Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Ашина Шэни

    Ашина Шэни

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      4058


  2. Адай - Тобыш

    Адай - Тобыш

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      183


  3. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      18801


  4. Ындыр

    Ындыр

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      835


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 05/10/17 во всех областях

  1. На сайте http://pereformat.ru/2013/09/west-kavkaz-dna/ Клесов говорит : " .....То, что эти ветви продолжаются у осетин с тех давних времен, показывает, что никаких пришедших со стороны аланов там нет, во всяком случае, в заметных количествах. Ясно и то, что осетины в отношении их доминирующей гаплогруппы ничем не отличаются от своих кавказских соседей. Поэтому легенды, что именно осетины происходят от аланов, не имеют под собой никаких серьезных оснований. На самом деле об этом говорят данные и антропологии, и лингвистики, согласно которым несмотря на индоевропейский (в целом) язык осетин, который мог принадлежать и аланам, и скифам, и ариям, у них отчетливо проявляется (и в языке, и в краниологии) «местный субстрат», позволяющий относить осетин к автохтонному (то есть сугубо местному, исконному, коренному) типу, а не к пришельцам типа алан. ...." Так что кто "прямой потомок сарматов/алан" -- нужно ещё выяснять и выяснять и выяснять, ув. Uighur.
    2 балла
  2. Язык кыпчаков Ферганы был исследован лингвистом Поливановым, который предположил, что их язык был родственен кыргызскому и южноалтайскому языкам. Остались неопубликованные тетради Поливанова, я пытался их найти однако так и не нашел. Буду в Бишкеке попробую найти еще раз. На одной из конференций общался с Абашиным, который предполагает, что ферганские кыпчаки это казахи Среднего жуза, выдавленные ойратами в Фергану во времена "ак табан шубырынды". На мой вопрос - почему тогда для кыпчакского диалекта не характерно использование "ш" вместо "ч" (Шымкент - Чимкент), и "с" вместо "ш" (бас - баш), сильно задумался
    2 балла
  3. Асан Кайгы говорил,что у АКБ дунхусский днк.
    1 балл
  4. Причем тут выборы, речь не о количестве ученых а количестве и качестве работ, посвященных им. По монголоязычию хунну добротных лингвистических работ ДО СИХ ПОР нет. Происхождение же многих казахов от монголов Чх дело пока что не доказанное, кроме торе.
    1 балл
  5. Ещё как профессионально.
    1 балл
  6. пускай Бирказак про свой Казахстан байки сочиняет, еще в советское время был такой узбекский историк Г А Хидоятов- он тоже писал что этноним Булунгур=правый
    1 балл
  7. Китайских перебежчиков у сюнну было много всяких, поэтому привязывать дворец к Ли Лину совершенно необязательно. По китайским источникам таки кыргызов тогда в Минусе не было, и отправлять их туда по причине одного не атрибутированного толком дворца смысла нет. Вон Ковалев считает что это дворец Лу Фана, чуть более позднего периода
    1 балл
  8. По связям лакайлар с кыргызами пишет уважаемый кыргызский исследователь О. Каратаев:
    1 балл
  9. есть научная работа монголизмы в Бабур намэ, я оттуда этот пример с "ЯГ" взял. Типа у вас нет слов куда, уруг, аймак? и вы не говорите наржак(г)? та сторона?
    1 балл
  10. Про дворец тот читал где то что он ошибочно определен как дворец Ли Лина, на деле к китайскому полководцу он отношения не имеет. По локализации кыргызов в хуннский период все тот же Худяков нам все подробно расписывает: "Владение Гяньгунь" впервые упоминается в ханьских источниках в 201 г. до н.э. среди других племен, покоренных Модэ-шаньюем. В этот период динлины и гяньгуни являлись разными "владениями", подчиненными хуннам. О местоположении этих владений, по указанию источника "на севере", от ставки хуннских шаньюев в Ордосе, судить довольно сложно. В начале I в. до н.э. хунны продолжали держать динлинов в подчинении. В это время динлин-ваном (князем динлинов) был поставлен китайский перебежчик Вэй Люй, происходивший "из хусцев, живших по реке Чаншуй". В середине 1 в. до н.э. хунны ослабли. "Почему динлины, пользуясь слабостью хуннов, напали на них с севера, ухуаньцы вступили в земли их с востока, усуньцы с запада". Гяньгуни в связи с этими событиями не упоминаются. Более определенно о местах расселения гяньгуней можно судить по описанию событий середины 1 в. до н.э., связанных с распадом хуннской державы. В 49 г. н.э. шаньюй северных хуннов Чжичжи совершил поход на запад, в Восточный Туркестан. "Затем на севере от усуньских земель разбил (племя) унзе, и уцзе сдались (ему). Подняв их (уцзе) войско, (Чжичжи) на западе (от уцзе) разгромил цзянькуней. К северу (от уцзе и цзянькуней) сдались динлины. Объединив (эти) три владения, (Чжичжи) неоднократно направлял свои войска против усуней и всегда побеждал их. В 7000 ли на восток от Цзянькунь находится ставка шаньюев, а в 5000 ли на юг - Чеши; Чжичжи и обосновался (в землях цзянькуней)". По мнению Л.А. Боровковой, земли всех покоренных Чжичжи-шаньюем племен, включая гяньгуней находились к северу от восточных земель Усунь, севернее хребта Боро- Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун. В земли цзянькуней присылал послов Чжичжи-шаньюю правитель Канцзюй, а затем орда северных хуннов ушла из Цзянькунь на запад к канцзюям. Земли динлинов находились севернее земель цзянькуней. В конце I в. н.э. динлины продолжали обитать севернее земель орды северных хуннов. В период ослабления северных хуннов "динлины произвели набеги с тыла; сяньбийцы ударили с восточной, владения Западного края с западной стороны", а южные хунны с юга. Во II в. н.э. сяньбийский вождь Таньшихуай на юге грабил земли на границе с Китаем, "на севере отразил динлинов, на востоке заставил отступить (владение) Фуюй, на западе нападал на усуней и овладел всеми бывшими сюннускими землями, которые тянулись с востока на запад более чем на 14 тыс. ли...". В источниках I-II вв. н.э. гяньгуни не упоминаются. Это дало повод Л.Р. Кызласову утверждать, что гяньгуни к этому времени уже смешались с динлинами на Енисее и упоминаются в источниках под названием динлинов. Он также заявлял, что "имя "гяньгунь" исчезает со страниц китайских летописей и не встречается в течение первых пяти веков н.э., появляясь снова лишь в VI в." Однако гяньгуни упоминаются наряду с динлинами в источнике III в. н.э. "Владение Гяньгунь расположено северо-западнее Канцзюй. Отборного войска 30 тыс. человек. Следуют за скотом. (Там) много соболей, есть хорошие лошади Владение Динлин находится севернее Канцзюй. Эти выше (названные) три государства, с Гяньгунь в центре, находятся от ставки шаньюя сюнну на р. Аньсишуй на (расстоянии) 7 тыс. ли, на юге от них 5 тыс. ли - Чеши и шесть (других) владений, на юго-запад до границ Канцзюя - 3 тыс. ли, на западе до ставки канцзюйского вана- 8 тыс. ли. Некоторые считают, что эти динлины и являются теми динлинами, что (обитают) к северу от сюнну, а северные динлины (находящиеся) западнее Усунь, по-видимому, другое поколение их. Кроме того, севернее сюнну расположены государства: Хуньюй, Цзюеше, Динлин, Гэгунь, Синьли. По-видимому, динлины, (которые живут) к югу от Бэйхай, - это не те (динлины), которые находятся западнее Усунь". Согласно сведениям источника, в III в. н.э. гяньгуни обитали севернее усуней и кангюев, западнее динлинов, на тех же землях, что и раньше. Динлины не только не смешались с гяньгунями, но сами распались на два "владения". Одна группа динлинов обитала по соседству с гяньгунями в Восточном Туркестане, другая - к югу от Байкала. Именно об этих восточных динлинах говорится, что они обитали на северо-востоке от "диких земель пустыни", в которой "много диких змей" на границе с землями ухуаней. Западные динлины в последующие века известны под названием гаоцзюйских динлинов и теле. Восточные динлины в середине I тыс. н.э. вошли в состав шивэй. В это время кыргызы известны под названием хэгу или цигу. В источниках они упоминаются среди племен теле. "Предки телэ - это потомки сюнну. Племен очень много. На востоке от Западного моря, по горам и долинам (живут) повсюду. Только на север от p. Лo имеются пугу, тунло, вейхэ, баегу, фуло... На запад от Ну, на север от Яньци, по сторонам Байшаня имеются циби, боло, чжии, аде, субо, нагэ, уху, хэгу, едеу, ниху и др". Расселение хэгу "к северу от Яньци (Карашара), у Белых гор..." свидетельствует, что в IV-V вв. н.э. они продолжали обитать в Восточном Туркестане, севернее Тянь-Шаня. В источниках есть упоминания, что они находились в зависимости от сяньби. В начале V в. жужаньский каган Хулюй "на севере" покорил племена Хэвэй и Йегу. Поскольку владения жужаней простирались на западе до Яньци (Карашара), можно полагать, что подчинение Хэгу (кыргызов) произошло, когда те еще обитали в Восточном Туркестане. В V в.-первой половине VI в. н.э. жужани вели частые войны с теле (гаоцзюйскими динлинами), стремясь подчинить последних, вероятно, именно в период жужаньско-гаоцзюйских войн древние кыргызы вошли в состав гаоцзюйских динлинов. Войдя в состав гаоцзюйского объединения племен, кыргызы могли "перемешаться"с ними еще на территории Восточного Туркестана. Об этом свидетельствует источник. "Хагас есть древнее государство Гяньгунь. Оно лежит от Хами на запад, от Харашара на север, подле Белых гор. Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемешались с динлинами". Локализация района обитания гяньгуней в конце 1 тыс. до н.э.-первой половине 1 тыс. н.э. в Восточном Туркестане, севернее Тянь-Шаня дает основания для поиска памятников их культуры в материалах по археологии Синьцзяна. [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.49-51]
    1 балл
  11. Я от всей души желаю Вам удачи в этом благородном деле. История каракалпаков не такая уж и простая, нюансов много должно быть. За последние три десятка лет ни одной работы по истории не было, если что-то и косвенно затронуто, то в полной мере не отвечают, полностью не освещают историю наших предков. 1598 год это условное появление каракалпаков в письменных источниках, в этот год каракалпаки указаны как отдельный народ, значит процесс консолидации племен начался намного раньше. Выше, в своих постах я лишь взывал обратить внимание на все детали, т.к. как уже видим, в судьбе народа замешаны многие личности и народы, тут и калмаки, и ногаи, и казахское, бухарское, сибирское ханства, также неоднозначен вопрос и с аральцами, и так называемыми алтыулами. Думаю, Ваша работа многое прояснит или хотя бы даст толчок в историографии каракалпаков. Жду с нетерпением.
    1 балл
  12. То что повыше - из словаря письменно-монгольского языка Лессинга:
    1 балл
  13. Тогда почему у нирунов С3? Может у светлорусого парня мама была из светлорусых R1a? Таких примеров куча, по племянникам сужу, и не только
    1 балл
  14. О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАХСКОГО ПЛЕМЕНИ УАК Аширбеков Е.Е., Неупокоева А.С., Ходаева А.Ю., Абайлдаев А.О., Айтхожина Н.А. Институт молекулярной биологии и биохимии им. М.А. Айтхожина, Алматы, Казахстан E-mail: eldarasher@mail.ru В источниках упоминание о казахском племени Уак впервые встречается со времен Абылай-хана (XVIII в.). По поводу происхождения этого племени существует несколько версий, приведем две из них: По мнению М. Тынышбаева слово "уак" означает "мелочь" или "смесь", т. е. племя незначительное и разнородное по составу. Далее он объясняет происхождение отдельных подразделений уаков: 1) багыс – потомки плененных в XVIII в. киргизских багышей, 2) сргелы из племени Сргелы Старшего жуза, 3) ергенекты – потомки ергенекты-найманов. А. Маргулан считал, что уаки происходят от древних кереев. В пользу этого говорят многочисленные совместные упоминания двух племен. Его мнение разделяют В. Востров и М. Муканов. Для проверки гипотез нами был исследован полиморфизм Y-хромосомы 25 представителей племени Уак в сравнении с другими родами казахов. В результате выявлено восемь линий: J1, N1c, G1, N1b, O3, D, G2a, R1a1a, три последних в единственном числе. Таким образом, не вызывает сомнений сборное происхождение племени Уак. Линии уаков не обнаружены среди племени Керей, что отвергает версию о родстве с казахскими кереями. Линия J1 также встречалась единожды среди других родов, в том числе найман-ергенекты. Однако, последние в основном несут другие гаплогруппы и гипотеза о происхождении части уаков от них не подтверждается. Гаплотипы линии N1c попадают в один кластер с большинством гаплотипов племени Сргелы, что доказывает связь двух племен. Линии G1 и N1b обнаружены также в племени Аргын, но малое количество образцов и близкое соседство с большим племенем не позволяет исключить случайные процессы. Для окончательного решения всех вопросов необходимо провести сравнение с неказахскими кереями и киргизскими багышами. https://www.img.ras.ru/files/school/abstracts_book_school_img_2016.pdf
    1 балл
  15. Гимн буддийской богине Махакали (часть 1) Гимн богине Махакали (не божеству Махакала) состоит из трех фрагментов, принадлежащих турфанской коллекции Берлина под номерами TM 2 D 130, TM 3 D 130, TM 6a-b D 130. Общее происхождение трех фрагментов было уже обозначено М. Хайссигом, а их правильный порядок был установлен Д. Цэрэнсодномом. Фрагменты представляют из себя 14 ксилографических страниц, каждая страница содержит 5 строк. Гимн есть произведение (перевод?) Чосги Одсира. Фрагменты происходят из ксилографической работы возможно смешанного содержания, они формировали страницы под номерами 27 и 28 китайской письменностью. Чосги Одсир, называемый “западным монахом” в Юань ши, был вероятно уйгурского происхождения. Обученный в школе Саскья тибетского буддизма, он добился превосходного владения как тибетским, так и монгольским языками. По приказу императора Хайшана (1307-11), Чосги Одсир перевел наставления Шантидэвы на путь Махаяны, “Бодхичарьяватара”, и написал оригинальный монгольский комментарий. В 1312 году брат Хайшана и его наследник император Аюрбарибада (1311-20) приказал напечатать перевод и комментарий в количестве 1000 копий в Байтасы (монастырь Белой Пагоды) в Дайду (современном Пекине). Двор наградил Чосги Одсира 10,000 динами (ястуками) бумажными деньгами в 1313, а в 1321 предоставили ему почетную охрану в его монастыре в столице. Чосги Одсир также помогал Асанге (сыну Аниги) в создании буддийской иконографии. Несмотря на это, когда Чосги Одсир попросил милости для опального чиновника, Аюрбарибада приструнил его, сказав, “Монахи должны распевать священные писания - какое им дело до политики?” Другие сохранившиеся работы Чосги Одсира включают тибетские “Двенадцать деяний Будды”, перенятых из классической биографии Ашвагхоши и позже переведенных на монгольский учеником Одсира, Ширабом Синги, и стихотворный монгольский гимн четырех-ручной Махакали, богине-защитнице ордена Саскья. Оригинал Транскрипция 1. qamuγ-a γaiqaγuluγsan erdem-i činu 2. qaγaraqay-a qolban maγtasuγai 3. dörben γar-tai nigen niγur-tai 4. tögörig ulaγan γurban nitütei 5. törölki urγuγsan sira üsütei 6. tügel kümün-i jaγuγsan araγ-a-tai 7. urin gem-üd-i oγtolur-un 8. uridu baraγun γar-daγan ültütei 9. olan sesig-i tarqaγar-un 10. ulam nököge γar-tur gabala-tai 11. degerükei asuris-i darur-un 12. degetü jegün γar-daγan jida-tai 13. delgegsen orongγa-tu serige-yi 14. ded doradu γar-tur bariγsan 15. jalaγu turuwan čirai-tai 16. jaγan-u arasun čamča-tai 17. jarimlan üker-ün arasun-tur 18. jalγaγsan iltü niriγubči-tai 19. baγatur amidu arslan-i 20. baraγun čikin-tegen süike-tei 21. [baraγan erigen moγai-yi] 22. basa jegün čikin-tegen süike-tei] Перевод (Далантай Цэрэнсодном и Манфред Таубэ) 1) Deine überall Bewunderung erregende Weisheit 2) will ich mit (diesen) Versen klar preisen! 3) (Du) mit vier Händen, mit einem Gesicht, 4) mit drei runden roten Augen, 5) mit von Geburt an gewachsenen gelben Haaren, 6) mit Backzähnen, welehe einen ganzen Menschen packen, 8) mit einem Schwert in deiner vorderen rechten Hand, 7) zerschneidend den Zorn, die Fehler, 10) weiterhin mit einer Schädelschale in der anderen Hand, 9) welche die vielen Zweigel zerstreut, 12) mot einer Lanze in deiner oberen linken Hand, 11) welche die übermütigen Asuras überwältigt, 14) die du mit (deiner) zweiten unteren Hand ergriffen hast 13) einen Dreizack mit einerausgebreiten Fahne; 15) mit einem jungen, hageren Gesicht, 16) mit einem Hemd aus Elefantenhaut, 18) mit einem offen sichtbaren Lendenschutz, der zusammengefügt wurde 17) halbstückweise aus Rindshäuten; 19) die du einen heldenhaften lebendigen Löwen 20) als Schmuck an deinem rechten Ohr hast; 21) [die du eine dunkelbraun gefleckte Schlange 22) weiterhin als Schmuck an deinem linken Ohr hast] 1) Твою везде возбуждающую мудрость 2) Хочу с (этими) строками хвалить! 3) (Ты) С четырьмя руками и одним лицом, 4) С тремя круглыми красными глазами, 5) С волосами, которые с рождения желтые. 6) С задними зубами, охватывающими целого человека, 8) С одним мечом в своей передней правой руке, 7) Разрезаешь гнев, (и) ошибки, 10) Далее/Еще с одной чашей из черепа в другой руке, 9) Который рассеивает многие сомнения 12) С одним копьем в своей высшей левой руке, 11) Которое преодолевает нахальных асур, 14) Которое ты (своей) второй низшей рукой схватила, 13) С одним трезубцем с расширенным флагом, 15) С одним молодым стройным лицом 16) С одной рубашкой из кожи слона 18) С одной видимой набедренной повязкой, сделанной 17) наполовину из шкур (скота), 19) С одним доблестным львом 20) Как украшением на твоем правом ухе 21) [У тебя далее/еще одна темно-коричневая змея 22) Как украшение на твоем левом ухе]. Ссылки: описание: [Louis Ligeti. Monumenta Linguae Mongolicae Collecta. Monuments Préclassiques. 1. XIIIe et XIVe siècles. - Budapest: Akadémiai Kiadó, 1972 - p.135] [Atwood, Christopher P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire - New York: Facts on File, 2004 - p.106-107] оригинал: http://turfan.bbaw.de/dta/monght/images/monght029.jpg транскрипция и перевод: [Cerensodnom, Dalantai und Taube, Manfred. Die Mongolica der Berliner Turfansammlung. Berliner Turfantexte XVI - Berlin: Akademie Verlag, 1993 - p.116-117]
    1 балл
  16. Не стану приводить Enhd'у фантасту примеры со всех современных тюркских языков, а думаю будет достаточно привести всего пару сканов из Древнетюркского словаря, чтобы ятагановед убедился (хотя наверняка знает, но просто мудрит), что практически вся монгольская лексика имеет тюркскую основу, и что мешок не исключение!!! Как раз его цветные фотки ему в доказательство.
    1 балл
  17. Ок. Постараюсь написать в этом году статью по ранней истории каракалпаков, где напишу свою позицию расширенно и с аргументами.
    0 баллов
×
×
  • Создать...