятник татарской панегирики. Слово и обороты очень замечательны, многие речи до сих пор существуют у казахов" Не думаю, что в наше время мы сможем разобрать этот труд К. Жалаири без помощи специалистов (не важно в какой транскрипции). Неужели казахский язык тоже так сильно изменился?
    1 балл
  7. Не были они основой его войска, могли быть частью. По Берке да, он был сводным, а насчет насколько он мусульманин, его корану и исламу начали учить по приказу Угедея, как писала его мать в письме брату
    1 балл
  8. Писмейкер , пишите по теме . примерно так После примерно века бурной и славной истории, в 840 г. Уйгурский каганат пал под ударами енисейских киргизов и уйгуры были снова вынуждены оставить долину Орхона, бежав к границам Китая, в Ганьчжоу, или в Турфан, на юго-западные рубежи своей былой империи. Орду-балык, один из первых (если не первый) крупный город в полном смысле этого слова, возведенный в монгольских степях, был сожжен и обезлюдел. По сообщению Джувейни, к монгольскому времени развалины, видимо, пользовались у местных жителей дурной славой, поскольку место было известно под композитным тюрко-монгольским названием Мa’у-балык, что может быть переведено как «Плохой город». Топоним «Утикан», перекликающийся с «Отюкэн», упоминает Рашид ад-Дин в качестве названия одной из десяти рек, текущих в исконных землях уйгуров, неподалеку от горы Каракорум. По всей видимости, это самый поздний, уже сильно искаженный отголосок этого географически-идеологического концепта, почти полностью забытого в степи к моменту воцарения Чингис-хана. После падения каганата долина Орхона надолго исчезает из исторических хроник. Фактически, вплоть до монгольского времени эти места, вовсе не потерявшие своей природной притягательности для кочевников, не играют сколь либо важной роли в истории региона. Нам известен лишь один эпизод, который позволяет утверждать, что память о роли Отюкэна в становлении империй пусть и ослабела, но не исчезла полностью. В Ляо ши 遼史 («История [династии Ляо]»] читаем: «В девятом месяце [третьего года эры правления под девизом Тянь-цзань 天贊.] (924 г. – С. Д.) [в день] бин-шэнь (33-й день цикла - С.Д.) [император разбил лагерь] близ древнего уйгурского города , [приказал] вырезать камень с описанием [своих] заслуг. [В день] гэн-цзы (37-й день - С.Д.) молился солнцу в лесу Тайлинь… [В день] дин-сы (54-й день - С.Д.) [приказал] зачерпнуть воды из Цзиньхэ 金河 (Орхон – С.Д.), взять камней с горы У-шань 烏山, приказал на носилках доставить их к Желтой реке и горе Муешань чтобы обозначить мысль, [что эти] гора и река [как бы] являются ко двору, [дабы выразить покорность] океану и Пику предков (т.е. Муешань –С. Д.)… В день цзя-цзы (1-й день - С.Д.) повелел стереть [надписи] на древней стеле Би-э кагана 闢遏可汗 (Бильге-каган – С.Д.), и написать [на ней] о своих заслугах киданьскими, тюркскими и китайскими знаками».
    1 балл
  9. Забивайтесь в пригороде УБ -- в Налайхе. Там среди своих соплеменников будете увереннее себя чувствовать
    1 балл
  10. Ну если в UB то конкретное число неясно и в этот момент не можем решить. Слишком сложно. Я бы хотел встретиться в UB и просто общаться во всем. Так что welcome in UB!
    1 балл
  11. Да какие там доказательства? Ув Ермолаев их приводил, как обычно все мимо ушей их пропустили, и требуете в энный раз? Вы задумайтесь просто, казахи спорят между собой есть у вас такое слово или нет в зависимости от регионов, а вот у всех без исключения монголов это просто шапка- малгай-махла, да и понятно зачем такая шапка в Монголии, а в большей части Казахстана она зачем? Просто когда то давно ( в 13 веке ?) аборигены Средней Азии увидели пришельцев в странных меховых шапках ,со странным названием малгай, вместо тымак, этот вид шапки они и стали называть- малакай , понимаете?
    1 балл
  12. кажется, что с лева от невесты родственники а справа - свахи. Или наоборот. У одних нагрудники заправлены, у других - поверх. С разных регионов?
    1 балл
  13. Наталья Аринбасарова. Даже будучи метиской сойдет за границей за восточноазиатскую женщину. Отец казах из рода кыпшак, мама полячка Хорошо виден эпикантус в фотографии ее молодости
    1 балл
  14. Очень радует тенденция к дружбе и осознания связей с монголами и тюрками востока. Ведущий Арман много делает для этого хорошего дела.
    1 балл
  15. И все же халха монголы внешне такие же типичные казахи, кыргызы, алтайцы. Распространяемое здесь мнение о том, что халха монголы имеют какой-то свой отдельный антротип, отличный от наших, надо считать ошибочным. На этот раз подборка из разных возрастов, полов, регионов и эпох. По моему никакого особого отличительного антротипа не усматривается. Монгольский шахтер с угольного разреза, забыл его название ))): Малчин (скотовод) из Говь-Алтай аймаг: Малчин из Омнөгөвь аймаг, Булган сум: Парень хоньчин (овцевод) из Увс аймаг: Монгольская семья последних лет МНР: Мужчина из Архангай аймаг: Монгольский мальчик из Сэлэнгэ аймаг, Мандал сум: Девушка из Туве аймаг, столица г.Улан-Батор: Постоянный представитель МНР в ООН Ж. Банзар, 1967 г.:
    1 балл
  16. Энхбаяр Намбарын, экс президент Монголии в 2005 - 2009 гг. - налицо самый обыкновенный казах, один из распространенных казахских типажей:
    1 балл
  17. Однако наша лень это нечто
    1 балл
  18. Лисий малахай казахов Китая (ну в той части Китая, где раньше был улус Чингизхана, его сыновей и внуков - северная равнинная часть СУАР или ИКАО), не всегда идентичен лисьему малахаю казахов западной Монголии: Он больше тяготит к лисьему малахаю казахов востока и северо-востока Казахстана. Отсюда у меня предположение, что: - лисий малахай казахов Монголии и части казахов Китая, тот что пестрый (из меха на лапках лисы) - это так называемый казахами "Керей тымак" или Керетйский малахай. - лисий малахай части казахов Китая, востока и северо-востка Казахстана - это так называемый казахами "Найман тымак" или Найманский малахай. Это может объясняться и родовым соотношением западно-монгольских и китайских казахов, на что недавно очень сильно намекал RedTriangle, и который по ходу в этом был прав. могу ошибиться
    -1 балл
  19. Это казах из окрестностей Алматы, фото называется: Нищій [байгушъ] в окрестностях Верного. Фото Павла Лейбина.
    -1 балл
  20. Ув. Кылышбай, это не я так считаю, это казахский народ так считает, который издревле использует это название. Уже не раз обсуждали этот вопрос, но раз вы его затронули повторно, то могу изложить свое видение еще раз. Казахи называли и сейчас называют свой национальный мужской зимний меховой 4-лопастной головной убор с высокой тульей (чаще всего из лисьего меха и/или из меха с лисьих лап) двумя названиями: 1) Тымақ; 2) Малақай. Это синонимы, используемые в разных казахских регионах. 1. Откройте Казахский региональный словарь или пораспрашивайте казахов из разных регионов и тогда сможете самолично удостовериться в моих словах. На вскидку: Малақай - на северо-западе страны, а также в Кокшетауской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областях, в Шымкенте и Сайраме, у казахов Монголии и Китая. Тымақ - в остальных регионах, кстати на родине вашего покорного слуги называют его не малақай, а тымақ. 2. В разных казахских регионах (из-за разных географических, климатических и культурных местных условий) различалось не только его название, но и его форма, об этом говорилось очень подробно в начале этой темы. Его прямое предназначение - исключительно для регионов с суровыми зимами, с лютыми морозами и снежными буранами. Он надежно закрывает не только уши и даже затылок, но даже при необходимости почти все лицо. В теплых регионах он не актуален. 3. В 20 веке этими названиями "тымақ" и "малақай" казахи стали называть также современную советскую 3-лопастную шапку-ушанку (думаю она тоже очевидный потомок нашего тымак-малакая)))). Казахи даже умудрились выдумать для нее специальную кальку с русского языка - "құлақшын", что буквально переводится на руссский язык как "ушанка". Казахи горазды предавать забвению свое родное исконное и подражать всему чужому, мясом их не корми. )))) Пример на вскидку. Свое исконное название желудка "қарын" казахи решили изменить на современную выдумку "ас қазан", что звучит абсурдно - котёл для пищи. Когда болит живот стали вместо нормального казахского "ішім аурады" говорить новодел "асқазаным аурады". Так и с нашей шапкой случилось. Казахи никак не могли назвать свою древнюю колоритную 4-лопастную шапку, имеющую свои исконные названия и обязательно состоящую из 4-х лопастей (козырек, наушники и назатыльник), назвать "ушанкой" только лишь из-за двух наушников проигноривов два других важных элемента - козырек и назатыльник! С таким же успехом тогда наша шапка могла называться - маңдайшын (налобник), желкешін (назатыльник).
    -1 балл
  21. "Патриотические" реплики некоторых казахских форумчан о якобы однородном казахском языке и культуре совершенно беспочвенны. Просто они совершенно не владеют вопросом и ситуацией. Поэтому прошу всех желающих ознакомиться хотя бы с некоторыми исследованиями по этому вопросу (названия книг и статей переведены на русский язык мной). Часть из них доступна в интернете в формате PDF, часть нет. 1) Ғ. Калиев, о. Нақысбеков, Ш. Сарыбаев "Қазақ тілінің аймақтық сөздігі" (Региональный словарь казахского языка или Словарь казахского языка по регионам): 2) Ж. Досқараев "Қазақ тілінің жергілікті ерекшелектері" (Местные, региональные особенности казахского языка): 3) М.Е. Адилов "Қазақ диалектілері оңтүстік және батыс говорларының Қарлық, Оғыз тілдерінің топтарына тән лексикалық және грамматикалық ерекшелектері" (Лексические и грамматические особенности сходства диалектов, говоров южного и западного казахского языка с языками Карлукоской и Огузской группы тюркских языков). 4) О. Нақысбеков, Ж. Аймаутов "Диалектология туралы негізгі ойлары" (Основные мысли о казахской диалектологии). 5) Г. Мамырбекова, Н. Сауранбаев "Диалектология казахского языка".
    -1 балл
  22. Неправда! Наоборот это вы сейчас начинаете старую песенку тем самым давая удобренную почву для известной алматинской парочки, им только свистни. Вон в темах про ислам и христианство они уже чересчур перевозбудулись. Поэтому прошу вас не ворошить не существующего, а обсуждать предложенные мной вопросы - про фейковые арабизмы с фарсизмами и реальные диалекты в казахском языке! Намек вообще то был не про вас, вы наоборот всегда активно участвуете в обсуждении разнообразной региональной лексики и говоров.
    -1 балл
  23. Азбаяр, есть же наконец Википедия. Хивинцы - это жители Хивинского ханства, этнический состав которого составляли 65% узбеки (сарты), 26% туркмены, остальное население каракалпаки, а также казахи юго-западной части Казахстана.
    -1 балл
  24. Рахмат! Очень интересно.
    -1 балл
  25. Итак, как видим, такой меховой головной убор был и его название было малакай у тюркских народов: казахов, башкир, ногаев, татар, алтайцев, но добавляю сюда и кыргызов на основе: Древнейшего кыргызского эпоса "Манас": "... Малакайы алтындан, Бардашы журттан артылган." По-казахски эти слова: "... Малақайын қолға алып, Басып жүрген солаңдар." По-русски это приблизительно будет так: "... Промелькнул схватив в руки свой малахай."
    -1 балл
  26. От вашего желания ничего не зависит. Есть казахский язык и есть казахская культура, малакай (убор и название) их неотъемлемая часть. Какие могут быть ко мне претензии?! Я привел наверно больше всех доказательств. К сожалению вы с Arсеном пока не привели ни единого доказательства своей русской и бурятской версии, чем вызываете умиление.
    -1 балл
  27. Я совсем нес согласен с Вами. Я согласен и поддерживаю мнение форумчанина "Yagli Canac": Этот 92 племен узбеков какая то легенда-миф, главное кто сочинил эту легенду? Мое мнение эту легенду подарили завоеватели "монголы" потому что они искусные политики которые внушали завоеванным кочевникам каких то легенд где они, то бишь монголы, являлись предками многих автохтонов.
    -1 балл
×
×
  • Создать...