Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 21.08.2018 во всех областях

  1. 1 балл
    Вы мне ответьте на простой вопрос - почему киданьские якобы писцы начали использовать уйгурскую, а не свою графику? И потом почему уйгурская графика передает именно монгольский а не киданьский язык.
  2. 1 балл
    Ряды татароведов-керей(т)ведов пустеют? Когда отпишите наконец свой атвореферат по керейтоведению? Про керейта ЧХ?
  3. 1 балл
    Всех мусульман поздравляю с праздником Курман-айт!
  4. 1 балл
    Қүрбан Айт құтты болсын!
  5. 1 балл
  6. 1 балл
    Кто-то принимал а кто-то нет. Все было индивидуально и по разному. Вон Тама Тохта сначала принял ислам а потом стал буддистом, ильханы тоже по 2-3 религии могли менять. Так что давайте не будет экстраполировать современные ситуации на 13 век, в котором все было по другому.
  7. 1 балл
    Пленник понятие относительное. Мы много раз видим как немонголы делали карьеру в империи легко и непринужденно.
  8. 1 балл
    5. Конечно, что письменный язык Монгольской империи отличался от образцов киданской письменности. Ко времени татар ЧХ киданским письменным яз. не пользовались наверное пару столетий. Цзинь ведь использовало чжурдженскую письменность. Не стали заново запускать то киданьское письмо времен Ляо возможно по этим рациональным причинам. Вообще про киданский письм. язык Ляо информации совсем мало. Приводились мнение историков, что он имел искусственный характер - некая восточная латынь. Татары Чх - были безграмотным, безписьменным народом. Чтобы осваивать Китай и др страны нужно было вести учет, канцелярию и администрирование! Нужны кадры, МНОГО ГРАМОТНЫХ ПИСЦОВ, причем срочно! И откуда они могли рекрутировать большой штаб канцелярии? Ответ в источниках. Поэтому в первую очередь ГРАМОТНЫЕ/ОБРАЗОВАННЫЕ представители киданей (и их единоплеменников шивеев) и УЧАСТВОВАЛИ в создании системы делопроизводства. Подчеркну, что эту "письменность" должны были понимать не беграмотные татары ЧХ, а именно киданские и прочие писцы. Я считаю, что разг и письменный языки монголов ЧХ отличались.
  9. 1 балл
    О возможной туркестанской родине и тюркском бэкграунде монголов можно сделать выводы КАК МИНИМУМ ИЗ ТРЕХ РАННИХ НЕЗАВИСИМЫХ (друг от друга) ИСТОЧНИКОВ: из армянского источника (Инок Макагия - 13 век), китайского источника (Хун - 13 век) и РАДа (начало 14 века). Короче, РАД подтверждается РАННИМИ Инок Магагией и Хуном! Т.е. РАД не первоткрыватель касательно тюркского прошлого монголов (татаров) ЧХ. Возможно и НАЛОЖИЛИСЬ память о тюркском прошлом (прозвище мунглы) + перенятый татарамиЧХ политоним "монгол " от менгу-шивеев во время завоевания Цзинь!
  10. 1 балл
    Потрясающая история о тюркском "дальтонизме"(взято с фейсбука). О "синем" парадоксе казахов. Весь свой детский возраст я провел на руках у дедушки с бабушкой. Как самый старший и самый любимый внук, я постоянно помогал дедушке по хозяйству: у нас тогда была пара десятков коров, маленький табун лошадей и не меньше пятидесяти овец, — богатство накопленное трудолюбием аташки. Все ништяки от этого хозяйства доставались мне: у меня даже был свой конь жорға (иноходец), а все свободное время я пас ягнят и телят, попивая свежий айран и қымыз, или купаясь в реке Қаратал. Не жизнь, а сказка. Я был внуком от второго сына дедушки, а у старшего брата отца был сын, всего на пару месяцев младше меня. Он рос городским беленьким мальчиком и даже на лошади ездить не умел. Дедушка все пытался его забрать в аул, чтобы мы росли вместе, но родители его не пускали, да и он сам предпочитал жить в городе, а в редкие свои визиты в аул только бродил по саду и ел яблоки с земли: на дерево залезать ему не разрешала мама, а то не-дай-бог поцарапается. В последний раз дед махнул на него рукой, когда понял, что второй внук порядком обрусел и начал забывать казахский язык: “Әй, хохол болып кеттiң ғой, балам” — сказал ему с досадой дедушка и еще больше полюбил меня, полностью посвятив себя моему воспитанию. Как-то случилось моему двоюродному брату приехать в аул на выходные. Наутро дед накормил нас айраном и выгнал полусонных на улицу оттягивать от вымени телят, чтобы бабушка могла подоить коров. Когда я запирал по привычке одного из телят в загон, ко мне прибежал мой брат с перепуганными глазами. “Бека, Бека, кажется дед сошел с ума!” — вопил он на ломаном казахском. Тогда я по-русски абсолютно не умел разговаривать, поэтому ему было сложно общаться со мной. На мое “что случилось” он сшалаказачил: “Дед айтты синего теленка привести деп”. Что значит слово “синий” я понимал, но мне показалось странным, что в стаде завелся какой-то синий теленок. “Может теленок с синими сережками?” — уточнил я, пытаясь безуспешно вспомнить, есть ли у нас синие сережки у телят. “Не знаю, — брат чуть ли не плакал. — аташка точно с ума сошел!” Вдвоем мы отправились к дедушке, который в это время сидел, растянувшись на скамейке рядом с домом и охранял от кота два ведра свежего молока. Он довольно щурился под утренним теплом солнца и наслаждался запахом теплого пара от белоснежной пенистой жидкости, закованной в цинковые круглые берега ведер. Дедушка совсем не походил на сумасшедшего. Он был как всегда счастлив: обычное состояние человека, у которого есть внуки-помощники. Отвлекшись от мыслей, он вопросительно посмотрел на нас. “Ата, че за синий теленокты сен айттың пригони деп?” — жалобно выдавил из себя брат. Светлые, зелено-голубые глаза аташки засветились от удивления, и он захохотал. “Әй, тыңдасаңшы, — ответил он, давясь от смеха. — мен саған айттым белого пригони деп. Көк! Көк бұзауды пригони. Белый теленокты”. Меня осенило. Дед поручил ему пригнать “көк бұзау”, а мой обрусевший братик дословно перевел это как “синий теленок”. “Көк — это же синий!” — недоумевал он. “Жоқ, көк бұзау — это белый теленок. А синий — это вон, ворота от гаража синие. Көк қақпа — это синие ворота, а көк бұзау — это белый теленок. Понял? — он махнул рукой в сторону синих ворот гаража. Поняв, что смысл он не передал, дед посмотрел на меня. — Ал сен қайда карап журсiң? Айдап келiңдер ана қасқа сиырдың көк бұзауын” (пер. А ты куда глядел? Пригоните белого теленка коровы с пятном на лбу). Мы пожали плечами и направились в сторону злосчастных коров и телят, когда дедушка крикнул вслед. “Әй, Ивандар, менiң көзiмнiң түсi қандай?" (пер. “Иваны, какого цвета мои глаза?") Брат замешкался и несмело ответил: “Көк”. “Дұрыс. — дедушка всегда гордился своими очень светлыми зеленовато-голубыми глазами, что крайне редко встречалось у смуглых казахов. — Ал ана жатқан шөптiң түсi қандай?” (пер. "Какого цвета трава?") Я понял подвох, но не успел опередить брата, как он выкрикнул: “Жасыл!” (зеленая). Дед с досадой сплюнул: “Әй, көк шөп! Көк ол! Иттiң баласы Иван, қазақша үйренбейсiң бе!” Ответ дедушки окончательно сломал мозг моему кузену. С перекошенным от абсолютно нелогичной с его точки зрения информации лицом, он побрел со мной. Мне в те годы тоже была неведома эта манера родных называть некоторые вещи синими, тогда как они были зелёными, белыми, голубыми или действительно синими. Я понимал это различие как и большинство казахов — интуитивно. Бабушка в это время доила одну из коров, а пресловутый “синий" теленок стоял на своих тощих ножках рядом с матерью, с любовью зализывавшей его упрямый белоснежный лоб. Брат долго и напряженно всматривался в белую как снег шерсть животного. Детская любознательность неистово искала ответ на абсолютно алогичный вопрос “почему теленок синий, когда он белый?" “Апа, қай цвет теленокта?” Бабушка с улыбкой ответила: “Көк бұзау”. “Қалай ол көк, если ол ақ (белый)? А трава почему тоже көк? Трава же жасыл (зеленая)”. Бабушка посмотрела на него, потом на меня и поняв, что и я не знаю ответа, сказала нам: "Қазыр айтып беремiн." Мы с братишкой уселись на сноп свежескошенной "синей" травы. Бабушка была дочерью ұстаза (учителя) и основателя аульской школы, а в молодости работала библиотекарем и знала очень много интересных историй, слушать которые было одно удовольствие. “Аспан — көк, шөп — көк, бұзау — көк. Екеуiңнiң аталарыңның көздерi де тұздай көк, — не спеша говорила она, продолжая доить корову. — Тәңiрден, аспаннан келген жасыл, ақ және көк заттың бәрi де көк деп аталады. Ол Құдайдан, Көктен түскен, адамның қолымен ластанбаған деген мағынаны бiлдiредi. Көк түс қазақтың ежелден келген дiнiнен, тiлiнен қалған мұра.” Апа задумалась и осмотрелась по сторонам, что-то ища взглядом. “Ал ана жерде жатқан зеленый доптарың жасыл, үйткенi ол Тәңiрмен емес, адамның қолымен боялған. Түсiндiңдер ме? Қазақ тiлiн орыс тiлiне аударғанда осыны бiлмеген, немесе мән бермеген. Сол үшiн кейбiреулер шатасады." Перевод бабушкиных слов такой: “Все синее, белое, голубое и зеленое, созданное Тенгри (богом неба у тюрков) и данное людям свыше называют синим, то есть божественным. Зеленая трава, белый теленок — "синие", а дедушкины голубые "как соль" глаза следует называть “көк" (то есть соль тоже "синяя"), потому что их красил не человек, а Тенгри. Это наследие древней веры и культуры нашего народа. А мяч — зеленый, потому что он рукотворный, сделанный человеком. Когда казахский язык переводили на русский, то об этой особенности либо позабыли, либо не обратили внимания. Поэтому некоторые путаются." Я спросил, глядя на пенящееся в ведре молоко: "Ал неге онда сүт ақ, көк емес?" (пер. Почему тогда молоко называют белым, а не "синим"?) Бабушка улыбнулась: "Сүт ақ, көк емес, үйткенi ол аналықтың қасиетiн бiлдiредi. Адамның қасиетi — ақ. Құдайдың қасиетi — көк. Сондықтаң әулиелердi ақ әулие деп атаймыз. Ал қандарды ақ киiзбен көтерген, әдiл басшы болсын деп. Адам өлгенде үйiнiн есiгiне ақ байрақ байлап, әйел адамдар ақ орамал басына тағады. Ал Тәңiрiмiздi көк деймiз. Аспан — ол Тәңiр. Таза ақ түс табиғатта өте сирек кездеседi, сондықтан оны қазақ өте кадағалап көк емес ақ деп атайды. Мысалы, аққу, ақ сүт, ақ боз ат, ақ нар, ақ қар, ал адам жайлы ақ көңiл, ақ мiнездi деп айтады". Перевод слов бабушки: "Молоко белое, а не "синее", потому что означает святость материнства. Святость, присущая человеку, обозначается у казахов белым цветом. Мать священна, поэтому "ақ ананың ақ сүтi" (священное молоко священной матери). А святость, идущая от Всевышнего Неба (Тенгри), — “небесно-синим". Поэтому наболее сильных духов предков казахи называли "белыми духами", а когда умирал человек, то рядом с домом вешали белое знамя, а в знак траура женщины носили белые платки. Ханов поднимали на белом ковре, желая им честного и справедливого правления. Еще идеально белый цвет в природе встречается крайне редко, поэтому казахи издревле почитали его, делая в особых случаях исключение от “небесно-синего". Например: белый лебедь (священная птица у казахов), белое молоко, белоснежный конь и белый самец верблюда (символы благосостояния и богатства), белый (чистый) снег, хотя по логике казахов все белое естественного происхождения должно быть “көк — синим". Касательно же человека белый переводится как чистый намерениями, открытый душой". Уже очень много лет как нет в живых моих дедушки и бабушки, но этот случай я вспоминаю каждый раз, когда слышу слова "Көктөбе", "Көкшетау", "Көк байрақ", "Көк түрке (мои предки называли тюрков түрке, а не түрiк или түркi) қағанаты", "Көк Орда", "көк жайлау". Иногда мне кажется, что их неверно переводят на русский язык. Особенно режут слух словосочетания “синий холм” и “синие тюрки". На самом деле должно быть “зеленый холм" и “небесные тюрки Тенгри” соответственно. Вот такой вот интересный диалект остался у жалайыров и других казахов Семиречья от кочевого прошлого: непереводимое слово “көк”, сводящее с ума шалаказахов и неказахов. Спасибо, что не поленились прочитать этот длиннопост о забытом богатстве языка моего народа." Автор"" Бекзат Садықов
  11. 1 балл
    Нет, незачем делать крюк вынуждая войско идти через горы и пустыни, когда можно идти натоптанным веками равнинным коридором напрямик. Пришли не монголы, а татарские племена. И не пришли, а уже были в восточной части Дешта (Семиречье, ВКО и ИКАО КНР). И не в начале 13 века пришли, а на 170 лет раньше. И не из Монголии, а из северного Китая. Вова, у вас картина тюрко-монгольского мира стоит на голове вверх ногами. Я понимаю книжки, кино, но не до такой же степени! Задайте вопрос прямо мне, незачем склонять меня со стороны. Жду конкретизации вопроса, а то он совершенно непонятный. Ерунду не пишите. Если есть вопросы, то тоже милости прошу. Заранее говорю, что я хорошо понимаю всех вас. У вас, mechenos'ца и RedTriangle это совершенно нормальная реакция фолька на разоблачительные непривычные факты из источников, привыкшего мыслить уже готовыми установками не утруждая себя их переосмыслить и не дай бога оспорить! Потому что, например, для фолька были в далеком прошлом не татарские племена, а были монголы; они пришли не из северного Китая, а из Монголии и Забайкалья; они были не тюркоязычными, а монголоязычными; они впервые пришли не естественной миграцией, а войной; и не в 11 веке, а в начале 13 века; они не автохтоны восточной части Казахстана и смежных районов Китая, а пришельцы добровольно отдавшие свои этнонимы западным кыпчакам, потерявшие свой язык и свою память. Прошу прощения за прямоту. Считать мало. Хотелось бы услышать от вас цитаты и ссылки на источники. Вон ваш единомышленник mechenosec много чего считает, но на его ничем не подкрепленные фантазии давно никто на форуме не обращает внимания.
  12. 1 балл
  13. 1 балл
    § 242. Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев, Чингис-хан произвел такое распределение. Он сказал: 'Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства. Чжочи - мой старший наследник, а Отигин - самый младший из отцовых братьев'. В виду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери совместно с Отчигином. Мать обиделась, но смолчала. Чжочию выделил 9000 юрт, Чаадаю - 8000, Огодаю - 5000, Толую - 5000, Хасару - 4000, Алчидаю - 2000 и Бельгутаю - 1500 юрт. http://altaica.ru/SECRET/e_tovchoo.php Надеюсь не надо объяснять что юрта это обычная семья из пяти человек
  14. 1 балл
    Это смотря с какой колокольни смотреть. Если правильно понял он по аутосомам близок именно халха-монголам, а значит он там просто не мог быть ,так как там в это время проживали ваши тюрки- татары. И тем не менее его нашли под Карагандой .Если смотреть с моей стороны то он был в ваших краях в военном походе,ну если выражаться вашим языком, то он не учился в КарГУ, а был в служебной командировке. Давайте попробуем восстановить его короткую биографию. Что сказать? Не по своей воле ,по приказу ,он вместе с тыщами других ,простых монгольских парней оказался в Дэште . Но ему не повезло, ему не суждено было вернуться на Онон к родителям с богатой добычей, его командировка оказалась очень короткой ,в отличии от своих товарищей по сотне ,он не увидел чУдные, красивейшие города мира Бухару и Самарканд, Кавказ, Русь и рыцарские замки Европы. Он был убит в первых же боях ,в Дэште под Карагандой, меткой стрелой вашего доблестного джигита ,возможно из рода Керей ? И трофейный джурджэнский доспех взятый в Китае не спас, но зато он сделал почти невозможное ,он оставил нам письмо из далёкого 13 века, своё днк близкое халха а не казахам ,и с этим ув АКБ, вы уже ничего сделать не сможете ..
  15. 1 балл
    Делать скоро будем. Аутосомы казахов, монголов и еще кого-то
  16. 1 балл
    1. Кыпчаков было больше, но неизмеримо больше это как ваши слова про мизер. Спекуляция Старкластер показатель нирунов (род Чингиз-хана) и родственных им племен, которые говорили на монгольском языке точно. Найман я думаю тюрками были. Алчи-татары не понятно мне. Окончание Ин отнюдь не означает монгольскость иначе Ленин, Ельцин и другие были бы монголами. Про алчин писал я что это алчи-татары
  17. 1 балл
    Реконструкт истории мы пытаемся делать через у-хр. Нам важны кто были наши предки по мужской линии и т.д. Т.е. отсчет ведется по мужской линии по шежире. Логику завоеваний можно отследить через распространение у-хр. Тут ученые правы, она в принципе кореллирует с военной экспансией татар ЧХ. Повторю, что во время завоеваний могли брать себе местных женщин. Только до сих пор непонятно, сколько палеоднк исследовали. Иногда у генетиков выходят такие бредовые версии, как увеличение европеоидности на тер-ии Казахстана в 13 веке.
  18. 1 балл
    Мои слова, я просто реагирую на ваши "примитивные интерпретации" про мизер. Я вам уже показал что статья та мусор, и доля европеоидности не вырастала у нас в 13 веке. Гаплогруппы у нас не мизер, а наоборот очень много и судя по последним статьям у казахов старкластера больше чем у халха-монголов. Конечно вы хотели про мизер сказать про У-хромосому, но вы опять не корректно высказались, назвав У-хромосому гаплогруппами, в то время как гаплогрупп у нас восточноазиатских совсем не мизер. Ваши с АКБ бинарные дихотомии (казахи - кыпчаки или казахи- монголы) это не научные оценки а просто фанатское "боление за своих", так как казахи возникли из смешения монголов и кыпчаков с численным перевесом кыпчаков, который пока трудно оценить Повторю казахи не являются ксерокопией средневековых кыпчаков или монголов они возникли из смешения тех и других. П.С. Найманы и алчины не монгольские этнонимы.
  19. 1 балл
    Потому что у нее отец - афганец. http://interesno.today/2016/09/19/25-звезд-смешанных-кровей/ "...У казахстанской актрисы Айнур Ильясовой в венах течет афганская и казахская кровь. Отец Айнур уехал к себе на родину, в Афганистан, когда девочке было 9 месяцев..."
  20. -1 балл
    Вы сперва на вопросы ответьте, прежде чем ярлыки на кого-то навешивать. Без ответа на эти вопросы все остальные ваши утверждения вилами по воде, типа монголы пришли из Монголии в Казахстан в гости к кыпчакам и пораздавали им свои днк и этнонимы. Бред, полностью противоречащий письменным источникам.
  21. -1 балл
    Лично от вас ни одной ссылки на источник я не видел на форуме .
  22. -1 балл
    В Дэшт пришли именно монголы, к тому же часть точно были уже буддистами.Загляните в тему Палеоднк, надеюсь на парня слева уже не будете говорить что он похож на казаха. Но вы как правоверный, конечно не можете быть потомком буддистов, среди монголов ещё и христиане были. Думаю вы потомок не буддиста европеоида, миролюбивого парня захороненного без оружия
  23. -1 балл
    Теперь понятно почему вы на латиницу перешли, правильно сделали, давно пора, Дай бог наши дети и внуки уже не будут вести бесплодные ,нервные ,споры между собой. По крайней мере не должны будут понимать оппонентов,а значит не будут поливать друг друга дерьмом, дай то бог.
  24. -1 балл
    За своим языком следи. Своих собеседников уже и дебилами называешь и верующими фанатиками от лжеистории. Не наглей.
  25. -1 балл
    Ты за своим тоже следи, не я перешёл на ты, разве я называл тебя дебилом? Или кого либо ещё ? Хотя следовало бы назвать вещи своими именами. Всего лишь сказал что в такие сказки верят только дебилы, ты принял это на свой счёт? Ну что ж, это немудрено