Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Eger

    Eger

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      909


  2. Туран

    Туран

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1495


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/12/15 во всех областях

  1. Спасибо за понимание, ув. Туран. К сожалению мои позиции не популярны, даже в лояльной среде, потому что переубеждать в том, что оказывается ночь не черная, а день не всегда белый чрезвычайно трудно. Существующие аксиомы хотя бы попробовать переосмыслить, не говоря уже оспорить, никто не берется. А профи, даже если и заинтересовываются, имхо боятся прослыть фольками. Короче замкнутый круг. Но я все же постоянно продолжаю разрабатывать эту тему, причем в разных направлениях. Это не только поднимаемые мной вопросы, касающиеся этничности. Но и географии (это очень важный вопрос, который рушит все остальное). Затем вопросы культуры, традиций. К примеру, если раньше я поднимал такие вопросы, почему у татар Чингизхана была очень популярна охота с ловчими птицами и борзыми собаками, но у современных монголоязычных народов их нет, то сейчас я поднял новые вопросы. Например, почему у современных монголоязычных народов отсутствуют конно-военно-спортивные состязания, почему не развита игра с бараньими альчиками, в которую играли татары Чингизхана, почему сменились термины для них, почему исчезла конская телега с санями и многое другое. Я даже приводил собственные легенды халха монголов, что их предки пришли на землю современной Монголии с запада, преследуемые Чингизханом. Короче, в этом вопросе важна каждая мелочь. самое удивительное в том, что противятся этому не только монголоязычные юзеры, что естественно, а также русские, что можно понять, но и представители тюркоязычных народов. "Забывшие историю блуждают"
    1 балл
  2. На слух приходят русские "жар", "жара" и казахское "кьызар", "кьызару" (нагреваться, накаляться, температурить). А словари подсказывают еще на иврите "шарав" (жара). Да, но я бы не сказал, что определение территории, где находится Азербайджан, как жаркой. с жарким климатом, не совсем характерно. Ну, на Каспии везде жарко, даже в Астрахани И по сему я переосмыслил высказанное в уже далёком 2010 году Зиядоглу сомнение в состоятельности распространенной этимологической версии названия «Азербайджан» как «огонь собирающий»: http://ziyadli.livejournal.com/9370.html Я посмотрел в различных словарях, благо, Интернет это позволяет сделать легко, и установил, что да, версия главенствует и общая формулировка звучит примерно так (надеюсь на внимательное прочтение): или так: Последнее (что нет научных оснований для такого толкования) меня очень развеселило. дело в том, что ещё со студенческих времён, а я по основному образованию химмотолог (применение и испытание авиационных нефтепродуктов), из истории нефтедобычи знал, что территория Азербайджана одна из крупнейшая мировых нефтеносных провинций и даже не столько крупнейшей, а древнейшей, документально известной нефтеносной провинции с многочисленными выходами нефти, посмотрите: Видите, сколько их в районе Каспия, где располагается Азербайджан? И все эти выходы сопровождаются/сопровождались выделением горючих газов, которые практически все горели, днем слабо видимыми очагами, зато ночью взору открывалась действительно «страна огней». В далёком прошлом огнепоклонники из Индии (к слову об идоевропейском влиянии) строили храмы около газовых источников. Горящие источники считались священными и этим привлекали огнепоклонников из далеких земель. Обслуживались они индийскими жрецами вплоть до 1880 года. Эти огни описаны во многих документах под названием «вечных огней». Ну, разве этого мало для подвода научного основания для этимологии названия названия страны как места, где сконсолидированы огни? Разве множество горящих огней на конкретной территории не является самым ярким и наиболее точно идентифицирующим признаком данного места? Ну, а теперь к этимологии названия, из которого следует именно "огни собирающий" или "страна огней". По моему мнению, перевод на русский как "огонь собирающий" некорректно. Конечно это следует понимать как "собор(собрание) огней", т.е. место где многочисленно огней, изобилие огней. Ну, думаю, значение "азер" как огонь, жар долго можно не доказывать, напомню разве что вышеприведенное древнерусское азар (озеро) восходит к древнеиндийскому ahar "день" и в названии гидронимов осмысливается как "желтоватая вода", а желтый цвет как и везде, как и всегда характеризовал огонь, свет солнца (как же переплетаются языки!). Ну, а как расшифровать оставшейся - бай-джан? Помните давнюю тему: р. Байдрак-Гол в Монголии - феноменальное место на Земле: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2554-r-bajdrak-gol-v-mongolii-fenomenalnoe-mesto-na/ Там мы выяснили следующее: Итак, толкование азербай- подвести под "собрание огней" "многочисленные огни", "изобилующее огнями", вообщем-то не трудно. Но как-то незаконченно... Так и напрашивается "Страна (земля, место, край, окраина, околица) многочисленных огней", "Страна (земля, место, край, окраина, околица) изобилующая огнями", "Страна (земля, место, край, окраина, околица) собранных огней"... Можно ли найти значение -джан как "страна (земля, место, край, окраина, околица)"? Я даже в поисках привлёк название кыргызскоязычной газеты «Жаны Агым» («Новая волна»). Однако наиболее близкое значение нашёл здесь: Казахско-русский словарь: жан: https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%96%D0%B0%D0%BD/жан Ну, скажу в русском выражение "с боку" эквивалентно "с краю". Так что, понимание жан(бок) как "край", для меня, по крайней мере, как говорится, по умолчанию. А вот анализ второго значения жан как сторонний (сторона) и его происхождение, думаю, уважаемый АксКерБорж, как признанный знаток казахского языка, произведёт более предметно и обоснованно. Отдельно к сказанному хотел бы добавить вышеупомянутое жан как люди и в сумме как "люди, собирающие у огней". И что же они могут собирать у огней, какой востребованный по тем временам продукт, товар? Ну, это, конечно, гипотеза, основанная вот на каких профессиональных знаниях: Горение газа в естественных условиях, особенно в кратерах-углублениях выходов нефти на поверхность, вызывает естественную возгонку(ректификацию) нефти, фракции которой оседали на каменных стенках, конденсируясь по высоте в зависимости от температуры возгонки. Ну, совсем легкие фракции бензиновые, керосиновые. газойлеве улетучивались бесследно, а вот масла попоясно конденсировались на стенках в зависимости от вязкости, удельного веса. Как известно, колесо было изобретено около 5500 лет назад и смазка колеса, точнее его ступицы - подшипника скольжения была немаловажным фактором облегчения хода повозки (в современном понятии есть такая характеризующая величина как величина выбега колеса, характеризуемая в значительной мере качеством применяемого смазочного материала). Напрямую нефтью смазывать было нельзя, так как в условиях работы ступицы она быстро превращалась из смазочного материала в его антипод - смолу, фрикционный материал, склеивающий, тормозящий качение колеса. Т.е. в древности возгонная выборка, хорошая смазка для колес была востребована и в немалых количествах, учитывая значение гужевого транспорта как основного сухопутного, да и уключины на галерах тоже надо было чем-то смазывать Так что профессия собирателя нужных, самых ценных масел, была востребованной, а люди назывались как собиратели огней, так как собирали нужные масла как раз из мест естественной ректификации, где горели газовые огни. Ну, это так, догадка, народная этимология, однако может быть подтверждена археологией при находке сосудов (типа амфор, да даже и бочек) для такого рода смазки в товарных количествах. Известно, что греки в амфорах возили всё что угодно - от сыпучих материалов до вин и если будет найдена амфора со смолой (за долгое время любая нефть и масло полимеризуется в смолу), то это будет одно из подтверждений данной гипотезы Кроме того, исходя из известного, что слово жена (жана), восходящее к протоиндоевропейскому корню * gen–, означающему «рожать, порождать», может служить основанием и для такого толкования названия как "порождающее многочисленные огни". Привлечённые материалы: ВЫХОДЫ НЕФТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ: http://vseonefti.ru/neft/vyhody-nefti.html Естественные нефте- и газопроявления на поверхности Земли: http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st007.shtml Азербайджан: http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/azerbaijan р. Байдрак-Гол в Монголии - феноменальное место на Земле: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2554-r-bajdrak-gol-v-mongolii-fenomenalnoe-mesto-na/ Этимологический словарь Фасмера. Байда(к): http://enc-dic.com/fasmer/Badak-1296/ Байд-Вож — река в России, протекает в Архангельской области, Республике Коми (коми-зырянский байд - ива, вож - ответвление реки): https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%B4-%D0%92%D0%BE%D0%B6 Слово «джан»(джана, джаник) - к вопросу об этимологии происхождения: http://planetaarmenia.ru/content/show/4496-slovo-dzhandzhana-dzhanik-k-voprosu-ob-etimologii-proishozhdeniya/ Казахско-русский словарь: жан: https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%96%D0%B0%D0%BD/жан
    1 балл
×
×
  • Создать...