справка 086 для поступления в вуз

All Activity

This stream auto-updates     

  1. Past hour
  2. Тут пожалуй соглашусь, казахи конечно имеют право на Чингисхана, Джучи, Батыя и др,: но конечно не больше самих монголов, и то только по праву крови, на мой взгляд культурная составляющая - как язык и самосознание важнее крови,: а по этим признакам, ( половецкому языку и обычаям ) , вы думаю понимаете чьими потомками являетесь.Иначе и украинцы со старкластером могут претендовать на наследие МИ.
  3. как раз Шойгу и вдохновил. Только я думала он тувинец (или я не понимаю разницу?). Очень искренне желаю Калмыкии стать богаче, всего-то для этого и нужно перевести в Элисту финансовые структуры РФ (главные). И так же искренне желаю не уподобляться Москве.
  4. Today
  5. asan-kaygy

    Каракалпаки

    Интересная научная проблема
  6. Kamal

    Каракалпаки

    Да, именно под вопросом. Р. Темиргалиев указывает численность всех каракалпаков начала 18 века в 60-80 тысяч душ, но неизвестно откуда такая информация. По сведениям из письма Кучук ходжы от 1758 года, только Верхние каракалпаки (возможно вместе со Средними) указаны в 60 тысяч и 6 городов. Это с учетом того, что это только часть всех каракалпаков того периода, плюс еще нападение джунгар в 20-ых годах, гибель и бегства от них части каракалпакских племен, даже уход некоторых каракалпаков к казахам и в Бухару. Тем не менее у Шайбак хана на момент 1742 года числится 20 тысяч дворов (около 100 тысяч человек). У Нижних свои цифры и принимая во внимание те сведения, что у них 40 тысяч войск, то их тоже не меньше 40 тысяч дворов. Плюс еще отдельные группы у Абулхаира и Семеке. Поэтому, 60-80 тысяч к началу 18 века по Темиргалиеву скорее всего догадка, исходящая от численности правобережных каракалпаков (около 100 тысяч человек) на момент 1897 года. Каракалпаки, начиная с 1723 года по 1926 год (в течение 200 лет) никак не могли достигать рекордных демографических показателей из-за постоянных войн, плюс к этому половина простого народа погибла при переходе через пустыню в конце 18 века, а военные все время вели войну, погибали, попадали в плен, проданы в рабство. И вообще, Абулхаир нападал на Нижних каракалпаков совместно с Аблай ханом, скорее всего они знали о численности каракалпакских войск. Да и башкирские сведения "о большой каракалпакской силе в 40 тысяч, идущей к ним на помощь" тоже как-то правдоподобно, к сожалению этих сил каракалпаки не посылали к ним. Одним словом, надо изучать, народ не просто так сохранил в памяти, что с начала вторжения джунгар каракалпаки потеряли 9/10 часть своего населения, а по факту так и получается - Верхние и Средние в последующем растворились в среде соседних народов, а Нижние были фактически истреблены другими соседями.
  7. цеванрабдан

    Ойраты, Джунгары, Калмыки

    не евроориентация в постсоветской формулировке системы лайбери вализ, а европоориентированность в системе вечных ценностей калмыцкого народа. москва для нас тоже европа. и мысль в слух, по большому счету, для нашей ментальности нет особой разницы между райской жизнью в лондоне или в москве. по-ходу, джунгара ( Шойгу) вам недостаточно.) ну что же, будет вам этнический калмык в верхних эшелонах исполнительной власти РФ! может даже и скоро, но это не точно
  8. Жужане не подходят к нирунам из за их гг Q, N , вам об этом писал
  9. Татарское государство на юге находится в соседстве с племенами цзю , а слева и справа с ша-то и другими племенами
  10. Turkmen Aday

    Казахские жузы

    Где расположен Эргене кон?
  11. buba-suba

    Каракорум

    В многих источниках сообщается что город Имиль построил Гуюк-хан, сын Угедэя. И не в долине реки Эмель, а южнее или юго-западней Алаколя, возможно не более дня пути от озера. Имиль в то время не долина реки Эмель, а гораздо больше. В т.ч. Кайлак входил в эту территорию. Современный нац.парк "Алтан Эмель" - тому подтверждение. Так что Карпини здесь ошибался. Или Вы подкорректировали цитату? Вообще-то Угэдей мог только начать, а сын - построить. Но ПОСТРОИЛ город Имиль Гуюк-хан (по вашему - кара-китай Кен-хан) В каких источниках упоминается, что Угедэй построил ТОЛЬКО ОДИН город? Или это из Вашей сказки?
  12. Здравствуйте. Я живу в Оренбурге. Давно интересуюсь Тенгри и шаманизмом. Напишите пожалуйста, есть ли недалеко от Оренбурга люди, лечащие шаманскими обрядами? Благодарен за ответы.
  13. Так и написал бы: каракитаев, а не киданей. Кидани - Приморье.
  14. asan-kaygy

    Каракалпаки

    Чиссленность каракалпаков хороший научный вопрос
  15. buba-suba

    Казахские жузы

    Обратите внимание! Кереиты занимали середину степи, но потом переселились за Алтай --- Здесь речь идет не о Восточном Казахстане и Западном Китае!!! "наполнил всю восточную страну," --- Речь о Монголии, Внешней, Внутренней и Северной, где кереиты занимали лидирующие позиции. --- СЕРЕДИНА СТЕПИ.
  16. buba-suba

    Казахские жузы

    Здесь речь о жужанях, 5-7 века, аланы ушли гораздо раньше ЧХ. Времена Татар-хана жужаней и его брата-близнеца Мунгл-хана /Могулл-хана/ Из-за разного произношения его потомков называют то мунглами (монголами), то могулами (моголами), Абулгази писал, какое произношение правильней. Огуз-хан - времен Жужаньского каганата, когда древние уйгуры были ещё монголоязычными, сам Огуз-хан, из правящего племени из ветви сяньби, поднял восстание, его поддержали тюркоязычные племена. (ближе к 7 веку?) Примерно в это время монголы Киян и Нукуз ушли в Эргунэ-кон. Татары остались. В этом источнике охвачен очень большой промежуток времени, попробуйте рассортировать по векам.
  17. Kamal

    Каракалпаки

    В документах начала 1740-ых годов есть сведения, что Нижние каракалпаки могут собрать 40 тысяч войск. Но в письмах каракалпакских ханов этого периода нет точной численности всех Нижних каракалпаков, а в разных письмах есть разные цифры, в том числе и 40 тысяч, но не понятно - дворов или душ?! Есть другой документ этого периода, где у Шайбак хана под владением указаны 20 тысяч дворов, у Каип хана - 10 тысяч, и у Убейдуллы султана - тоже 10 тысяч. Из них Шайбак хан правил Средними каракалпаками (китай-кипчаки), Каип хан - Нижними каракалпаками, называемыми морскими, Убейдулла султан - каракалпаками конратского племени. Помимо этих владений в этот период были еще Верхние каракалпаки в подданстве Султан Мурата, а также аральские каракалпаки под руководством Урускул хана, но их численность нигде не указана. Но, известно, что Шайбак хан и Султан Мурат российское подданство не принимали, они оставались в подданстве джунгар до самой ликвидации ДХ цинской армией, а вот, Каип хан, Урускул хан и Убейдулла султан приняли русское подданство. Поэтому, думаю, 40 тысяч войск, имеющихся у Нижних каракалпаков вполне реальная цифра. Стало быть, общая численность Нижних каракалпаков не меньше 200-250 тысяч должно быть.
  18. Ув Цеванрабдан, возможно, для Вас это будет удивительным, но я, как и многие, считаю ВИЛ одним из величайших политиков в истории человечества. Я не спорю насчет того, что многое в его деяниях было трагическим или спорным. Просто, давать оценку всему, что он сделал должны люди, соответствующие ему по масштабу. Для нас всех он был в относительно недавнем прошлом, поэтому до сих пор живы довольно близкие потомки как его единомышленников, так и его врагов. А это делает возможным рассматривать ВИЛ для многих, как "врага семьи", с которым очень хочется поквитаться, пусть даже 100 лет спустя. Простите за аналогию, но примерно так же могли рассуждать о Батые или ЧХ внуки и правнуки тех, кто все потерял при их появлении, даже если они этого заслуживали. Время все стирает, и взгляд на плюсы и минусы выдающихся людей становится более объективным. Посмотрите, как чтят сегодня Петра I, хотя большего самодура и жестокого человека в истории России трудно найти. Та же история с Владимиром, который Ясно Солнышко - все возможные и невозможные грехи были ему присущи. А сейчас он канонизирован. Не зря сейчас многие, я не говорю об ув. АКБ, он страдал очень сильно, судя по его репликам, повторю, многие вспоминают хорошее в истории СССР, сравнивая то время с настоящим. Это не только тоска по молодости... просто не надо верить в рассказы о том, как счастливо жили простые люди в своем большинстве накануне революции. Даже если взять рождаемость в России, которая была одной из самых высоких в Европе, это перекрывалось детской смертностью, тоже самой высокой. Конечно, сейчас рисуется "лубочная" картинка народного счастья. Я уже не говорю о грамотности и равенстве прав. Простите за политинформацию, я не очень верю в разговоры политиков или журналистов, зато есть достаточное количество литературы и документальной и художественной, написанной в те годы, по которым Вы можете составить реальную картину прошлого. Ведь писали эти произведения современники событий и читали их тоже современники. так что там вранье бы не прошло. И еше нескромный вопрос - а зачем Вам евроориентация? Вы знаете, что будет с Европой через лет 100? или Вы уверены, что рассказы о райской жизни на Западе - чистая правда? Кому то нравится, а кому то и нет. Я и про местных и про иммигрантов на западе. Кто с деньгами - тем везде хорошо. Так что, от меня лично, как от человека, чьи предки были из рабочих и крестьян, СПАСИБО за Ленина, развивайте свою Республику, не теряя самобытность. Ну и хотелось бы, чтоб среди калмыков появилась яркая личность, которая займет должное место в верхних эшелонах власти в РФ.
  19. https://www.thoughtco.com/black-death-in-asia-bubonic-plague-195144
  20. https://www.thoughtco.com/black-death-in-asia-bubonic-plague-195144
  21. Steppe Man

    Халха-Монголы

    При всей важности этой недолгой империи, вы ожидаете, что история станет известной. И все же есть много удивительных фактов, в том числе: Мать Чингиса была христианкой, и он был приемным сыном христианского короля. Чингис потерпел поражение в некоторых ранних битвах - он не был непобедим. Чингис убил своего сводного брата. Чингис не покорил весь Китай; это был его внук Кублай, который выполнил задачу. Ничего не известно о его жизни за период 1187-95. Большая часть завоеванной территории была добавлена после смерти Чингиса в 1227 году его потомками. Родина монголов находилась не на плоских равнинах пустыни Гоби, а в районе гор и рек на крайнем северо-востоке Монголии. Чингис был похоронен с маленькой помпой в безымянной могиле рядом с местом его рождения. https://www.chinasage.info/mongol-conquest.htm
  22. Некоторые сведения об Аральских владениях в книге "Археология Приаралья", Выпуск 7. https://www.academia.edu/6050002/Ягодин_В.Н._Хожаниязов_Г.Х._Амиров_Ш._Бендезу-Сармиенто_Х._Искандерова_А.Д._Комплекс_археологических_объектов_на_возвышенности_Крантау С конца XVI– начала XVII вв. наступает новый этап истории Арала. Основной сток Амударьи осуществлялся через Приаральскую дельту, по старому, так наз. “Кердерскому” руслу. Обводнялась после запустения в конце XIV–первой половины ХVI в. вся территория Приаральской дельты р. Амударьи, хотя отмечаются периодические прорывы амударьинских вод в Сарыкамыш. Письменные источники позволяют довольно точно определить прекращение стока Амударьи в Сарыкамыш и ее поворот в сторону Арала последней четвертью XVI в. В.В.Бартольд указал на то, что хивинский хан – историк Абулгази относит это событие к 986/1578 г. Факт изменения течения реки Амударьи отметил в 1582 г. османский автор [Бартольд, 1965 в, с.176]. Для данного этапа характерны высокие уровни Арала. Эта ситуация сохраняется до начала 60 гг. XX в., когда начинает развиваться современный Аральский кризис. Следствием всего этого стало стремление расселявшихся здесь каракалпаков к переселению на вновь обводненные земли в Приаральской дельте р.Амударьи. Её новое заселение, связанное в значительной степени с каракалпаками, происходит с начала XVII в., а может быть и несколько ранее и памятником этого периода на Южном холме Крантау является могильник Калмак-кала (АО-2). После нового обводнения в Приаральской дельте начинаются работы по строительству ирригационных систем. В 1602 году Араб Мухаммед хан (отец Абулгази хана) выше Токтау проводит канал до Кунграда. В то же время перестает обводняться Дарьялык в Присарыкамышской дельте Амударьи, и население из этих районов переселяется в более Южные части оазиса [Вайнберг, 1999, с.59]. Из-за маловодья в районе Гурганджа резиденция хакима города была временно перенесена на левый берег Амударьи, в местность, расположенную напротив Ток-калы, по всей вероятности в район старого Ходжейли [Гулямов, 1957, с.192]. В это время Приаральская дельта становится пристанищем некоторых царевичей — детей Араб Мухаммеда, в междоусобных войнах боровшихся за хивинский трон. Один из претендентов на хивинский трон Хабаш султан в течение некоторого времени (1622 г.) располагался недалеко от Крантау на возвышенности Токтау. Все перечисленные события свидетельствуют о том, что уже в конце XVI–начале XVII вв. жизнь в районе Крантау возобновляется. Именно в это время на базе средневекового некрополя начинает складываться каракалпакский некрополь Калмак-кала, использовавшийся до XIX в. Каракалпаки в XVI-начале XVII вв. занимали необычайно разбросанную территорию.Один из центров каракалпаков этого периода находился на Сырдарье, а другой продолжал еще оставаться значительно далее на северо-запад, по-видимому, между верховьями Яйка и Эмбы [Иванов, 1935, с.41]. Часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха, по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Аккалы (Адак) [Бердах, 1950, с.212; Тлеумуратов, 1968, с.8-10; Есбергенов, 1982, с.59; Толстова,1984, с.115-120; Бижанов, Хожаниязов, 2003,с.55-57]. Однако значительная часть каракалпаков в XVI-XVII вв. располагалась в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи, в области, которая по каракалпакской народной традиции называлась «Туркестаном». Здесь, как было установлено академиком Б.Ахмедовым, в 1578-1582 гг. каракалпаки под своим современным именем принимают участие в политической борьбе в Бухарском ханстве [Ахмедов, 1985, с.65]. Каракалпаки в 1598., как особая народность, жившая в окрестностях города Сыгнак, фигурируют в грамоте бухарского хана Абдуллы (1583-1598) [Иванов, 1935, с.33-35]. В конце XVI-начале XVII вв., в связи с усыханием Присарыкамышской дельты и упадком значения Ургенча и Вазира возрастает значение Приаралья и собственно дельты Амударьи, которая вновь обводняется после средневекового Аральского кризиса. Каракалпаки возвращаются на земли своих предков. Полагают, что расселение каракалпаков на территории Приаральской дельты Амударьи происходило в три этапа: XVI, XVII и XVIII вв. и, согласно «Шежире» Бердаха, одна из основных групп сырдарьинских каракалпаков переселилась в низовья Амударьи в XVI в. [Есбергенов, Хошниязов, 1988, с.61-62]. По данным исторического фольклора, в XVI-XVII вв. переселяются в правобережные районы Амударьи также Куня-Ургенчские каракалпаки [Есбергенов, 1982, с.59]. В местности Арал, на берегу Аральского моря собираются три тысячи узбекских семейств, сходившихся туда в разное время: конграт, кыпчак, канглы и мангыт, которые затем стали именоваться «аральскими» [Задыхина,1952, с.325]. В результате в первой половине XVII в. в Южном Приаралье было образовано государственное объединение “ Аральское владение”. Время образования владения датируется 1625 г. [Задыхина, 1952, с.324-325; Есбергенов, 1995, с.25]. Его население –каракалпаки и узбеки — были тесно связаны с соседними народами [Узбекистоннинг янги тарихи, 2000, с.27]. Правители Аральского владения вступили в тесную связь с суфийским орденом Яссави, пользовавшимся большим влиянием среди населения северного Хорезма. Пытаясь придать движению аральцев в известной мере религиозный характер и подчеркнуть свою преемственность от Суфи –старейшей кунградской династии правителей Хорезма (Хусейн суфи,Юсуф суфи, Ак суфии и др.), Торемурад принял титул суфии [Андрианов, 1958, с.70-71]. Аральское владение по свидетельству Гладышева и Муравина, в 1741г. занимало достаточно большую территорию. Аральцы жили вблизи Аральского моря, около реки Уллыдарьи по обе её стороны, от самого устья вверх: по правую сторону до речки Кулабий, а по левую – до Биштюбя [Поездка.., 1851, с.72]. Граница между Хивинским ханством и Аральским владением на левом берегу Амударьи проходила между Гурленом и Мангитом. В народе эту территорию издавна называют “Майли шенгел” [Юсупов, 1993, с.79-92]. “Майли шенгел”, как пограничный район каракалпаков с Хивинским ханством отражен в трудах каракалпакского классика Бердаха Каргабай улы [Бердах,1950, с.251].Эта территория рассматривается как пограничный район Бланкеннагелем (1794 г.). Перечисляя города Приаралья, первым пунктом Хивинского владения на северной границе он называет Гурлен, расположенный в 20 верстах от Мангита [Григорьев, 1861, с.14]. К концу XVII в. в Арале, как и в Южном Хорезме,наблюдается широкое освоение земельных участков и постепенное оседание каракалпаков и аральских узбеков на землях, расположенных по естественным протокам и искусственным каналам. Сооружаются магистральные каналы, как, например, Эшим (Исим на картах). К середине XVIII в. территории Приаральской дельты мы видим целую серию систем земледельческих оазисов, заселенных аральскими узбеками и каракалпаками, с центрами в Ак-Якыш на Даукаре и Шахтемир и Мангит – в средней части дельты. В 1747-1810 гг. территория Аральского владения расширяется к востоку до средней и нижней дельты Сырдарьи. Население располагавшееся между Нижней дельтой Амударьи и Жанадарьей, называлось “Каракалпак ели”, образуя единое Аральское ханство [Камалов, 2001, с.26]. Абулгази, чтобы урегулировать отношения между узбекскими племенами и положить конец борьбе четырех враждовавших здесь племен (уйгуры-найманы, канглы-кыпчак, конграты-кияты, нукузы-мангыты), разделил большинство важнейших государственных должностей и званий между ними. Звания имели 4 представителя (по одному от каждого племени). В четыре крупных племенных объединениях узбеков было влито 14 мелких родов, так называемых «он торт уруг». В это время в Аральском владении, как свидетельствуют источники, были четыре тюби (мангитского рода, Кунградского рода, кипчакского рода и хожаэлинского рода, в них 32 рода). Наиболее мощные роды (Нукуз, Кият, Мангит, Кунград и др.) имели крепости и 2города: 1. Мангутского рода город Шахтемир; 2. Кунградского рода, возможно, город, Арал (Г.Х.); 3. Кипчакского рода; 4. Хожаэлинского рода [Поездка..,1861, с.20]. Деление каракалпаков на две части – арыс отражалось и на их расселении в Аральском владении. Арыс он торт уруг располагался на правом берегу, в бассейне протока (позже —канала) Кегейли на территории нынешних Чимбайского, Кегейлийского и Нукусского районов Республики Каракалпакстан.Племена и роды арыса конграт были сосредоточены в северной части дельты, на землях, прилегающих к Аральскому морю (бывшие волости Ишмская, Таллыкская, Наупырская, Кокузякская), а также на левом берегу Амударьи, в нынешних Муйнакском, Кунградском и Ходжейлийском районах Республики Каракалпакстан [Жданко,1952, с.507-515]. Что касается названия “ Арал”, то по этому поводу существует почти единое мнение. Так, В.Лохтин, ссылаясь на Абулгази, отметил, что место впадения реки получило название “Арал” в 1575 г.[Лохтин, 1879, с.48]. В.В.Бартольд считает, что Аралом первоначально называлась дельта реки и уже отсюда море, в которое впадала река, получило название Аральского [Бартольд, 1965, с.89]. Однако Арал, как населенный пункт, упоминается в связи с событием “Хорасанского мятежа” в 1628 г. [МИТТ, 1938, с.102-106]. В материалах посольства Флорио Беневени в 1725 г.отмечается, что в Арале и Хиве находятся 1500 русских пленников [Ахмедов, 1985, с.214]. На карте капитана Дубровина, составленной в 1729 г., указывается город Арал в провинции Аральский [Задыхина, 1952, с.325]. Муравин, побывавший в 1741 г. в Приаралье, упоминает об Аральском городке [Поездка..., 1851,с.2]. Самарский купец Рукавкин, проехавший по Средней Азии в 1753 г., утверждает, что у араллинцев есть городок, называемый Аралом. Город Арал,расположенный на берегу Аральского моря, упоминается в хивинских письменных источниках, в числе таких древних и средневековых городов Хорезма, как Ургенч, Кят, Вазир, Ианги Шахар, Тирсак, Питняк, Гандумкан, Хазарасп, согласно которым несколько раз разрушался, одно из них произошло во времена Абулгазихана (1644-1663 — Г.Х.)[Ахмедов, 1985, с.122-124]. Таким образом, первоначально “Аралом” назывался остров, а затем населенный пункт, возможно город, который был построен на этой территории. Название “Арал” – это топоним. Григорьев прав, полагая, что никакого “Аральского народа” или“Араллинцев” в этнографическом смысле никогда не было, а назывались так узбеки, поселившиеся в низовьях Амударьи, около Аральского моря, и составлявшие вместе с каракалпаками в разное время отдельное от Хивы владение, главным городом которого был Кунград [Григорьев, 1861, с.11] и Шахтемир. Не исключено, что город Арал находился на месте нынешнего старого Кунграда [Задыхина,1952, с.325]. В настоящее время известны имена нескольких правителей Аральского владения, одним из которых первым был Абулгази Бахадыр хан. Его “коронация”, как правителя Аральского владения,происходила в 1643 г. в городе Арале. Аральским владением после Абулгази Бахадырхана управляли Мухаммед аталык (в 80-е годы XVII в.), Адина Мухаммед аталык [Гулямов, 1957, с.213], при Ядгар хане Ишим Султан [Камалов, 1968, с.65] и др. Правители Аральского владения не только боролись за свою независимость, но и не раз участвовали в феодальных смутах Хорезма. Аральские владения имели дипломатические, экономические и культурные связи с внешним миром, в частности с Россией, Бухарой, казахскими султанами. Например, в грамоте императрицы России Анны Иоановны (1693-1740), написанной на имя правителя владения Сатемир хана сына Муса хана от 16 июня 1731 года речь идет о восстановлении торговли между Аралом и Россией (ЦГАДА.Фонд397. Опись 1. Дело 314, с.416-417 по Шамамбетову и Юсупову, 1995, с.59). От имени Шахтемир хана Оразак батыр в 1732 г. 19 февраля был у Тевкелова и информировал о том, что правители Арала и его население желают входить в состав России [Камалов, Кощанов, 1993, с.132]. После завоевания в 1811 г.жанадарьинских каракалпаков хивинский хан мобилизовал все силы для разгрома тогдашнего центра араллинцев Кунграда и в 1812 г. хивинцы захватили город. Аральское владение продолжало существовать полузависимо от Хивы до середины XIX в., но уже под названием “Кунградского владения”. Правители кунградского владения Тюря суфи, Кутлымурат бий, хотя и назначенный ханом, пользовались почти полной независимостью, и все его вассальство ограничивалось уплатой налогов, и они были полновластными хозяевами в Кунграде. Такую же политику вел внук Тюря суфии по имени Мухаммед Фена. В1858 году он объявил себя даже независимым ханом от Хивы. Его владычество продолжалось до зимы 1859-1860 гг., когда он был убит и Кунград снова поступил под власть Хивинского хана Сейида Мухаммеда [Григорьев, 1861, с.13]. Кунград в начале августа 1859 г. окончательно присоединен к Хиве. Таким образом Аральско-Кунградское ( Аральское (1625-1811), Кунградское (1812-1859) владение существовало более 200 лет как государственное образование каракалпаков и узбеков Южного Приаралья, которые наряду с Хивинскими и Бухарскими ханствами играли важную роль в политических событиях,происходивших в XVII-первой половине XIX вв. в Хорезмском оазисе и Средней Азии в целом [Хожаниязов, 2004, с.52-55]. В XVII-XVIII вв. район Крантау становится одним из крупных культовых и культурных центров каракалпаков в Правобережной части Приаральской дельты Амударьи. Первоначальным ядром его были, вероятно, впоследствии забытые объекты Акбилек Айым и Рустем баба, которые затем сменяются культами “Имам ишан” и “Бектемир ишан”. У мазаров этих святых одновременно с паломничеством и зиаратом шло и обучение студентов. Информаторы сообщают, что здесь находились мечети и медресе Имам ишан и Бектемир ишан [Карлыбаев, 2002, с.23], которые содержались за счет прибылей от вакуфных земель, освобожденных от налогов. В документе, датированном 1851 г., содержится прямое указание на то, что земли принадлежащие людям Имам ишана, освобождаются от уплаты заката [Брегель, 1967, с.139]. Вокруг этих мечетей и медресе разрастаются обширные комплексы, которые включали кладбища и другие культовые сооружения. Это характерная картина для многих аналогичных культовым объектам нижней дельты Амударьи того времени. Об этом свидетельствуют также и медресе, и мечеть другого крупного культового центра Приаральской дельты Ишан калы, мазар которой также располагался в середине кладбища[Жданко, 1960, с.169-170, рис. 18]. На крыше мазаров Крантау мы не встречаем рога, черепа рогатых животных или шесты, на верхнем конце которого устанавливалось рогообразное изображение из металла и др., характерные среди этнической группы конграт каракалпаков [Есбергенов, Хошниязов, 1988,с.88-93]. Это еще одно из доказательств того, что культовый центр Крантау в основном принадлежал и принадлежит до сих пор этнической группе каракалпаков он торт уру. Здесь и сейчас продолжают хоронить умерших, принадлежащих к этническим группам он торт уру: канглы, айтеке, кенегес, уйгыр и др. Среди них особое место занимают, конечно, первые две группы (канглы и айтеке). В данной связи необходимо заметить, что этногенез канглы может быть в определенной степени связан со средневековыми кангарами – населением Кердера. Интенсивное разрастание кладбищ в северном направлении в середине ХIХ вв. связано с общим перемещением общественно-культовых сооружений на север. Именно в это время возникают мечети айтекинцев(Маркабай казы) и канглийцев (Ибайдулла ишан), а также безымянная мечеть. В это время мазар Калмак-кала, вероятно, прекратил свое существование,общественно-культовые сооружения Бектемир ишан и Имам ишан превращаются в поминально-мемориальные объекты.
  23. АксКерБорж

    Халха-Монголы

    Монголын ахуй - Монгольский быт. Мундаг! Күштә! Күшті! Керемет! Здорово!
  24. Нашел это старинное фото в цветном изображении. Супер! Какое богатство наряда, даже лицо невесты видно, красивая девушка.
  1. Load more activity