Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 11/16/19 in all areas

  1. 5 points
    Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»? Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыкской красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, - тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, - дочь калмыкского родоначальника. Остановимся на каждой из них... Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в свое время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жен и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека- хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим». У Есима-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана - калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своем толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты. Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришел к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка. Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была колонией Калмыкской орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года калмыкский хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыкский союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В.Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет. Родоначальник Лузан – первый калмык, вошедший в состав Крымского ханства. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев напал на Крымское ханство. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками. Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришел к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира. У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось 5 сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет. Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имет 12 жен. Семеро из них – калмычки. Самая известная из жен-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Калдана Серена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Калдан Серен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым и Камбар султаны. От Касыма продолжили род Саржан и Кенесары –султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошел ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости. Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр. Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыские битвы и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошел послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Калдан Серен дал ему титул «Тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери. Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только теща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большого количества казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр. У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И.Тевкелев в совем труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трех жузов». И.Ерофеева в своем труде «Хан Абулхаир» дает конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах». Как можно забыть многих калмыкских девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг - из казахов». История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодежной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений. Сайрагүл ТУРЖАНОВА, Магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х.Досмұxамедова
  2. 4 points
    Видел док фильм про заселение Юж Америки , монголоидные индейцы отнюдь не были первопоселенцами там , вначале с островов на плотах и лодках типа Кон -тики прибыли негроиды, но были уничтожены воинственными пришельцами с севера , которые двигались с севера , сухопутным путем - монголоидами.
  3. 3 points
    Мне это прекрасно известно. Сказано было для ясности в контексте дискуссии с buba-suba. Ничего личного, но вы вряд ли обладаете достаточной квалификацией, чтобы меня поучать. Просто факт. Вы как обычно ничего не поняли. Alee говорит о том, что русские пишут байки про то, что монголы узнали про ЧХ только от русских.
  4. 3 points
    В российских письменных источниках казахи наверное наиболее чаще всех номадов связываются с ЧХ и средневековыми монголами. Про память об Алан-гоа как минимум 2-4 источника привести можно, может и больше. По казахам не получится сочинять байки как к примеру про монголов "которые ничего не помнят про ЧХ и о своем великом прошлом, они это только от русских буквально вчера в 20 веке узнали об этом"
  5. 3 points
    Оплачены 7 Биг У кыргызов R1a
  6. 3 points
    Оплатил Биг У 2 2 узбекских кыпчаков
  7. 3 points
    Оплатил Биг У 2 томских татар
  8. 3 points
    Взял ДНК у трех мангытов и одного кенегеса
  9. 3 points
    Не знаю чем это обьяснить? Но что- то в этом есть, не читал про такое у других народов, возможно это чисто ойратское явление? Читал что в одной из последних битв с манджурами , ойраты в пылу, ярости боя срывали с себя куяки и бросались на врага , возможно уступая в численности понимали что победить уже невозможно, предпочитали смерть плену? Или клятва богатырей в эпосе Джангар : "... груди свои ОБНАЖИМ и вынем сердца, и за народ свою кровь отдадим до конца..."
  10. 2 points
    Я не про средневековые источники говорю, а про 18-19 веков - когда русские имели наиболее тесные контакты с казахами. Вот примеры: ВОЙСКОВОЙ СТАРШИНА МЯКУШИН. СЕКРЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК). http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Mjakusin/text1.htm Прежде, чем приступить к описанию экспедиции, я скажу несколько слов о грозном когда-то Монгольском племени, потомках Чингиз-хана, нынешних обитателях обширных степей Урала, Сибири и Туркестана — киргизами. С этими полудикими кочевыми народами, как известно, и шла у Уральских казаков целые столетия упорная, кровавая борьба - КРЮКОВ А. КИРГИЗСКИЙ НАБЕГ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Krjukov_A/kirg_nabeg.htm Но вот толпа Ордынцев вытянулась в длинный строй.… еще минута – раздались дикие крики, поднялось облако пыли, дрогнула земля – и строй бросился на нас, как стая бешеных собак на одинокого путника!... С нашей стороны грянули ружья – и Киргизцы ли утратили ту неукротимую храбрость, которая отличала предков их под знаменами Батыев и Тахтамышей, или мы встретили их с необыкновенною смелостию – только выстрелы наши удержали буйное стремление коней ордынских; но пули уже до них долетали. Вот зажужжала одна – и огромная серая лошадь присела от раны под своим всадником; вот другая влепилась в Ордынца: мы слышали самый шелест удара! Строй заколебался, рассыпался – и отступил. Мы вздохнули вольнее. Вот примеры того что я уже приводил на этом форуме: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/ Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Хотя и наша русская и общеевропейская история приучила нас называть монголами победоносные орды Чингисхана, тем не менее они никогда не были монголами, в строгом этнографическом смысле этого слова. Сарт и киргиз никогда не скажут, что Чингисхан был монгол. Для них он узбек, и ничего больше. Киргизы тоже не называют себя киргизами, а узбеками или казаками. Узбеки были — и турки-сельджуки, узбеки были — татары и ногаи, вероятно, также половцы, печенеги и многие другие народы, окружавшие с юга и востока юную Русь в древний период ее истории. П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868. СТР 83 https://play.google.com/store/books/details?id=rJNPAAAAcAAJ&rdid=book-rJNPAAAAcAAJ&rdot=1 Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, — говорили мне киргизы, — потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки — чего еще больше?!» — Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный. — Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь — все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [уз бийлярымыз бар]. — А сарты кто же такие? — спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами. — Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, — они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [ташкентец] или, еще проще, мусульман [мусульманин]. А спросите, как его зовут — Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, — ответит он, — я ташкентец — чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род.
  11. 2 points
    Ну, отморозок он был редкий, наряду с Хабаровым, но последний хоть не заставлял людей есть трупы. http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv12p5.htm Конечно, это исключительный случай, другие командиры вроде Дежнева или Атласова таким не занимались, но дауры, маньчжуры и китайцы были страшно перепуганы.
  12. 2 points
    Это расхождение с предками калмыков. Вы правильно подметили. С этого момента пошло обособление. Сейчас как бы заведено приписывать ту или иную гаплу какому либо народу. Наша с вами вышла с одной общности с нынешними эвенками. Возможно эвенки никуда и не выходили. Это пра-алтайские племена, которые там и проживали всегда.
  13. 2 points
  14. 2 points
    Т.е. вас амнистировать, а остальные недостойны? Хороший "мужской" подход...
  15. 2 points
    1) ҚОҢЫРАТ Арысы. Ураны «Жайылқан!». Тамғасы П (босаға). 1. Қыят тайпасы. Ураны «Арыўхан!» 1 Аққыят (Үштамғалы) топары. Тартыўлы, Таўшы, Оташы, Жығашы, Балықшы, Суўмурын, Бағлан, Уғлан, Үшүйли, Көпқыят, Қатқыят, Арыққыят, Өрқыят, Өркинқыят, Өгизқыят, Шегирқыят, Айқошқарқыят, Жанқошқарқыят, Керизқыят, Қарақозы, Аққозы, Даўлеталы, Темиралы, Көшен, Уранқыят, Досалы, Есалы, Добал, Қотырқыят, Жаманқыят, Қыранқыят, Қатағанқыят, Айбақ, Сайбақ, Уста, Зергер, Ақшора. 2 Қарақыят (Тарақлы) топары. Томаўыл, Кешиў, Бөденетай, Бөргелтай, Бөгежин, Абас, Көгетай, Бөкей, Алакөз, Шегиркөз, Тоғызақ, Тас, Шәўке, Жалтыршы, Жаўшы, Тоқтаўыл, Тақай, Қаржаў, Жалайыр, Атаўлы, Әлийли, Жайдары, Жаманбай, Барас, Усталы, Уялы, Ахунқараған. 3 Сарықыят (Балғалы) топары. Бозанжар, Қағынжар, Жудырық, Дарқан, Беспышақ, Етекши, Заңмурын, Хожақ, Қошқаралы, Мойнақ, Сарыша, Тоққыят, Хожақараған. 2. Ашамайлы тайпасы. Шоңтуқым, Шоратуқым, Бийтуқым, Байтуқым, Батыртуқым, Базартуқым, Қаратуқым, Қарахожа, Қабасан, Жалаңаяқ, Сақыў, Бесқойлы, Бесбала, Беке, Бекполат, Жапар, Яқыпшы, Бүйирли, қурама, Аққабасан, Қарақабасан, Әжек, Тәжек, Қара, Сары, Абыз, Ақай, Паңқара, Үшбас, Табасар, Бабасар, Жабасар, Намаз, Анақ, Кишибай, Бөкенбай, Жаманқара, Есен, Қудаберген, Тәмпиш, Ақназар, Жансары, Өтемис, Бәйбише, Тайпышақ, Қуланаяқ, Хожаназар, Сүйиндик, Төлес, Хош, Кеш, Еш. 3. Айыллы тайпасы. Қартлы, Жаслы, Өтемис, Төлемис, Абыс, Көбис, Өрис, Ерис. 4. Қолдаўлы тайпасы. Үлкенли, Кишили, Суўынбай, Кийикбай, Қоянбай, Маянбай, Жақсыбай, Жаманбай, Аманбай, Алыбай, Толыбай, Үлкенбөрик, Жанқораз, Қараша, Желқараған, Жийембет, Борай, Түпқараған, Томай, Елибай, Жаманаўыл, Хожай, Манақ, Қалмақ, Қаўыншы, Қарасыйрақ, Жарымбет, Қайыпқараған, Күлкихожақ, Сарытон, Қазыбек, Ийшанқараған, Бийқараған, Бескемпир, Әдил, Ерке, Майшышалы, Таз, Алаўкөз, Көкирек, Көнек, Қалқаман, Мүлкаман, Мәди (Жаманқоңырат), Жуқа, Қызылаяқ, Қыйра. 5. Сандаўлы тайпасы. 6. Қостамғалы тайпасы. Қазыжеген, Бужыжеген, Қарынжеген, Қартажеген, Жалжеген, Жанкелди, Ағабетли, Қарныжуўан, Қарақурсақ, Жаяжеген, Шыржеген, Сүржеген, Шыжықжеген, Қаспақжеген, Қурбан. 7. Қәндекли тайпасы. Ақкийик, Сыркийик, Ақполат, Тоқполат, Сайполат, Сағыр, Сарсаң, Қурама, Жары, Кийикши, Қырықсадақ, Жарымкөше. 8. Қайрақлы тайпасы. 9. Дарақлы тайпасы. 10. Қазанлы тайпасы. 11. Шөмишли тайпасы. 12. Балғалы тайпасы. Ақбалғалы, Тоқбалғалы, Нурбалғалы, Шоңбалғалы, Шойбалғалы, Қуўбалғалы, Тазбалғалы, Қосбалғалы, Есбалғалы, Сарыкөсе, Алдар, Түркменбалғалы, Шәник, Енлик, Жумақай, Тәңирберди, Сәтпан, Қараталшы, Арзықул, Бес. 13. Арбалы тайпасы. 14. Туғырлы тайпасы. Қарамойын, Қуўмойын, Аннахожа, Сабалақ, Көтелек, Қареке, Қарлымарал, Жортпас, Желкилдек, Бүлкилдек. 15. Оңтамғалы тайпасы. Қарасиңир. 16. Бақанлы тайпасы. Шәдияр. 17. Шәўжейли тайпасы. Байдияр. 18. Қанжығалы тайпасы. Төледияр, Аққойлы, Қарақойлы. 19. Бөгежели тайпасы. Қудияр. 20. Тобықлы тайпасы. Ердияр, Шынжигит, Шылжигит (Шылжыўыт). 21. Қазаяқлы тайпасы. Ханкелди, Жанкелди, Султанкелди, Ордакелди, Төрекелди, Шоракелди, Хажыкелди, Хожакелди, Мырзакелди, Еркелди, Байкелди, Бийкелди, Базаркелди, Бақкелди, Қолкелди, Жылкелди, Жақсыкелди, Оразкелди, Елкелди, Дәўлеткелди, Аманкелди, Есенкелди, Ескелди, Ырыскелди, Айкелди, Абызкелди, Қонақкелди, Қыдыркелди, Қоскелди, Доскелди, Шоңкелди, Соңкелди, Мырзан, Садақ, Устаман, Жүнли, Сәрдар, Әнетай, Жарымбет, Қаракөсе, Генжалы. 22. Тийекли тайпасы. Бегдияр, Әлибек, Айдарбек, Айтхожа, Андағул, Қанжар, Сарыкемпир, Тыңполат, Қазақы, Азынай, Бозай, Жумағул, Қарасақал. 23. Ергенекли тайпасы. Бердияр, Шайкөз. 24. Ишекли тайпасы. Өришекли, Пәсишекли, Кеңишекли, Таришекли. 25. Ырғақлы тайпасы. Ақтонлы, Көктонлы, Қаратонлы, Сарытонлы, Алатонлы, Келтетонлы, Атанай, Көкшапан, Байбуўра, Сарыатан, Ийжан, Он еки жаман. 26. Баймақлы тайпасы. Айыс, Үйес, Сасыбақ, Жақанай, Тоңмойын. 27. Байрақлы тайпасы. Уйғыр, Телим, Сиргели, Сабалақ, Байрам, Мәўлик, Туманай, Шийши. 28. Қарғалы тайпасы. Найман, Арықнайман, Толықнайман. 29. Сырғалы тайпасы. 30. Теристамғалы тайпасы. Жаннантуўған, Ханнантуўған, Байдантуўған, Бийдентуўған, Қазыдантуўған, Шердентуўған, Шешеннентуўған, Тоқтантуўған, Арықтантуўған, Шомақ, Сырмақ, Ханкелди, Байқараўшы, Бийқараған, Елшибай, Тоғай, Қурбан. 31. Теңтамғалы тайпасы. Еменалы, Семеналы, Дорбалы, Жорғалы, Түменалы, Түркпеналы, Ултан, Қутан, Қултай, Тазлар, Таўлылар, Тайлар. 2) ҚЫПШАҚ (Шақ) Арысы. Ураны «Тоқсаба!». Тамғасы │ (алп, әлип) 1. Жалаўлы тайпасы. Саңмурын, Туўбай, Ешкили, Қазмойын, Жалаңаяқ, Қуртқараған, Мыңнанқараған, Хапызқараған, Аққараған, Баққараған, Қарақараған, Сарықараған, Бозқараған, Ылаққараған, Қарамойын, Жуқа, Өлмес, Өзден. 2. Жылаўлы тайпасы. Естек, Маңқанай, Манай, Бессери, Асар. 3. Жығалы тайпасы. Қанжығалы, Танай, Инақ, Бөкеши, Жасық. 4. Жыланлы тайпасы. Шынақ, Қуланлы, Қоржынлы 5. Жабалы тайпасы. Басар, Қалдар, Жума, Тумарлы, Қызыл, Сона. 6. Жуўанлы тайпасы. Толыс, Айыўшы, Былтың, Қарылған, Қармыс, Туяқлы. 7. Байырлы тайпасы. Жабы (Ябы), Ирижабы, Майдажабы, Бағыжабы, Байжабы, Шамшыжабы, Шашлыжабы, Ниязжабы, Бекшикжабы, Өгизжабы, Шайқыжабы, Көккөзжабы, Шоқжабы,Тоғызжабы, Топжабы, Генжежабы, Көпжабы, Айрыжабы, Айлыжабы, Әлижабы, Жуўанжабы, Есжабы, Ебейжабы, Шығыржабы, Туғыржабы, Балғажабы, Балтажабы, Қылышжабы, Садақжабы, Байбақжабы, Қарғажабы, Уўақжабы. 8. Босағалы тайпасы. Арық, Ханқараған, Шалқараған, Қотырқараған. 9. Балталы тайпасы. Майлыбалта, Мәдияр (Мәден), Қара, Сары, Мадан, Асан, Жәдик, Байты, Елтон, Сәрке, Төлемис, Сымбыл, Қояншы, Қасқа, Сексен, Көзей, Қуўтелпек, Қыйра, Шылмойын, Шортан. 10. Бағаналы тайпасы. Жағал, Шағал. 11. Бесикли тайпасы. Жағалтай, Байсынлы, Суўсынлы, Қарлы, Жамғырлы, Шанышпай, Сәмбет, Пышақшы, Шегер, Елбөри, Жаўбөри, Сарытон, Жамантон. 12. Бестамғалы тайпасы. Салтыр, Бесбатыр, Аўызбекли, Шуўылған, Оразымбет, Орынбет, Сартымақ. 3) МҮЙТЕН (Мүйит, Митан, Мудун) Арысы. Ураны «Ақшолпан!». Тамғасы Ψ (шанышқы). 1. Айлар тайпасы. Үйсин, Байүйсин. 2. Байлар тайпасы. Тели, Кердерли, Айтели, Байтели, Жантели, Жабағы, Жандар, Тыңсары, Суўсары, Мәнтик, Жалпақбас, Жайынбас, Бөденебас, Бөргебас, Жарлығаш, кеўлимқош, Ырысберди, Бекберди, Аллаберди, Хақберди, Тәңирберди. 3. Алпылар тайпасы. Жуўантаяқ, Узынсыйрақ, Шақшақ, Бақшақ, Тентек, Тобаяқ, Наршақ, Жарышақ, Жаўбузар, Таўбузар, Елбақ, Қойбақ, Қозыбақ. 4. Абызлар тайпасы. Ақшайық, Қарашайық, Сарышайық, Ақбуўра, Көкбуўра. 5. Баршалар тайпасы. Кеңтанаў, Самат, Жекенсал, Барын, Ийтақ, Сазан, Бәйбишеқараған, Тоқалқараған, Баймурат, Жолан, Бекаў, Ақкиси, Қуўкиси, Әўез, Қосар, Жолмығай, Қосағайин, Үшағайин, Көпағайин. 4) МАҢҒЫТ (Мыңғат) Арысы. Ураны «Жаўлы-Шаўқай!» Тамғасы ƒ (қылыш). 1. Ақмаңғыт тайпасы. Бесуўыл, Балта, Ерназар, Саңғыл, Үркинши, Серкеш. 2. Қарамаңғыт тайпасы. Үшбас, Байқонды, Баўыршы, Тас, Қарақас. 3. Асмаңғыт тайпасы. Аннас, Барлас, Қоралас. 4. Қалқамаңғыт тайпасы. Қылқалы, Келкбатыр, Кермойын, Бесайғыр, Ғубидин, Әпербақан, Қуўан, Хожан, Тилеў. 5. Дәўмаңғыт тайпасы. Тиркеш. 6. Гәўмаңғыт тайпасы. Гәўлек. 7. Тоқмаңғыт тайпасы. 8. Шоқмаңғыт тайпасы. Қарасыйрақ. 9. Бекмаңғыт тайпасы. Қосар. 10. Бекшимаңғыт тайпасы. Мамықшы, Жетиқурт, Сарасан. 11. Өрмаңғыт тайпасы. Аршан. 12. Өрисмаңғыт тайпасы. Арқалық, Жаллық, Төслик, Қойлық, Таз. 13. Қатмаңғыт тайпасы. Қатаған, Қанқатаған, Жанқатаған, Санқатаған. 14. Татмаңғыт тайпасы. Татан. 15. Шүймаңғыт тайпасы. Шүйит, Нурлыбай, Сырлыбай, Жағал, Шуғыл, Жаманбай. 16. Шоймаңғыт тайпасы. Жаманша. 17. Гүрмаңғыт тайпасы. Тамғалы. 18. Ормаңғыт тайпасы. Оймаўыт, Қараоймаўыт, Сарыоймаўыт, Жийдели. 19. Есмаңғыт тайпасы. Тоңмойын, Дөрмен, Темирхожа, Ешбуға. 20. Есемаңғыт тайпасы. Есебай. 21. Телимаңғыт тайпасы. Телим, Телимың. 22. Теримаңғыт тайпасы. Көпсары, Сурпаз, Арсары, Бийсары. 23. Бурқытмаңғыт тайпасы. 24. Бүркитмаңғыт тайпасы. Бүркитли. 25. Қорқымаңғыт тайпасы. 26. Гүртмаңғыт тайпасы. Бөрили. 27. Түлкимаңғыт тайпасы. Түлкили. 28. Түрлимаңғыт тайпасы. Бозғыл, Қызыл, Бозтай. 29. Суўнамаңғыт тайпасы. 30. Уўақмаңғыт тайпасы. Түркпен. 5) ҚЫТАЙ (Қарақытай, Кидан, Қыятан, Қыйдан ямаса Қыятай) Арысы. Ураны «Уллытаў!». Тамғасы Ϙ (ожаў, шөмиш) 1. Қаңлы тайпасы. Уран. 1Аққаңлы топары. Ақылхожа, Сейитхожа, Ақбадырақ, Алтыортақ, Төртуўыл, Тоғызортақ, Жаранқаңлы, Жалаңқаңлы, Қуйысқансыз, Қызыл, Қаққаңлы, Тазақаңлы, Орманшы, Жылқышы, Қашыў, Бузаўшы, Бекшик, Бөке, Ылаққараған, Бақақараған, Қумырсқақараған, Бабатай, Қулатай, Булатай. 2Қарақаңлы топары. Қатқаңлы, Ашамайлы, Айтамғалы, Қолтамғалы, Жуўансанлы, Жуптамғалы, Елтамғалы, Жайтамғалы, Тарақлы, Орақлы, Шанышқылы, Ошақлы, Шөмишалы, Шөккишли, Арабалы, Арыслы. 3Сарықаңлы топары. Сырықлы, Сыйрақлы, Шартамғалы, Шапырашлы, Тобаяқлы, Туяқлы, Иргенекли, Пискекли, Ырғақлы, Туўтамғалы, Қосқаңлы, Қуйысқаңлы, Байбуўра. 2. Қайшылы тайпасы. Мүлкияр, Байполат, Қарабуўра, Жуўансан, Ақымбет, Бақы, Көтерехожа, Көрпе, Батыр, Қыдыр, Танамырза, Төре, Ешкили, Шөже, Бақылыхожа, Етпақ, Антахожа, Тоқа, Сасы, Өзтемир, Базар, Мәжек, Ғыжақ, Бийжек, Жаңбыршы, Жанқутлы, Байқутлы, Жолқутлы, Ияқутлы, Келдисүгир. 3. Қазаяқлы тайпасы. Теңхожа, Көлеген, Суўнақ, Сәбик, Хожақ, Күлик, Мырзақ, Ханкелди, Мамат, Аққара, Жолшора (Жолымбет суўпы), Хожақазаяқлы, Қылмойын, Қәлсен, Қараша, Бақа, Тама, Таңатар, Бекен, Байқараған, Бақсықараған, Көпуста, Көземши, Қалқа, Қуйық, Мырзай, Көккөз (Төленгит), Мергенқараған, Жумақай, Өтеген, Қудайберген, Жийенай (Жийенқул). 4. Қамшылы тайпасы. Жамғыршы, Жамантай, Айдар, Жайдар, Әлсейит, Саяқ, Ақсүйир, Аралбай, Сарыпостын, Қыйра, Батырсаяқ, Назарсаяқ, Кешиў, Көки, Мамай, Қайыпберди, Бесаңғал, Буйдалы, Тилуўқусшы, Қарт, Өгизбайшы, Бәйбише, Халмурат. 5. Қылышлы тайпасы. Өрис, Көбес, Бессары, Бексыйық, Қойлы, Жүнли, Қарлы, Жарылы, Байлы, Қуўандық, Есиркеп, Талтай, Сүйиндик, Масай, Зергер, Қуўжақ, Қылжақ, Шығыршы, Бекиреши, Бердихожа, Есенхожа, Қурбанхожа, Сарай, Берден, Қултай, Қулымбет, Жылкелди, Султанбет, Генжек, Сегизек, Азына, Тоғызақ. 6. Қырқарлы тайпасы. Алтынбас, Буғыбас, Төлей, Инекей, Жийеней, Буғылы (Бағлықытай), Нарбийке, Көселер, Устаман, Қарабас (Қара батыр), Сарыбас (Сары сәрдар), Абыл, Ағыс, Шуўылдақ, Шүкир, Төсбойы, Сегиз, Аллай, Алақай, Қазақай. 7. Қанжарлы тайпасы. Теңей, Меңей, Қудайке, Тәңке, Анна, Қуйын, Әйтеке, Шериўши, Булғақ, Қошқаралы, Кепе, Келе, Төбет, Тайлақ, Өжек, Көшек, Тайкелтир, Бесқой, Елтезер, Әлимбет, Қосаман, Мәмбет, Аққошқар, Байқошқар, Жанқошқар, Қырыққарақлы, Баўбек, Таўық, Топпы, Көкбөри, Гөжек, Есенкелди, Елиўбай, Өтепберди, Тилеў. 8. Қазықлы тайпасы. Мәнжыўлы, Әжиўли, Ақмәнжиўли, Қарамәнжиўли, Сарымәнжиўли, Екишыйық, Алтыран, Отаршы, Бесқассап, Қарашыйық, Ақшыйық. 9. Қырықтамғалы тайпасы. Қырықлар, Қырықжүз, Мыңжүз, Мыңыя, Мыңтүмен, Шубыртпалы, Қылышшы, Баўырқараған, Уяс, Шуўылдақ, Қазақы. 6) КЕНЕГЕС (Кенгерес) Арысы. Ураны «Естерек!». Тамғасы + (атанақ) 1. Әлипли тайпасы. Көгис, Нөкис, Кеңес, Кийет, Алтынпышақ, Бозақ, Жалыр, Жайпар, Көптир, Тама, Байулы, Баймақ, Месит, Жаманжақ. 2. Сүңгили тайпасы. Араншы, Абақ, Ақтоғын, Ашақ, Аннақул, Абас, Сейтимбет, Сүйин, Нанжемес, Көшер, Тәжекқара, Өсер, Қулман, Жуўас, Қарға, Бестаз, Даўлет. 3. Сүйменли тайпасы. Өмир, Мынжыр, Добал, Шонды, Жетиқара, Ақпышақ, Жел, Өтемис, Аққатынқараған, Қарақатынқараған, Сарықатынқараған. 4. Сүргили тайпасы. Тарақлы, Жарақлы. 5. Керегели тайпасы. Домбазақ, Назар, Қарабуға, Есшора, Жанайдар, Жалдар. 6. Көптамғалы тайпасы. Усақ, Узақ, Келес, Кирейли.
  16. 2 points
    Голландцев в Индонезии вроде местные не считали людьми, а почитали за диких зверей, и это 19в, читал про такое.А про португалов в Гоа говорили типа : хорошо что их мало как тигров, иначе люди бы не выжили.
  17. 2 points
    Выходит, клич "Джеронимо!!!" должен стать боевым кличем ойратов, а не янки Mitakuye Oyasin! (Мы все - одной крови!) - лакота (сиу) Мы все - одной крови! Мы все - одной крови!
  18. 2 points
    АДРЕНАЛИН! " Практически всем известно понятие «адреналин» как гормон страха, стресса, зашкаливающих эмоций. Почему так происходит при попадании этого вещества в кровь? Каков механизм действия адреналина? Гормон вырабатывается мозговым веществом надпочечников и относится к группе нейромедиаторов. " " Гормон действует на организм человека очень быстро, потому что передает информацию с помощью нервных клеток.Все ткани в теле человека имеют адренорецепторы (особые клетки, чувствительные к этому веществу). Гормон обеспечивает быстрые реакции организма, которые чаще всего необходимы в стрессовой ситуации, и мобилизует весь организм, чтобы дать немедленный ответ на агрессивное воздействие среды. " "Направленное действие адреналина на организм связано с подготовкой ответной единовременной реакции всех систем органов для обеспечения защитной реакции в стрессовой ситуации: происходит резкое сужение кровеносных сосудов; повышается артериальное давление; ускоряется работа сердечной мышцы; мышцы легких расслабляются, чтобы обеспечить беспрепятственное попадание большого количества воздуха (это необходимо для ускорения выработки большого количества энергии); в крови повышается уровень глюкозы, которая запускает процессы синтеза АТФ; активно распадаются органические вещества для повышения уровня метаболических процессов."https://gormonal.ru/adrenalin/mehanizm-deystviya-gormona Так что, Вы абсолютно здоровы, и реакции у Вас правильные!
  19. 2 points
    " Ученый Сеппо Тюсанен пишет, что между андскими аймара с кечуа и евразийскими языками обнаружены также следующие соответствия: 250-270 общих слов с финнским, много слов с другими уральскими (эстонским и саамским), а также индо-европейскими (германскими, арийскими, армянским), тунгусо-манчжурскими. " "Кроме грамматических сходств алтайских языков с южноиндейскими кечуа и аймара, наблюдаются также лексические сходства как с североиндейскими языками сиу (дакота, лакота), так и центральноиндейскими ацтекским и майя. Возможно, это говорит о бореально-америндских контактах - связях индейских языков с индо-урало-сибиро-алтайскими. " http://www.garshin.ru/linguistics/languages/amerindian/new-old-worlds.html Судя по исследованиям, сходство прослеживается с целой языковой семьей, а не только с одной из групп этой семьи. А вот следующее утверждение, по-моему, чистый вымысел с целью притянуть за уши к желательному результату: "Бразильский ученый Любомир Зефиров обнаружил в инкском языке около 170 чувашских, а в чувашском языке - около 120 инкских слов... Название реки Амазонка произошло от словосочетания «Ама су» («Ама шыв») - «Мать рек». По тюркски - так же... " (тот же сайт) Ну, во-первых, чувашский язык подвергся немалым воздействиям в период завоевания со стороны кыпчаков, во-вторых, древность чувашей не настолько древняя, чтобы они каким то образом участвовали в миграции предков индейцев на американскую землю. Про внешнее сходство инков, судя по сохранившимся изображениям, и чувашей - вообще говорить не приходится, а должно же было хоть что-нибудь сохраниться от общего народа предка. Хотя общность пра-пра-языка, возможно, и есть. Ну, и наконец, название реки Амазонка никакого отношения не имеет ни к каким тюркским языкам, а по имеющимся документальным свидетельствам, было присвоено реке неким Орельяной, которому померещились женщины- воительницы на берегах этой реки, а может он принял за них обнаженных длинноволосыхи безбородых индейцев. "24 июня 1542 года на одной из стоянок отряд Орельяна подвергся нападению местных индейцев. По свидетельству монаха Карвахаля, участвовавшего в экспедиции: Битва, здесь происшедшая, была не на жизнь, а на смерть, ибо индейцы перемешались с испанцами и оборонялись на диво мужественно… Мы увидели воочию, что в бою они сражаются впереди всех и являются для оных чем-то вроде предводителей… Сии жены весьма высокого роста и белокожи, волосы у них очень длинные, заплетены и обернуты вокруг головы. Они очень сильны, а ходят почти нагие — только прикрывают стыд. В руках у них лук и стрелы, и в бою они не уступают доброму десятку индейцев, и многие из них — я видел это воочию — выпустили по одной из наших бригантин целую охапку стрел… — Повествование о новооткрытии достославной Великой реки Амазонок" (ВИКИ) Франсиско де Орельяна (исп. Francisco de Orellana, 1505 или 1511, Трухильо — 1546) — иcпанский путешественник и конкистадор (аделантадо), первооткрыватель Амазонки, первым из европейцев проплывший по всей её длине. Вообще, посмотрите материал по указанной ссылке www.garshin.ru/linguistics/languages/amerindian/new-old-worlds.html там очень много ссылок на статьи о родстве языков Евразии и Америки.
  20. 2 points
    Амнистия это хорошо, но если будет рецидив то можно банить безжалостно. Тут уж никаких вопросов. Я предложил 12 голосов, где может быть ничья, которая оставит решение администрации без изменения. Я пытаюсь и Вам помочь, понимая, что и Вам трудно принять какие-либо решения. В любой организации есть товарищеские суды, где рядовые сотрудники оказывают помощь своему руководству в решении очень даже спорных вопросов. А случай с АКБ, на мой взгляд спорный, так как и его порядком провоцируют. Поэтому, было бы лучше, если для начала узнаем мнения самих юзеров, если конечно, Вы не против.
  21. 2 points
    его творение у нас, в Астане:
  22. 2 points
  23. 2 points
    У западных бурят бубны не используются. Есть псевдошаманы, использующие атрибуты шаманов других народов, зарабатывающие деньги выступлением перед туристами.
  24. 2 points
    Это - высокая мотивация, а не безумие. "Со щитом или на щите". Понятие чести и героической гибели в бою - для многих народов понятия тождественные. Но в этом нет гротеска или безумия. И эти люди - не вели себя, как рядовые бандиты в быту. Вот еще из этой же серии... "Регалиями Бешеных Псов кроу также был шлейф. На одном конце его делалась прорезь, через которую шлейф надевали на шею, а второй конец во время боя стрелой или другим острым предметом пригвождался к земле. " - понятно, чтобы не отступать в бою. " Если Волк погибал в бою, а его побратимы-Волки спасались от смерти, вместо того чтобы остаться и умереть, они должны были в одиночестве скитаться по пустыням или уйти к другому племени, где не было родственников погибшего. " " Если человек становился Бешеным Псом и не погибал, то делался объектом для насмешек. Всю последующую жизнь соплеменники смотрели на оставшегося в живых Бешеного Пса с презрением. "https://mybook.ru/author/yurij-stukalin/voennoe-delo-indejcev-dikogo-zapada-samaya-polnaya/read/?page=24 Бешеными Псами становились по разным причинам, иногда даже из-за драмы в личной жизни. Главное, становясь Бешеным Псом - воин давал обещание умереть в бою, понятно, в случае победы этот момент откладывался на время. Здесь тоже пример героизма и жертвенности, но не безумства. Это намного ближе к традиции ойратов.
  25. 2 points
    Не отвечаю на ваш вопрос, но переиначиваю. Мой рейтинг народов которые больше всех имеют прав на наследие МИ по десятибалльной шкале(где десять точное и абсолютное повторение/преемственность культуры и "генетического материала") 1. Халхи(+буряты) -- 7.5 баллов 2. Монголы АРВМ -- 7.0 баллов 3. Калмыки(в РК и Синьцзяне) -- 6 баллов (не учитывая значение нынешней ассимиляции русскими и утери языка калмыками в РК) 4. Тувинцы -- 5.5 баллов 5. Казахи -- 5 баллов