Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      16801


  2. Almaty

    Almaty

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      2053


  3. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      3737


  4. Ермолаев

    Ермолаев

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      2560


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/05/17 в Сообщения

  1. Ув. АКБ, если честно мне уже лень набивать Вам тексты из "Юань ши", если сами наконец прочитаете книгу, то обнаружите там просто массу топонимов Монголии.
    2 балла
  2. У кыргызов, монголов, казахов, алтайцев, тувинцев и др. есть общий сильный этнокультурный пласт, несмотря на разные религии и языки.
    2 балла
  3. 1) Нет данных 2) "Потом, во время облавы в горах Хангай-Ханы, было объявлено следующее: «не убивать лань (Гоа-Марал) и серого волка (Бортэ-Чино), которые зайдут в круг облавы; поймать и представить мне живого человека с курчавыми волосами, на седосерой лошади, который попадет в круг»" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci_2/text1.htm). "двое твоих (сыновей) Хацугу и Ицагу будут соперничествовать; собранные тобою многочисленные народы разойдутся по горам и лесам и будут откочевывать по направлению Хангай-хана; жена и дети твои придут с рыданиями и воплями" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci_2/text2.htm). 3) "Потом распространили ложные слухи в народе (что он тут похоронен), между тем как здесь похоронили только его рубашку, юрту и онучи; настоящий же труп его, по словам некоторых, похоронен на Бурхан-Галдуне, а по словам других в Екэ-Утуке, находящемся за Алтай-ханой на южной стороне Кэнтэй-ханы". (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci_2/text2.htm) 4) Нет данных 5) Нет данных 6) "Юрт и стойбище Есунгу и рода Джочи-Касара находится внутри Монголии на северо-востоке, в пределах Эргунэ и Кулэ-наура и Килара, поблизости от места юрта Джибу, сына Отчи-нойона, и его внука Тукучара". Примечание: кулэ-науур, вар. на’ур, мнг. письм. Кулун-нагур (на’ур, мнг. письм. нагур, совр. мнг. нур – озеро, компонент географических названий). Современное озеро Далай-нор (Хулун-нор) вблизи ж.-д. станции Манчжурия. (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext3.html) "«Еще, о, хан, отец мой, после того я полетел, подобно кречету, к горе Ч[и]урку-ман, перелетел через Буир-наур и поймал для тебя журавлей, ноги которых сизо-серые. Если ты спросишь: «кто они?» – Это племена дурбан и татар! Я еще раз превратился в широкогрудого кречета, перелетел через Кулэ-наур и поймал для тебя сероногих цапель и отдал [их тебе]. Если ты спросишь: «Кто они?» – Это племена катакин, салджиут и дункаит[?]. 853 Теперь же они – те самые племена, помощью которых ты меня пугаешь. Это есть другое мое право на тебя"! (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext6.html - обратите внимание: гидронимы Буир-наур и Кулэ-наур идут рядом, равно как современные Буир-нуур и Далай-нуур) 7) "Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое: с южной стороны, в центре – Кэлурэн, с востока – Онон, с большого северо-востока – Кирэкту, с большого севера – Киркачу, с большого севера – Чику, с большого северо-запада – Клку, с среднего юго-запада – Кара, со среднего юго-запада – Бурачиту, с большого юго-запада – Дулэ". Рус. "Хилок" <= монг. "Хилго" и бур. "Хёлго". 8) Нет данных 9) Нет данных 10) А Убс-нур здесь причем? 11) А Хиргис-нур? 12) А Кобдо? 13) А Хувсугул? Это же все Западная Монголия, там монголов в то время априори не было. 14) А Сунгари-то каким боком тут? Это вообще не Монголия! 15) Нет данных 16) "Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое: с южной стороны, в центре – Кэлурэн, с востока – Онон, с большого северо-востока – Кирэкту, с большого севера – Киркачу, с большого севера – Чику, с большого северо-запада – Клку, с среднего юго-запада – Кара, со среднего юго-запада – Бурачиту, с большого юго-запада – Дулэ". 17) Там жили тунгусы, а не монголы. Собственно, и гидроним тунгусский. 18) Нет данных. 19) Нет данных. 20) "Джадай – речная долина в Монголии". (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html) 21) "Те десять рек называют Он-Орхон, и имена их [следуют] в таком порядке: Ишлик, Утингер, Букыз, Узкундур, Тулар, Тардар, Адар, Уч-Табин, Камланджу и Утикан". (http://drevlit.ru/texts/r/rashid_sb_let_kn1_ukaz_r3.php#731) Примечание: В нашем тексте это слово написано с огласовкою. Д-р Бретшнейдер, приводя это место из Рашид-ад-дина о древних поселениях уйгуров, дает определение некоторых из этих рек и местностей: так, название Адар (или, точнее, Эдэр) соответствует р. Едер, одному из истоков Селенги; Камланджу – местность при слиянии pp. Толы и Селенги, Утикан – название горы (по-китайски У-дэ-цзянь – *Удэгэн) близ р. Гунь или Орхон. "Разве песком ты можешь засыпать реку Эдэр?" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Povest_malc_sirota/text1.phtml) 22) Нет данных. 23) "Юрт и стойбище Есунгу и рода Джочи-Касара находится внутри Монголии на северо-востоке, в пределах Эргунэ и Кулэ-наура и Килара, поблизости от места юрта Джибу, сына Отчи-нойона, и его внука Тукучара". (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext3.html) "Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». Группа монголов, живущая в настоящее время здесь и видевшая Эргунэ-кун, утверждает, что хотя это место [для жизни] тяжелое, но не до такой степени, [как говорят], целью же расплавления ими горы было [лишь] открытие иного пути для [своей] славы. (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html) "Из-за теплоты [долины] Харгуна-хан" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm) 24) Архангай - название аймака, кой расположен на севере Хангая. См. №2. 25) Нет данных. 26) Нет данных. 27) Нет данных. 28) "Осенью он пребывал в Куше-нор, в четырех днях пути от Каракорума, там он совершал сорокадневный пост. Зимой его местопребывание было Онг-хин; охотясь, он шел горами Буленку и Джалинку и зимовку заканчивал там. В общем, весенним его местопребыванием были окрестности Каракорума, летним – луговья ..., осенним – [местность] [от] Куше-нор по Усун-кул, в одном дне пути от Каракорума, а зимним – Онгхин". (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext2.html) Менгу-каан, после того как благополучно воссел на царский престол и наградил друзей, а врагов наказал, прозимовал в местности Онкки, во владениях Угедей-каана, в пределах Каракорума" (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext7.html) ================================== Странно, что вы не указали две главные реки Монголии - Керулен и Онон. И что бы раз и навсегда смирить ваше настроение по поводу якобы "переиначивания" под монгольские гидронимы смею дать ссылки на другие источники (монголоязычные), где эти самые гидронимы четко прописаны: "При разделении наследства, Бодонцару досталась лошадь, по имени Годун-шаргала, имевшая ссадину на спине. «Если дали, так возьму, но судьба моя, ты ведай» (будь судьею): с этими словами Бодонцар отправился вверх по Онону. Заметив (лань) Гуа-Марал, прячущуюся от серого волка в пещеру скалы, он подкрался и застрелил ее; мясо ее служило ему пищею, а построенный при истоке Онона из травы шалаш (умбулэнь) служил жилищем. Живя тут, Бодонцар увидал серого ястреба (самка сокола), поймал его силками, сделанными им самим из хвоста лошади, и пускал его на птиц. Во время своей охоты по Онону, он отдыхал и утолял жажду у кочующего по течению этой реки народа. Спустя несколько времени, брат его Бэктэр отправился его искать, говоря: «один из наших братьев отправился вверх по Онону, умер он или нет?» Когда он прибыл к тому кочующему народу и спросил: «не видали ли юношу, у которого двухгодовалый чалый жеребенок?», то ему отвечали, что «есть такой юноша, у которого чалая лошадь и серый ястреб; он каждый день отдыхает и утоляет здесь жажду; ты нигде не ищи его, а жди здесь». В полдень, когда из безоблачного неба пошел дождь, народ сказал: «это признак, что юноша в полдень будет сюда». Между тем перья пойманных ястребом птиц от ветра разлетались по Онону, как хлопья снегу во время мятели. В это же время внезапно напали на них Тайджигуты и требовали выдачи одного только Тэмучина, а мать и пятеро, говорили она, им ненужны. Тэмучин, услыхав это требование, скрылся в одном недоступном месте реки Онона. Суду-богдо Чингис родился в год змеи На сорок пятом году от рождения, в год барса-бинг, на истоке реки Онона водрузил он девятиножное белое знамя и воссел на престол. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci_2/text1.htm) Снег, вода, которыми ты омыт, многочисленные твои Монголы и твоя родина на Онон-Дэлигун-Болдоке, знамя твое, сделанное из холки гнедого жеребца, трубы и барабаны твои, служащие сигналами, весь народ твой, и место Арлан, находящееся в степи Хэрулуна, где ты воссел на трон — все там! По прошествии трех лет от смерти отца своего (Чингиса), Угэтэй-хан на 43 году от рождения, в год быка, был возведен на престол, в урочище, называемом Арлун и находящемся в степи Хэрулуна. Спустя пят лет, в год свиньи 3 числа 4 месяца, на престол взошел Мункэ-хан, на 45 году своей жизни в урочище Арлан, находящемся на степях реки Хэрулуна... (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci_2/text2.htm) "Разве бадьею ты можешь вычерпать реку Онон?" "Когда Чингисхан кочевал по реке Кэрулэн" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Povest_malc_sirota/text1.phtml) "Многочисленный монгольский народ твой, Делюн Болдок на Ононе, родная земля твоя — там ведь они. Из челки гнедого жеребца сделанное знамя и сигнальные трубы твои, В Кэрулэнской степи Арула, где ханом воссел" "В то время, когда братья вчетвером жили, пришел Бугурджи и сдружился [с Чингисом]. Подобным образом понемногу собрал товарищей, также покорил сорок тумэнов монгольского народа и двадцати восьми лет от роду в Худо-Арал на Кэрулэне стал хаганом". (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm)
    1 балл
  4. В какой-то степени на этом форуме все правы! Мы как те слепые мудрецы , что делали свои выводы после осмотра различных частей слона!
    1 балл
  5. Дозвонился, так и знал , не знает, село Кюхта, торгуд, они нас бузавов всегда критикуют типа мы обрусели, свой язык забыли, но зато свой род, практически все бузавы знают
    1 балл
  6. Сильное обвинение. Вот Вам для наглядности скан книги, глазам своим поверите?:
    1 балл
  7. Ну вот, например, только у чувашей в языке сохранились "р" и "л", когда в остальных тюркских языках они стали современными "з" и "ш". А там уже известное дело, что первично. Уже интересно. Сначала выделим временные границы появления слова. Это изоглосса чисто "южно-финская", т.е. уже после расхождения с прибалтийско-финскими появилось, т.к. в финск. "olut" и эстонск. "õlut" - пиво <= шведск. "öl". А у наших братьев мадьяров, коми и др. "пиво" пошло, видимо, от предка современного чув. "шурă" (белый), который родственен тюрк. "сары" (желтый). Видимо, изначально в древнебулг. было что-то вроде "сурă", причем в исходном значении желтый. У чувашей, кстати, "пиво" - сăра (из тат.).
    1 балл
  8. Вы спросили: Я ответил ссылками на источники XVI-XVIII в.в., когда Монгольской империи уже отродясь не было. Какие-то черпали сведения из устного наследия, а какие-то, как, например, "Алтан-Тобчи" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Altan_tobci/framepred.htm) - из более ранних письменных источников (из ССМ). Экий вы "прозорливый". Повесть-то сама известна была в разных других письменных источниках: "Можно сделать вывод, что «Повесть» была достаточно широко распространенным среди монголов произведением, если дошла до нас в четырех редакциях. Две из них находятся в сочинениях XVII в. Из этих редакций одна (несколько более краткая) имеется в «Алтан тобчи» Лубсан Данзана, другая — в сборнике «Činggis qaγan-u čadig». Третья редакция может считаться редакцией XVIII в., так как содержится в летописи «Болор эрихэ», созданной в 1774-1775 гг. Четвертую редакцию, найденную А. М. Позднеевым, датировать затруднительно. Редакции отличаются вступлениями или зачинами. Имеются также некоторые небольшие разночтения, различные написания некоторых имен". Ну как бы: "Элбэг" (монг. "свободный; великоватый; обильный; изобилующий"), "Ахмад" (монг. "старший"), "Орад-тай" (букв. "ойратский" - типично монгольский вид имени; аналогично, например, бур. "Хоридой" - предок хоринцев). Имена могут быть и тюркского происхождения - влияние былого Тюркского каганата (странно, что вам это удивляет). Сегодня, в монгольском это "баадар" (багатур), "тенгис", "арслан" (лев) и т.д. Собственно, опять неясен ваш скепсис: разве у татар нет инородных имен в обиходе? У вас нет Иванов, Петров, Николаев? Вы знаете что такое "архи"? Это молочная водка. Собственно, на русских монг. "архи" переводится как водка. Слово вообще тюрко-арабского происхождения, от "арак". Арабы, собственно, делали пальмовую водку. И да, это далеко не та водка, которую пьют братья русские. Ну так а вам что надо-то? Вы же просили показать как осуществлялась связь поколений. Собственно, устный фольклор - не источник? Хорошо. Где же тогда у татар письменные источники, повествующие об их предках кыпчаках и булгарах? Где эта связь поколений в письменном виде? Неужели все изустно? Это родословная хошутских борджигинов - потомков братьев Чингисхана. Соответственно, они были родственниками халха-монгольских и бурятских потомков Хасара. Собственно, повторюсь: вы просили показать память народа во времени о Чингисхане. Уважаемый, калмыки - это монголы. Буряты - это монголы. Халхасцы - это монголы. Осознание ойратов и халхасцев единым народом уже не раз отмечалось, например, в источниках по Даян-хану, который вновь объединил всех монголов в одну силу (как там и говорится). Ув. Руслан-татар, ежели вы плохо разбираетесь в вопросе, то тогда зачем строить из себя критика всего и вся? Баргу-буряты - забайкальские монголы. Они в подданстве у России с XVII в. (там в разные годы по разному входили отдельные группы бурят). Когда появились фамилии у калмыков – Мирзаев? Неужели 1731 году? - может даже раньше у донских калмыков-бузавов, вошедших в казачество. А так, у ханов, например: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джан_(ханша) - вторая жена Дондук-Омбо. У него были дети: Рандул (Пётр Фёдорович Дондуков) (ок. 1731—1752) Додьби (Алексей Фёдорович Дондуков) (ок. 1734—1781) Ассарай (Иона Фёдорович Дондуков) (ок. 1734—1781) Джубасар (Филипп Фёдорович Дондуков) (ум. 1762) Далеку (Любовь Фёдоровна Дондукова) (ум. 1744) Бунигара (Надежда Фёдоровна Дондукова), с 1750 года жена крещёного калмыка полковника Ивана Дербетева (ум. 1767). ==================================== Мунгалы - обычное слегка искаженное наименование монголов. Здесь ничего страшного. Тувинцы нас вообще называют "моол", а китайцы "мэнг". Ну, это легенда как-бы, перемешанная с буддизмом и подлинной легендой о происхождении монголов из "Сокровенного Сказания" и Джамми-ат-Таварих. Единственный прижизненный источник - "Полное описание монголо-татар" - южно-китайский отчет посла Чжао Хуна. Самый ранний монгольский источник по истории монголов - "Сокровенное Сказание Монголов". 1240 г. Впрочем, вы настроены скептически к нему. Вопрос: чего это? Все сведения коррелируются с Джамми-ат-Таварих Рашид-ад-Дина, с "Алтан-Тобчи".
    1 балл
  9. Быстрый анализ ваших источников: 1 источник «Почти 90 лет прошло с тех пор, как в монголоведной литературе появилось упоминание о средневековом фольклорном произведении под названием «Činggis bo γda-yin yisün örlügüd-tei önüčin köbegün-ü čečelegsen šastir» («Повесть о споре мальчика-сироты с девятью öрлÿгами 1 августейшего Чингиса»). Несмотря на то, что о «Повести» неоднократно упоминалось, она все еще не переведена и недостаточно изучена. Отдельные фрагменты перевода невелики и выбраны иногда случайно. Впервые «Повесть» была обнаружена в Монголии А. М. Позднеевым, который и сообщил краткие о ней сведения. Позднеев считал, что «Повесть» первоначально состояла из девяти отдельных народных песен, которые позднее были соединены в одно произведение [5, 305]. Он предполагал издать текст и перевод во втором выпуске «Образцов народной литературы монголов». Однако обещанный выпуск так и не появился. Текст же был им опубликован [4, 42-47]. Был ли сделан А. М. Позднеевым перевод — неизвестно, во всяком случае, в его архиве, хранящемся в Ленинградском отделении Института востоковедения, до сих пор никаких следов перевода не обнаружено.» Вывод – оригинала нет, опять русский, художественное произведение. Года издания Источника нет. «[О предшественниках Адай-хана и о вступлении его на ханский престол] После этого старший сын Ахмада 31 Гун-Тэмур взошел на престол. Его правление началось в год желтого барса (1398). В год желтоватого зайца (1399) он скончался, когда ему минуло шестнадцать лет. Правил всего два года. Поскольку у него не было детей, то на престол вступил его младший брат Эл-Тэмур. Его правление началось в год белого змея(1401). Скончался в год красноватой свиньи (1407). Правил всего восемь лет и умер тридцати лет. Так как у хагана не было наследника, то на престол взошел третий его брат - Талба. Его правление началось в год желтой мыши (1408). В год беловатого зайца он умер (1411). Всего сидел на престоле четыре года и умер, когда ему было двадцать лет. Единственным сыном Талбы был Ойрадтай 32. После-смерти отца Ойрадтай воссел на престол. Первым годом его правления был год черного дракона (1412).. Скончался в год беловатого быка (1421) в возрасте восемнадцати лет. На престоле находился десять лет. Так как у него не было сына, то престол перешел к одному из сыновей Элбэг-хагана - Адаю [2, с. 642]. [52]» Все это монгольские имена? Тогда и к остальным доверие ноль. Особенно после этого: На ханском престоле Адай-хаган сидел четырнадцать лет и скончался в год коня (1438). После него в [тот же] год коня на престол вступил Дайсун-хаган. Затем, отняв державу у монголов, Тогон-тайши, став ханом, отправился на поклонение Восьми белым юртам. Выпив водки, он стал хвалиться: Ты, священный Богдо 54, ведаешь, [что]Я единственный потомок сутай-хатун 55. Одним из самых ранних официальных российских документов, в котором упомянуто слово «водка», является именной указ Ивана V и Петра I«О взыскании пошлин с вывозимых из за моря разных вин и водок ефимками, а с сахару деньгами, по прежним указам» от 4 (14) августа 1684года[13]. Вики. Монголы торговали с Россией водкой. О чем думал переводчик. Не понял, какой это исторический источник, какого года. Надергано от разных источников. 3 документ: «Говорят, что монгольские летописцы вели сказание о своих кочевьях от древнейших времен, но нынешним летописцам, которые отдалены временем от самих событий, трудно [127] распутать беспорядок в их, быть может, тогда ясных рассказах о происшествиях. Поэтому записываем в наше Сказание события от времен суту богдо Чингис хана.» Этого уже достаточно, устный фольклор, нет никакого источника. III. Имена ханов и нойонов, ведущих свое происхождение от богдо Чингис хана а) Хошутские владельцы: У богдо Чингис хана были младшие братья Хабуту Хасар и Буке Бельгете. У Хасара был сын Енгке Сюмер тайчжи; его сын Адишири Галзучинг тайчжи; его сын Кейкемнекту; его сын Бурхан [130] Санчжи (Сангви); его сын Саба Шарман; его сын Аксагулта нойон; его сыновья Ерек Темур и Арак Темур. У Ерек Темура сыновья: Дуренг Дечин, Кун Тегоди и Чингса Темур. У Тегоди были сыновья: Салху, Атаха, Нагоди, Кусей, Обок Чингса и Бубей Чингса. 10 У Обок Чингса сыновья: Йеди Чингса, Уйзанг Шукер, Хатай Ердени и Гомбо Шараб. У Бубей Мирзы (Бубей Чингса) был сын Хан-Нойон Хонгор, у которого было восемь сыновей: Буйбугус батур (Байбагас), Томоди Кундуленг (Тавади?), Дургечи Убаши, Номын хан Гуши, Засактучинг батур, Буян Хатн батур, Хамигабекту и Хайнак Тушиету. У Байбагас батура сыновья: Цецен хан (Очирту тайчжи) и Аблай. У Дургечи Убаши сыновья: Келебе (Белые) Далай Убаши, Убаши хун тайчжи, Дорчжи тайчжи и Ерке Дайчин. У Номын хана сыновья: Даян хан и Далай хун тайчжи. У Цецен хана сыновья: Ердени хун тайчжи и Галдама (Галдамба). У Келебе Далай Убаши сыновья: Данчжин хун тайчжи, Церен Дорчжи, Цок и Лоузан. У Дорчжи тайчжи сыновья: Хай (Ахай), Дурисху, Ебуген и Церен. У Ерке Дайчина сыновья: Цагаян и Тарба. У Даян хана сын Далай хан. У Ердени хун тайчжия сын Галдан Дорчжи. У Галдамы (сына Цецен хана) сын Лоузан Омбо. У Лоузана (сын Келебе Далай Убаши) сыновья: Менген и Хайрту. У Хая сыновья: Лекбе, Даши и Арабтан. У Дурисху сыновья: Дондок, Чегей, Маргаш и Тарба Церен. У Ебугена сыновья: Галдан Цзямцо, Галдан Дорчжи и Золомшиль. У Церена был сын Мила. [131] У Цагаяна сын Лори Дамба. У Тарба сыновья: Занчжи Раши и Данчжин. У Дондока сыновья: Кичик и Гунге Байльчжур. У Чегея сыновья Тукчу и Теке. У Маргаша сыновья Арабчжур и Чинг. У Тарба Церена сыновья Убаши, Менгет, Цойчжиб и Зербут. У Галдан Дорчжия (сына Ебугена) сын Геншикцаб. У Мила был сын Генче Раши. У Лори Дамбы сын Тугул. У Занчжи Раши сыновья Еремпес и Галдан Норбо. У Данчжина сын Налха. У Тукчу сыновья Генден Норбо и Генге (Гомбо). У Арабчжура сын Дашири. У Чинга сын Гаряшири. У Менгета (Мангуди) сыновья Дибирчуб (Дибачинг), Даншилай и Нима. У Зербута (Зорбута) сын Баярлаху. У Засактучинг батура (брата Байбагас батура) сын Хари Сабур; его сын Турген тайши; его сын Дархан тайши; его сын Назарбак; его сын Замьян; его сыновья Теленгет и Бокбон. Какое отношение имеют эти имена халха-монголам? 4 документ: ГАБАН ШАРАБ СКАЗАНИЕ ОБ ОЙРАТАХ (Калмыцкая летопись) Чтобы не быть в забвении бывшему в сем само собою сотворившемся мире и владеющему Сорока и Четырех званиев народами, и жизнь вторично приемшему за свои добрые дела Чингис хану 1, описую я поколение и дела его, найденные у его потомков. Фотокопия этого анонимного перевода имеется в библиотеке Института востоковедения РАН (Москва) под названием: 'Табун Шарап. Сказание об ойратах. Калмыцкая летопись. Пер. с калмыцкого". Б. М., 1731 (дата ошибочна, так как в тексте указан год 1737-й). Рукопись содержит в фотокопии 42 листа. Шифр фотокопии: VIIМ 463/289. Начинается страницей 197, заканчивается страницей 217. Но «16. В калмыцком тексте: " Эсельбейн Ка эрикэр нутган алдв". Здесь слово "эрикэр" (от эрк, эркн) никак нельзя перевести: "от пьянства", должно быть: "от чрезмерной власти"; если "от пьянства", то должно быть "арикар" (от "арки", "арики" — водка)» аракы, по татарский водка, это уже вызывает сомнения в древности. Еще фраза «"Баргу бураты в российском подданстве будут; хойты — в хивинском; мои же родственники в тибетском и китайском, а меня разорят в соседстве находящиеся зюнгары; сами же зюнгары в хивинском ли или в китайском подданстве останутся, точно предсказать не могу; а Дайчинговы потомки торгуты, как находятся в тесном месте, сами собою жить недолго будут, а останутся в российском или другом каком варварском подданстве". [93]» Древностью документ не пахнет с российским подданством! Еще «Род хошутовых (хошутских. — Ан. Б.) владельцев, которым название хошуты дано от Тогон тайши. 7 Бокуй Мирзаев — (старший. — Ан. Б.) сын Нойон Хонгор, у него было две жены: одна — владельческой природы, другая — из подлого с роду; от первой — пять сынов: старший — Байбагас Батур; Тумедей Уйзанг Кундулен Дургечи Убаши; Гуши [оный во время правления улусами назывался Дай Гуши, а по принятии духовного сана назывался Номыйн хан Гуши] 8; Засактучинг Батур; Буян Хатун Батур. Рожденные от подлой жены: Хамугай Бактуху, Ук Тушету.» Когда появились фамилии у калмыков – Мирзаев? Неужели 1731 году? Документ не о монголах, а о калмыках, монголов почему то называет мунгалами. 5 документ ШАРА ТУДЖИ В истории, называемой “Пир молодежи”, проповеданной далай-ламой сказано: если обыкновенный человек не знает своего происхождения, то подобен обезьяне, заблудившейся в лесу; если не знает своего рода, то подобен дракону, сделанному из бирюзы; если не читает письмен, повествующих вообще о предках, то подобен потерянному, заблудившемуся ребенку. 1 Текст, вписанный между строк на стр. 12—17 Начиная от Маха Самбади-хагана до Аригун Идэгэту-хагана был период 121514 ханов, после которого сын Аригун Идэгэту-хагана Шигэмуни бурхан в нирвану погрузился, после чего еще более тысячи лет прошло. У индийского хагана по имени Дзун Цирикту был младший сын, волосы и ногти у него были синие, руки и ноги плоские, глаза у него вверх закрывались. Отец и мать говорили: “Это хубилган 16 тэнгри читхура”, 17 [и] бросили. Его нашли тибетские бонпо 18 и прочие десять мудрых людей. Когда спросили: “Откуда пришел?”, то своей рукой вверх показал. Они-то говорили: “С неба пришел”. “У нашего тибетского народа хана нет”, — сказали. Посадив на свои шеи, принесли. Это был первый тибетский Хуцукэн Сандалиту-хаган. От него произошел тибетский Далай Алтан Сандалиту-хаган, у которого были три сына: Бороджу, Шибагучи и Буртэ Чино. Братья дурно относились друг к другу. Буртэ Чино, придя в землю Дзэт, 19 безмужнюю девушку по имени Гоа Марал взял в жены. Говорят, что от этого произошел монгольский род. В “Хухэ Дэбтэр” сказано, что Буртэ Чино — сын тэнгри. 20 Число ханов вызывает бооольшое доверие! «Начало летописи представляет собой выписку из сочинения пятого далай-ламы Агван Лубсан Джамцо (1617—1682), известного под сокращенным названием Аба-чэнбо — “Великий пятый". Это сочинение известно под названием “Пир молодежи" и представляет собой краткое изложение истории Тибета (Ц. Жамцарано. Монгольские летописи XVII века. М. — Л., 1936, стр. 62.). О нем упоминается под названием “Tabun dugar Dalai-blama-iin zokijagsan zalagus-un bajar gyrim kemegdeky bicik” в сочинении Мэргэн-гэгэна (W. Heissig. Bolur Erike. Peiping, 1946, стр. 56.). Приведенная в “Шара Туджи” цитата служит кратким введением, в котором объясняется цель составления летописи, а именно ознакомление монгольского читателя с историей его предков. Документ 1682 года Чингиз хан жил ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227. Есть ли документы тех лет? Или это все-все источники?
    1 балл
  10. Земледельцы и торговцы чтоли воевать не могут? Сейчас времена другие, конница не решает и все мы ходим на двух своих уравнившись. А кто сегодня торгует дынями на базаре, к тем завтра многие прибегут работу просить со своими дипломами.
    1 балл
  11. Вы действительно все знали давно? Письменные источники? Или просто пересказывали друг-другу из поколения в поколение??
    1 балл
  12. Почему история не учит Назарбаева? http://www.respublika-kaz.info/news/politics/16455/ В школьных программах неразбериха, зачем изучать жизнь и деятельность батыра, жившего в 16—17 веке, истинная деятельность которого не подкреплена никакими историческими летописями? https://www.facebook.com/aidar.bekbosynov.9/posts/358622024272883?stream_ref=5 Айдар Айдеке Бекбосын: ,прикрываясь лживыми лозунгами и восхваляем себя до небес,гордо и хвастливо приписывая чужие победы и достижения. Очерки фальсификации казахской истории 22 ноября, 2009 CA-NEWS (KZ) История часто искажается в угоду правителям. Поэтому неспроста в среде историков бытует мнение-сожаление, что история всегда пишется с умыслом. Не избежала фальсификаций и казахская история.Ее искажали еще в царское время, а в период советской власти кочевую историю казахов просто вынесли за скобки, как будто ее и не было. Потребовалось много сил, нервов и искалеченных судеб казахских историков и писателей (вспомним погубленных в репрессиях алашординцев, Ермухана Бекмаханова, Ильяса Есенберлина, жастулпаровцев), чтобы сохранить в народе интерес к собственной истории, с которым мы шагнули в независимость. Но вот наступила эпоха независимости, и начался новый виток фальсификации истории.В новейшее время история казахского народа была воссоздана ускоренными темпами в достаточно полном объеме. Есть еще много спорных моментов и «белых пятен», но их можно было бы постепенно преодолеть при сохранении независимого и честного научного подхода. Однако уже с первых лет независимости историческая наука подверглась атакам дилетантов и, что хуже, политизированных мифологов, вносивших искажения в историю казахского народа и казахской государственности в угоду частным интересам. Это опасная практика, которая отбрасывает назад всю нацию, вводит ее в подавленное состояние, характерное для тоталитарного советского прошлого.Несчастный великий ДжамбулНадо сказать, что самая грандиозная мистификация в казахской истории приключилась еще в советскую эпоху. Мы как-то привыкли к мысли о величии надежно и крепко воспетого Джамбула Джабаева (ныне - Жамбыл Жабаев). И сама мысль о мифологичности его образа не укладывается в голове. Как-то и президент Назарбаев назвал Джамбула казахским Гомером. Но вот что писал в своих воспоминаниях композитор Дмитрий Шостакович:«Один мой знакомый композитор рассказал мне историю - необыкновенную и обыкновенную. Обыкновенную - потому что правдивую. Необыкновенную - потому что речь в ней все-таки идет о жульничестве прямо-таки эпохальном. Композитор этот десятилетиями работал в Казахстане. Сам он хороший профессионал, окончил Ленинградскую консерваторию, как и я, по классу Штейнберга, но годом позже. В Казахстане он очень пошел в гору. Был чем-то вроде придворного композитора. А потому и знал многое, что от непосвященных скрыто. У нас каждый знает имя Джамбула Джабаева. У меня сын его стихи в школе учил - разумеется, по-русски. В переводе с казахского. Ну, а что было во время войны... «Ленинградцы, дети мои». И все оказалось, понимаете ли, выдумкой. То есть, конечно, Джамбул Джабаев, как таковой, существовал. Переводы были. Вот только оригиналов не было. Потому что Джамбул был, может быть, и хороший человек, но поэтом он не был. То есть, может быть, и был. Но это никого не интересовало. Потому что так называемые переводы несуществующих творений Джамбула сочинялись русскими поэтами. И они, поэты эти, даже не спрашивали у великого народного певца разрешения. А если бы и захотели спросить, то не смогли бы. Потому что переводчики ни слова по-казахски не понимали. А Джамбул ни слова не знал по-русски. Впрочем, вру. Одному слову его научили: «гонорар». Джамбулу растолковали: всякий раз, когда он подписывался, он должен произнести это великое слово «гонорар». И тогда ему выдадут денег. И действительно, всякий раз, когда Джамбул ставил свой крестик под очередным договором, ему выдавали гонорар. Но один раз получился конфуз. Джамбула привезли в Москву. И среди прочего устроили встречу с ребятами. Пионеры же, окружив Джамбула, стали просить его об автографах. Джамбулу объяснили, что надо поставить свою знаменитую закорючку. Он ее рисовал и при этом приговаривал: «Гонорар». Джамбул ведь был уверен, что платят именно за подпись. О «своих» стихах он ничего не знал. И очень расстроился, когда ему объяснили, что никакого «гонорара» на сей раз не будет. Может быть, несчастный Джамбул был и в самом деле великим поэтом. Ведь он что-то такое напевал. Но никого это не интересовало. Нужны были величавые оды Сталину. Нужны были комплименты в восточном стиле по любому поводу: день рождения Вождя, принятие Сталинской Конституции. За Джамбула трудилась целая бригада русских стихотворцев. Среди них весьма знаменитые: Симонов, например. Уж они-то конъюнктуру знали хорошо. И писали так, что вождю и учителю нравилось. Разумеется, больше всего о нем, о Сталине. Но и подручных не забывали. Например, Ежова. Песню о Ежове в свое время, помнится, очень хвалили. Стихоплеты писали торопливо, много. Когда кто-нибудь из «переводчиков» выдыхался, его заменяли новым. И, таким образом, производство не останавливалось. Фабрику прикрыли только со смертью Джамбула. Скажут: нетипично. А я опять-таки возражу: почему же, очень даже типично. Ведь тут ничего не было против правил. Наоборот, все было по правилам. Великому вождю всех народов нужны были и вдохновленные певцы всех народов. И этих певцов разыскивали в административном порядке. А если не находили, то создавали. Так вот создали и Джамбула. Сама история появления на свет нового великого поэта очень, на мой вкус, типична. Русский поэт и журналист, работавший в 30-е годы в казахской партийной газете (она выходила на русском языке), принес туда несколько стихотворений. Сказал, что записал их со слов какого-то народного певца-казаха и перевел. Стихи понравились. Напечатали. А тут как раз готовилось торжество великое: показ достижений казахского искусства в Москве. Партийный руководитель Казахстана прочел стихи «неизвестного поэта» в газете. И дал команду: разыскать. Кинулись к журналисту: где твой поэт? Тот стал отнекиваться. Видят: парень соврал. А из беды-то надо выходить. Кто-то вспомнил, что видел подходящего живописного старика: играет на домбре и поет, на фото должен получиться хорошо. По-русски старик ни слова не знает, конфуза не будет. Просто надо ему дать ловкого «переводчика». Так разыскали Джамбула. Срочно сочиненное от его имени восхваление Сталину было отправлено в Москву. Сталину ода понравилась. Это было самое главное. Началась новая и невиданная жизнь Джамбула».Смех и слезы шапраштыДа, Джамбула в свое время раскрутили мощно. Из него сделали идеологический фетиш. Казахи, знавшие истинную подоплеку возвеличения Джамбула, стеснительно посмеивались над героем, так и не решившись рассказать подлинную историю. Да и сегодня казахи, конечно, по инерции будут продолжать чтить Джамбула, несмотря на разоблачения Шостаковича. Джамбулу приписали так много всего, что не поклоняться ему как-то даже совестно. Тем более что Джамбул - акын рода шапрашты, рода Нурсултана Назарбаева, и одно это сегодня как бы гарантирует официальное к нему почтение. Поэтому, конечно, никто не станет сносить памятники Джамбулу или переименовывать аулы, города и улицы имени Джамбула. Великий миф сталинских времен будет жить и сегодня, хотя то, что из Джамбула, простого аульного акына, сделали матерого сталиниста, конечно, обидно. Казахам не за что особо благодарить сталинский режим. Да и сам Джамбул, если б знал, вряд ли согласился бы на роль сталинского менестреля.Как бы то ни было, история с мистификацией Джамбула должна была бы послужить казахам уроком, чтобы мы не занимались мифологизацией истории и чтобы над нами не смеялся потом весь мир. Однако уроком она не послужила.Почти сразу после обретения Казахстаном независимости некоторые деятели принялись мифологизировать над родом шапрашты, явно из угоднических побуждений. Объектом мифологизации был выбран некто Карасай батыр и неспроста. В 1993 году президент Назарбаев сказал публично, что Карасай батыр является его восьмым предком. Назарбаев рассказал еще, что когда Карасай батыр и предок его супруги Сары Алпысовны стояли спиной друг к другу, 500 врагов-джунгар не могли подойти к ним. Этого оказалось достаточно для того, чтобы под малоизвестного Карасая из рода шапрашты была подведена фактологическая база. Ее дал казахоязычный писатель Балгыбек Кыдырбекулы, который в 1993 году представил обществу книгу «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» («От дальних предков до моих дней»), якобы написанную в XVIII веке неким шапраштинцем Казыбек беком Тауасарулы. Текст этого неизвестного доселе «литературного памятника» был издан шикарным, по нашим временам, тиражом в 300 тысяч экземпляров. На основе будто бы написанных Казыбек беком Тауасарулы (а по сути, Балгыбеком Кыдырбекулы) сведений в результате широкомасштабной PR-акции буквально из ничего возник образ могучего Карасай батыра, предка президента Назарбаева. Каскеленский район (родина Назарбаева) был срочно переименован в Карасайский район. На высоком холме близ села Шамалган вознесся к небу огромный памятник Карасай батыру.Как Карасай косил джунгарВот что пишут, например, современные мифотворцы о Карасай батыре на сайте http://www.karasay.kz:«Карасай Батыр (1598-1671) был одним из лидеров и героев казахского народа. «Карасай, Карасай, Карасай!» - это боевой клич племенного объединения шапрашты. Последние сто лет из 304-летней войны с джунгарами казахские воины с этим боевым кличем громили врага и побеждали, топча их знамена. Карасай 19 раз выходил на «жекпе-жек» - поединок с самыми отважными и сильными воинами врага - и выходил победителем. Акын Жамбыл в эпосе «Сураншы батыр» пел:Народ героя почитает,О нем легенды он слагает.Их сотни тысяч в ЖетысуПрославят бранную красуНепобедимого Героя!Карасай родился в Алатау в 1598 году, а сложил свои крылья на священной земле в Кокшетау, его прах покоится в Аиртау. Из прожитых им 73 лет Карасай батыр положил на алтарь свободы Родины полных 49 героических лет. Отец Карасай батыра Алтынай был провидцем, святым. Легенды рассказывают о том, что однажды он предсказал холодную зиму, возможность джута и тем самым спас людей от голода. Карасай Алтынайулы - потомок Шапрашты в 36-м поколении. Его героические деяния выпали на самое трудное историческое время. Карасай был участником почти двухсот сражений с джунгарами. Так в 1620 году в битве с ойратами он захватил в плен двух полководцев врага. Пригнав их пешими к хану и поставив на колени, Карасай сказал: «Хан-повелитель, отныне тот, кто поднимет враждебный взгляд на казахского хана, жадными глазами посмотрит на казахскую землю, будет стоять, как эти враги, на коленях!» Есим-хан умел должным образом оценивать доблесть своих батыров. Молодого Карасая он назвал батыром Карасаем, - пишется в манускрипте шапрашты Казыбек бека Тауасарулы. Ходят легенды о том, как Карасай вызволил из вражеского плена султана Жангира и своего соратника батыра Агынтая. Храбрый воин, он отлично разбирался в тактике и стратегии военного искусства и внес большой вклад в развитие ратного дела. Примеров много. Это сражение, состоявшееся в 1643 году на Орбулаке. Это разгром 23-тысячного войска калмыков в битве за город Тараз. Это взятие в плен многочисленного войска у города Кулан. Карасай батыр в 64-летнем возрасте в последний раз участвовал в кровопролитном сражении с джунгарами, получив тяжелое ранение. С тех дней батыр, находясь среди своего народа, не занимая официального титула, ни военного, ни гражданского, продолжал влиять на весь ход дальнейшего развития страны. В 1669 году он ездил на переговоры в Россию. Переговоры положительно сказались на налаживании отношений Казахского ханства с Россией. В эти годы Карасай батыр с некоторыми родственниками перекочевал на север на земли Кокшетау к своему боевому товарищу Агынтаю. В августе 1671 года он скончался. Потомки Карасай батыра, справив годовщину смерти батыра, возвратились на свои земли. И живут поныне его многочисленные потомки в предгорьях Алатау».Фантом шапрашты КарасайМы намеренно привели эту внушительную цитату. У авторов всех нынешних текстов о Карасай батыре есть одна особенность. Они поголовно ссылаются на книгу «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін», как на первоисточник о Карасай батыре, не предполагая даже, что книга эта может оказаться чистой фантазией. Однако это так.Вообще-то Карасаев в казахской истории было много. Исследователи насчитали как-то 33 Карасая из самых разных казахских родов, упоминаемых в авторитетных шежiре - родословных казахов. Например, на западе Казахстана известен Карасай батыр, потомок Едiге-би, ногайлинского правителя Алтын-Орды, но он жил гораздо раньше периода джунгарского нашествия. Остальные Карасаи до появления книги «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» ничем особенным в устных преданиях казахов, которые сфальсифицировать трудно при всем желании, не выделялись. То есть все описанные боевые победы Карасай батыра из рода шапрашты - это миф?! Карасай - это нечто, наподобие сказочного русского Ильи Муромца.Справедливости ради нужно сказать, что у рода шапрашты действительно был родовой клич «Карасай!», с которым жигиты садились на коней. С этим кличем шапраштинцы защищали свои родовые земли. То есть у рода шапрашты был когда-то свой батыр Карасай местного значения. Но про его великие деяния ничего не было известно до тех пор, пока в 1993 году литератор Балгыбек Кыдырбекулы не объявил о своей находке - доселе неизвестной книге XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін». По рассказам Балгыбека Кыдырбекулы, который называет себя правнуком шапраштинца Казыбек бека Тауасарулы, книги, написанные этим беком, были переданы в 1937 году государственному деятелю Уразу Джандосову для тиражирования. Но тут начались репрессии. Ураза Джандосова арестовали, и что стало с оставшимися у него работами Казыбек бека Тауасарулы, никому не известно. Мать Балгыбека сумела схоронить от чекистов единственную оставшуюся книгу Казыбек бека Тауасарулы. Ею и оказалась «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін».К слову сказать, Балгыбек Кыдырбекулы так и не показал никому книгу-первоисточник, схороненную от чекистов. Всем пришлось поверить в текст, напечатанный в 1993 году тиражом в 300 тысяч экземпляров. Согласно ему, мифологизированный Балгыбеком Кыдырбекулы Карасай из рода шапрашты поначалу жил во второй половине XVIII века. Однако позже его произвольно удревлили до конца XVII века. И в таком виде Карасай батыр вошел в последние источники, один из которых - сайт http://www.karasay.kz - мы процитировали выше.Про автора подозрительно мифической книги XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» Балгыбек Кыдырбекулы писал, что Казыбек бек Тауасарулы закончил в свое время медресе Бухары, Самарканда, Багдада, Стамбула и получил затем дополнительное образование в Риме. То есть он переплюнул по образованности Чокана Валиханова, Абая, Ибрая Алтынсарина и Шакарима, вместе взятых. Но до публикаций Балгыбека Кыдырбекулы казахская история никакого Казыбек бека Тауасарулы почему-то не знала.Неистощимый на выдумку Балгыбек Кыдырбекулы сообщил еще, что после возвращения из Европы на родину Казыбек бек планировал построить под Капчагаем обсерваторию, но помешала война с джунгарами. Казыбек бек пошел на войну.Фантазии КыдырбекулыВозможно, Казыбек бек Тауасарулы в роду шапрашты все же существовал, так же, как Джамбул. Но никаких фактов о нем, подтверждающих сведения Балгыбека Кыдырбекулы, казахская история не знает. Налицо мифологизация, как и в случае с Джамбулом. Причем опять эта мифологизация выполнена в угоду вождю. Книга «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» («От дальних предков до моих дней») - фантом наподобие стихов Джамбула на русском языке.В 1993 году ученые-историки встретили эту книгу с содроганием. «Это ужас просто, а не книга, - говорил мне один сотрудник Института истории Академии наук. - Нормальный человек не мог написать такую фальшивку. Уж слишком много в этой книге вранья. Даже написано, что Абылай-хан - незаконнорожденный сын Толе би».По общему признанию ученых, которые, правда, до сих пор так и не выразили внятно свое мнение, книга «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» вымышленная и представлена как древняя книга. Целью ее издания было возвеличивание рода шапрашты. Текст, написанный Балгыбеком Кыдырбекулы, был принят за основу при создании мифического образа Карасай батыра.Вместо ученых первым открыто выступил против фальсификации истории писатель Кабдеш Жумадилов. В 1993 году он опубликовал в газете «Қазақ әдебиеті» статью «Бір шежіренің құпиясы» («Тайна одной родословной»). В ней Кабдеш Жумадилов четко доказал, что книга «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» не может рассматриваться как литературный источник XVIII века, потому что и стиль, и характер письма соответствуют языку журналистики наших дней. По мнению Кабдеша Жумадилова, по структуре и стилю «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» - это роман-эссе. А попробуйте, напишите в XVIII веке роман-эссе. Первые казахские письменные произведения Алтынсарина, Абая появились только во второй половине XIX века. Какой может быть роман-эссе в XVIII веке? Кабдеш Жумадилов считает, что Балгыбек Кыдырбекулы поначалу задумал написать исторический роман, но затем, сообразуясь с конъюнктурой, передумал и решил представить свое произведение как первоисточник, который якобы написал в XVIII веке некто Казыбек бек Тауасарулы.После Кабдеша Жумадилова казахские писатели и ученые из года в год, из номера в номер пишут в газетах «Ана тiлi» и «Қазақ әдебиеті» о том, что «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» - это фальшивка, что книга эта написана современным языком и ничего от XVIII века в ней нет. Однако это уже не мешает мифологизированному Карасай батыру победоносно громить джунгар и передавать свое имя шапраштинским родовым аулам и районам. Да и все казахи Старшего жуза, к которому относится род шапрашты, похоже, с готовностью поверили фальшивке, согласившись с тем, что род президента Казахстана не может оставаться без героического предка, обязательно громившего в XVIII веке ненавистных джунгар.В 2003 году в Астане состоялась презентация новой книги Казыбек бека Тауасарулы «Артқыға қалдыра алсан, сөзiн жетер» («И дойдет мой глас через века»). В книгу, выпущенную издательством «Елорда», вошли поэмы и стихи несравненного бека. «Наследие великого прадеда дошло до нас в рукописном виде, - говорила на презентации композитор Балнур Кыдырбек. - Редактировать тексты начал еще мой отец Балгыбек Кыдырбекулы, а я лишь дополнила и завершила начатое им. Донести до потомков историческую правду о жизни и деятельности наших пращуров, я считаю, долг каждого из нас».Если дело так пойдет и дальше, Казыбек бек Тауасарулы, этакий поручик Киже, высекший себя, будет и дальше радовать нас новинками XVIII века, прославляющими славный президентский род шапрашты.Чингисхан - казах?На фоне этой откровенной фальсификации, явно поощряемой нынешней властью, в последнее время в большом числе стали появляться дилетантские исследования казахской истории, которые в новейшее время принято зачислять в разряд ажиотажной истории. Популярной в русскоязычной казахской среде неожиданно стала книга Калибека Даниярова «История Отечества» (Алматы, 2000 г.), в которой автор недвусмысленно называет Чингисхана казахом, доказательству чего и посвящена книга. «Правда такова, - пишет К. Данияров, - что все казахские роды участвовали в походах Чингисхана и хана Батыя, и что сам Чингисхан - казах, поскольку его отец Есукей был ханом казахского рода Кият, который многие столетия проживал на берегах Волги».К. Данияров идет самым простым путем фонетических совпадений. Кто такой Чингисхан? - вопрошает он. Да это же наш, казахский Темиршин, - отвечает он себе, не замечая, насколько он приближается к анекдотичным аналогиям, рожденным фонетическими совпадениями. Например, среди хохмачей гуляет миф о том, что экватор открыли два казаха - екi батыр (два батыра). Бытует и такая шутка. Один шапраштинец послал искать счастья по свету двух сыновей - Паракбая и Оракбая. Те открыли в Южной Америке новые страны - Парагвай и Уругвай. Третий сын - Торгай - остался дома.Да что там Уругвай и Парагвай, у аргынов есть целая страна за пределами Казахстана - Аргынтина называется, и тоже в Южной Америке. Есть и в Испании земля аргынов - Аргыния (Арагония). Но и другим казахам, не только аргынам, есть чем похвастать. Знаменитый востоковед Конрад да и канцлер Германии Конрад Аденауэр знаете откуда? Правильно, из казахского рода конырат. А откуда взялось название Балтика? Да просто туда дошли казахи рода балта. Кто-то доболтался до того, что Александр Македонский - казах из рода жалаир. В общем, куда не плюнь, везде казахи.В принципе, Калибек Данияров правильно подметил наличие тюркских корней, как и в монгольском этносе, начало которому положил Чингисхан, так и у самого Чингисхана. Вот только, путая причинно-следственные связи, он низводит свое исследование до профанного уровня. Данияров слепо и фанатично говорит, что поскольку Чингисхан происходит из рода кият, который затем вошел и в состав казахского этноса, то Чингисхан - казах, и его необходимо считать основоположником казахского народа.Конечно, это бред, и нужно ли возражать? Как выясняется, нужно. Потому что у Даниярова находится много поклонников. Вот и президент Казахской академии спорта и туризма Кайрат Закирьянов раздает интервью, доказывая, вслед за Данияровым, что Чингисхан - казах. Впрочем, возражение здесь одно, и оно очень простое. Дело в том, что Чингисхан почил, как известно, в первой половине XIII века, а этноним «казах» (қазақ) появился, по свидетельству многих исторических документов, в конце XIV века. Поэтому говорить о том, что Чингисхан - казах, конечно, нельзя. Грамотнее говорить о тюркских корнях Чингисхана, который имеет несомненную генетическую принадлежность к тюркам. Во время правления Чингисхана несколько тюркских родов действительно вошли в состав абсолютно нового этноса монгол, который берет начало от Чингисхана. Поэтому монголы вполне справедливо говорят, что они никакие не казахи, хотя у них есть тюркские корни. И точно так же Чингисхана было бы примитивно и глупо считать казахом. Основу казахского этноса в XV веке составили известные задолго до возникновения этноса қазақ тюркские рода, часть которых до этого вошла и в этнос монгол. На возникновение казахского этноса завоевание Чингисханом тюркской степи не имело прямого влияния. Тюркские рода как жили в этой степи до Чингисхана, так и продолжали жить после Чингисхана, с тем и вошли в Казахское ханство. Чингисхан существенно повлиял только на государственное устройство степи, задав на долгие годы ханскую модель правления. Но от этого называть его казахом, конечно, никак нельзя.Фальсификация по привычкеМеня многие отговаривали писать этот материал. Стоит ли беспокоить дух Джамбула? - говорили осторожные казахи. Зачем задевать шапраштинцев, да и самого Первого? - говорили ученые из Академии наук, до сих пор предпочитающие не обращать внимание на творимую сегодня чудовищную мифологизацию истории казахского народа в угоду одному роду президента республики.Но не говорить об этом, конечно, нельзя. Назрела необходимость транспонировать на русскоязычную аудиторию то, о чем давно говорится и пишется в казахоязычной среде. Замалчивание нарастающей мифологизации казахской истории приведет к тому, что глупая, поверхностная фальсификация даст рано или поздно повод всему миру смеяться над казахами. Понятно, что недостаточно героическая истории отдельных родов, тем более рода президента Назарбаева - обидная для шапраштинцев несправедливость. Но повод ли это фальсифицировать историю, вводя в заблуждение массы казахов? Да и нельзя забывать, что такая фальсификация - это преступление национального масштаба. Почему судили Жасарала Куанышалина за то, что он отстаивал историческую справедливость, обвинив президента Назарбаева в осквернении казахской истории, а за мистификацию с Карасай-батыром никого не собираются судить?Понятно, что у нас привыкли фальсифицировать выборы, фальсифицировать достижения, фальсифицировать жизнь. Но нельзя давать возможность кому бы то ни было наживаться на мифологизации истории. Потому что история должна быть честной, какой бы драматичной она ни была. Пусть где-то казахский народ в историческом плане что-то теряет от правдивого подхода и выглядит не так победоносно. Однако если не будет честной истории, то не будет национальной истории и честного подрастающего поколения. Если мы со своим враньем полезем в будущее, и при этом детей своих заразим этим враньем, то что мы можем ждать от них? Зачем нам нужны эти фальшивые идеалы, фальшивые мифические имена, фальшивые тропы в прошлое? Так давайте же, не будем пачкать историю! Все должно быть так, как было на самом деле. И тогда выяснится само собой, что казахи в истории человечества занимали не последнее место. Нам не нужна мифическая слава. Нам не нужны мифические герои, не нужна фальсификация истории, фальсификация жизни. Ербол Курманбаев Kultura.Az
    -1 балл
×
×
  • Создать...