Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      16795


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      8

    • Постов

      18801


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      6

    • Постов

      28303


  4. Kamal

    Kamal

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      7679


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 02/28/24 во всех областях

  1. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  2. Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.
    2 балла
  3. Не искалось. Археологические65 раскопки Дубо где? По сяньби есть и по одному из тобасцев
    1 балл
  4. таба-нан - "хлеб из сковородки". Не надо по созвучию все слова считать тюркизмами.
    1 балл
  5. Богтог-свадебный головной убор .Само название богтог произешло от монгольского слова "богтлох" ( брак по договору обеих сторон). халха-монгольский богтог малгай .18 век. Монголия.
    1 балл
  6. Зачем мелочиться? тем более он считает Шх чуть ли не казахом , не исключает , как понял из его слов на курултае (истину не узнаешь или не дойдешь до истины) Аль Фараби кипчаком стал , султан Бейбарыс казахом 😁
    1 балл
  7. точнее у АКБ и термин "нан" - хлеб тоже тюркизм.
    1 балл
  8. Заимствовали у ташкентцев говорил же ранее: көкпар от купкари
    1 балл
  9. Ибрагимов Ш.М. «Очерки быта киргизов», 1872 г. "... Притом киргизы чрезвычайно боятся , чтобы кто-нибудь не сглазил их коней; поэтому, предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают на манер девичьих кос, прикрепляя в разных местах, перья филина". "... Если джолдас (АКБ: послед у рожениц) долго не выходит, то это опять также приписывается козням злых духов и против этого принимаются следующие меры: 1) приводят из табуна лошадь с светлыми, большими глазами, вводят ее быстро в кибитку и морду лошади наклоняют к груди больной, желая испугать этим нечистых духов; 2) приносят филина (укю) которого насильно заставляют кричать, в убеждении, что голос его отгоняет нечистых духов. Киргизы верят этому до такой степени, что желая предохранить детей своих от влияния нечистых духов, прикалывают на шапки перья филина, или нашивают их на одежду думая, что нечистые духи боятся этого; 3) втыкают в землю саблю острием вверх, в изголовье больной, предполагая, что злые духи, увидев обнаженную саблю, испугаются и оставят больную; 4) приглашают баксу (знахаря), который вбегая в кибитку, стремглав бросается на больную и начинает бить ее палкой, чтобы выгнать из нее злых духов". Если верить подписи на миниатюре Хулагу-хан: Перья филина традиционно присутствуют и на казахских головных уборах (сейчас про них, хотя много на чем): Оспан-батыр из племени керей (слева от него, то, что с рукой у рта, монгольский коммунист Чойбалсан): Казахи Монголии 1940 год, предположительно кереи и найманы: Казах одного из племен Улу джуза, Семиречье, 19 век (явно носитель старкластера как субъект сабжа)):
    1 балл
  10. @Jagalbay Не в обиду господину Курышжанова, но его исследование по "Тарджуман" сделано на тяп ляп. Рукопись вообще не 13, а 14 века. Лучше скачайте исследование Гаркавеца по этому памятнику. В самой рукописи написано, что "гыл,кыл" это императив т.е. повелительное наклонение, и это не имеет ничего общего со страдательным залогом Туылу. Как вы видите, "туылу" новодел.
    1 балл
  11. туылған это особый случай, сейчас так говорят во многих регионах мангыстауцы не говорят по туркменски, ЗКО не говорят на калмыцком, актюбинцы не говорят по башкирски исключение туркестанцы(ЮКО), где люди понимают узбекский и северные регионы, где в среднем больше русизмов в повседневной речи
    1 балл
  12. Нужно добавить что Жабы это подрод Кыпчаков
    1 балл
  13. Кенегесы есть как род кырме среди алшынов-шекты (Алимулы). Генетически они оказались близки к каракалпакским кенегесам с G2. Генетика подтвердило шежире. Мангыты насколько знаю живут на юге, вроде не кырме а отдельный род и помнят свое каракалпакское происхождение (asan-kaygy ими подробно занимался)
    1 балл
  14. шар шувуу это общее название яваг шар шувуу - это конкретный вид. И думаю что есть другие виды шар шувуу которые дополняется названием каким то. Например я буду называть маааленькую сову жижиг шар шувуу. Ну конечно здесь "жижиг" прилагательное, а яваг вверху название определенное но если ссо словом шар шувуу то будет как прилагательное.
    1 балл
  15. афганские моголы говорили, что их хан Аргун
    1 балл
  16. В армии Зу-н-Нун Аргуна упоминаются кыпчакские отряды.
    1 балл
  17. На обложке видео мой знакомый казах и житель Индии, который показывает свою генеалогию до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннун-бек Аргуна, который служил Тимуридам и погиб в 1507 году. Его сын Шах-бек ушел в Пакистан и Индию и основал в провинции Синд государство Аргынов. После него правил его сын Шах-Хусейн, который был свергнут в 1556 году племенем Тархан. Данное видео является коротким пересказом моей статьи про Аргунов среди Тимуридов. В конце видео добавил приложение одного жителя Индии, который показывает свое шежире до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннунбек Аргуна, который погиб в 1507 году. Просто династия Аргын в Синде борясь с могулами придумала свою легенду о своем происхождении от ильхана Аргуна, который правил в Иране. На деле Аргын, предок этих Аргынов и ильхан Аргун это разные люди.
    1 балл
  18. https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453 "...Третий отдел шестого тома «Бахр ал-асрар» содержит обширные родословные шайбанидов, подвизавшихся в казахских степях, излагает историю правления Абу-л-Хайр-хана, в частности сообщает о его походе на Могулистан, во время которого он скончался в 874 г. х., т. е. в 1469/1470 г. н. э., как утверждает Махмуд бен Эмир Вали. Рассказ об откочевке Гирея и Джанибека заимствован из «Та'рих-и Рашиди». Изложение событий из жизни Мухаммад Шайбани-хана совпадает с сообщениями «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других сочинений первой группы шайбанидского цикла. Так, Махмуд бен Эмир Вали говорит о том, что Мухаммад Шайбани-хан в составе войска Бурунч-оглана принимал участие в нападении на ставку Султан Йунус-хана на берегу Сыр-Дарьи. В этом пункте его сведения совпадают с тем, что сообщает «Фатх-наме», и это позволяет сделать предположение, что и сочинение Моллы Шади входит в круг источников, использованных автором «Бахр ал-асрар»".
    1 балл
  19. Дело в том, что у Хайдара нет информации о войнах Керея и Джанибека с ойратами и кыргызами. Там же информация по походу 1468 года против "юртов" ойратов и кыргызов узбекского Абу-л-Хайр-хана. Т.е. совсем другие подробности.
    1 балл
  20. Песня "Маман бий" в исполнении Бахтияра Жуматаева. Маман бий из рода Ябы (Жабы), сын Оразак батыра, ближайшего соратника Ишим Мухаммед хана. Маман бий известен каракалпакскому народу как бесстрашный батыр 18 века, выдающийся дипломатический деятель, посол от имени Каип хана в Российскую империю, в пожилом возрасте бий Арыса Онторт уру. Погиб от рук людей прохивински настроенного Айдос бия (бия Арыса Конрат) за идею присоединения Нижних каракалпаков к Российской империи.
    1 балл
  21. Хе, хе... Метод этого С.Сэргэлэн в точь в точь с казахскими умниками которые читают ССМ чисто на казахском в смысле только наоборот.
    1 балл
  22. Я вас уважаю, но это неубедительная и слабая теория
    1 балл
  23. История народов Узбекистана. Сведения о Зарафшанских каракалпаках. Этнический состав населения Мианкаля был разнообразен. Здесь жили, кроме входящих в состав узбекского народа из многочисленных племен, еще другие народы. На эту территорию в XVI-XVIII веках были заселены представители родственных народов, такие как казахи, калмыки и каракалпаки. В источниках наряду со сведениями о сырдарьинских каракалпаках, имеются сведения конца XVII века о каракалпаках, живших в среднем Зарафшане. Зарафшанские каракалпаки числились “бухарскими улусами” и считались “подданными бухарскому правителю”. В качестве таковых они участвовали в бухарских войсках как “самые надёжные люди в бою”. Однако, зависимость каракалпаков от Бухары была очень непрочна. В 1681 году они совместно с частью узбеков, живших в Зарафшане (Мианкале), подняли даже восстание против хана аштарханида Субханкули (История народов Узбекистана. Т.II. (От образования Государства Шейбанидов до великой октябрьской социалистической революции). – Ташкент: Изд. АН УзССР, 1947. – С. 106.). В 1092 год хиджры (1681) в Мианкале подняли восстание каракалпаки и хитай-кипчаки (Иванов П. П. Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве 1821-1825 гг. – Москва-Ленинград, 1937. – С. 8.).
    1 балл
  24. Так в целом у казахских коныратов и каракалпакских (узбекских) коныратов совершенно различное родоплеменное "наполнение", в частности у каракалпакских присутствуют кияты, уйгуры и т.д. Без анализа генетических данных видно, что это совершенно разные формирования, в частности у каракалпаков это вообще конфедерация-консорциум племен, где априори должна быть "солянка" из гапплогрупп. Все эти моменты уже верно подметил ув Камал. Прежде нужно было разобраться почему каракалпакская (узбекская) конфедерация племен носит название конырат.
    1 балл
  25. По-моему в этих словах скорее щ, чем ч слышится
    1 балл
  26. @enhd Будет объяснение куда пропадает гласный звук "а" в чинга при присоединении множественного аффикса?
    1 балл
  27. Монгольское слово "нуруу" пишется на классик-монгольском как "ниругу" или "ниругун" - ᠨᠢᠷᠤᠭᠤ или ᠨᠢᠷᠤᠭᠤᠨ᠃ Поскольку длинные гласные "-ага, -ого, -угу" и др. в транскрипций разных письменностей обычно пишется только гласными как например "а'а, о'о, у'у" естественно на персидском писалось как "нирун" - что есть письменное "ниругун". Этот последняя буква "н" называется вроде как скрытая букву "н", появляется по контексту. Например мы сегодня говорим если только спина или спинной хребет то "нуруу" а в падежах как "нуруунд, нурууны, нуруунаас" и т.п.
    1 балл
  28. Есть сведения, что Сасык бий представлял Конратское племя, а Мухаммед бий Мангытское. Вполне возможно, что эти племена (или часть) поддерживали казахского Тауке хана. Но это не означает, что все каракалпаки были подчинены Тауке хану. Кытай-кипчаки, например, воевали против Тауке, а вот, кто руководил ими, если не Кучумовичи?! Так что, правление Кучумовичей среди каракалпаков никогда не прерывалось, просто временами, в связи с оттоком племен в другие ханства, их влияние слабело, а временами, как при Ишим Мухаммеде с обратным притоком племен, усиливалось. В общем все зависело от политики правителя и настроения племенных вождей.
    1 балл
  29. По Гребенкину зарафшанские каракалпаки пришли туда ещё в 17 веке, то есть проживали там задолго до нападения джунгар в 1723 году. Поэтому, считать всех проживающих за пределами ККР потомками Верхних в корне не верно. В старину национальностей как сейчас не было, а были лишь лояльные тому или иному правителю племена и, у каракалпакских племен тоже был выбор жить там, где им удобно и привычно. Ферганские тоже одна из таких групп, которые отделились от основной массы каракалпаков, а таких групп было множество и в казахских ханствах. Ферганские кытай-кипчаки не отделимы, потому что им было так удобно, так они сильнее, есть шанс выжить. У каракалпаков они были отдельными Арысами, но это первоначально, а со временем разделились на множество мелких групп, сохранив при этом крепкие союзные отношения, как-то так.
    1 балл
  30. не знаю, я ел только из ливера, первый раз в детстве на свадьбе сестры, специально были кесе с топленным маслом, куда их макали
    1 балл
  31. Только то, что ранее писал. Мне автор шежире Мырзабай Жасылыков говорил лично, что Бозбет остался в Самарканде, когда основная масса родственников перекочевала на северо-западные рубежи. Позже он всё же присоединился к ним. М.Жаксылыков говорил, что у Бозбета был свой "бизнес", который он не мог оставить сразу. Кроме того, в шежире иногда Ыдырыс (Ырыс) = Бозбет. Иногда Бозбет сын Ыдырыса. Так же некоторые говорят, что с ним или с ними пришёл ещё один мальчик. Намекают на то, что он приёмный был. Это было одним из поводов мне протестироваться. Да простят меня сородичи. P.S. Бозбет скорее всего тоже лакаб
    1 балл
  32. Почему вы убежали чоросов??? Читайте внимательно ссылки, я же привел данные что отец Мандухай был из чоросов. Причем его называли двояко: Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур. Как были связаны чоросы и онгуты? Может "онгут" - это ваша неправильная трактовка "энкэгут", "энгүд"? Мне вот интересно, почему если "энкэ", "энх" - это "мирный", то почему тогда "энкэгут", "энгүд" - не может быть тем же "мирным" во множ.-собирательном смысле по вашей же логике? Почему тогда "энкэгут", "энхуд" чудесным образом превращается в "онгут"? Т.е. у вас "мирные" одновременнно и "онгуты". Не надо бегать за созвучиями! https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml 38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].
    1 балл
  33. Продолжая тему про Каракалпакстан, хочу добавить, что в Википедии нет ничего близкого, раскрывающее истоки образования Каракалпакстана, что многих вводит в заблуждение типа "...народа каракалпаки никогда не было, их придумали большевики...". Нет, Каракалпакстан это прямой наследник Аральского ханства, проигравший в гражданской войне в пользу Хивинского ханства. А автономию, каракалпаки приобрели ещё в середине 19 века (исторических материалов полно, хотя бы Самойловича почитайте). Но, всё расстроила власть Российской империи в 1873 году, разделившая каракалпаков надвое - на левобережных (Хивинских) и на правобережных (Российских). А когда Российская империя пала в 1917 году, Хивинское ханство пользуясь случаем (хаосом и анархией) хотело присоединить к себе и правобережных каракалпаков и с помощью туркмен во главе с Джунайд ханом пошло на крупное наступление. И если бы это наступление увенчалось успехом, то вопроса об образовании Каракалпакстана не было бы и вовсе. Но, влиятельнейший среди правобережных каракалпакских племен Убайдулла Бахаутдинов по прозвищу Махсум хан (не помню с какого племени), снарядил против оккупантов 12 тысячное каракалпакское ополчение, которое не только разгромило Джунайд хана, но и заставило хивинского хана заплатить непосильные контрибуции. А на этой волне побед, лидером каракалпаков стал Аллаяр Досназаров (большевик) с кем и связывают образование ККАО.
    1 балл
  34. 1 балл
  35. Уважаемые друзья, форум переехал на другой сервер/хостинг. В связи этим периодически возникают сбои в его работе. Сейчас стараемся все отладить. Приношу извинения за неудобства.
    1 балл
  36. Может да, может нет. Какая разница? Правый запах не обязательно монгольский. Но если в 15 веке во времена Улуг Бека сохранялись традиционные монгольские костюмы в Мавераннахре, то у узбеков кочевых (и казахов) тем более должны были. На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом и женщины в боктагах.
    1 балл
  37. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    1 балл
  38. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    1 балл
  39. Нет не путаю, лично вы писали о том, что древние рунические тексты хорошо понимаются с казахского, чуть ли не на 90%. После предложения прочитать - признались, что далеки. Забыли уже?
    1 балл
  40. Вы уже пробовали читать рунические надписи тюрков, что-то не получилось, насколько я помню.
    1 балл
  41. Ну вам то лучше знать, чем проф. лингвистам. Вы с АКБ самые крутые лингвисты.
    1 балл
  42. Не нашел ничего насчёт труда этого Абеная Тилеуберди. Но оказывается он просто дилетант-сенсационер, и тому же просто откровенно искажающий (намеренно вравший) человек. Ссылка: Қ.Сартқожаұлы: Әбенайұлының әдепсіз байламына ғылыми жауап  (Научный ответ на неприличным выводам Абинайулы) Особо забавил меня вольный перевод или точнее выдумка Абиная Тлеуберди одного предложения в ССМ: Это предложение по транслитерации у разных мировых учёных: Ну нормальное монгольское предложение. На современном халха-монгольском: Тэр дунд хээлтэй эм Бодончарт ирж хүү төрөв. - Среди них беременная (с животом) женщина пришла Бодончару и родила сына. А этот Абенай Тлеуберди от этого целого предложения вырывает одно слово и сделает далеко идущие выводы (льжи). дунда (думда) - среди - дүмді (балғалы деген сөз дейді - объясняет что слово обозначает молоток, молотком) Кегелтей ем-е - беременная женщина - Келтей ене. Ха, ха вообще базар и безрассудки. Оказывается г-н Абенай Тлеуберди просто казахо-язычный аеля Данияров. Наверное прошел краткий курс обучения у нашего АКБ-а как вырвать слово из контекста и откровенно лгать и сочинять небылицу.
    1 балл
  43. Такая научная "степень" значит. Фольки неадекватные должны сидеть дома, а не преподавать в главных ВУЗах. Сулейменов пусть своими делами занимается, где мб в чем то и разбирается.
    1 балл
  44. Говоря про Сулейменова, вспомнил. Когда учился в КАЗГУ, был преподаватель по истории, емнип, Восточной Азии. Старик на полном серьезе гнал что индейцы говорят на параказахском. Целые предложения прямо на уроках "разбирал". Были также попытки объяснить топонимику восточной Сибири и Монголии. Таких экземпляров достаточно. Человек имел научную степень и преподавал в одном из главных ВУЗов страны, понимаете ли.
    1 балл
  45. Так и не поняли? Он не гонится за кыпчакским наследием и языком, учёные признали казахский язык кыпчакским, но АКБ хочет неисполнимых желаний, чтобы ваш язык был так называемым "татарским - ( мунгульским)" , и чтобы те монголы были тюрками, и говорили именно на нём. То есть он даже готов пожертвовать основной частью предков , ради удовлетворения своего тщеславия, чтобы примазаться к славе великого Чингисхана и его непобедимого войска.
    1 балл
  46. Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/
    1 балл
  47. Н.М.Ядринцев "Сибирские инородцы", стр.194: "... Подражая бурятам русские научились искусно есть полусырое мясо из-под ножа, разрезая его у самых губ снизу."
    1 балл
×
×
  • Создать...