Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Ермолаев

    Ермолаев

    Пользователи


    • Баллы

      16

    • Постов

      2560


  2. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      3736


  3. elimkaz

    elimkaz

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      688


  4. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      18801


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 12/11/17 во всех областях

  1. По манджурски тысяча - minggan, по эвенкийски - тысяча, миӈан*, тыхинча̄*
    2 балла
  2. Там речь была о тюрках-канглы. У причерноморских тюрков-половцев также были другие прически, нежели монгольские: Да и прически у кёк-тюрков также были другого типа, т.к. ничего не состригалось, но заплеталось очень много длинных кос (безобразно распущенные длинные волосы): Ну, вы не были под гнетом Цинь. Маньчжуры особым указом обязали носить маньчжурские косы подданным своей империи, как ранее свои прически заставляли носить юаньцы. Если из самого захолустья, то скорее да - непрерывно. В остальном - возрождение (которое достопочтенный ув. Кайрат не по-братски заклеймил "модой" и "подражанием"). Еще лучше, если из Хулун-Буира - баргуты очень много чего сохранили в своей культуре. А так в начале XX в. такие прически можно узреть в живописи (у детей; у некоторых взрослых мужчин выбрита макушка, при этом остается затылок и бока):
    1 балл
  3. По одним жителям Самарканда, которые скорее всего вобрали себе много оседлых элементов в культуре, говорите по всем тюркам? А у казахов она была и есть(фотки моих соплеменников выше выложил АКБ).Те прически которые в отдаленных районах Монголии это результат непрерывной традиции, или возобновление? Скорее не сохраняет, а старается возобновить. Если была бы непрерывная цепь, то тогда было бы сохранение.
    1 балл
  4. Да нет, мы наоборот гордимся своей азиатчиной. Комплекс неполноценности, похоже у вас.
    1 балл
  5. СТРУКТУРА ГЕНОФОНДА ТРЕХ ТУВИНСКИХ РОДОВ ПО ДАННЫМ О ПОЛИМОРФИЗМЕ SNP-МАРКЕРОВ Y-ХРОМОСОМЫ Л.Д. Дамба1, 2, Б.Б. Монгуш4 , А.Т. Агджоян2, 3, М.К. Жабагин7 , Ю.М. Юсупов8 , Ю.В. Богунов3 , Ж.М. Сабитов9 , М.И. Чухряева2, 3, О.А. Балаганская2, 3, Х.Д. Дибирова2 , А.Г. Романов2 , Р.А. Схаляхо2, 3, М.А. Кузнецова, Ж.А. Кагазежева7 , И.Е. Альборова10 , М.Б. Лавряшина6 , У.Н. Кавай-оол5 , Е.В. Балановская2 , О.П. Балановский2, 3 1 НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва, г. Кызыл, Россия 2 Медико-генетический научный центр, г. Москва, Россия 3 Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, г. Москва, Россия 4 Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, г. Кызыл, Россия 5Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия 6 Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия 7 National Laboratory Astana, Назарбаев Университет, г. Астана, Казахстан 8 Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия 9 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан 10 Московский физико-технический институт (государственный университет), г. Долгопрудный, Россия Впервые изучены генофонды трех тувинских родов по SNP-маркерам Y-хромосомы и прослежены их генетические связи с популяциями Южной Сибири и Центральной Азии: род ооржак (n = 27) Барун-Хемчикского кожууна (западная группа, характерно преобладание южно-сибирского антропологического типа); род кол(n = 25) Тоджинского кожууна (северо-восточная группа, преобладание катангского антропологического типа); род кыргыс (n = 56) Тере-Хольского кожууна (юго-восточная группа, преобладание саянского антропологического типа). Основу генофондов родов ооржак и кол составляют североевразийские гаплогруппы Q, N2a, N3a5, N3b, на их долю приходится 67 и 84% соответственно (рисунок). Однако мажорные гаплогруппы у них разные: на западе у рода ооржак преобладает гаплогруппа N3(М178) с частотой 60%, а на северо-востоке у рода кол – гаплогруппа Q–52%. На юго-востоке основу генофонда рода кыргыс составляют восточноевразийские гаплогруппы C2(M217), C2b2(M48), C2c(P53.1), C2e1a(M407), O1a, O3 c частотой регистрации 58%. Гаплогруппа С2 является мажорной (45%), причем в результате полногеномного секвенирования Y-хромосомы проведен глубокий анализ гаплогруппы C2(M217) и открыты новые субгаплогруппы. Выражены четкие различия между родами по частоте восточноевразийских гаплогрупп С2, О1а, О3: у рода кыргыс – 58%, ооржак – 15%, кол – 4%. Род кол в условиях географической изоляции в горно-таежных районах сохранил древний «сибирский» пласт в своем генофонде. При этом западноевразийская гаплогруппа R1a1a(x458), маркирующая «палеоевропеоидный» компонент, составляет около 15% у родов кыргыс и ооржак, но редка у рода кол. В генетическом пространстве многомерного шкалирования роды ооржак и кол кластеризуются с южносибирскими популяциями, а род кыргыс занимает промежуточное положение между южно-сибирским и центральноазиатским кластерами, что согласуется с историко-этнографическими данными о тесных контактах южных групп тувинцев с монголами (использованы частоты гаплогрупп Y-хромосомы популяций из базы данных «Y-base», разработанной под руководством О.П. Балановского). Итоги исследования позволяют предположить, что генофонд коренного населения Тывы сформировался на едином самодийско-кетском или же угорском субстрате, но фактор природной среды сыграл значительную роль в формировании особенностей их генофондов: в рефугиумах западных и северо-восточных горно-таежных районов сохранился значительный пласт древних генофондов (роды ооржак и кол), а в степных районах, граничащих с монгольскими популяциями (род кыргыс), наблюдается наибольшее влияние восточно-азиатской экспансии. Исследование поддержано грантами РНФ № 17-14-01345, РФФИ № 17-06-00472, программой Президиума РАН «Генофонды живой природы», МОН РК № 0115РК01931. http://web.medgenetics.ru/UserFile/File/Doc/Conference 2017/Genetika cheloveka_vol_11_-1-110.pdf
    1 балл
  6. Где это прочитали?
    1 балл
  7. Вам надо было бы возобновить работу над сравнительной таблицей по материальной/духовной культуре, обычаям, традициям и прочим аспектам жизни монголо-татар ЧХ и сегодняшних народов.
    1 балл
  8. Предок шанышкылы Амрекул мастерски владел копьем, за это его прозвали Шанышкылы.
    1 балл
  9. Конечно! Если хотите я могу дать ссылки на источники. Имейте всегда в виду, что культура, традиции и обычаи, быт средневековых кочевых татар Чингизхана это по сути поздние казахские на 95% и на 5% они халха-монгольские, бурятские и калмыцкие. Нет, ув. Даниил, монголоязычным народам к сожалению не известны: 4-колесные телеги, конские телеги, колеса со спицами, сани вообще и юрты на телегах, ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке. Потому что все это не монгольское, а тюрко-татарское, сохранившееся и бытующее до сегодняшнего дня. И большая к вам просьба, ув. Ермолаев, не заливать впредь миниатюр, рисунков и фото 19 - 21 веков.
    1 балл
  10. Предложу посмотреть в зеркало и понять, что до венгров, вам очень далеко. Вы как были азиатами, так мим и остались.
    1 балл
  11. О, тогда я могу успеть. Замечательно.
    1 балл
  12. Максимум 1, там взяли емнип по 1 представителю разных народов, исключение казахи, которых чуть больше
    1 балл
  13. Вообще если говорить о родстве Мингов и Катаганов, то вспоминается карта Страленберга, где упоминается племя Мингкатаган
    1 балл
  14. 1 балл
  15. Биги делали, сейчас заканчиваем статью с 30 бигами старкластера из разных народов, там датировка будет и даже деление на субклады. Посмотрим что выйдет
    1 балл
  16. Интересно, значит племя минг все-таки нирунского, и даже катаганского происхождения.
    1 балл
  17. Как обычно натягиваете все на кыргызов. Кыз Жибек вообще эпос ногайской эпохи, не имеет отношения к кыргызам.
    1 балл
  18. вот что пишут сами местные кыргызы. Қырғыз руы туралы мәлімет Кіші жүз Алты-Әлім руларының ішіне ертеде XVI-XVII ғасырлар аралығында қоныстанған Қырғыздар Тата, Естек, Барақ тайпалары болып бөлінеді. Қырғыз руының батыры, әрі биі, қолбасшысы - Барақұлы Ақкісі (1640-1734 жж) жылдар аралығында өмір сүрген, шамамен 94 жаста қайтыс болған. Оның балалары Қара, Бәйімбетте тарихи тұлғалар. Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батыр (1766-1889 жж). Қырғыз рулары негізі Ақтөбе облысы Шалқар ауданына қарасты Байқадам елді мекенінде шоғырланған. Шекті Айтұлы Тілеу (1630-1684жж) Барақұлы Ақкісінің Сұлу есімді қызын алған. Сұлу әжемізден Тілеуұлы Мөңке би (1675-1756 жж) туған. Барақұлы Ақкісі Мөңкенің туған нағашысы. Барақұлы Ақкісі қызын ұзатқанда қырық қыз, қырық жігіт қосып берген деген ел арасында аңыз-әңгіме айтылады. Ақкісі қызы Сұлу ұзатылардың алдында Айтұлы Тілеуге екі-үш шарт қойған екен: 1 Еліне жеткенше араларында қарым-қатынастың болмауын өтінген. 2 Қырық жігітке өз алдына жер, мал және де қазақ елінің қызына үйлендіруін талап еткен. 3 Қырық қызды жасауымен қазақ жігіттеріне ұзатылуын талап еткен. 4 Және де алдағы болашақты болжап атына заты сай ұл туып беретінін айтқан. Яғни шамамен төрт ғасырдан бері Кіші жүз Алты-Әлім оның ішінде Қабақ-Тілеу руларымен іргелес қоныстанып, өз алдына Қырғыз ру болып қалыптасуы татулық, бірліктің арқасы деп түсіну қажет. Тарихи деректерге сүйінетін болсақ ақын, жырау, шежірешілердің айтылған сөздерінде бір-біріне ұқсастық көп кездеседі. Айтұлы Тілеу тарихта белгілі Сайрам соғысына аттанарда Сұлу әжеміз осы сапарға бармауын өтінген . Жүз жылдығын болжайтын Мөңкені (1675-1756ж.ж) туып бердім, мың жылдығын болжайтын бала беліңде деген екен. Айтұлы Тілеудің Сайрам бойындағы тарихи қанды соғыс ең соңғы сапары болып есептеледі. Айтұлы Тілеу және де баласы Тілеуұлы Жолдаяқ батыр (1665-1684 жж) осы соғыста мерт болған. Қожа Ахмет Ясауи кесенесіне әкелі-балалы екеуіде сол жерге жерленген. Бұл тарихи нақты дерек. Екінші нақты деректер Қырғыз руының белгілі қариялары Қыдырбайұлы Дошан, Рахманбердіұлы Иса, Бижанұлы Ақбай, Наурызбайұлы Қазанғап осы аталған қариялар тірі кезінде ауызша айтуымен 1970-1973 жылдары Тасбағамбетов Нұрғали (1950-2000 жж) жазып алған. Осы деректерге сүйіне отырып Қырғыз руы қазақ жерінде ру болып қалыптасуына Айтұлы Тілеу және Ақкісі қызы Сұлуға тікелей байланысты. Ақтөбе облысы Шалқар ауданының өңірінде өмір сүрген Боранбайұлы Сарышолақ шайыр (1858-1929 жж) руы Қырғыз Едігеұлы Қайдауыл батырға (1766-1889 жж) дастан, хиса арнаған. Жоғарыдағы келтірілген деректер нақтырақ болсын деп дастаннан үзінді беріліп отыр. Қайдауыл батыр Барақтан туған Ақкісі, Тілеуде атам барары, Ер Тілеуді кім десең , Нақты да сөздің жоралы. Ескіден қалған ұзын жол, Кең арналы сорабы, Сұлуын алып Ақкісі, Ел болды ғой қоралы, Тілеуден туған Мөңкенің, Талайдан да асты оралы, Атам Тілеу күйеуі Қырғыздың, Талайы тоқтап барары, Қырғыз қайдан жүр десең, Жырауың сөзді табады. Ен сайдан келген себеппен, Бес жүз шаңырақ шамалы. Талай су ақты жыл өтті, Кеңейтті арна саланы. Сіңісіп кеткен Алты-Әлімге, Соншама жанның қарамы, Өтірік айтсам шежіре, Пейілінен табады. Бөлмелеген ешкім жоқ, Тал бесіктегі баланы. Маңдайға жазған сол болса, Жарылқар алдан талабы. Бір руы Әлімнің, Із түспеген сонары . Бір аяқтан ас ішіп , Ортақта болды торабы. Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың Қырғыз руының байы Досыбекұлы Талтаққа айтқан толғауынан нақтырақ дерек болсын деп үзінді беріліп отыр. Сыр менен Қаратауды белден басып, Барғанда көп жылқымен Қырғыз асып. Ауылына Ақкісінің маңдай тіреп, Тілеуге болған екен апаң ғашық. Апаңыз қарулы екен топты жарған, Адамды ұнатқаннан қылған арман Бір айғыр шыңырауға түсіп кетіп, Апаңыз сол айғырды жалғыз алған. Қыласың әр нәрсені Талтақ мақтан, Қырғызбен бірге едік әлімсақтан. Біздің жер өз жеріңдей болып кетті, Құр емессің дарыған байлық,бақтан. О,Қырғыз Енсайыңды қиып кеттің, Келдің де біздің елге сыйып кеттің. Тілеуден тарап шықты талай ұрпақ, Апаңның мәртебесін биіктеттің. Боранбайұлы Сарышолақ шайырдың ән, толғау, хиса, дастан, тарихи сөз мұраларын жинақтаған Нұрғали Таспағамбетовтың (1950-2000 жж.) жеке мұрағатынан өзгертусіз көшірілді. Тасмағамбетов Нұрғалидың немересі Индира Нұрлығалиқызы. Алматы облысы Талғар қаласы.
    1 балл
  19. да я согласен что первые кыргызы пришедшие в младший жуз в середине 18 века возможно и хранили своих умерших родственников на родине пользуясь таким таким методам. но спустя поколения у представителей рода кыргыз бабушки мамы и жены были из местного населения и соответственен родина была уже иной а хранить на исторической родине предков это было бы не совсем правильно потому что родственники не поймут.
    1 балл
  20. кыргызы вошедшие в род алим-шекты к этому времени (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) уже лет под сто жили среди казахов. и навряд ли они были кыргызами по национальности а по родовому признаку как и сейчас кыргыз-тата,барак,естек.
    1 балл
  21. Сяо Дахэн. Бэйлу фэнсу (Обычаи северных рабов -1594):
    1 балл
  22. Е. Цзыцзи. Цао му цзы (Трактат о травах и деревьях - 1378):
    1 балл
  23. Ибн Баттута. Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий (1356):
    1 балл
  24. Журден де Северак. ‘Описание чудес’ (1329):
    1 балл
  25. Рикольдо де Монте Кроче. Книга путешествий (нач. XIV в.):
    1 балл
  26. 1 балл
  27. 1 балл
  28. Вильгельм де Рубрук - Путевой отчет (1256):
    1 балл
  29. Винцент де Бове - Историческое зерцало (сер. XIII в.):
    1 балл
  30. Брат Ц. де Бридиа (Аноним из Бржега) - История Тартар (1247):
    1 балл
  31. Иоанн де Плано Карпини - ‘Книга о Тартарах (1247):
    1 балл
  32. Киракос Гандзакеци - История Армении (1241–1265):
    1 балл
  33. Пэн Дая и Сюй Тин - Краткое описание черных татар’ (1237):
    1 балл
  34. Как всегда заблуждаетесь. Хоть раз посмотрите на себя со стороны. С вами спорить - пустая трата времени. Для вас все что не вписывается в вашу теорию вранье. Споря с вами нельзя хорошо раскрыть обсуждаемую тему, получится лишь оффтоп на сотню страниц.
    1 балл
  35. РАННЕМОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА. Могильники раннемонгольской культуры располагаются, как правило, на южных, юго-восточных и юго-западных склонах гор и сопок, хорошо прогреваемых солнцем. На седловинах, гребнях и перевалах они встречаются редко. Количество курганов обычно не более 10-15. Большие могильники - редкость. Каменные курганные насыпи имеют круглую, овальную и изредка подпрямоугольную форму. Диаметр насыпей достигает 5-6 м. Кладки курганов раннего, хойцегорского этапа VII-X вв. очень плотные, сооружены из нескольких слоев камней. Толщина их достигает 50-60 см, а максимальная - до 100-120 см. По краям располагаются крупные камни, образующие крепиду. Они предохраняликаменную насыпь от развала. Иногда в центре высокой насыпи бывает установлен высокий, вертикально поставленный камень. По краям насыпь часто круто опускается вниз. Курганы позднего, саян-туйского этапа Х-ХIV вв. конструктивно устроены гораздо проще. Кладки принимают уплощенный вид. Камни нередко укладываются в один ряд, со значительными пустотами между ними. Возможно, над могилами имелись земляные насыпи, поверх которых располагалась каменная обкладка. Такая насыпь со временем могла оплыть, и курган приобретал вид уплощенной кладки. Под кладками курганов находятся могильные ямы. Размеры их зависели от возраста умершего человека. Глубина колеблется от 50 см до 2 м. Во многих курганах могильные ямы смещены от центра к северному краю насыпи. Возможно это делалось с целью предотвращения ограбления или осквернения могилы. В некоторых случаях встречаются так называемые подбои - на дне могилы сбоку выкапывалась ниша, чаще с северной стороны. В ней и производилось захоронение. В таких случаях подбой закрывался каменными плитами или деревянной загородкой. По-видимому, такой вариант погребения применялся к людям относительно высокого социального положения, т. к. захоронения в подбоях сопровождаются более богатым инвентарем. Умершие лежат в могилах обычно на спине, реже на правом или левом боку и изредка ничком «на животе». Внутри могильных ям какие-либо конструкции, как правило, отсутствуют. Из встреченных зафиксированы каменные ящики, деревянные гробы, колоды, многослойные берестяные мешки, умерших заворачивали в войлок или овчину. Сопроводительный инвентарь представлен разнообразными изделиями из железа, реже бронзы и драгоценных металлов, а также из кости, стекла, дерева и бересты (рис. 51). Редко встречается керамика. В мужских захоронениях преобладает оружие, представленное наконечниками стрел, костяными и роговыми накладками луков, наконечниками копий, ножами. Однако отсутствуют сабли, палаши. Очень редко фиксируются панцирные пластины. Конская сбруя представлена удилами и другими деталями узды. В женских могилах обычны украшения и находки инвентаря производственного характера. В детских могилах инвентарь обычно отсутствует. Керамические сосуды встречаются редко. Облик инвентаря в погребениях на всем протяжении существования раннемонгольской культуры подвергся изменениям в соответствии с динамикой развития материальной культуры населения евразийских степей эпохи средневековья. Но внутри выделенных этапов в значительной степени неизмененными оставались конструкция курганов и внутримогильных сооружений. Еще более яркой чертой, связывающей захоронения под курганами раннемонгольской культуры в единую этническую общность, явился обрядовый ритуал установки в изголовье погребенного бедренной кости барана узкой частью вниз, что указывало, вследствие «неудобности» установки в таком положении, на особую значимость этого ритуала. Именно эта характерная черта во многом придавала своеобразие и отличала погребения раннемонгольской культуры от других синхронных культур восточной части евразийской степной зоны: бурхотуйской, дара-сунской и ундугунской культур Восточного Забайкалья, курумчин-ской Прибайкалья, древнетюркской (курайской) Алтая, Тувы и Монголии, сросткинской Северного Алтая, культур чаатас, тюхтятской и аскизской Хакасии. Иногда в могилу клали несколько других мясных кусков баранины, от которых сохранились позвонки. Наличие бедренной кости указывает на помещение с умершим целого бараньего стегна в качестве заупокойной пищи. Однако основное смысловое содержание этого ритуала было иным. Кость ноги барана играла роль «сульдэ» - вместилища души умершего человека, необходимой в его посмертном существовании. Весьма интересен и примечателен тот факт, что подкурганные захоронения в подбоях, сопровождавшиеся специфической деталью монгольского погребального обряда - помещением в могилы бедренной кости барана, зафиксированы далеко на западе на территории Золотой Орды в Поволжье среди памятников ХIII-ХIV вв. Подбои в них были закрыты деревянными плашками. Именно их там связывают с пришедшими из Центральной Азии монголами. Это лишний раз подтверждает этнокультурную привязку данной детали погребального обряда с средневековым монгольским этносом. Охарактеризованный выше комплекс особенностей погребального обряда объединил в одну культуру погребения ранних монголов, удаленных на сотни и даже тысячи километров от Гоби на юге до Северного Байкала на севере и от Восточного Забайкалья на востоке до Хубсугула и Хангая на западе. На начальном этапе своего развития население раннемонгольской культуры испытывало значительное влияние древнетюркской культуры. Это хорошо прослеживается в инвентаре погребений. Среди находок встречаются изделия явно тюркского облика: фигурные бронзовые бляшки сердцевидной, лировидной и других форм, иногда украшенные растительным орнаментом, наконечники ремней характерных тюркских форм и другой инвентарь. Но, в отличие от собственно древнетюркского погребального обряда, в курганах раннемонгольской культуры отсутствуют скелеты взнузданных лошадей, комплекс вооружения имеет совершенно иной состав. В то же время раннемонгольские захоронения стабильно сопровождает бедренная кость ноги барана, установленная узкой частью вниз, что, как указывалось выше, больше ни у каких других групп степного населения этого времени не встречается, даже у их непосредственных соседей - бурхотуйцев и курумчинцев. Несколько тюркизированный облик раннемонгольских погребений хойцегорского этапа VII-Х вв. хорошо согласуется с беспокойным временем падения одних кочевых держав и возвышением других, о чем ярко свидетельствует политическая история Центральной Азии в I тысячелетии н. э. Уже подчеркивалось, что уход с политической арены того или иного этноса вовсе не означал его физического исчезновения. И это убедительно подтверждают раннемонгольские погребения. Возвышение на политической арене Центральной Азии после падения Жужаньского каганата в середине VI века сначала тюркоязычных племен тугю, затем уйгуров, кыргызов вовсе не означал исчезновения с этнической карты Центральной Азии монголоязычных племен. Они по-прежнему жили в степях Монголии и Забайкалья, но уже под властью I и II Тюркского каганатов в VI-VIII вв. и Уйгурского каганата в VIII-IХ вв. Монголоязычное население степей Центральной Азии в это время испытывало на себе сильное тюркское, в том числе культурное и этническое, влияние. Об этом свидетельствует несколько тюркизированный облик инвентаря раннемонгольских погребений хойцегорского этапа. Сказалось и прямое этническое влияние тюрок, о чем свидетельствует значительная европеоидная примесь в черепах некоторых раннемонгольских захоронений, например могильника Баин-Улан II на границе Бурятии и Монголии. И, что примечательно, в этом же погребении костяк сопровождался золотыми ременными обкладками тюркского облика. Большинство раскопанных на территории Бурятии средневековых курганов относится к раннемонгольской культуре. Но наряду с ними здесь имеется несколько могильников с захоронениями тюркского культурного облика: на сопке Тапхар недалеко от Улан-Удэ, в районе еравнинских озер Исинга и Харга, в местности Хукшол в Баргузинской долине (рис. 52). Их малочисленность свидетельствует, видимо, о монголоязычности основного населения края в эпоху тюркских каганатов и о незначительном присутствии здесь собственно тюркского населения. На дюнных стоянках в южных районах Бурятии встречается керамика уйгурского типа. Однако погребения самих уйгуров пока не обнаружены. Долгое время с захоронениями знати селенгинских уйгуров связывали курганы-херексуры. Однако, как окончательно выяснилось в результате их исследования в 80-х гг., они здесь датируются концом бронзового и началом раннего железного веков, и отношения к селенгинским уйгурам не имеют. С другой стороны, в Прибайкалье, особенно на западном побережье озера, одновременно с памятниками хойцегорского этапа раннемонгольской культуры существовала курумчинская культура тюркоязычных курыкан. На курыканской территории для последней четверти I тысячелетия совершенно неизвестны памятники раннемонгольской культуры. Но они появляются там с начала II тысячелетия в Приангарье, на о. Ольхон, в верховьях Лены, долине Баргузина, в прилегающей к Байкалу Тункинской долине. По общепринятому мнению исследователей, их появление в Прибайкалье ознаменовало собой массовое проникновение туда монголоязычного населения и начало монголизации населения ос-тепненных участков этого региона. Тюркоязычные курыкане частью подверглись ассимиляции, а частью ушли по Лене на север, где, смешавшись с местным населением, дали начало формированию якутской народности. Именно с XI в. в развитии курумчинской культуры начинается новый этап. Он характеризуется постепенным угасанием курумчинского этнокультурного комплекса и заменой его комплексом раннемонгольской культуры. Наиболее ярко это проявилось в появлении рядом с костяками курыкан-курумчинцев жертвенных костей в виде бедренных костей барана, а также позвонков. В курумчинских могилах появляются не присущие курыка-нам берестяные пакеты с трупоположениями на спине вытянуто. Однако черты курумчинской погребальной обрядности полностью не исчезли. В качестве отдельных элементов они сохранялись вплоть до ХII-ХIV веков. Рис. 52. Инвентарь из погребений средневековых тюрков в Северо-Восточной Бурятии. Могильники Бухусан, Харга I, III. / - фрагмент наборного пояса. 2 - бронзовая серьга. 3,4 - серебряные многофасеточные фигурные бляшки. 5 - костяная пряжка. 6 - железные удила с псалиями. 7-10 - наконечники стрел (железо, кость). Вместе с тем, особенно после образования Монгольской империи, к монголам поступало большое количество изделий - шелковые и хлопчатобумажные ткани, предметы роскоши, зеркала, украшения и посуда, поливная керамика и т. д. из завоеванных земель: Китая, Средней Азии, Тибета и других. Особенно интересные материалы в этом отношении дали раскопки памятников дворцового типа, Хир-хиринского городища и связанного с ним могильника. Из них происходит большая часть перечисленных выше находок. Курганы скотоводов-кочевников также бывают разными по составу и богатству сопровождающего инвентаря. Одни из них содержат большое количество вещей, в том числе из драгоценных металлов, золота и серебра, другие, напротив, бедные или вовсе лишены находок. К сожалению, до сих пор неизвестны могилы монгольской знати. Это объясняется, видимо, особым способом погребения ее представителей, о чем имеются свидетельства в письменных источниках. Интересные сведения о скрытом характере совершения похорон знати, особенно ее высшего слоя - ханов и членов их семей, сообщил францисканский монах Плано Карпини, совершивший в 1245-1247 гг. по поручению папы Иннокентия IV путешествие в Монголию с целью сбора сведений о монголах. Погребения знати сопровождались человеческими жертвоприношениями, умерщвлением людей, занятых земляными работами, и случайных свидетелей похорон. Над могилами монгольской знати не сооружались какие-либо насыпи, а земля утаптывалась путем прогона над захоронением многотысячных конских табунов. В результате уничтожались какие-либо малейшие внешние признаки произведенных похорон. Делалось это, конечно, с целью предотвращения осквернения и ограбления могил, в которые помещалось множество дорогих вещей и драгоценностей. Тот же Плано Карпини оставил сведения еще об одном способе погребения знати, по-видимому, рангом пониже: «Иной же способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и делают большую яму и сбоку этой ямы делают яму под землею... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами..., затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, а сверху кладут траву, как было раньше...». Этот способ захоронения хорошо согласуется с раннемонгольскими захоронениями в подбое, сделанном сбоку на дне ямы. Однако в раскопанных памятниках над могильными ямами всегда сооружались каменные курганные насыпи, нередко очень плотные и мощные. А в источниках сообщается, что сверху кладут траву, как было раньше, т. е. маскируют, хотя и не так тщательно, как у высшей знати. Могильники данной культуры свидетельствуют об удивительном единстве погребальной обрядности этих племен независимо от того, жили они у берегов холодного Байкала или в жаркой, раскаленной от зноя Гоби, в горных степях Хангая и Прихубсугулья или у истоков одной из величайших рек Азии Амура. Различные группы населения раннемонгольской культуры, разделенные сотнями и тысячами километров, проживая в самых разных природно-климатических условиях, везде хоронили своих умерших по единому обряду, по одним и тем же представлениям о загробной жизни. Значит они, несмотря на разную родовую и племенную принадлежность, ощущали себя одним единым народом. Их погребальные памятники-курганы убедительно свидетельствуют о том, что в период создания единого Монгольского государства существовала и единая народность - средневековые монголы. Составной ее частью являлось и население Забайкалья того времени. (http://www.istmira.com/istdr/buryatiya-v-drevnosti/page/62/)
    1 балл
×
×
  • Создать...