Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zuungar

    Zuungar

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      270


  2. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      -4

    • Постов

      55459


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/13/14 в Сообщения

  1. Продолжение из "Из Сибири" В.В.Радлова: ... Я кратко перечислю здесь все главные масти по киргизской классификации, сильно отличающейся от нашей (АКБ: от русской): 1) Лошади, основная масть которых белая: кызыл ат (букв. красная лошадь) называются такие, масть которых сплошь белая, а непокрытые шерстью участки кожи у пасти и паха цвета мяса; кöк ат (голубая лошадь) или боз ат (белая или седая лошадь) называются лошади той же масти, но с черной кожей. Разновидности белой по преимуществу лошади: кызыл-кöк (красно-голубая). Белая с рыжиной лошадь, основная масть которой белая, но на голове, задних ляжках, гриве и хвосте заметен коричневый оттенок. кара-кöк, или кара-боз, - когда на этих же местах имеется более темный, сероватый оттенок. 2) Кара ат - вороной. 3) Джирäн ат - рыжая. 4) Гнедые лошади с черной кожей и черными гривой и хвостом: торо - рыже-гнедая; кара-торо - темно-гнедая (АКБ: кстати казахи также называют смуглый цвет кожи, например, "қара торы жігіт" - смуглый парень); кüрöнг - саврасая; кара-кüрöнг - темно-саврасая; сарыт ат (желтая лошадь) - гнедая лошадь с переходящим в желтизну животом; кара-сары - черно-желтая; кызыл-сары - рыже-желтая; 5) Гнедые с белой кожей у пасти и в паху: шабдир ат - темно-гнедая лошадь с белой грудью; кер ат - темная лошадь с белыми гривой и хвостом; 6) Буланые (светло-желтые лошади с темными гривой и хвосом): кара кула - черно-буланая; кызыл кула - рыже-буланая; сары кула - изжелта-буланая; 7) Конгур ат - светлые лошади со светлой гривой. 8) Буурул ат - лошади смешанной масти, т.е. такие, у которых подшерсток темный, а шерсть светлая. Много оттенков: кара буурул - вороная со светлой шерстью; кызыл буурул - рыжая со светлой шерстью; сары буурул - желтая со светлой шерстью. 9) Пегие - ала ат - чисто белые лошади с большими темными пятнами: кöк ала - голубая пятнистая - белая лошадь в крупных серых пятнах; кара ала - черно-пятнистая - белая лошадь в больших черных пятнах; кызыл ала - красно-чалая и т.д. сары ала - желто-чалая и т.д. 10) Барсовая лошадь - шыбар ат - светлая лошадь в небольших темных пятнах (чубарая) (АКБ: от "шубар"): кöк шыбар - в мышастых пятнах; кара шыбар - в черных пятнах; буурул шыбар - в пестрых барсовых пятнах и т.д. Хочу подчеркнуть, что великий наблюдатель В.В.Радлов описал не все существующие у казахов названия мастей лошади, а только перечислил основные. И конечно фонетика их слегка неточная. Чуть позже приведу казахскую классификацию конских мастей более подробную.
    1 балл
  2. "По островам ветвистого устья Волги жили тогда татары, носившие название едисанских. Это был кочевой народ могаммеданской веры, с короткими лицами, маленькими глазами, темно-желтою кожею, с отвислым брюхом и с морщиноватыми чертами лица, в длинных серых балахонах или в овчинах, летом вывороченных щерстью вверх, и таким невзрачным видом указывал на смесь монгольского племени с татарским. Летом шатались они по степи и по берегам моря, занимались скотоводством, охотою и рыбною ловлею; зимою толпились под Астраханью, где жили в шалашах, которые ставили на высоких земляных насыпях, управлялись князьями и были в непримиримой вражде с калмыками." (с) Костомаров Н.И. "Бунт Стеньки Разина" PS Вопрос в том: отличались ли расово ногайцы от казахов в 17 веке. Судя по этому историку мы все на одно лицо. бгг.
    1 балл
  3. Ах вот оно что, оказывается мои различного рода версии на форуме по вопросам истории, географии, культуры и языка кочевых черных татар времен Чингизхана, именуемых нынче монголами, которые я обязательно стараюсь обосновывать ссылками на письменные источники, средневековые карты, глоссарии и иные документы и памятники, для этого товарища это «ОСКОРБЛЕНИЕ БРАТСКИХ НАРОДОВ»! Ну не идиот ли? Запомни, мой юный друг, что такие версии нужно и можно не обвинять и клеветать, а только опровергнуть аналогичным образом, то есть путем документального обоснования своей, противоположной позиции, своего не согласия. И не надо наводить тень на плетень, я никогда и нигде не утверждал, что «монголов и их истории на самом деле не существует, что всё это миф» (правда не понятно кого вы подразумеваете под монголами), не передергивайте слова и не переиначивайте смысл моих фраз. Устроили кругом бабские ссоры, базар и ругань. Прекращайте троллить и хамить, здесь не место для ваших увлечений. Если есть что сказать по теме пишите, а нет, то, как говорится, попрошу вас.
    -1 балл
  4. Как уже надоели эти тролли разных мастей, не дают сконцентрироваться непосредственно на теме! Зависть и желчь которых толкают их вставлять мне повсюду палки в колеса и мельтешить перед глазами. Но вернемся к описанию нашей казахской степной породы домашней лошади. Араб, ахалтекинец, мустанг и другие породы рысаков не спорю, красивы и грациозны, но у них напрочь отсутствуют качества, свойственные степной казахской лошади! Читаем в труде великого российского востоковеда, тюрколога и этнографа В.В.Радлова "Аus Sibirien", 1884 г. (русский перевод "Из Сибири", 1989 г.): О чрезвычайно выносливости: "... Киргизскую (казахскую) лошадь отличает выносливость. Как и весь киргизский скот, она сама отыскивает себе корм и поэтому не капризна; она может долго терпеть голод, не теряя сил. Это - подлинная степная лошадь, дикая и горячая. Не столь злая как монгольская, но в любом возрасте - коварная и своенравная." О наличии скакунов - рысаков у казахов: "... Кроме киргизских лошадей у киргизов южной степи встречаются (АКБ: как показал выше, не только у южных, но и у сибирских) порой и отдельные арабские породистые лошади, высокие и очень красивого сложения. Называют их аргымак, чаще это жеребцы и мерины. Все аргымаки содержатся в качестве верховых лошадей у богачей, и зимой их кормят сеном." Что значит лошадь для казаха (в ответ на троллинг Джамуки, что мол казахи ничего другого не знают, как употреблять своих друзей в пищу): "... Для киргиза лошадь - это высшее средоточие красоты, жемчужина среди всех его животных. Он любит свою лошадь больше, чем возлюбленную..." "... Конокрадство рассматривается как некий подвиг, в то время как кража другого животного может вызвать только презрение." "... "Свое уважение к коню киргиз выражает уже при помощи имени, которое дает ему (АКБ: монголы такой традиции не знают)." "... Киргизы - подлинный народ всадников. Детьми они вырастают вместе с жеребятами и до смерти живут со своими лошадьми. Надо ли удивляться, что во всем, что с ними происходит, важную роль играет лошадь. Вместо того, чтобы сказать "слева", киргиз употребляет выражение минäр жакъ (т.е. сторона, с которой садятся на лошадь), а вместо "справа" - выражение къамшы жакъ (т.е. сторона, с которой держат кнут). В любом возрасте, на любом семейном торжестве лошади отведено почетное место. Даже на поминальном пиру (АКБ: трагическом мероприятии), чтобы почтить умершего, устраивают верховые состязания. Киргизу лошадь представляется идеалом красоты. Когда невесту ведут в юрту жениха, певец обращается к ней (Радлов приводит различные примеры)." "... Верховая лошадь - гордость девушки и юноши. Хваля коня, выражают похвалу всаднику и оскорбляют его, осуждая его коня. Нанести удар чужому коню, значит нанести удар всаднику. Верховая лошадь доставляет юношу к невесте и, усталая. стоит на привязи у юрты, пока он весело проводит время со своей возлюбленной; верховая лошадь несет героя на битву, и ей по праву принадлежит честь участвовать в оплакивании мертвого героя. Когда умирает богатый киргиз на седьмой день люди собираются и устраивают пир. Седло умершего кладут перевернутым на его верховую лошадь. На нем раскладывают платье умершего, а поверх кладут его шапку-малахай, и в таком виде лошадь привязывают за недоуздок к юрте умершего. Под пение причитаний лошади обрезают гриву и хвост. На такую лошадь уже никто никогда не сядет, ее называют овдовевшей (тул ат). Если киргиз умер на чужбине, то его лошадь с перевернутым седлом доставляют домой и только у дома обрезают ей гриву и хвост." "... Лошадь, кроме того, единственное животное, достойное того, чтобы определять по ней цену человека. В лошадях исчисляется калым, выкуп за невесту, в лошадях назначаются штрафы как эквивалент жизни человека или его поврежденных членов (АКБ: къун).
    -1 балл
  5. О том, что из всех известных пород домашних лошадей казахская лошадь самая близкая к диким лошадям "тарпану" и "тахы" (Пржевальского): "... Киргизская лошадь живет на свободе в табуне. Каждый конский табун пасется по отдельности, и глава табуна - жеребец - не позволяет лошадиным семьям из соседних табунов смешиваться с его лошадьми. Каждый табун (üüр) состоит в лучшем случае из 50, а самое меньшее - из 15 голов." "... Обычно семейство лошадей состоит из одного жеребца (айĝыр), защитника и хозяина семьи, девяти кобыл-маток (биä), девяти новорожденных жеребят (къулун, а зимой их уже будут называть жабаĝы), восьми жеребят-второгодок (тай), пяти-восьми жеребят-трехлеток (къунан), пяти-шести жеребят-четырехлеток (дöнöн) и нескольких более старых меринов (ат) (пятилеток называют бестä ат, шестилеток - алтыда ат)." "... Хороший жеребец покрывает до девяти кобыл, плохой - только пять или шесть. Кобылы жеребятся в марте. Жеребец покрывает (кашырады) кобылу только на пятом году, поэтому и холостят жеребцов на пятом году. При выборе жеребца обращают внимание только на породу и стати, но не на масть коня, и поэтому у киргизов встречаются лошади самых удивительных мастей и особенно много пятнистых.... Но господствуют буланые, затем следует гнедая масть, затем белая, вороные встречаются редко." Казахская лошадь как человек и отличается от многих животных: "... Жеребец - защитник и охранитель стада. Он защищает стадо от нападения диких животных. У хорошего жеребца волк не украдет жеребенка. Он терпит рядом с собой соперника и изгоняет всякого жеребца, приблизившегося к его кобылам. Когда молодые жеребцы вступают в четвертый год жизни, родной отец кусает их до тех пор, пока они не покинут табун, и бедные изгнанники пасутся тогда в одиночку в известном отдалении от табуна, пока хозяин не присоединит их к другому табуну. Жеребец также никогда не покрывает собственных жеребят-кобылиц. Если молодая кобыла в период течки бросается на отца, он кусает и ее, пока она не покинет табун. Тогда она бежит прямо против ветра, пока не наткнется на другой табун. Точно также молодой жеребец, которого придают стаду, никогда не покрывает свою мать. Если его оставляют жеребцом-производителем в собственном табуне, то приходится удалить из него мать." "... Как гласит киргизская пословица, "продажа лошади мешает росту табунов". Практичность, то есть возможность многостороннего использования казахами лошади: "... Главная выгода киргизу от лошади - использование ее для верховой езды или на убой и для дойки." Степная лошадь и казах прирождены друг к другу: "... Киргизы ездят на лошадях с раннего детства, уже в младенчестве их привязывают к ашамай (детскому седлу). Поэтому неудивительно, что каждый взрослый мужчина - превосходный наездник. В седле киргиз сидит твердо и спокойно, хоть его посадку при верховой езде никак нельзя назвать красивой. Лошадь под киргизом не устает. Не раз я имел возможность с восхищением наблюдать это: во время моей поездки в Кульджу выбилась из сил лошадь сопровождавшего меня казака и он поменялся лошадьми с нашим проводником-киргизом, но через два часа и эта лошадь под казаком устала и не желала сдвинуться с места, тогда он снова пересел на свою лошадь, отдохнувшую тем временем под киргизом, а тот снова сел на свою лошадь, которая еще более часа безотказно несла его." А это специально в ответ на троллинги Джамуки, что казахи учатся верховой езде только к 15-18 годам: "... Для детей 2 - 4 лет имеются детские седла (бала ашамай), к которым ребенка привязывают. Дети старше 4 лет ездят верхом уже в обычных седлах."
    -1 балл
  6. Охотник казах в "скифской" малахае, верхом на степной лошади с охотничьим беркутом и охотничьей борзой-тазы:
    -1 балл
  7. Прежде для казаха было немыслимо ходить пешком. Известен своим прозвищем "жаяу" (пеший) известный акын, т.е. композитор, певец и музыкант в одном лице, мой земляк из Баянаула Муса Байжанулы (1835 - 1929 гг.), народ его за необычность прозвал Жаяу Муса и под этим именем он известен всем.
    -1 балл
×
×
  • Создать...