Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      8

    • Постов

      18801


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      16795


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      7

    • Постов

      28303


  4. enhd

    enhd

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      7809


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 02/28/24 во всех областях

  1. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  2. Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.
    2 балла
  3. 😁 Может и быть, мы өөлеты и среди халха-монголови среди тывинцев (как я) отличаемся немножко волосотастью в лице и теле, и как я замечал өөлеты среди халха-монголов много бывают большими носами, т.е. носатые . Может всё таки смешанность с средне-азиятами??? как я думаю өөлэты это народ из могулистана которые отошли к ойротам.
    1 балл
  4. Сорри. Поправил автоматический перевод
    1 балл
  5. таба-нан - "хлеб из сковородки". Не надо по созвучию все слова считать тюркизмами.
    1 балл
  6. Зачем мелочиться? тем более он считает Шх чуть ли не казахом , не исключает , как понял из его слов на курултае (истину не узнаешь или не дойдешь до истины) Аль Фараби кипчаком стал , султан Бейбарыс казахом 😁
    1 балл
  7. Как основатели имеют, конечно. Туркмены имеют отношение к Османской империи? Да. Являются ли они преемниками?
    1 балл
  8. точнее у АКБ и термин "нан" - хлеб тоже тюркизм.
    1 балл
  9. Заимствовали у ташкентцев говорил же ранее: көкпар от купкари
    1 балл
  10. @Jagalbay Не в обиду господину Курышжанова, но его исследование по "Тарджуман" сделано на тяп ляп. Рукопись вообще не 13, а 14 века. Лучше скачайте исследование Гаркавеца по этому памятнику. В самой рукописи написано, что "гыл,кыл" это императив т.е. повелительное наклонение, и это не имеет ничего общего со страдательным залогом Туылу. Как вы видите, "туылу" новодел.
    1 балл
  11. туылған это особый случай, сейчас так говорят во многих регионах мангыстауцы не говорят по туркменски, ЗКО не говорят на калмыцком, актюбинцы не говорят по башкирски исключение туркестанцы(ЮКО), где люди понимают узбекский и северные регионы, где в среднем больше русизмов в повседневной речи
    1 балл
  12. Традиционный способ поедания мяса, характерный для народов Сибири и Дальнего Востока – не откусывая, но отрезая острым ножом около самых губ ближе к носу куска мяса, захваченного зубами. Распространена у народов: - Обские угры - Ханты - Манси - Ненцы - Селькупы - Чукчи - Эвенки - Ульчи (мангуны) - Нанайцы - Удэгейцы - Саха (якуты) - Буряты - Халхасцы - Ойраты В о п р о с ы: Откуда корни традиции? С чем она связана? Почему она объединяет именно эти народы? К примеру, в "Шара Туджи" (2-я пол. 17 века) упоминаются установления дочери Чорук-бая Мандухай-хатун (род. 1448 г.) для побежденных ею дурбэн-ойратов: "... Не ешьте, отрезая ножом мясо кусками, ешьте откусывая. Такой закон установила. Ойраты просили, чтобы есть мясо, отрезая ножом, и сказала тогда: “Пусть отрезают”. До сих пор эти законы соблюдаются."
    1 балл
  13. Кенегесы есть как род кырме среди алшынов-шекты (Алимулы). Генетически они оказались близки к каракалпакским кенегесам с G2. Генетика подтвердило шежире. Мангыты насколько знаю живут на юге, вроде не кырме а отдельный род и помнят свое каракалпакское происхождение (asan-kaygy ими подробно занимался)
    1 балл
  14. https://books.google.com/books/about/Owl_The_Mysterious_Bird.html "In one story, Genghis Khan was hiding from enemies in a small coppice when an owl roosted in the tree above him, which caused his pursuers to think no man could be hidden there." История о чудесном спасении Чингизхана в перелеске от неких врагов благодаря филину, который сидел на дереве (преследователи подумали, что там не может находиться человек) есть у армянского Хетума, который совершал поездку в Каракорум и мог слышать различные истории из уст самих монголов. ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ О ЧИНГИЗ-ХАНЕ В ТРУДЕ ХЕТУМА ПАТМИЧА Гоар Карагезян. (Стр 135) "В этой связи заслуживает внимания приведенное Хетумом историческое предание о счастливом знамении в образе филина, избавившего Чингиза от пленения. Однажды Чингиз-хан, столкнувшись с неприятелем, храбро вступил с ним в бой, однако конь его упал под ним замертво. Когда его люди увидели Чингиз-хана на земле, они лишились мужества и пустились в бегство, неприятель погнался за ними и упустил из виду Чингиз-хана. Последний, воспользовавшись их отсутствием, укрылся в кустарнике, на котором расположился и герой этой легенды– пролетавший рядом филин. Завидев филина, враги татар удалились, не допуская мысли, что там может укрыться император. “Татары возблагодарили бога и с тех пор до такой степени стали почитать птиц, название которых филины, что носили их перья на голове. Я же привел эту историю для того, чтобы был понятен смысл, почему татары носят наголове перо”" В общем от смерти Чингисхана спас филин. Получается чоросская генеалогическая комбинация "дерево+ филин/сова" может отражать некоторые эпизоды реальной истории Чингизхана. Плюс наложились древнеуйгур. -манихейские легенды с шаманским "кривым" деревом. Кроме того, есть обьяснение почему монголы Чингизхана почитали филина и носили перья филина на голове.
    1 балл
  15. В армии Зу-н-Нун Аргуна упоминаются кыпчакские отряды.
    1 балл
  16. На обложке видео мой знакомый казах и житель Индии, который показывает свою генеалогию до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннун-бек Аргуна, который служил Тимуридам и погиб в 1507 году. Его сын Шах-бек ушел в Пакистан и Индию и основал в провинции Синд государство Аргынов. После него правил его сын Шах-Хусейн, который был свергнут в 1556 году племенем Тархан. Данное видео является коротким пересказом моей статьи про Аргунов среди Тимуридов. В конце видео добавил приложение одного жителя Индии, который показывает свое шежире до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннунбек Аргуна, который погиб в 1507 году. Просто династия Аргын в Синде борясь с могулами придумала свою легенду о своем происхождении от ильхана Аргуна, который правил в Иране. На деле Аргын, предок этих Аргынов и ильхан Аргун это разные люди.
    1 балл
  17. https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453 "...Третий отдел шестого тома «Бахр ал-асрар» содержит обширные родословные шайбанидов, подвизавшихся в казахских степях, излагает историю правления Абу-л-Хайр-хана, в частности сообщает о его походе на Могулистан, во время которого он скончался в 874 г. х., т. е. в 1469/1470 г. н. э., как утверждает Махмуд бен Эмир Вали. Рассказ об откочевке Гирея и Джанибека заимствован из «Та'рих-и Рашиди». Изложение событий из жизни Мухаммад Шайбани-хана совпадает с сообщениями «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других сочинений первой группы шайбанидского цикла. Так, Махмуд бен Эмир Вали говорит о том, что Мухаммад Шайбани-хан в составе войска Бурунч-оглана принимал участие в нападении на ставку Султан Йунус-хана на берегу Сыр-Дарьи. В этом пункте его сведения совпадают с тем, что сообщает «Фатх-наме», и это позволяет сделать предположение, что и сочинение Моллы Шади входит в круг источников, использованных автором «Бахр ал-асрар»".
    1 балл
  18. Дело в том, что у Хайдара нет информации о войнах Керея и Джанибека с ойратами и кыргызами. Там же информация по походу 1468 года против "юртов" ойратов и кыргызов узбекского Абу-л-Хайр-хана. Т.е. совсем другие подробности.
    1 балл
  19. Фактически весь каракалпакский родоплеменной состав Конратов есть и у узбеков, но в Арыс у узбеков они не объединены, а просто относят себя конратскому племени, а хотя, нынче современные узбеки отказываются от принадлежности к какому-либо роду, не приветствуется у них, отказываются изучать, а мы, наоборот, гордимся что принадлежим тому или иному роду. Вот, тоже интересный вопрос.
    1 балл
  20. Так в целом у казахских коныратов и каракалпакских (узбекских) коныратов совершенно различное родоплеменное "наполнение", в частности у каракалпакских присутствуют кияты, уйгуры и т.д. Без анализа генетических данных видно, что это совершенно разные формирования, в частности у каракалпаков это вообще конфедерация-консорциум племен, где априори должна быть "солянка" из гапплогрупп. Все эти моменты уже верно подметил ув Камал. Прежде нужно было разобраться почему каракалпакская (узбекская) конфедерация племен носит название конырат.
    1 балл
  21. @enhd Будет объяснение куда пропадает гласный звук "а" в чинга при присоединении множественного аффикса?
    1 балл
  22. Чингизхан это ведь не имя, а прозвище-титул (?), поэтому оно должно быть с характеризующим почетным смыслом от имени прилагательного. Не зря ведь летописец сравнивает его с другим титулом гурхан.
    1 балл
  23. Есть сведения, что Сасык бий представлял Конратское племя, а Мухаммед бий Мангытское. Вполне возможно, что эти племена (или часть) поддерживали казахского Тауке хана. Но это не означает, что все каракалпаки были подчинены Тауке хану. Кытай-кипчаки, например, воевали против Тауке, а вот, кто руководил ими, если не Кучумовичи?! Так что, правление Кучумовичей среди каракалпаков никогда не прерывалось, просто временами, в связи с оттоком племен в другие ханства, их влияние слабело, а временами, как при Ишим Мухаммеде с обратным притоком племен, усиливалось. В общем все зависело от политики правителя и настроения племенных вождей.
    1 балл
  24. не знаю, я ел только из ливера, первый раз в детстве на свадьбе сестры, специально были кесе с топленным маслом, куда их макали
    1 балл
  25. Почему вы убежали чоросов??? Читайте внимательно ссылки, я же привел данные что отец Мандухай был из чоросов. Причем его называли двояко: Чоросбай Тимур и Чорукбай Тимур. Как были связаны чоросы и онгуты? Может "онгут" - это ваша неправильная трактовка "энкэгут", "энгүд"? Мне вот интересно, почему если "энкэ", "энх" - это "мирный", то почему тогда "энкэгут", "энгүд" - не может быть тем же "мирным" во множ.-собирательном смысле по вашей же логике? Почему тогда "энкэгут", "энхуд" чудесным образом превращается в "онгут"? Т.е. у вас "мирные" одновременнно и "онгуты". Не надо бегать за созвучиями! https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Dajan_chan/primtext2.phtml 38. Мандухай-Сайн-хатун - дочь Чоросбай-Тэмур-чингсанга, представителя знатного рода Чорос. Она была замужем за Мандугул-ханом, у которого не было наследника. Желая сохранить преемственность в наследовании престола по линии Чингиса, она отказала сватавшемуся к ней Унэболод-онгу, потомку Хасара, и выбрала себе мужа в лице малолетнего Бату-Мункэ. У Саган-Сэцэна об этом кратко сказано так: «После этого хорчинский Унэболод-онг хотел взять себе Мандухай-Сэцэн-хатун. Тогда Мандухай-Сэцэн-хатун сказала [ему]: "Нельзя, чтобы род Эдзэна [Чингисхана] пресекся... Ребенок Бату-Мункэ должен стать хаганом"» [8, с. 129].
    1 балл
  26. Если допустить, что Наалы в кыргызских генеалогиях - это божество монголов, тогда надо обратить внимание на другое почитаемое ойратами божество Долон эбуген/бурхан. Может быть связь с Долон бий? В данной статье пишут о связи Долон эбуген с Белым Старцем (Цаган аав) https://cyberleninka.ru/article/n/pochitanie-bolshoy-medveditsy-v-srede-oyratov-i-kalmykov-drevneyshie-predstavleniya-i-buddiyskie-naplastovaniya-chast-2/viewer
    1 балл
  27. 1 балл
  28. На этом форуме в рамках обсуждений излагаются не только идеи, а (другие) трактовки истории, событий, которые не оформлены в виде статей.
    1 балл
  29. В правильно сформулированном вопросе уже половина ответа. Как минимум.
    1 балл
  30. Может да, может нет. Какая разница? Правый запах не обязательно монгольский. Но если в 15 веке во времена Улуг Бека сохранялись традиционные монгольские костюмы в Мавераннахре, то у узбеков кочевых (и казахов) тем более должны были. На миниатюре с Улуг Беком видно в окружении мужчины с правым запахом и женщины в боктагах.
    1 балл
  31. надо исходить из источников, а не из фольклора. фольклор это всегда вспомогательный ресурс вот есть конкретные имена батыров и биев в источниках, историки по ним и ориентировались. и нам также надо ориентироваться по ним. в учебниках, конечно, беда, но в этом виновато министерство образования, это они туда фольк бред накидали типа шумерских корней казахского языка, или вот путая Бокенбая табынского с Богембаем аргынским может что то еще найдется в среднеазиатских и китайских источниках про "непопулярных" батыров, тогда историки про это и расскажут
    1 балл
  32. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    1 балл
  33. А как должен был говорить ХОРЕЗМШАХ из ануштегинидов как не на тюркском?
    1 балл
  34. думаю если бы этот документ назывался разговорный язык Чингисхана, то оценка была бы другая. мое мнение, что казахский эволюционировал больше чем другие кипчакские языки так как находился в окружении других тюркских языков + имел среднемонгольское влияние от предков казахов пришедших с Джучи в 13 веке.
    1 балл
  35. Нет не путаю, лично вы писали о том, что древние рунические тексты хорошо понимаются с казахского, чуть ли не на 90%. После предложения прочитать - признались, что далеки. Забыли уже?
    1 балл
  36. Вы уже пробовали читать рунические надписи тюрков, что-то не получилось, насколько я помню.
    1 балл
  37. Кенесары прям у вас демонизирован, ел детей, даже где то слышал что у вас говорят мол "сваривал людей", жег юрты, Кенесары был жесток, но времена были такие, насчет выступали много казахских родов как бы я сказал что он против казахов пророссийских воевал, у него было много врагов но и много друзей. Насчет "казахи сделали из него этакого национального героя для идеологии в ущерб отношениям с кыргызском народом. Он пришел на кыргызские земли войной, мы сражались за независимость." Во первых он был как по мне последним правителем кто мог сделать что то с Российской колонизацией не зря же его русские губернаторы опасались, во вторых что значит в ущерб с кыргызским народам? в третьих он пришел для того чтобы договорится об союзе с киргизами, но они убили посла первым из за чего началась война, также не понятно о какой войне за независимостью вы говорите? Он не хотел захватывать киргизов. У него и так врагов было много.
    1 балл
  38. Ну вам то лучше знать, чем проф. лингвистам. Вы с АКБ самые крутые лингвисты.
    1 балл
  39. Не нашел ничего насчёт труда этого Абеная Тилеуберди. Но оказывается он просто дилетант-сенсационер, и тому же просто откровенно искажающий (намеренно вравший) человек. Ссылка: Қ.Сартқожаұлы: Әбенайұлының әдепсіз байламына ғылыми жауап  (Научный ответ на неприличным выводам Абинайулы) Особо забавил меня вольный перевод или точнее выдумка Абиная Тлеуберди одного предложения в ССМ: Это предложение по транслитерации у разных мировых учёных: Ну нормальное монгольское предложение. На современном халха-монгольском: Тэр дунд хээлтэй эм Бодончарт ирж хүү төрөв. - Среди них беременная (с животом) женщина пришла Бодончару и родила сына. А этот Абенай Тлеуберди от этого целого предложения вырывает одно слово и сделает далеко идущие выводы (льжи). дунда (думда) - среди - дүмді (балғалы деген сөз дейді - объясняет что слово обозначает молоток, молотком) Кегелтей ем-е - беременная женщина - Келтей ене. Ха, ха вообще базар и безрассудки. Оказывается г-н Абенай Тлеуберди просто казахо-язычный аеля Данияров. Наверное прошел краткий курс обучения у нашего АКБ-а как вырвать слово из контекста и откровенно лгать и сочинять небылицу.
    1 балл
  40. Такая научная "степень" значит. Фольки неадекватные должны сидеть дома, а не преподавать в главных ВУЗах. Сулейменов пусть своими делами занимается, где мб в чем то и разбирается.
    1 балл
  41. Говоря про Сулейменова, вспомнил. Когда учился в КАЗГУ, был преподаватель по истории, емнип, Восточной Азии. Старик на полном серьезе гнал что индейцы говорят на параказахском. Целые предложения прямо на уроках "разбирал". Были также попытки объяснить топонимику восточной Сибири и Монголии. Таких экземпляров достаточно. Человек имел научную степень и преподавал в одном из главных ВУЗов страны, понимаете ли.
    1 балл
  42. Так и не поняли? Он не гонится за кыпчакским наследием и языком, учёные признали казахский язык кыпчакским, но АКБ хочет неисполнимых желаний, чтобы ваш язык был так называемым "татарским - ( мунгульским)" , и чтобы те монголы были тюрками, и говорили именно на нём. То есть он даже готов пожертвовать основной частью предков , ради удовлетворения своего тщеславия, чтобы примазаться к славе великого Чингисхана и его непобедимого войска.
    1 балл
  43. А чем вам так не нравится название кыпчакский язык? Территория распространения этого языка это Дешт-И-Кипчак, почему же язык должен называться каким-то расплывчатым термином татарский язык? Люди называющие язык Улуса Джучи татарским только создают путаницу, потому что везде, где вместо точного названия народа, племени или языка употребляют слово татар и татарский, создается путаница, которая приводит к неправильному пониманию исторических процессов у простых, далеких от истории людей.
    1 балл
  44. Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/
    1 балл
  45. Н.М.Ядринцев "Сибирские инородцы", стр.194: "... Подражая бурятам русские научились искусно есть полусырое мясо из-под ножа, разрезая его у самых губ снизу."
    1 балл
×
×
  • Создать...