Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      16801


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      8

    • Постов

      18801


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      7

    • Постов

      28303


  4. enhd

    enhd

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      7809


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 02/28/24 во всех областях

  1. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  2. Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.
    2 балла
  3. Сорри. Поправил автоматический перевод
    1 балл
  4. Не искалось. Археологические65 раскопки Дубо где? По сяньби есть и по одному из тобасцев
    1 балл
  5. таба-нан - "хлеб из сковородки". Не надо по созвучию все слова считать тюркизмами.
    1 балл
  6. Богтог-свадебный головной убор .Само название богтог произешло от монгольского слова "богтлох" ( брак по договору обеих сторон). халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.
    1 балл
  7. Зачем мелочиться? тем более он считает Шх чуть ли не казахом , не исключает , как понял из его слов на курултае (истину не узнаешь или не дойдешь до истины) Аль Фараби кипчаком стал , султан Бейбарыс казахом 😁
    1 балл
  8. точнее у АКБ и термин "нан" - хлеб тоже тюркизм.
    1 балл
  9. Заимствовали у ташкентцев говорил же ранее: көкпар от купкари
    1 балл
  10. @Jagalbay Не в обиду господину Курышжанова, но его исследование по "Тарджуман" сделано на тяп ляп. Рукопись вообще не 13, а 14 века. Лучше скачайте исследование Гаркавеца по этому памятнику. В самой рукописи написано, что "гыл,кыл" это императив т.е. повелительное наклонение, и это не имеет ничего общего со страдательным залогом Туылу. Как вы видите, "туылу" новодел.
    1 балл
  11. Нужно добавить что Жабы это подрод Кыпчаков
    1 балл
  12. Традиционный способ поедания мяса, характерный для народов Сибири и Дальнего Востока – не откусывая, но отрезая острым ножом около самых губ ближе к носу куска мяса, захваченного зубами. Распространена у народов: - Обские угры - Ханты - Манси - Ненцы - Селькупы - Чукчи - Эвенки - Ульчи (мангуны) - Нанайцы - Удэгейцы - Саха (якуты) - Буряты - Халхасцы - Ойраты В о п р о с ы: Откуда корни традиции? С чем она связана? Почему она объединяет именно эти народы? К примеру, в "Шара Туджи" (2-я пол. 17 века) упоминаются установления дочери Чорук-бая Мандухай-хатун (род. 1448 г.) для побежденных ею дурбэн-ойратов: "... Не ешьте, отрезая ножом мясо кусками, ешьте откусывая. Такой закон установила. Ойраты просили, чтобы есть мясо, отрезая ножом, и сказала тогда: “Пусть отрезают”. До сих пор эти законы соблюдаются."
    1 балл
  13. Кенегесы есть как род кырме среди алшынов-шекты (Алимулы). Генетически они оказались близки к каракалпакским кенегесам с G2. Генетика подтвердило шежире. Мангыты насколько знаю живут на юге, вроде не кырме а отдельный род и помнят свое каракалпакское происхождение (asan-kaygy ими подробно занимался)
    1 балл
  14. https://books.google.com/books/about/Owl_The_Mysterious_Bird.html "In one story, Genghis Khan was hiding from enemies in a small coppice when an owl roosted in the tree above him, which caused his pursuers to think no man could be hidden there." История о чудесном спасении Чингизхана в перелеске от неких врагов благодаря филину, который сидел на дереве (преследователи подумали, что там не может находиться человек) есть у армянского Хетума, который совершал поездку в Каракорум и мог слышать различные истории из уст самих монголов. ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ О ЧИНГИЗ-ХАНЕ В ТРУДЕ ХЕТУМА ПАТМИЧА Гоар Карагезян. (Стр 135) "В этой связи заслуживает внимания приведенное Хетумом историческое предание о счастливом знамении в образе филина, избавившего Чингиза от пленения. Однажды Чингиз-хан, столкнувшись с неприятелем, храбро вступил с ним в бой, однако конь его упал под ним замертво. Когда его люди увидели Чингиз-хана на земле, они лишились мужества и пустились в бегство, неприятель погнался за ними и упустил из виду Чингиз-хана. Последний, воспользовавшись их отсутствием, укрылся в кустарнике, на котором расположился и герой этой легенды– пролетавший рядом филин. Завидев филина, враги татар удалились, не допуская мысли, что там может укрыться император. “Татары возблагодарили бога и с тех пор до такой степени стали почитать птиц, название которых филины, что носили их перья на голове. Я же привел эту историю для того, чтобы был понятен смысл, почему татары носят наголове перо”" В общем от смерти Чингисхана спас филин. Получается чоросская генеалогическая комбинация "дерево+ филин/сова" может отражать некоторые эпизоды реальной истории Чингизхана. Плюс наложились древнеуйгур. -манихейские легенды с шаманским "кривым" деревом. Кроме того, есть обьяснение почему монголы Чингизхана почитали филина и носили перья филина на голове.
    1 балл
  15. афганские моголы говорили, что их хан Аргун
    1 балл
  16. В армии Зу-н-Нун Аргуна упоминаются кыпчакские отряды.
    1 балл
  17. На обложке видео мой знакомый казах и житель Индии, который показывает свою генеалогию до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннун-бек Аргуна, который служил Тимуридам и погиб в 1507 году. Его сын Шах-бек ушел в Пакистан и Индию и основал в провинции Синд государство Аргынов. После него правил его сын Шах-Хусейн, который был свергнут в 1556 году племенем Тархан. Данное видео является коротким пересказом моей статьи про Аргунов среди Тимуридов. В конце видео добавил приложение одного жителя Индии, который показывает свое шежире до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннунбек Аргуна, который погиб в 1507 году. Просто династия Аргын в Синде борясь с могулами придумала свою легенду о своем происхождении от ильхана Аргуна, который правил в Иране. На деле Аргын, предок этих Аргынов и ильхан Аргун это разные люди.
    1 балл
  18. https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453 "...Третий отдел шестого тома «Бахр ал-асрар» содержит обширные родословные шайбанидов, подвизавшихся в казахских степях, излагает историю правления Абу-л-Хайр-хана, в частности сообщает о его походе на Могулистан, во время которого он скончался в 874 г. х., т. е. в 1469/1470 г. н. э., как утверждает Махмуд бен Эмир Вали. Рассказ об откочевке Гирея и Джанибека заимствован из «Та'рих-и Рашиди». Изложение событий из жизни Мухаммад Шайбани-хана совпадает с сообщениями «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других сочинений первой группы шайбанидского цикла. Так, Махмуд бен Эмир Вали говорит о том, что Мухаммад Шайбани-хан в составе войска Бурунч-оглана принимал участие в нападении на ставку Султан Йунус-хана на берегу Сыр-Дарьи. В этом пункте его сведения совпадают с тем, что сообщает «Фатх-наме», и это позволяет сделать предположение, что и сочинение Моллы Шади входит в круг источников, использованных автором «Бахр ал-асрар»".
    1 балл
  19. Дело в том, что у Хайдара нет информации о войнах Керея и Джанибека с ойратами и кыргызами. Там же информация по походу 1468 года против "юртов" ойратов и кыргызов узбекского Абу-л-Хайр-хана. Т.е. совсем другие подробности.
    1 балл
  20. Фактически весь каракалпакский родоплеменной состав Конратов есть и у узбеков, но в Арыс у узбеков они не объединены, а просто относят себя конратскому племени, а хотя, нынче современные узбеки отказываются от принадлежности к какому-либо роду, не приветствуется у них, отказываются изучать, а мы, наоборот, гордимся что принадлежим тому или иному роду. Вот, тоже интересный вопрос.
    1 балл
  21. Так в целом у казахских коныратов и каракалпакских (узбекских) коныратов совершенно различное родоплеменное "наполнение", в частности у каракалпакских присутствуют кияты, уйгуры и т.д. Без анализа генетических данных видно, что это совершенно разные формирования, в частности у каракалпаков это вообще конфедерация-консорциум племен, где априори должна быть "солянка" из гапплогрупп. Все эти моменты уже верно подметил ув Камал. Прежде нужно было разобраться почему каракалпакская (узбекская) конфедерация племен носит название конырат.
    1 балл
  22. @enhd Будет объяснение куда пропадает гласный звук "а" в чинга при присоединении множественного аффикса?
    1 балл
  23. Монгольское слово "нуруу" пишется на классик-монгольском как "ниругу" или "ниругун" - ᠨᠢᠷᠤᠭᠤ или ᠨᠢᠷᠤᠭᠤᠨ᠃ Поскольку длинные гласные "-ага, -ого, -угу" и др. в транскрипций разных письменностей обычно пишется только гласными как например "а'а, о'о, у'у" естественно на персидском писалось как "нирун" - что есть письменное "ниругун". Этот последняя буква "н" называется вроде как скрытая букву "н", появляется по контексту. Например мы сегодня говорим если только спина или спинной хребет то "нуруу" а в падежах как "нуруунд, нурууны, нуруунаас" и т.п.
    1 балл
  24. Чингизхан это ведь не имя, а прозвище-титул (?), поэтому оно должно быть с характеризующим почетным смыслом от имени прилагательного. Не зря ведь летописец сравнивает его с другим титулом гурхан.
    1 балл
  25. не знаю, я ел только из ливера, первый раз в детстве на свадьбе сестры, специально были кесе с топленным маслом, куда их макали
    1 балл
  26. Почему вы убежали чоросов??? Читайте внимательно ссылки, я же привел данные что отец Мандухай был из чоросов. Причем его называли двояко: Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур. Как были связаны чоросы и онгуты? Может "онгут" - это ваша неправильная трактовка "энкэгут", "энгүд"? Мне вот интересно, почему если "энкэ", "энх" - это "мирный", то почему тогда "энкэгут", "энгүд" - не может быть тем же "мирным" во множ.-собирательном смысле по вашей же логике? Почему тогда "энкэгут", "энхуд" чудесным образом превращается в "онгут"? Т.е. у вас "мирные" одновременнно и "онгуты". Не надо бегать за созвучиями! https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml 38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].
    1 балл
  27. Если допустить, что Наалы в кыргызских генеалогиях - это божество монголов, тогда надо обратить внимание на другое почитаемое ойратами божество Долон эбуген/бурхан. Может быть связь с Долон бий? В данной статье пишут о связи Долон эбуген с Белым Старцем (Цаган аав) https://cyberleninka.ru/article/n/pochitanie-bolshoy-medveditsy-v-srede-oyratov-i-kalmykov-drevneyshie-predstavleniya-i-buddiyskie-naplastovaniya-chast-2/viewer
    1 балл
  28. 1 балл
  29. На этом форуме в рамках обсуждений излагаются не только идеи, а (другие) трактовки истории, событий, которые не оформлены в виде статей.
    1 балл
  30. В правильно сформулированном вопросе уже половина ответа. Как минимум.
    1 балл
  31. Может да, может нет. Какая разница? Правый запах не обязательно монгольский. Но если в 15 веке во времена Улуг Бека сохранялись традиционные монгольские костюмы в Мавераннахре, то у узбеков кочевых (и казахов) тем более должны были. На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом и женщины в боктагах.
    1 балл
  32. надо исходить из источников, а не из фольклора. фольклор это всегда вспомогательный ресурс вот есть конкретные имена батыров и биев в источниках, историки по ним и ориентировались. и нам также надо ориентироваться по ним. в учебниках, конечно, беда, но в этом виновато министерство образования, это они туда фольк бред накидали типа шумерских корней казахского языка, или вот путая Бокенбая табынского с Богембаем аргынским может что то еще найдется в среднеазиатских и китайских источниках про "непопулярных" батыров, тогда историки про это и расскажут
    1 балл
  33. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    1 балл
  34. А как должен был говорить ХОРЕЗМШАХ из ануштегинидов как не на тюркском?
    1 балл
  35. Нет не путаю, лично вы писали о том, что древние рунические тексты хорошо понимаются с казахского, чуть ли не на 90%. После предложения прочитать - признались, что далеки. Забыли уже?
    1 балл
  36. Вы уже пробовали читать рунические надписи тюрков, что-то не получилось, насколько я помню.
    1 балл
  37. Кенесары прям у вас демонизирован, ел детей, даже где то слышал что у вас говорят мол "сваривал людей", жег юрты, Кенесары был жесток, но времена были такие, насчет выступали много казахских родов как бы я сказал что он против казахов пророссийских воевал, у него было много врагов но и много друзей. Насчет "казахи сделали из него этакого национального героя для идеологии в ущерб отношениям с кыргызском народом. Он пришел на кыргызские земли войной, мы сражались за независимость." Во первых он был как по мне последним правителем кто мог сделать что то с Российской колонизацией не зря же его русские губернаторы опасались, во вторых что значит в ущерб с кыргызским народам? в третьих он пришел для того чтобы договорится об союзе с киргизами, но они убили посла первым из за чего началась война, также не понятно о какой войне за независимостью вы говорите? Он не хотел захватывать киргизов. У него и так врагов было много.
    1 балл
  38. Ну вам то лучше знать, чем проф. лингвистам. Вы с АКБ самые крутые лингвисты.
    1 балл
  39. Не нашел ничего насчёт труда этого Абеная Тилеуберди. Но оказывается он просто дилетант-сенсационер, и тому же просто откровенно искажающий (намеренно вравший) человек. Ссылка: Қ.Сартқожаұлы: Әбенайұлының әдепсіз байламына ғылыми жауап  (Научный ответ на неприличным выводам Абинайулы) Особо забавил меня вольный перевод или точнее выдумка Абиная Тлеуберди одного предложения в ССМ: Это предложение по транслитерации у разных мировых учёных: Ну нормальное монгольское предложение. На современном халха-монгольском: Тэр дунд хээлтэй эм Бодончарт ирж хүү төрөв. - Среди них беременная (с животом) женщина пришла Бодончару и родила сына. А этот Абенай Тлеуберди от этого целого предложения вырывает одно слово и сделает далеко идущие выводы (льжи). дунда (думда) - среди - дүмді (балғалы деген сөз дейді - объясняет что слово обозначает молоток, молотком) Кегелтей ем-е - беременная женщина - Келтей ене. Ха, ха вообще базар и безрассудки. Оказывается г-н Абенай Тлеуберди просто казахо-язычный аеля Данияров. Наверное прошел краткий курс обучения у нашего АКБ-а как вырвать слово из контекста и откровенно лгать и сочинять небылицу.
    1 балл
  40. Такая научная "степень" значит. Фольки неадекватные должны сидеть дома, а не преподавать в главных ВУЗах. Сулейменов пусть своими делами занимается, где мб в чем то и разбирается.
    1 балл
  41. Говоря про Сулейменова, вспомнил. Когда учился в КАЗГУ, был преподаватель по истории, емнип, Восточной Азии. Старик на полном серьезе гнал что индейцы говорят на параказахском. Целые предложения прямо на уроках "разбирал". Были также попытки объяснить топонимику восточной Сибири и Монголии. Таких экземпляров достаточно. Человек имел научную степень и преподавал в одном из главных ВУЗов страны, понимаете ли.
    1 балл
  42. Так и не поняли? Он не гонится за кыпчакским наследием и языком, учёные признали казахский язык кыпчакским, но АКБ хочет неисполнимых желаний, чтобы ваш язык был так называемым "татарским - ( мунгульским)" , и чтобы те монголы были тюрками, и говорили именно на нём. То есть он даже готов пожертвовать основной частью предков , ради удовлетворения своего тщеславия, чтобы примазаться к славе великого Чингисхана и его непобедимого войска.
    1 балл
  43. А чем вам так не нравится название кыпчакский язык? Территория распространения этого языка это Дешт-И-Кипчак, почему же язык должен называться каким-то расплывчатым термином татарский язык? Люди называющие язык Улуса Джучи татарским только создают путаницу, потому что везде, где вместо точного названия народа, племени или языка употребляют слово татар и татарский, создается путаница, которая приводит к неправильному пониманию исторических процессов у простых, далеких от истории людей.
    1 балл
  44. Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/
    1 балл
  45. Не верят. Нельзя по отдельных психам судить о нации
    1 балл
  46. Н.М.Ядринцев "Сибирские инородцы", стр.194: "... Подражая бурятам русские научились искусно есть полусырое мясо из-под ножа, разрезая его у самых губ снизу."
    1 балл
×
×
  • Создать...