Доска почета


Популярный контент

Отображено содержимое с наивысшей репутацией с 22.03.2018 все

  1. 3 баллов
    Жаль очень в этом году 10 лет как я на форуме. Пришел совсем юным и с малым багажом знания об истории народов. За это время я много чего узнал об истории казахов и других народов. И я понял, что у нас больше схожего чем различия. Больше общей истории чем раздельной! Надеюсь, что все же этот удивительный ресурс созданный вами будет существовать и приносить пользы еще очень много лет. В отличие от других ресурсов ваш ресурс придерживался нейтралитета и дает возможность общаться наравне всем представителям всех национальностей без приоритета друг над другом. Таким образам предоставляет равный преферанс при дискуссии. Хочу выразить вам благодарность за ваше терпение и большую проделанную работу. (Терпели таких как я )
  2. 3 баллов
    Современные калмыки не имеют никакого отношения к ойратам и калмакам Золотой Орды а так же к ойратам в других регионах, как родственники с одним корнем да, но в дальнейшем их судьбы не связаны. Они смешались с местными. Это тоже самое как если бы писмейкер сказал что найманы или какие-нибудь другие племена Золотой Орды предки халха-монголов. Или викинги оставшиеся на Руси и в других странах Европы это предки нынешних скандинавов. Есть же калмыцкий трехтомник по истории Калмыкии который выпустил Калмыцкий институт гуманитарных исследовании РАН. Каждый том на 700-800 страниц, авторы почти все калмыки. Так вот ни в каком из них не говорится что ойраты и калмаки Золотой Орды и ойраты других дальних земель являются предками нынешних калмыков. Там наоборот написано что ойраты ассимилировались с местными.
  3. 3 баллов
    Добрый день всем! Казах. Руым Жылтый Тама. Живу в Астраханской области. Из населения миллион с хвостиком в области живут около 150 тыс. казахов. В основном живут в сельских районах. В последнее время в г. Астрахани количество казахов увеличилось. В том числе из-за переселения людей из зоны рядом с Астраханским Газоперерабатывающим заводом. Переселили несколько сел (Степное - преимущественно казахи, Сеитовка - преимущественно ногайцы-карагаши). Казахи живут в географических пределах области (название региона менялось несколько раз) по крайней мере с конца 18 - начала 19 века. С начала образования Букеевской орды. Рода, населяющие Астраханскую область - рода младшего жуза. Также живут из коренного населения татары, ногайцы, калмыков не так много. Татары в основном в пригородных селах, в Астрахани. Ногайцы преимущественно в Красноярском районе. Сейчас также много их в Астрахани в связи с переселением. Местные ногайцы, насколько я знаю, различаются. Карагаши, ногайцы из села Тулугановка, района в городе Килинчи, городские - точно не могу сказать. Раньше многих ногайцев по переписи записывали как татары. Язык карагашей очень похож на казахский. Внешне тоже похожи. Казахи в Астраханской области есть везде, во всех районах. Больше всего, по моему из родов шеркеш, бериш, адай. Таминцев тоже много. Мама у меня - туркпен адай, бабушка (улкен мама) со стороны отца - жаппас, бабушка со стороны мамы - шумак шеркеш. Жена - ногайка. Тесть (родной отец, развелся с тещей давно) называл ру, забыл. Еще один тесть - шеркеш. На границе с Россией и Казахстаном, за Байбеком (живут кахахи) и Малым Аралом (живут ногайцы и казахи) есть могилы - мавзолей Букей Хана и народного целителя ногайца Сейт баба - мы называем его Бабай-ата. Расположены рядом друг с другом.
  4. 3 баллов
    это совр. казы когда ребра сменили на "колбасу". на севере то же самое: еще ни разу не ел казы прям с ребрами и без оболочки. а то, что казы изначально это конские ребра с жиром даже я знаю по рассказам матери и бабушки. тут вы приврали: не знаю - может у вас и коптят но у нас казы не коптят. всю жизнь мясо просто солили
  5. 3 баллов
    Naiman 1 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 2 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 12 17 18 3 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 4 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 5 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 6 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 13 13 0 0 11 13 11 17 18 7 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 13 13 0 0 11 13 11 17 18 8 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 9 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 17 10 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 11 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 16 9 12 12 0 0 11 13 11 17 18 12 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 18 13 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 17 17 14 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 13 13 0 0 11 13 11 17 19 15 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 13 13 0 0 11 13 11 17 18 16 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2b1a2 M48 13 24 15 9 12 13 0 0 11 13 11 16 18 17 Kazakh Zhanakorgan District Naiman Saryzhomart C2(xC2b1a2) M217(xM48) 13 25 16 10 12 13 0 0 10 13 11 16 18
  6. 3 баллов
    Была такая же история с Угэдеем вроде. Некий араб или иранец тоже рассказал о беседе во сне с ЧХ. Был казнен Так как по словам Угэдея, ЧХ не знал других языков, кроме монгольского.
  7. 2 баллов
    Ув. Арсен, я в своей жизни встречал много татар и казахов. Поверьте мне - местные томские татары очень близки казанским татарам, как внешне так и культурно. Пища, обилие например разнообразной выпечки - беляшей, пирожков. Казахов, или кыргызов они не напоминают.
  8. 2 баллов
    Тянь-шаньские саки DA57 J-Y13534 DA58 J-Z7706 DA59 J-Y13534 Тянь-шаньские средневековые кочевники DA124 J-PF4993 Центральноазиатские степи, караханиды DA203 J-Z7706 DA204 J-PF4610 Тянь-шаньские карлуки DA222 J-Z7706 DA230 J-Z7706
  9. 2 баллов
    В РАДе думаю такого нет, я не припоминаю ничего такого. По кереитам там нет ни про язык, ни про обычаи(есть у найманов по обычаям). По ним язык монголов похож на язык "тюркских" племен в первом разделе: где ойраты, туматы, татары и прочие монголоязычные. Во втором разделе, он про язык пишет по другому, где фигурируют карлуки, кыпчаки, уйгуры, кыргызы, онгуты(мы знаем что они были тюрками) и вместе с ними кереиты и найманы. Зачем ему так делать? В первом случае он специально пишет так, и с примерами(в случае с ойратами про слово нож), а во втором по-другому. Вполне возможно что основная часть как минимум были тюрками. Иначе зачем найманы и кереиты там потерялись среди кыргызов и уйгуров? Почему не в первом разделе о них не написали как про джалаиров и татар, к примеру? Кереит может быть просто экзоэтномином. Поэтому и такое окончание.
  10. 2 баллов
    Дело в том, что в состав Хуэй входили в основном не монголы и не китайцы: асы, сарты, среднеазиаты, туркмены, русские, кыпчаки, канглы, карлуки, тангуты, тибетцы и т.д. Ойраты же в 13 веке точно говорили на монгольском
  11. 2 баллов
    Интересно. По Тэкстону, у РАДа, один из пяти родов кераитов -- тоба'ут(концовка -ут множественное число)
  12. 2 баллов
    https://rezonans.kz/guest-rezonans-kz/4840-intervyu-s-zhaksylykom-sabitovym-kazakhstan-yavlyalsya-pretendentom-nomer-1-na-grazhdanskuyu-vojnu-i-raskol-strany-po-etnonatsionalnomu-priznaku
  13. 2 баллов
    Прабабка Чингисхана Алангоа была рождена в Баргуджин-токум. Чингисхан: "Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-тукум, на Ононе и Керулене, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым (от природы), без наставления и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна без убранства, причесывания и румян и будет безмерно искуссна, проворна и доброжелательна". Буряты к монголам Чингисхана - ближе некуда
  14. 2 баллов
    Дорогой брат, немножко умерь свой порыв. Нетуда занесло, не следует говорить о том что мало знаешь. У бурят как раз наоборот гаплогруппа С большинство. N это хоринская гаплогруппа, а хори это не есть все буряты даже не большинство. Буряты как народ не сформировался до конца, этот процесс до сих пор продолжается. Это смесь различных монгольских племен. Они не вошли в состав России одним разом. Кого-то завоевали, кто-то добровольно принял подданство.
  15. 2 баллов
    Султанов Т.И. К историографии этнополитической истории улусов Джучи и Чагатая стр.74-92 http://goldhorde.ru/wp-content/uploads/2017/03/ЗО-1-2017-74-92.pdf В контексте заданной темы у автора есть свой материал.
  16. 2 баллов
    Хотелось бы отметить что дело в том что АКБ имхо местами преувеличивает разницу между кухнями юга и севера(который безусловно есть) Было местами явное ощущение сказать что "настоящие" казахи это северные(при этом мой регион был вне АКБэского "южного ярлыка"). Думаю дело в этом, в том что АКБ повышает градус. Арсен иногда помнится удачно и справедливо опровергал упущения АКБ, например со словом тентек(АКБ утверждал что это слово не знакомо его региону, на что Арсен нашел целое озеро которое так называлось в области АКБ). АКБ имхо тоже занимается полезной и интересной деятельностью, просто "племенной эгоцентризм" опять же имхо все таки присутствует
  17. 2 баллов
    Относительно кытай-кыпчаков. ЕМНИП формирование их союза происходило в рамках узбек-казахского племенного союза, т.е. после распада Золотой Орды. В событиях, последовавших после смерти Абулхаира, часть кытай-кыпчаков ушла к ногайцам, она фиксировалась вплоть до Крыма. Другая часть ушла на юг, видимо в составе войск Шейбани-хана. Эта южная группа потом вошла в состав каракалпаков, часть заняла Зарафшан. Племенной состав каракалпакских и зарафшанских ктай-кыпчаков практически идентичен.
  18. 2 баллов
    Не сдавайтесь, mechenosec, слишком много исторических фактов, доказывающих принадлежность ЧХ монголам. Не нужно переписывать историю и приписывать свою грандиозность другим людям, у которых есть уже свое яркое прошлое.
  19. 2 баллов
    Что хотели наши предки от своих потомков после их смерти, то и нужно делать. Наши предки не были ярыми мусульманами, а совмещали с тенгрианством. Поэтому и почитать их нужно по их предсмертным желаниям. Да, уже чисто языческие обряды они не приемлют, но и арабские тоже.
  20. 2 баллов
    У монгольских народов сохранялась военная преемственность от средневековых монголов Чингис-хана, сибирские народы тоже были преемственны к предыдущим эпохам.
  21. 2 баллов
    У казахов тенгрианские обряды сплошь и рядом. Только вот в последнее время к сожалению не без участия мусульманского духовенства они исчезают.
  22. 2 баллов
    Не знаю куда можно вписать, но пусть будет как антропологический материал, что ли. Монголы XIII века активно устанавливали "каменных баб" (монг. "баримал" - статуя; от монг. "бари-ха" - строить; устанавливать; возводить), причем в определенной части своей империи - в Восточной Монголии. Баяр Д. Иконографические и художественные особенности каменных изваяний средневековых монголов Антропоморфные каменные изваяния, являющиеся одним из важнейших памятников материальной и духовной культуры кочевников, встречаются по всей территории Монголии, начиная с отрогов Хингана на востоке и вплоть до Алтайских гор на западе. Начало научных исследований каменных изваяний Монголии следует связывать с деятельностью Г.Н. Потанина — организатора нескольких научных экспедиции по Монголии. В его трудах содержатся первые описания и тщательные зарисовки каменных изваяний и оленных камней, обнаруженных им в Западной Монголии. [1] Затем в изучении каменных изваяний Монголии внесли свой вклад В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, Д.А. Клеменц, Г.И. Боровка, В.А. Казакевич, Л.А. Евтюхова, Л. Йисл, Н. Сэр-Оджав, В.Е. Войтов, И. Эрдели. Д. Цэвэндорж, Ю.С. Худяков, Г. Мэнэс, В.Д. Кубарев и др. К настоящему времени во всех аймаках МНР известно более 500 [2] изваяний, большинство из которых относится к древнетюркскому периоду, которые также широко распространены на сопредельных территориях России и Среднеазиатских республик [3] и КНР. [4] Достоверность датировки древнетюркских изваяний никем не оспаривается благодаря результатам многолетних, систематических исследований археологов. Среди всех каменных изваяний Монголии особое место занимает исключительно оригинальная группа памятников, распространённая главным образом в восточных районах Монголии. Здесь же отметим, что данный тип памятников, который давно стал известен среди исследователей, долгое время считался каким-то особым, локальным вариантом древнетюркских изваяний. [5] Только в последние годы, в результате целенаправленного и систематического их изучения, была выдвинута новая точка зрения относительно хронологии к этнокультурной принадлежности данных памятников. Детальное исследование всех реалий этих изваяний в сравнении с подобными памятниками из других регионов Евразии, со сведениями письменных источников, археологическими и этнографическими данными и также материалы раскопок убедительно доказали, что исследуемая нами группа изваяний является паамятником периода Монгольской империи XIII-XIV вв. [6] Ареал распространения данной группы памятников, которые впервые были обнаружены в Дариганге — районе, расположенном на юго-востоке Монголии, постепенно расширяется по мере увеличения интенсивности археологических исследований. Так, к настоящему времени изваяния подобного типа известны, кроме Сухэ-Баторского аймака (в пределы которого входит и район Дариганга), в Восточном, Хэнтэйском, Восточногобийском и Среднегобийском аймаках, а совсем недавно они были обнаружены в Центральной (Убурхангайский и Центральный аймаки) и Западной (Гоби-Алтайский аймак) Монголии. Таким образом, в данный момент западной границей распространения изваяний этого типа можно признать Гоби-Алтайский аймак, расположенный на юго-западе Монголии. Тут следует отметить, что изваяния подобного типа так же были обнаружены в немалом количестве на территории Шилийнгольского аймака Внутренней Монголии. [7] Большой интерес вызывает и то, что бурятский исследователь Б. Дашибалов исследовал могилу с каменным изваянием, которая относится к XII-XIII вв. Поскольку такие изваяния впервые были обнаружены в Восточной Монголии, а также исходя из того, что основная их масса концентрируется именно в этом районе, наиболее приемлемым на наш взгляд является определение их как «изваяния восточномонгольского типа». При тщательном, визуальном исследовании этих изваяний был обнаружен комплекс особенностей, отличающих их от хорошо известных в археологической науке древнетюркских статуй. Это — иконография изваяний, тип реалий, а также форма и конструкция сооружений, на которых установлены изваяния. Как известно, древнетюркские изваяния всегда ставились с восточном стороны четырёхугольной оградки из плит, которая, как правило, сопровождается длинной цепочкой вертикально поставленных камней, так называемых балбалов. Каменные изваяния восточномонгольского типа не имеют ни оградок, ни балбалов. Они устанавливались на круглых каменных насыпях, имеющих диаметр 5-10 м и высоту 0,4-1 м. По иконографическим особенностям эти памятники также резко отличаются от древнетюркских скульптур, которые, главным образом, изображаются в виде стоящих людей. В настоящее время известны 67 изваяний восточномонгольского типа, из них 51 расположены в Сухэ-Баторском, 5 — в Восточном, 3 — в Среднегобийском, по 2 — в Центральном, Убурхангайском, Гоби-Алтайском, по 1 — в Хэнтэйском и Восточногобийском аймаках. Все изваяния восточномонгольского типа можно подразделить на 2 основные группы — изображение всей фигуры полностью и частичное изображение фигуры (рис. 1 и 2). Далее — изваяния I группы делятся на сидящих и стоящих, как и половецкие статуи, хотя количество стоящих фигур сравнительно небольшое. Из 48 фигур, изображённых полностью, 43 выполнены в виде сидящего человека. Из всех этих фигур на 29 изваяниях хорошо видны сиденья типа кресел со спинкой, которые ни в одном случае не были зафиксированы на древнетюркских изваяниях. У остальных форма сиденья недостаточно хорошо обработана. Отсюда следует, что главной особенностью иконографии восточно-монгольских изваяний, кроме полной человеческой фигуры, является также и сидячая поза, которая нетрадиционна для древнетюркской скульптуры. Как показывают материалы исследований каменных изваяний древнетюркского периода, одной из иконографических особенностей памятников данного типа является крайне редкое изображение ног. Ноги изображены на некоторых Хушо-Цайдамских изваяниях и так же на отдельных фигурах, обнаруженных в различных районах распространения данного типа памятников. Число таких фигур несравненно меньше, чем остальная масса древнетюркских изваяний, выполненных без изображения ног. Так, из 92 изваяний из Монголии и Южной Сибири, опубликованных Л.А. Евтюховой, всего 4, [8] а из 145 семиреченских фигур, опубликованных Я.А. Шером, только 3 имеют изображения ног. [9] Среди 58 тувинских изваяний, которые были исследованы А.Д. Грачом, [10] и 256 алтайских изваяний, опубликованных В.Д. Кубаревым, [11] не было зафиксировано ни одной фигуры с изображением ног. В отличие от древнетюркских статуй, одним из главных отличий иконографии восточномонгольских скульптур является именно чёткое выделение ног. Из 67 изваяний восточномонгольского типа, известных к настоящему времени, на 36 фигурах — как стоящих, так и сидящих, видны ноги, которые изображены обутыми в сапоги. Заметно выделяется среди остальных по манере исполнения одно изваяние; выполненное в виде бюста. У этой фигуры подчёркнуто не изображены ноги и сиденье, на уровне пояса скульптура завершается, а внизу сделан специальный постамент (рис. 2-3). Также одним из элементов иконографии изваяний является положение рук. Для различных типов каменных скульптур Евразии присуще определённое положение рук, держащих сосуд. Так, характерной особенностью положения рук древнетюркских изваяний является асимметричное положение, т.е. изваяние держит сосуд в одной руке, а уйгурские и половецкие изваяния имеют симметричное положение рук, т.е. изваяние держит сосуд двумя руками. На исследуемых нами памятниках, мы наблюдаем в большинстве случаев асимметричное положение рук. Из 48 фигур, изображённых полностью — 45, а из 23, имеющих частичное изображение, 12 имеют асимметричное положение рук. Симметричное положение имеют 3 фигуры из полностью изображённых и также 3 из частично изображённых изваяний. Из всех фигур, имеющих изображение сосуда, 52 держат сосуд в правой, и только 3 в левой руке, кроме того, 5 изваяний держат сосуд двумя руками. Только одно изваяние, изображённое полностью в виде стоящего человека со сложенными на животе руками, не имеет сосуда. Таким образом, для иконографии изваяний восточномонгольского типа наиболее характерны сидячая поза и асимметричное положение рук. По положению рук они больше подходят к иконографической традиции древнетюркских изваяний. Вместе с тем иконографии изваянии восточномонгольского типа вовсе не характерны стилистические особенности, присущие древнетюркской скульптуре. Это, прежде всего, подчёркнутая манерность и изящность пальцев и кисти рук древнетюркских изваяний, которая, по мнению исследователей, отражает влияние согдийского и буддийского искусств. [12] Кисти рук на изваяниях восточномонгольского типа изображались полностью охватывающими ножку сосуда, при этом четыре пальца расположены в горизонтальном положении, а один большой палец противопоставлен остальным. Следует также отметить, что на этих изваяниях полностью отсутствует такой широко распространённый изобразительный приём древнетюркского искусства, как изображение носа и бровей одним сплошным рельефом в виде буквы «Т», имеющий различные варианты, [13] и стилизация бровей, являющаяся специфической тюркской манерой. [14] Для группы изваяний восточномонгольского типа характерны не только мужские фигуры, но и женские фигуры. Если мужские фигуры, составляющие большинство из всех изваяний, характеризуются такими признаками атрибуции, как головной убор с округлой тульёй и толстыми оторочками, особые причёски (рис. 3) неоднократно отмечаемые средневековыми путешественниками, посетившими Монголию в XIII в. [15] ременный пояс с фигурными бляшками и подвешенными к нему сумочками (рис. 1- 1), то женские выделяются чётко выделенными грудями, имеют некоторые отличия в трактовке фигур, в оформлении одежды, в головном уборе (рис. 4- 1, 2). Особо примечательным является то, что на изваяниях с подчёркнуто женскими признаками имеется остроконечный головной убор, который можно идентифицировать со своеобразным головным убором замужних женщин XII-XIV вв., т.н. «богтагом», многократно описанным в источниках [16] и часто изображаемым в произведениях искусства указанного периода. [17] Это подтверждается наличием на трёх изваяниях височной подвески в виде соединённых между собой ромбиков, точные аналогии которых имеются на портретах императрицы Юаньской династии (рис. 4- 3). Одним из изобразительных приёмов, характерных для этих памятников, является и то, что наряду с изваяниями, на которых можно наблюдать различные элементы верхней одежды, существуют и фигуры, нарочито изображенные без одежды (рис. 2- 2). Последних отличают такие особенности, как отсутствие каких-либо элементов верхней одежды, тщательная обработка грудных мышц, выпуклого живота и других частей тела, наличие изображения фаллоса. Интересно, что на этих изваяниях, несмотря на отсутствие одежды, нередко изображался головной убор, обувь, пояс с сумочками, которые ещё более подчёркивали общую обнажённость данных фигур. Следует также отметить, что на двух таких изваяниях подробно изображены все детали особой мужской причёски монголов XIII-XIV вв. На другом изваянии, которое выполнено в виде бюста, хотя и чётко видны выпуклые грудные мышцы, свисающие складками, подчёркивающие обнажённость фигуры, вместе с тем на руках наблюдаются складки одежды и манжета, обрамляющая конец рукава (рис. 2- 3). Изготовление подобных фигур не столь широко распространённое явление в традиции камнерезного искусства во всём регионе и, по-видимому, имеет в своей основе какой-то ритуальный смысл. Среди половецких статуй известна только одна фигура, изображенная полуодетой, но с женским половым признаком. [18] Одно изваяние с изображением фаллоса было зафиксировано при исследовании древнетюркского поминального комплекса в местности Унгет, на реке Толе. [19] Высокохудожественная работа, хорошее соблюдение пропорций тела людей, тщательная отделка каждой детали, наблюдаемая на многих изваяниях, свидетельствуют о мастерстве ваятелей, создавших эти замечательные творения искусства. К сожалению, у некоторых особо хорошо изготовленных фигур не сохранились головы, но те немногие памятники, на которых хорошо сохранились черты лица, отличаются реалистичностью изображения и неповторяемостью образа каждого изображаемого. Вот что писал В.А. Казакевич об одном из изваяний из местности Алтан-обо: «Лицо поражает тонкостью отделки и стремлением к портретному сходству. Широко открытые глаза под прямыми надбровными дугами, небольшой нос (слегка попорчен), маленький рот с плотно сжатыми губами, угловатый овал лица с сильно развитыми челюстями придают ему серьёзный, несколько даже грозный вид». [20] Данное определение, на наш взгляд, очень правдиво отражает характер этого изваяния, выполненного из беловатого мрамора, которое ныне, даже без головы (она отбита и утеряна) производит сильное впечатление монументальностью и величавостью фигуры, прекрасной обработкой всех деталей атрибуции. Один из замечательных образцов изваяний данной группы — это прекрасно сохранившаяся статуя из синеватого мрамора, находящаяся в местности Шонх таван толгой Восточного аймака, которая представляет сидящего человека в кресле с изогнутой спинкой и перекрещивающимися ножками, с кубкообразным сосудом в левой руке (рис. 1- 1). Особенно впечатляет лицо этой статуи, молодое, скуластое, глаза с чуть раскосым разрезом, брови с оттяжкой к вискам, с жёсткой складкой в углу рта и вместе с тем спокойное и величавое. По сравнению с ним совсем иное впечатление производит лицо другого изваяния, обнаруженного в местности Ламт, в Дариганга сомоне Сухэ-Баторского аймака, круглое, почти детское, с очень добрым выражением (рис. 1- 2). Эти особенности свидетельствуют о высоком мастерстве камнерезов той далёкой эпохи, сумевших придать каждому изваянию строго индивидуальный образ, раскрывающий внутренний мир и характер изображаемых персонажей. Для характеристики изобразительного канона изваяний восточно-монгольского типа небезынтересным представляется антропологический тип изваянных людей. На всех мужских изваяниях мы наблюдаем отсутствие усов и бороды, чем они отличаются от изображений древнетюркских воинов во всём их ареале. Из 67 изваяний монгольского времени ни на одном не было зафиксировано усов и бороды, что действительно отражает одну из антропологических признаков монголов, у которых не так сильно развита растительность на лице. Кроме того, тип лица этих изваяний очень близок к особенностям центрально-азиатского типа большой монголоидной расы, который характеризуется широкими скулами, небольшим прямым носом, средней толщины губами. Этими особенностями черт обладают и персонажи, изображённые на персидских миниатюрах XIV в., дворцовых портретах монгольских императоров и императриц, и этот стиль восходит к более древним традициям центральноазиатского искусства. Это свидетельствует о том, что в XIII-XIV вв. в монгольском искусстве, в частности в живописи и скульптуре, уже существовал единый изобразительный канон. Каменные изваяния восточномонгольского типа отличаются и богатой орнаментацией различных деталей и их дальнейший анализ будет играть немаловажную роль в решении вопроса их этнокультурной принадлежности. Заслуживает внимания тот факт, что в украшении изваяний это группы фигурируют растительные, зооморфные, геометрические и пейзажные мотивы, передача и композиция которых является традиционной для орнаментики монголоязычных народов. [21] Растительный орнамент. Этот наиболее распространённый орнамент главным образом встречается в качестве украшения различных деталей сидений, на которых восседают фигуры людей. Так, задняя сторона спинки кресел трёх изваяний украшена прекрасно выполненной резьбой в виде цветочного орнамента. В центре композиции выделяется большой цветок, напоминающий лотос, а вокруг него изображено множество листьев данного растения, которые служат фоном в отношении центральной (рис. 5- 1, 2, 3). Цветок на спинке одного из них изображён с 11 лепестками, а у другого с 13 лепестками. Спинка сиденья третьего изваяния украшена цветком, оформленным в виде раскрывающегося бутона лотоса. Лотос наиболее широко распространённый мотив в орнаментике народов Востока и также широко встречается среди растительного орнамента монголов, символизируя чистоту и благородство. [22] По мнению исследователей, распространение данного мотива в изобразительном искусстве монголов нельзя объяснить только влиянием проникновения ламаизма в Монголию. Один из вариантов этого орнамента был известен народам Центральной Азии задолго до распространения ламаизма, и имеет не менее чем тысячелетнюю историю. [23] Поясные пряжки и бляшки некоторых изваяний оформлены в виде четырёх, шести, восьми лепестковых розеток (рис. 5). Лицевая сторона постамента одного изваяния украшена четырёхлепестковыми розетками, помещенными в центре квадратов с вогнутыми сторонами (рис. 5- 6). Так же одним из вариантов этого орнамента являются фигуры в виде вытянутых по горизонтальной линии четырёхлепестковых розеток, изображённые на лицевой стороне постамента одного из памятников (рис. 5- 5). Детали, оформленные в виде розеток, имеются и на сумочках, подвешенных к поясу некоторых изваяний. Зооморфный орнамент. Различные варианты роговидных орнаментов, присутствие которых, по представлению древних монголов, способствовало успешному развитию скотоводства, [24] имеются на постаментах кресел и на отдельных частях верхней одежды изваяний (рис. 5- 7, 8). Особый интерес вызывает оформление халатов трёх изваяний, которые имеют на груди и спине высеченную резными линиями, летящего над облаками, фигуру дракона, голова которого находится на левой части груди, туловище на спине, а хвост на правой стороне груди (рис. 5- 4). Образ дракона — широко распространённый мотив в культурной традиции многих стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Особое развитие он получил в китайской культуре, где дракона почитали как божество рек и озёр. Кроме того, «изображение дракона считалось символом императорской власти, поэтому оно очень часто встречалось на одежде императора, членов императорской фамилии». [25] Северные соседи Китая — кочевники Центральной Азии, в частности хунну, тоже почитали дракона. [26] В героических эпосах монголов дракон упоминается главным образом при определении характеристики и действия героя. [27] Так, к примеру, в эпосе «Хан Харангуй» говориться [говорится], что у главного героя «в груди утвердилась мощь тринадцати драконов». [28] Так же дракон связывался с дождем и молнией. Это отмечал и Рашид-ад-Дин: «У монголов считается, что молния исходит некоторого животного, подобного дракону, и в их областях жители (будто бы) видят своими глазами, как он падает с неба на землю, бьёт по земле хвостом и извивается, а из его пасти извергается пламя». [29] Все это свидетельствует, что у средневековых монголов и их предков дракон почитался как символ силы и величия и связывался с небом и облаками. Судя по некоторым сюжетам персидских миниатюр, монголы XII-XIV вв. носили халаты с изображением драконов. [30] О традиции украшать фигурами драконов некоторые предметы отметил китайский чиновник Чжао Хун, посланный к монголам в 1221 г. Он писал, что «император восседает в кресле северных варваров, украшенном головами драконов, обложенным золотом». [31] В процессе исследования выяснилось, что в украшении некоторых изваяний этой группы использовалась краска. Так, на одном изваянии был заметен нанесённый чёрной краской орнамент в виде полукругов и других геометрических фигур, украшавший нижнюю часть данного памятника. По всей вероятности, первоначально краской покрывалась вся фигура этого изваяния, т.к. остатки краски сохранились и между пальцами рук. Кроме того был зафиксирован случай, когда сумочка, подвешенная на одном боку, была нарисована чёрной краской, тогда все другие детали изваяния были вырезаны из камня. Как показывает материалы исследований, подобная традиция зародилась в глубокой древности в Центральной Азии и в дальнейшем была унаследовано ваятелями последующих поколений. Следует отметить ещё технический прием, применявшийся создателями каменных изваяний восточномонгольского типа, а именно — изготовление отдельных деталей не из самого камня, а из гипсового раствора. К примеру, ступни ног одного памятника были вылеплены отдельно из гипса и затем приклеены к изваянию. Выше изложенное свидетельствует о многообразии технических приёмов, которыми облада[-али созда-]тели памятников. Как известно из специальной литературы, посвящённой истории Монголии XIII-XIV вв., в указанный период культура и искусство достигли высокого уровня и руками монгольских умельцев создавались такие замечательные памятники камнерезного искусства, как фрески высеченные Тогус Тэмуром в пещерах Ханчжоу, скульптурные изображения монгольских героев около гробницы Елюй Чу Цая и др. [32] Поскольку эти памятники создавались не в самой Монголии из-за завоевательской политики монгольских феодалов и перемещения политического центра в чужую страну, то в этом отношении особую ценность имеют восточномонгольские изваяния, которые создавались на исконной монгольской земле и являются бесценными шедеврами камнерезного искусства монголов. Таким образом, анализ иконографических и художественных особенностей изваяний восточномонгольского типа показывает их отличие и самобытность по сравнению с другими группами каменных изваяний Евразии, что и позволяет выделить их в новую, ранее неизвестную группу подобных памятников, которые относятся к периоду расцвета Монгольской империи XIII-XIV вв. Рис. 1. [вверху:] Сидячее изваяние из местности Шонх Таван Толгой Восточного аймака. [внизу:] Сидячее изваяние из местности Ламт Сухэ-Баторского аймака. Рис. 2. [вверху слева:] Стоячее изваяние из местности Дугнарын даваа Сухэ-Баторского аймака. [вверху справа:] Изваяние без одежды из местности Хунт уха Сухэ-Баторского аймака. [внизу:] Изваяние в виде бюста из Сухэ-Баторского аймака. Рис. 3. [вверху:] Изображение мужских причёсок на каменных изваяниях. [внизу:] Портрет Юаньского императора Туб Тамура. Рис. 4. [вверху:] Женское изваяние из местности Хушон дэнж Убурхангайского аймака. [внизу слева:] Женское изваяние из местности Сэнж Мандал Сухэ-Баторского аймака. [вверху справа:] Портрет Юаньской императрицы. Рис. 5. [вверху:] Орнаменты на изваяниях: 1, 2, 3 — на спинке сидений изваяний; 5, 6 — на постаменте сидений; 4, 11 — орнамент в виде дракона и облачный орнамент; 7, 8 — роговидный орнамент. [внизу:] Украшение поясов в виде цветочного орнамента. (https://kitabhona.org.ua/lib_hist/bayar.html)
  23. 2 баллов
    У Жабагина в диссере: Найманы (N=336). Четыре гаплогруппы обнаружены с частотой не менее 3%. Разнообразие по частотам гаплогрупп составляет GD=0.74. Гаплотипическое разнообразие составляет HD=0.92. Наиболее часто встречаются две гаплогруппы: O2a2b1-М134 (42%) и С2-М217 (37%). На уровне кланов гаплогруппа O2a2b1-М134 больше характерна для клана толегетай (70%), тогда как гаплогруппа C2b1a2-М48 чаще встречается у клана сарыжомарт (61%). Также обнаружено, что гаплогруппа R1b1a1a*-P297(xM269) встречается в кланах торткара и баганалы.
  24. 2 баллов
    Да. после смерти Жалантоса и алшинского восстания Алимулы думаю и перешли к казахам, а Байулы уже были у казахов https://www.academia.edu/19654709/Сабитов_Ж.М._Алшины_алчи-татары_в_истории_Поволжья_и_Приуралья_в_XIII-XIX_веках_Исторические_судьбы_народов_Поволжья_и_Приуралья._Выпуск_5._Казань._2015._С._383-393
  25. 2 баллов
    В Монголии охотятся главным образом на тарбага­ нов (сурков), антилоп (дзеренов и сайгаков), белок, лисиц, волков, хорьков, горных баранов (архаров), маралов (изюбрей), кабанов, медве­ дей, соболей, рысей, диких кошек (манул) и т. д. В пустынных районах Монголии обитают редчайшие животные, вовсе исчезнувшие в других странах: дикие ослы — куланы, антилопы — джейраны (харасулъту), горбоносая сайга, дикие лошади (тахъ, лошадь Пржевальского), дикий верблюд (хабтагай), гобийский медведь-отшельник и т. д. В старину ос­новным охотничьим орудием служили лук и стрелы. Стрелы были различ­ных форм, с железным наконечником. Их носили в специальном колчане (саадаг), сделанном из кожи. Ранее на крупных животных ставили само­стрелы. Лук и стрелы для них делали из лиственницы, тетиву — из спин­ной части бычьей кожи. Теперь охотятся с ружьем, ставят капканы и силки; волков и лисиц травят иногда стрихнином. Ружье ставится на де­ревянную опору-сошку в виде развилки. Для привлечения марала упо­требляються дудки, а для козуль — свистульки из коры, бересты и травы. Традиционным и излюбленным способом охоты у монголов является гоньба зверя верхом на лошади, в этом виде охоты они проявляют исклю­чительное мастерство. энциклопедия 1965, статья НАРОДЫ МНР для начала Едуард Мурзаев В Западной Монголии1941, 1943, 1944 Монголы — страстные охотники. В Монголии большое разнообразие и обилие промысловых животных, среди которых немало ценных пушных и других зверей. В лесах водятся соболь, рысь, олень марал, кабарга, лось, косуля; в степях — тарбаган, волк, лиса и антилопа дзерен; в пустынях — кулан, дикая кошка, антилопа джейран и сайга, дикая лошадь Пржевальского и дикий верблюд. В горах Гоби обычны горные бараны аргали, козлы и крупный хищник барс. Однажды молодой монгольский зоолог и поэт Дондогийн Цэвэгмид взял винтовку и ушёл в степь, попросив подождать его полчаса или час. Сначала Цэвэгмид шёл во весь рост, потом медленно бежал, согнувшись, затем мы видели в бинокль, как он лёг на землю и пополз на локтях. В упорстве и терпении ему нельзя было отказать. Он долго полз, а затем, точно прицелившись, выстрелил только один раз. Через десять минут мы подъехали к счастливому охотнику и сфотографировали довольного и улыбающегося Цэвэгмида, сидящего на земле рядом с прекрасным экземпляром поджарой антилопы. Летний наряд её был очень хорош: шерсть гладкая, точно вымытая, не пушистая, как зимой, когда животное одевается густой и мохнатой шубой. Сайга была чуть побольше домашней овцы, цвет шерсти, палевый на спине, переходил в белый на животе. Поразительно тонкие, сухие ноги теперь болтались палочками, горбоносая голова была увенчана небольшими, сантиметров 12—13 длиной, рожками. Прозрачна вода в заливе и в реке. Я плавал по заливу на лодке. Галька на дне залива была видна на глубине 2— 2,5 метра. Потом я напросился к рыбаку на плот. Монгол управлял плотом, стоя во весь рост. В руках он держал тонкий шест длиной метров пять, ловко им орудовал и отталкивался от дна; плот медленно передвигался по заливу. Впрочем, далеко в озеро плот не мог выплывать: там глубины увеличивались, и длинный шест не доставал дна. Рыбак ловил на озере ленка и тайменя. Эти рыбы очень хороши, таймень особенно — большой, жирный, мясистый, вкусный. Помимо этих видов в Хубсугуле водятся голец, налим, окунь, иногда можно поймать хариуса и даже пришедшего с Байкала и Селенги омуля. На берегу залива лежал несложный инвентарь рыбака: небольшие сети, бочки для засола. Жил рыбак в майхане — монгольской палатке, которая совершенно не имеет наружных верёвочных оттяжек и устанавливается на деревянном каркасе из трёх палок. В экспедициях мы месяцами жили в таких майханах и оценили их достоинства. Рыбы, пойманные рыбаком во время нашего совместного плавания, пошли в экспедиционный котёл. Не часто в полевом меню бывала жареная рыба, но смею утверждать, что рыба эта была замечательная. Китаец-шофёр жарил рыбу особым способом, по правилам сложной китайской кухни: он разводил муку в ведре с водой, в это жидкое тесто обмакивал куски очищенной рыбы, а затем бросал в кипящее масло; тесто сразу прижаривалось хрустящим панцирем, и в этом панцире тушилась рыба, сохраняя сочность. восточная монголия Тарбаганы — излюбленные зверьки монголов-охотников, которые промышляют их до двух миллионов в год. Шкурки тарбагана идут на экспорт, а жирное мясо считается лакомством. Горы, тайга, болота не дают возможности аратам пасти домашних животных, и люди не живут в центральном Хэнтэе. Сначала по долинам мы ещё видели пустые зимовки с запасами топлива, скирды сена, заготовленного на зиму, но потом исчезли и зимовки. В течение десяти дней встретили только одного охотника с сыном. У них было три лошади: две верховые, одна вьючная. Мы обрадовались этой встрече. Приятно было в безлюдных горах встретить человека. К тому же бывалый охотник многое мог рассказать о Хэнтэйских горах и населяющих их диких зверях. «Зверь тут хозяин, а человек чувствует себя гостем», — сказал охотник. Зверей тут действительно очень много. Особенно ими славится бассейн реки Меньзи и верховье Иро. В лесах хозяйничает медведь. Осторожный лось не боится болот и рек. Реки он легко переплывает. Олень марал — обычный зверь в Хэнтэе. Глухие, высокогорные, каменистые россыпи выбирает кабарга. Лесная косуля предпочитает осветлённые лиственные леса. Рысь, росомаха, колонок, соболь разбойничают в лесах, высматривая добычу. Много в лесах белки и бурундука. дальше заметки про события 1911-1918 года по воспоминаниям какого то монгола из книги http://thelib.ru/books/eduard_murzaev/gody_iskaniy_v_azii-read-22.html Иногда дольше обычного он останавливал свой взгляд на Очире, молодом арате, лихом наезднике и охотнике. «Мергень», — говорили о нём араты, а это означало высшую похвалу: «меткий стрелок», «смелый». Очир охотился за крупным зверем, бил кулана. Язык этой дикой лошади он почтительно подносил отцу. Пахнувший знакомыми терпкими гобийскими травами язык кулана ценился высоко, а жир этой лошади считался целебным. Глубокой осенью Очир уходил в пустыню в погоню за дикими верблюдами. Трудное это дело. Иногда неделями шёл он по следам осторожного и неутомимого зверя, и часто безрезультатно. Но зато когда убивал свою жертву, тогда надолго обеспечивал семью прекрасным мясом. Особенно хороши верблюжьи горбы, осенью наполненные жиром. Известно, что, кто ест мясо верблюда, тот сам делается быстрым и неутомимым, как верблюд. Даже на ирбиса, эту крупную хищную и опасную кошку, охотился Очир. Большая пятнистая шкура ирбиса украшала юрту его семьи. За этим зверем он с товарищами ездил в далёкие горы Монгольского Алтая, в ясные дни голубевшие далеко на севере. Хорошие эти горы, о них славно поётся в монгольских песнях, много там кормов и воды. Бесчисленные стада овец и лошадей пасутся на могучих боках бело-горного Алтая. Монголы жили в небольших выцветших и прокопчённых палатках — майханах, питались верблюжьим молоком и мясом диких животных. Охотники били диких горных баранов аргали, мясо которых очень вкусно. про верблюдов Очень трудна охота на хабтагаев. Звери эти большого роста, они осторожны, обладают хорошим зрением, слухом, далеко видят и слышат. Вспугнутые, они, не останавливаясь, уходят за 50—80 километров, и преследовать их летом невозможно из-за жары и недостатка воды. Верблюд прекрасно бегает. Если домашнего верблюда невозможно догнать на лошади, то легко себе представить, что хабтагаи, сухой, лёгкий на ходу, выносливый и привыкший быстро уходить от врага, обладает такой резвостью, которой может позавидовать любой верховой верблюд. Всё же находятся любители-охотники за дикими верблюдами. Несмотря на трудности охоты, охотники увлекаются ею и подолгу преследуют животных, главным образом зимой, когда нет безводья и жары, препятствующих охотникам уходить далеко в глубь пустыни. Если охотник добывает хабтагая, то он надолго обеспечен мясом, а добротная шкура используется в хозяйстве. Монголы увлекаются охотой на дзеренов. Опытные охотники за сезон (с сентября по январь) добывали 50—100 дзеренов и даже больше. Во время Великой Отечественной войны монгольский народ посылал подарки воинам Советской Армии. Среди подарков были тысячи туш замороженных дзеренов. Антилопы дзерены и джейраны — ценные промысловые звери, они представляют также большой интерес для любителя природы. https://huntportal.ru/hunting/ohota-za-rubezhom/asia/ohota-na-volkov-v-mongolii про современную охоту в монголии. Ганбаатар явно из числа охотников-корифеев. Между прочим, чемпион Монголии по охоте на волка (есть, оказывается, и такой спорт) На его счету больше тысячи добытых волков. Ганбаатар подъезжает к одинокой юрте. Короткие переговоры, и хозяин юрты седлает коня. Двое его взрослых сыновей берутся за винтовки. Все немедленно бросают дела и собираются на охоту. А как же иначе? Со времён Чингисхана заведено: «Кто отказался от охоты на волка – повинен смерти». Яса Чингисхана предписывала ломать таким нерадивым спины. И ломали, будьте уверены. Волк (по-монгольски – чон) – страшный враг скотовода. Совершенно другая история – охота «на вабу», с подвывкой. Вот тут уж точно всё по-честному. Первый раз я участвовал в такой охоте там же, в верховьях Онона. Богата Монголия! Разумеется, охотятся там не только на волка. В гористых районах встречаются горные бараны и маралы. В долинах пасутся тысячные стада антилоп. В приречных зарослях – косули. Попадается много непуганой птицы: дроф, гусей, тетеревов, куропаток. Можно проверить верность глаза и твёрдость руки, поохотившись на сурков- тарбаганов. На севере, в таёжной зоне близ границы с Бурятией, встречаются кабаны и медведи. Наконец, любители-таймешатники могут прекрасно поохотиться на «речного волка», причём к заповедным тайменьим рекам можно добраться без вертолёта, на автомобиле или на лошадях. помянем ещё такую экзотику, как охота с беркутами. Эта древняя и редкая охота всё ещё практикуется в Монголии. Трудно поверить, что птица может убить волка. Ведь волк даже с лошадью может справиться. Однако это так. Помнится, в Калмыкии показывали мне местные охотники ловчих беркутов. Пара огромных орлов с кривыми клювами и страшными когтями как-то нехорошо на меня поглядывала. Эти могут взять волка! Говорят, калмыки ездили к родственным по крови и языку монголам обучаться тонкостям этой сложной охоты. кстати автора угощали жареной жеребятины чуть позже пару цитат 17 и 19 века возможно с фото предоставлю. вирус, редиска браузер попортил....
  26. 2 баллов
    Конина составляла в эпоху средневековья традиционную пищу огузов и других тюркских народов. Любимой пищей туркмен она оставалась и в ХVI в. Энтони Дженкинсон, проходивший в 1558 г. через Мангышлак "по великой пустынной земле людей, называемых туркменами", сообщал, что "основную пищу составляет мясо, особенно конское". Причем туркмены предпочитали мясо кобылиц. В народе говорили: "Мясо коня - собачье, мясо кобылы - медовое".
  27. 2 баллов
    средневековые монголы - это не современные халха-монголы...
  28. 2 баллов
    А где, собственно говоря уйгуры? Chris Peers. 2015. Genghis Khan and the Mongol War Machine. Pen and Sword. страница 200 10,000 идикутов и некоторая часть из 6,000 карлуков. Oбщеe числo воинов монгольской армии на начальном этапе - 80,000.
  29. 2 баллов
    Про теории заговора пожалуйста в другом месте. Этот бред не надо тут писать
  30. 2 баллов
    Да. Соответственно северянам (обрусевшим) будут ближе всего не хакасы, татары и башкиры, а русские. А северянам не обрусевшим всяко ближе южане, чем перечисленные народы.
  31. 2 баллов
    Вы не правы.
  32. 1 балл
    Высосана из пальца, потому что нельзя из единичных современных случаев делать большие древние реконструкции. Должна быть масса данных в пользу а не единичные случаи
  33. 1 балл
    Знамя Чингисхана должно быть поднято только над нынешными монголами.
  34. 1 балл
    Не парьтесь, не преувеличивайте. Скоро могульское наследство закрепится за вами, точнее это станет только вашей заботой. Сейчас история казахов изучается и развивается в рамках Золотой Орды.
  35. 1 балл
    Это из беседы Нижних каракалпаков с Гладышевым. У Нижних по документам 1743 года известны племена - китаи, кипчаки, конраты и жалаиры. Как ни странно нет именно мангытов и кенегесов. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/K_ist_karakalpak_18/text2.htm
  36. 1 балл
    Желтые бороды это не признак однозначной европеоидности.
  37. 1 балл
  38. 1 балл
    И вообще, 14-16 вв каракалпаков в источниках нет нигде. Но они ведь, вдруг стали такими многочисленными и грозными, что за 12 дней разгромили войск Есима и Бахадура, объединившись под предводительством Абдал Гаффара. Это вопросы на которых нет ответа. Поэтому, китай-кипчаков я считаю теми же каракалпаками, что были и среди ногайцев, и среди узбеков. На худой конец есть официальный документ о том, что Ишим Мухаммед правил китай-кипчаками.
  39. 1 балл
    Еще к вопросу о многочисленности монгольских народов, языков, культур и стран. Еще один очень самобытный монгольский народ с собственной историей, языком, культурой - дагуры или дауры Маньчжурии, провинция АРВМ, КНР:
  40. 1 балл
  41. 1 балл
    Те два казахи, первый кажется башкирского происхождения
  42. 1 балл
    еще раз для труднопонимающим между человеком и Творцом нет посредников , в исламе(суниты) к Нему обращаются напрямую , не создают исскуственных посредников , также не просят у покоиников помощи итд , потому мертвый человек не поможет живому человеку , на того он мертвый , в исламе напротив живои человек может помочь мертвому человеку , прося у Творца простить грехи и проявить милосердие в Судный день , либо облегчить страдания в могиле все хватит оффтопить
  43. 1 балл
    Ненадо такие провокационные-вредные вещи писать. Пускай Монголия остануться монгольскими на веки веков. И тамошные казахи пусть не потеряет свою казахскость.
  44. 1 балл
    Татарлар. Адаево
  45. 1 балл
    Каймак. Т.е. сливки, которые остаются после сепарирования. Далее если долго взбалтывать эту массу получается масло. Я так понимаю.
  46. 1 балл
    Все возможно. И даже буддизм, я это читал у Григорьева.
  47. 1 балл
    Странно. По источникам найманы и аргыны напр плотно были связаны с Маверанахром. Не только они. Это до актабана еще.
  48. 1 балл
    Я думаю это потому, что казахи признавали торе изначально как частью своего народа и изначально избранными как "аксуйек" в то время как для других они были чужаками...
  49. 1 балл
    Я думаю близость эта тупо потому что мы как и буряты и алтайцы обрусевшие. Т.е. близость исключительно за счет схожего расового типа и русского языка.
  50. 1 балл
    Вообще правильно будет ұлы жузге қауға, орта жузге камча, киши жузге найза копье. Қалам перо придумали позднее бии всегда судили ногайкой камчой.