Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 08.06.2017 in all areas

  1. 3 points
    "Это племя имеет несколько ветвей, но [из них] известны две ветви: одну [называют] джадай, ее [же] называют [и] баяут, а другую – кэхэрин-баяут. Джадай – речная долина в Монголии. Так как стойбище их было там, то они и относятся к этой местности и [ее название] стало их собственным именем. А тех, что сидят в степи, называют кэхэрин-баяут. Юрты их по реке Селенге" Примечание: река Селенга (в монгольском языке – Сэлэнгэ-мурэн) состоит из слияния двух рек, Чилоту и Эдер, берущих начало на северо-восточных склонах хребта Хангай, в Монголии. Она протекает по одной из самых плодородных местностей Забайкалья, в силу этого по ее берегам сгруппировалось самое густое население области. Река Селенга до своего впадения в оз. Байкал принимает справа притоки: Орхон (в Монголии), Чикой, Хилок и Уда (в Забайкальской области) и слева: Тельгир-мурен, Эгин-гол, сток оз. Косогола (в пределах Монгольской Народной Республики), Джида и Темник (в пределах Советского Союза). Длина реки, считая и Эдер-гол, – 1200 км. Современность: Джида́ (бур. Зэдэ) — река на юге Бурятии, левый приток Селенги. Длина — 567 км, площадь бассейна — 23 500 км². Джида (бур. Жада/Зэдэ) — село (до декабря 2012 года — посёлок городского типа) в Джидинском районе Бурятии. Образует сельское поселение «Джидинское». Селенга́ (бур. Сэлэнгэ мүрэн; монг. Сэлэнгэ мөрөн) — крупная река, протекающая на территории Монголии и России (Бурятия). "Таян-хан находился в долине реки Алтай, в пределах области Канкай." Примечание: кнккай – горный хребет Хангай к северу от Алтая. Сокр. Сказ., § 194 – Канхай-ин Хачир-усун-а «на хангайской реке Хачир-усун»; С. Ч., стр. 178 – «основал лагерь на ханхайской реке Хаджин-усун…». "Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь |S 60| горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун." Примечание: Эргунэ (в ркп. С, L – с добавлением Азгунэ-кур; в ркп. I – Азгунэ-кун; у Березина – Аргунэ) – вероятно, р. Аргун (Аргунь), вытекающая из оз. Далай-нор (Хулун) и на севере сливающаяся с Шилкой. Современность: Genhe (Gegengol) (Mongolian: ᠭᠡᠭᠡᠨ ᠭᠣᠤᠯ ᠬᠣᠲᠠ (Гэгээнгол хот) Gegen Gôûl Hôt; Chinese: 根河; pinyin: Gēnhé), formerly Ergun Left Banner or Ergun Zuoqi (simplified Chinese: 额尔古纳左旗; traditional Chinese: 額爾古納左旗; pinyin: É'ěrgǔnà Zuǒ Qí), is a city in the far northeast of Inner Mongolia, People's Republic of China. It is administratively a county-level city of Hulunbuir City. Гэгээнгол хот (хятадаар 根河市 gēnhé shì) — БНХАУ-ын ӨМӨЗО-ы Хөлөнбуйр хотын харьяа хошууны энтэй хот. 1995 оноос өмнө Эргүнэ зүүн хошуу гэгдэж байсныг хот гэх зүйл болгожээ. "Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне |А 20а| реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум." Примечание: Баркуджим-Тукум (в ркп. В – Ииркуджин-Тук?р?м; у Березина – Баркуджин-Тукум, или Баргучин-Тукум, как дальше в тексте) – возможно, современный Баргузин – один из главных притоков Байкала с известной Баргузинской степью. Современность: Баргузи́н (бур. Баргажан мγрэн) — река в Курумканском и Баргузинском районах Бурятии; одна из крупнейших рек, впадающих в озеро Байкал. Баргузи́нский хребе́т (бур. Баргажанай хада) — горный хребет в Бурятии у северо-восточного побережья Байкала. Баргузи́нская котлови́на — межгорная котловина в Бурятии, между Баргузинским и Икатским хребтами. Баргузи́нский зали́в (бур. Баргажанай булан) — самый крупный и глубокий залив Байкала; расположен в Баргузинском районе Бурятии на востоке центральной части озера. "...[по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной." "Говорят [также], что в весеннюю пору он собирал на берегу озера [наур] ракушки и складывал в мешок [тубарэ], чтобы, изжарив их, съесть. Раз он нес [такую] торбу, полную ракушек, в пути."
  2. 2 points
    Обвинение совершенно правомерно. Здесь на форуме я ни разу не видел, чтобы вы высказывали что то, что шло бы против возвышения казахской истории. А ваше достижение истины на деле обычные подгоны и игнорирование неудобных фактов, которые я вам сую под нос регулярно и которые вы с упорством, достойным лучшего применения, игнорируете. Подгоны естественно потому что у вас зашкаливает национализм, который мешает вам объективно смотреть на историю. Тут самый яркий пример это ваши непрекрещающиеся попытки выдать казахский за наследника древнетюркского. Хотя все именитые тюркологи да и любой здравомыслящий человек, смотря на язык рунических памятников и на казахский язык, сразу видят гигантскую пропасть. Это и к турфанскому уйгурскому, и к караханидскому хакани тоже относится. Это все карлуко огузские языки, вы же их упрямо делаете кыпчакскими. Сужу вас по себе? Так это Я что ли тут вовсю возвышаю казахов и все тяну в их сторону? Повторю: в отличие от вас, я действительно стремлюсь к одной Правде. Ни казахам, ни халхасцам я никогда не подпеваю и ради них ничего не подгоняю. Я к счастью не националист и не буду здесь рвать волосы за казахов. За других же юзеров я не в ответе. Простите, но другого чтения у нас НЕТ. И этноним Уйсун я объяснять не обязан, потому что это вообще другое племя, чья связь с древними Усунями/Асуанами ровно ничем не доказана. Я здесь разбирался лишь с этнонимом Асуан. Ни я, ни вы фарси не знаем. Поэтому критиковать мы тут ничего не можем. Лично я могу лишь сравнить русский перевод с более современным английским от Тэкстона. Труд же Рашида действительно лишь сырая компиляция, и тут качество перевода значения не имеет. Никакой перевод не придаст большей убедительности той же истории Китая в его изложении, совершенно безобразной и неправдоподобной. Верить/не верить на ковре в мечети будете, здесь же надо знать или не знать. В текстах ясно прописано Йеке Монгол Улус, эти тексты читали многие поколения ученых. К тому же у некоторых из них есть еще и параллельный китайский текст, по которому легко сверить правильность перевода, проверить какой он там "искаженный". Вы же вместо работы с текстами предпочитает юлить и отнекиваться. По печати Гуюка тут вообще вопросов нет: потому что на том же письме, где и эта печать, первая строка написана по тюркски: منکو تنکری کو چندا، کورالغ اولوس ننگ تالوی نونک، خان یرلغمز: M(ä)ngu t(ä)ngri küč(ü)ndä kür (u)l(u)g ulus n(u)ng taluï nung xan y(a)rl(ï)g(ï)m(ï)z Талуй ясно написано, никакой не талай. А талуй уж извините АКБ это океан, никакая не удача. Гора в Монголии легко могла зваться старым тюркским топонимом. Как бы и в Осетии на высоких горах осталась куча тюркских топонимов с тех времен, когда там жили тюрки, предки карачаево балкарцев.
  3. 2 points
    Какие глубокие знания и наблюдения. Интернет во истину творит чудеса, человек находясь за тридевять земель на глазах превращается в единственного знатока Монголии. Монголы единый народ с Хингана до Алтайских гор с Байкала до Китайской стены. Мы говорим на одном языке наше имя монгол. Для нас прежде всего наша монгольская идентичность стоит на первом месте. Бурят, дербет, чахар уже на втором, третьем уровне. Но одному жителю Казахстана великому мунгулистанцу это недоступно. З.Ы. Я бурят-монгол представитель уже третьего поколения столичных жителей независимого Монгольского государства. Стараюсь побывать во всех уголках своей родины. Уж поверьте мне намного лучше Вас знаю свою Родину и своих монголов. З.Ы.Ы. Да залитые Вами картинки же опровергают ваши слова - меховые зимние шапки знокомы всем монголам.
  4. 2 points
    Древние тюрки были плавильщиками железа у жужаней и они жили в лесах Саяно-Алтая. Так что были тюрки и оленеводы, и лесные племена и степные кочевники.
  5. 2 points
    Ну, конечно, приятно, что вы уважаете моё мнение. Воистину приятно, ибо все таки себя лично позиционирую как любитель-дилетант, а если и называть меня "историком/лингвистом", то обязательно с добавлением слова "вольк-", однако при этом подразумевая именно прямое значение слова, без негативной семантикики, а именно как "народный...", т.е. в чем-то там немного да разбирающийся маленький человечек из простого народа Прошу прощения, что долго не отвечал, но очень занят переработкой хуннских глосс. Все переделываю, овормляю по высшему разряду. Новые данные языка просто манна небесная. Там монгольским так и пахнет, только особым монгольским, не такой, что нам привычен. Но об этом потом, а сейчас... Ну, здесь вопрос интересный и не однозначный. Ув. АгаБУ и прав и не прав одновременно. И вот почему: Вообще ведь буряты образовались не так уж и давно, точнее как единый народ. А образовались (впрочем как и практически все народы мира) из различных гетерогенных групп: монголы (а среди них также надо выделять несколько групп: собственно бурятские, халха-монгольские и ойратские), тюрки, самодийцы, тунгусо-маньчжуры, а с недавних пор и русские (т.е. карымы и гураны; да что там говорить - мать моя русская, отец мой бурят). И какая-то часть бурят действительно монголизированные (точнее бурятизированные) тюрки. НО! Все же основу бурят-монгольского народа составляют именно древний монголоязычный пласт. Причем очень древний, ибо, как писал великий монголист Владимирцев, из всех монгольских языков лишь некоторые бурятские наречия в определенной степени близки письменно-монгольскому языку (иначе, поздне-протомонгольскому). Вообще о доминирующей роли монголоязычных (причем достаточно посредственно связанных коренными монголами-шивэй) в становлении говорит этнонимика и топонимика Бурятии. Так такие этнонимы, как, например, "эхирэдууд" (близняшки) разве могут быть быть экзоэтнонимами, как, например, "онгуд" (букв. "жители внешней стороны", т.е. рядом со стеной живущие)? Этноним "эхирэдууд" К тому же монголоязычие населения, а точнее носителей курумчинской культуры (внимание: III до н.э. - XIV в. н.э.), т.е. племени под именем "qurïqan" из древнетюркских рунических надписей. А почему мы должны говорить о тюркоязычии племени qurïqan? Во-первых обратимся источникам по этому племени. Вот из Юаньской летописи: "...в округе Ангкола (Ангара), носившем имя от одной реки. У жителей этого района язык существенно отличается от кыргызского. Эти земли кули (кит. "хори")..." Казалось бы, источник поздний, все уже можно списать на монголизацию племенами Чингисхана (Тэнгэри правый, я вас умоляю!) в XIII в. Но точно такие же сведения о языке курыкан встречаем в 982 г. в "Хадуд-аль-Алам": "Quri" - название племени, которое также принадлежит хырхызам, но проживает к востоку от них и не смешивается с другими частями хырхызов. Прочие хырхызы не знают их языка" А тут уже кто монголизировал? А? Также как дополнение у нас имеются записи курыкан древнетюркским руническим письмом, которые (самое веселое) с древнетюркского не читаются никак. Ха! Съели! В общем, монголоязычный пласт в регионе - очень древний, причем его появление абсолютно не объясняется ассимиляцией (сами посудите - это вам не сойоты, которых 3608 чел., а несколько очень крупных и мощных этногрупп, живущих в лесо-степной зоне Прибайкалья и Забайкалья; до них добраться бы уже хорошо, а уж ассимилировать - это, извините, уж "враки"). С ойратами вообще все гораздо легче: здесь ассимиляцию никак не приплетешь, ибо, во-первых, общий предок ойратского и собственно монгольского (т.е. халха-монгольского и бурятского + другие наречия и говоры) распался около V в. н.э., а это похоже очень на 555 г. - разгром Жужаньского каганата кёк-тюрками Ашина. Видимо, в 555 г. разгромленные сяньбийцы разделились на две группы - западную (ойратскую) и восточную (собственно монгольскую в языковом плане), которая также разделилась на байкальскую (баргу-бурятская) и аргунскую (монголы-нирун и дарлекин). К тому же этноним "ojirаd" (близкий) так говорит сам за себя: "это народ нам близок". У ойратов свой особый путь развития языка был, кой получился таким именно благодаря обособленности на какое-то время ойратов от основной массы монголоязычных племен. Ну, как-то так.
  6. 1 point
    Работа проведена конечно масштабная. Выборки впечатляют. Одно грустно,- снипы не актуальные, не дают более чёткую дифференциацию субкладов. Как говорится : "На дворе конец 20 века, а у нас одна пара валенок на двоих..." . "Кто знаёт тот поймёт".
  7. 1 point
  8. 1 point
    Я думаю они есть везде как дешёвое выносливое животное или для красоты. И если АКБ (если Писмейкер найдёт их в ВКО и СКО) обещал съесть шляпу то всё пропало
  9. 1 point
    а какое отношение ЧХ имеет к Казахскому ханству?) тем же макаром можно и Россия напрямую связать с викингами если вы "цепляетесь" за правящий клан 1. вы писали? тогда даже искать не стану 2. критика и внешний анализ способствуют прогрессу 3. я специально написал "кочевники" 4. не убедили. взять хотя б албанов - они старше дулатов, а в списке их нет да там и так все запутанно. ушины-дарлекины, мажорный старкластер, старец Усун, Байку-нойон. я лично понял что с уверенностью на 100% пока нет смысла что то говорить
  10. 1 point
    Ссылка с МолГена: The Connection of the Genetic, Cultural and Geographic Landscapes of Transoxiana https://www.nature.com/articles/s41598-017-03176-z
  11. 1 point
    На монгольском слово "далай, талуй" также имеет значение бесконечность, великий. Монголы дали титул - имя "далай" ламу главу тибеского буддизма, и сейчас его N-ное перерождение носит имя Далай лама. Когда монголы дали этот титул, тогда вообще не имели виду океан - а имел виду великий. Сегодня калмыки говорят "дала" - великая% бесконечная. Монгольском степь "тал" - бесконечность ведь. Кстати на казахском "дала" степь - заимствование или рудимент от монголов. meaning "далай" = "океан, море" считаю вторичным от слова "далай, дала" - великий, бескрайний.
  12. 1 point
    “В героической поэме Айадгар и Зареран (“Мемориал Зарера”) на пехлеви - поздней компиляции, содержащей элементы, восходящие назад к парфянским временам и даже раньше и более того имеющей множество анахронизмов - Хионы считаются Тюрками”. [Sinor, Denis. The Hun Period //The Cambridge History of Early Inner Asia - Cambridge University Press, 1994 - p.179]
  13. 1 point
    Как упрям и туп индивидуум! Ордосский летописец возвеличивает Хубилай хагана что он основывал построил 4 великих городов столиц (Шангду, Их Дайду, Цагаан балгасун и Лан Тин балгасун), вовсе не говорит какие города в Монголии существуют!!! Дорогой скачай книгу с линка вверху, и почитай на языке ваших предков на монгол языке.
  14. 1 point
    Хех, человек явно не адекват, ничего не понимает о чем я написал. Полный ПДФ файл "Эрдэнийн тобчи" на кириллик монгольском скачайте:Эрдэнийн товч Я же даю текст из "Эрдэнийн тобчи" написанный самим Саган сэчэном где говорится о " Эрчугийн-Лан тин-балгас и Аралын-Цаган-балгас". В "Эрдэнийн тобчи" никакого слова нету о том что в Монголии были только 2 города, а только говорится о 4-х столицах - 4-х великих городав которых основал Хубилай хаган. Две из которых являются Эрчугийн Лантин балгас (у фольклориста почему-то откуда взятый Эрчугийн Цагаан балгас?), и Аралын Цагаан балгас (у фольклориста неправильное трансляция Ардын вместо Аралын). А человек, юрист-маньчжуровед за свое фольклорство откуда-то у фоменкинцев взятое: PS: большой знаток монгольского языка АКБ читайте текст-предложение из "Эрдэнийн тобчи" Саган сэчэна, которого я давал вверху.
  15. 1 point
    Айналайын ау! Қай жерден көріп тұрсыз агрессия-дөрекіні? Шыңғысхан қайдағы бір емес. Бабаларымыздың бірі, жоқ дегенде төрелердің бабасы. Қазақ хандығын құрган, ел үшін бәрін берген хан сұлтандарымыздың Керей, Жанібек, Касым, Есім, Тәуке тағыда басқалардың бабасы. Соны түсінбесеңіз қыстырылмай жүріңіз. Осындай форумдарда шешкен дұрыс өтірік-шындықты, қазақ қазақпен , жоқ басқалармен айтысадыма бәрібір. Момынмен Асан айтысты деп, жау шабады деп қорқасыңба?
  16. 1 point
    Но он то не был арабом, персом.его улус так и назывался Еке Монгол Улус-Великое Монгольское Государство, легко переводиться с калмыцкого. Форум то русскоязычный, потому и должны называть Монголия, мы же не в Иране находимся
  17. 1 point
    Можно при спорах с АКБ говорить по существу темы, не упоминая всуе и язвительно о якобы великих казахских предках?
  18. 1 point
    Мдя, ну и амбиции у вас, скажу я вам. Студент Даир Сагдиев не доверяет китаисту Зуеву Ю.А.! Ну и времена настали! Исторический момент - на форуме рождается новая наука - тёзкохистори. Могалистан не мой. Могалистан Чингизхана.
  19. 1 point
    1. Не было такого отдельного племени как монгол. Это была совокупность племен с конкретными этнонимами. Давайте наконец перестанем использовать мифические названия, например, ветви бурджигин, нирун, дарлекин или племенной этноним монгол и т.д., которых в реальности тогда не существовало, которые существуют лишь в книжках, это книжные термины. 2. Не пойдет. Поймите, ув. Кылышбай, что использование в отношении разношерстных по этносу и языку племен эпохи Чингизхана политонима современных монголоязычных народов создает путаницу в головах и автоматическое отождествление первых с последними. По моему, это недопустимо. Даже недопустимо называть их "средневековыми монголами". А потому, по моему, следует использовать отвлеченный термин. Именно поэтому я всегда стараюсь оперировать беспристрастным термином "татарские племена".
  20. 1 point
    Ха, ха. Буратино-головому юристу-маньчжуроведу скажу что праздник "той" или поминка совсем другой вид поставления котлов. Там обычно поставили многочисленные большие котлы чтоб радовать желудков всех собравшихся гостей. А война между не очень многочисленными противниками (ну была не тотальная война) и потом побежденных варить в 70-ти больших котлах вообще абсурд.
  21. 1 point
    Тюркские каганы жили на территории современной Монголии, их родичи кыргызы - севернее, в Минусе.
  22. 0 points
    Кто бы говорил. Вы не то что одному китаисту, вы ВСЕМ монголистам доверять отказываетесь и ставите под сомнения работы поколений ученых по истории монголов Ну я понял уже: все что портит ваши сказки о великих непременно казахских предках вы непременно отвергаете. Почитайте у вашего Зуева о том как меняется фонетика китайского языка. Вообще то и он вам скажет то же что и я: Усунь в ханьское время звучало как Асуан. На этой основе Зунв ваш построил целую теорию о родстве Ашина и Усунь.
  23. -1 points
    Да, так принято считать. И принято игнорировать другие очевидные исторические факты по приведенной выше ссылке. Но этот тезис согласно приводимым мной ссылкам на источники с каждым разом тает как снежинки на ладони показывая то, что политический и административный центр всех известных истории кочевых скотоводческих племен (хунны, тюрки, кыргызы, огузы-уйгуры, куны, каракитами, татары) первоначально располагался в северных районах Китая южнее Гоби, от Ордоса до Ганьсу, откуда он всегда закономерно перемещался на северо-запад в Могалистан и дальше в Семиречье. Нехватка корма вынуждала массы племен уходить на запад, при этом одна волна накрывала другую волну, а та предыдущую.
  24. -1 points
    Спасибо, ув. Кылышбай! Вы помогли мне еще одним убедительным аргументом в пользу моей теории! Действительно не зря китайцы строили эту стену! Потому что испокон веков вплоть до 14 века н.э. стена хоть каким-то образом защищала их от соседей "варваров" - кочевых тюрков скотоводов, создавая иллюзию безопасности от всадников, которые населяли Чин (Син, Хатай, Китай) от Ордоса до Ганьсу: Территория современной Монголии с ее населением, расположенной далеко на север за этими варварами, а за ними еще и за пустынями Гоби и Алашань, по моему, не могли представлять первостепенную опасность!
  25. -1 points
    Если у наших племен и были какие-то различия, то это было в далеком прошлом, все они давно как минимум 500 лет единый народ с единой культурой. Народы Монголии это не единый народ, поэтому у них разная культура, языки и пр. Думаю лет через сто возможно они и сольются в состав большинства, в халха-монголов, но если правительство Монголии будет делать шаги по сохранению их самобытности, то они сохранятся и в 22 веке.
  26. -1 points
    Он только себе великому разоблачителю доверяет, и кто бы говорил об амбициях?
  27. -1 points
    Он же приводил свидетельства емнип русских этнографов о том, с каким размахом проводились поминки у казахов. Не заметили, может быть?
  28. -1 points
    в варенных в семьдесять больших котлов наверное только представитель оседлой культуры поверит. Кочевнику ничего лишнее не нужно. На войну таскаться с такими котлами, чтобы потом в них варить человечину? Уж лучше железо пустить на стрелы и панциры шлемы. Большие огромные котлы в Монголии есть, они появились вместе с первыми оседлыми поселениями -буддийскими монастырями. Там для нужд большего количества монахов которые постоянно в одном месте живут, действительно варили в больших котлах обед - удобно. Монастырский котел в Манзушрийн хийд около Улан-Батора.