Перейти к содержанию
Бешеный монгол

Чей, на самом деле, есть самовар?

Рекомендуемые сообщения

Ув. Аллид и Вольга, нашел вот такое:

Самый древний самовар, которому около 3700 лет, найден в Азербайджане (Шекинский район) и он древнее, чем Египетский, возраст которого около двух тысяч лет. Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая.

Согласно рабочему плану Министерства культуры и туризма Азербайджана на второе полугодие 2010 года 19 октября в городе Шеки были организованы Праздник национальных духовых инструментов и Выставка самоваров. Открытие выставки «Самовар» состоялось в «Доме деятелей». На выставке были продемонстрировано около 70-ти самоваров различного времени.

Шекинский самовар, который старше помпейского на 1600 лет:

show_file.php?fid=14881

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж, мне так кажется, что на фото не тот самовар который найден... уж больно свеж он для такого почтенного возраста, да и форма у него современная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя первая мысль была такой же. :)

Пишут, что он выставлен в Шеки в музее краеведения, но за фото не знаю, но кажется он "молодой":

...Среди металлических изделий, изготовленных в XVIII веке в Лагиче, особое внимание привлекает дошедший до нас самовар. Он по своей пропорциональности, красоте формы, нанесенными украшениями очень привлекателен. На нем запечатлены мотивы орнамента набати, зооморфологические и человеческие изображения. Использованное на самоваре большинство декоративных узоров встречается во многих образцах азербайджанского народного ремесла (каменные и настенные украшения, узоры на парче, при шитье и т.д.). самовар был изготовлен из меди и украшен жителем Лагича мастером-медником Наджафгулу по летоисчислению хиджры в 1130 году (1717 году).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самовар — это звучит гордо. А главное, по-тюркски

Шахид Габибуллаев, пламенный энтузиаст своего дела, вот уже более пятнадцати лет собирает уникальные медночеканые изделия, возвращает их к жизни буквально из металлолома, вновь даря людям красоту, созданную руками лучших мастеров Азербайджана и других стран.

Наиля БАННАЕВА

Собрание его имеет не только художественную, но и научную ценность. Сейчас в нем три тысячи экспонатов, треть из которых составляют самовары. С них, собственно, все когда-то и началось: Шахид Габибуллаев ходил по пунктам приема цветных металлов и скупал искореженные, погнутые старинные самовары, а также — несколько реже — и иные медные изделия, а затем восстанавливал их.

Безусловно, такой труд невозможно было проделать в одиночку, но Габибуллаев сумел найти таких же, как сам, энтузиастов, которые помогли ему в его труде. Это были медники, историки, реставраторы, искусствоведы. Особую помощь оказали реставраторы братья Шамсаддин и Рамиз Султановы и Рустам Исмаилов.

Неоценимый вклад в создание этой коллекции внес также близкий и давний соратник Шахида Габибуллаева, тоже инженер-автотранспортник, кандидат технических наук Закир Рустамов. Именно он отреставрировал, буквально вернув из небытия, самый крупный экспонат коллекции — фаэтон. Однажды Габибуллаев, отдыхая в одном из караван-сараев Шеки, обратил внимание на развалины некогда роскошного экипажа, хранящиеся в углу под навесом. Он купил фаэтон, и полтора года кропотливой реставрации позволили восстановить красоту дореволюционного «авто» в полной мере, но это было еще не все. На обеих сторонах передней колесной оси при внимательном рассмотрении обнаружились герб Российской империи и надпись: «Л.Нобель, Санкт-Петербург». Получалось, что данное транспортное средство в свое время входило в личный автопарк братьев Нобель в Баку… Сейчас этот предмет, наряду с более чем 300 других изделий из коллекции Габибуллаева, экспонируется во Дворце Ширваншахов.

В ней впечатляет многое — и великолепие большинства экспонатов, и уникальность, и мастерство людей, создавших их, и отдельно — мастерство людей, вернувших эти произведения из небытия… Ажурные кованые каркасы старинных ламп соперничают в красоте с собственными же расписными стеклянными плафонами. Сияют бокалы с портретами российских императоров, вьется рокайль орнамента старинных французских каминных часов… А по разнообразию всевозможных чашечных весов, собранных в коллекции, можно изучать историю торгового инструментария последних трех веков.

В собрании Габибуллаева есть вещи из очень многих стран, но сердцем ее остаются исконно азербайджанские. Помимо вполне понятных каждому современному человеку старинных изделий вроде ламп-чырагов, жаровен, утюгов, ступок, кувшинов, тарелок, тут в изобилии и довольно любопытные по назначению предметы. «Посуда для вестей» — специальный дворцовый поднос для подачи писем и других важных бумаг (аналог европейского подноса для визиток)… Кяшкюль — круглая или овальная чаша на цепочке, дервиши носили ее на руке и собирали в нее подаяние (уж не из ее ли названия было заимствовано русское слово «кошель»?)… Рядом — шафадан, «волшебная» чаша, вода из которой, по поверью, исцеляла тяжелобольных… И уж совсем диковинно выглядит «миска сорока желаний» — инструмент оккультистов, украшенный сорока маленькими подвесками-ключиками…

Есть в коллекции Шахида Габибуллаева и украшения — пояса, ожерелья, браслеты. А также монеты и оружие — в самом деле, какая же коллекция металлических изделий обходится без подобных экспонатов? А еще табарзин (алебарда) и парадное оружие дворцовых стражей. Но центр, «солнечное сплетение» коллекции Шахида Габибуллаева, конечно же, самовары.

Их у него 999, полутора сотен известных фабрик России, Польши и Ирана. Многие — с «медалями» (эти «знаки качества» присваивались продукции после победы той или иной фабрики на всероссийских выставках).

Возраст самоваров Шахида Габибуллаева — от ста до трехсот лет, емкость их тоже очень разная — от 0,5 до 90 литров. Среди них есть и совсем лаконичные по декору, а есть и весьма претенциозные — с двумя краниками, с фигурными носиками (например, в форме рыбки или козлиной головы)… Кстати, о тех, что с носиками в форме головы козла: таких на свете официально всего четыре — два из них хранятся у Габибуллаева. Есть у него и четыре самовара другой очень редкой и весьма ценимой коллекционерами формы — на трех ножках вместо обычных четырех. Один экземпляр сделан из сплава серебра и золота, причем золота там целая четверть. Есть и бронзовые, томпаковые, мельхиоровые, латунные самовары…

Однако не менее важным, чем материальное воплощение идеи «самоварной империи», сам Шахид Габибуллаев считает теорию о приоритете Азербайджана в мировом самоварном ремесле. Прекрасную исследовательскую базу для этой теории предоставляет сама его коллекция. Дополнительные доказательства он ищет и находит в музеях зарубежья (ему довелось побывать в 70 с лишним странах).

Шахид Габибуллаев аргументированно спорит с давно уже ставшим традиционным утверждением, что самовар был изобретен в России. В качестве доказательства сторонники версии о приоритете России обычно приводят самовары от самых первых по хронологии мастеров в этом ремесле — Ивана и Назара Лисицыных (вторая половина XVIII века). Однако в Азербайджане обнаружен более старый самовар, изготовленный мастером Наджафгулу в 1717 году! Этот богато украшенный предмет хранится в краеведческом музее прославившегося своими медных дел мастерами селения Лагич.

Но и это еще не все. Знаменитый лагичский самовар можно назвать старейшим в мире из современных самоваров. Однако в ходе археологических раскопок в Азербайджане были в избытке обнаружены не просто старые, а очень древние самовары — точнее, прообразы этих предметов, относящиеся к периоду раннего железного века.

Более того, само слово «самовар» некоторые ученые и исследователи выводят из тюркского «симувяр», что свидетельствует в пользу теории о тюркском этносе как одном из ранних пользователей самоварами. Еще одним доказательством в пользу этой версии можно считать и тот факт, что еще в 40-е годы XVIII века в России самовар называли «казаном с трубою» или «кубом винным с колпаками и трубами». В азербайджанском же фольклоре слово «самовар» встречается издревле — и в баяты, и в песнях.

Коллекцию Шахида Габибуллаева за последние годы неоднократно демонстрировали на различных мероприятиях государственного и международного масштаба — днях азербайджанской культуры во Франции, Марокко, Таджикистане, Египте, на выставках в стране и за рубежом. Об этом уникальном собрании сделан ряд телесюжетов, причем не только на отечественном ТВ. Некоторая часть коллекции не только сейчас экспонируется, но и хранится во Дворце Ширваншахов. Еще около сотни изделий — в этнографическом музее-заповеднике «Гала». Но большая часть собранного Шахидом Габибуллаевым пока не обрела постоянного «парадного» пристанища, обретаясь в обширной мастерской энтузиаста. Однако в скором времени, как рассказал Шахид муаллим, его детище наконец-то обретет достойное обрамление, став основой настоящего музея. И тогда полюбоваться этой красотой смогут многие. Будем ждать. URL / WWW

http://www.azerizv.az/news/a-4531.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Аллид и Вольга, нашел вот такое:

Самый древний самовар, которому около 3700 лет, найден в Азербайджане (Шекинский район) и он древнее, чем Египетский, возраст которого около двух тысяч лет. Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая.

Согласно рабочему плану Министерства культуры и туризма Азербайджана на второе полугодие 2010 года 19 октября в городе Шеки были организованы Праздник национальных духовых инструментов и Выставка самоваров. Открытие выставки «Самовар» состоялось в «Доме деятелей». На выставке были продемонстрировано около 70-ти самоваров различного времени.

Шекинский самовар, который старше помпейского на 1600 лет:

show_file.php?fid=14881

Присоединяюсь к общему мнению: подозрительно современен!

Да и то, что он был там найден еще ни о чем не говорит... Вон, китайские да индийские шлемы и оружие где только не находят!

АксКерБорж, Вы можете сказать, кто жил в то время, 3700 лет назад, на территории современного Азербаджана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж, Вы можете сказать, кто жил в то время, 3700 лет назад, на территории современного Азербаджана?

Нет, также как никто из ныне живущих. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, также как никто из ныне живущих. :)

:)!

Подождем, что на это скажут профи!

Я же вычитал, что, в неком обозримом для нас времени, (это примерно период доходящий до 1-го тысяч-я до н. э.! не знаю, мне вот так попалось!) , там жили не тюрки - албаны (не албанцы!) и персидские народы!

Но 100% доверять этому все же не рискну!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

Самовар звучит по тюркски??

Лично мое мнение что да. И не только название, но и само происхождение. Рассудите сами.

Название "самафар" присутствует в большинстве языков - в английском, немецком, русском, польском, чешском и в др.

В казахском звучит как "самаурын".

Как бы то ни было моя версия связана с такой его особенностью как носик-краник и конечно же с водой: су+мурын.

Происхождение его имхо связано с необходимостью приготовления пищи прямо на повозках, без разведения открытого огня при военных походах и кочевках (и связано с древними номадами как саки, хунну - гуннами и пр., вероятно от них слово и появилось в Европе).

Имхо для оседлого жителя такой необходимости не существовало, легко можно было приготовить как пищу, так и чай в обычной посуде.

В конце прошлого века мой нагашы дед имел таковой специально для варки мяса и постоянно возил его с собой на лошади (одни старики мне как-то говаривали, что он сейчас находится в музее Естая в соседнем районе).

Это сейчас самовар у нас ассоциируется в сознании с чаем, с Тулой и со словами "сам варится" (или как кто-то здесь связывал его с Россией и происхождением, связанным с употреблением кваса, как будто нельзя было квас пить и варить в кружках). :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мое мнение что да. И не только название, но и само происхождение. Рассудите сами.

Название "самафар" присутствует в большинстве языков - в английском, немецком, русском, польском, чешском и в др.

В казахском звучит как "самаурын".

Как бы то ни было моя версия связана с такой его особенностью как носик-краник и конечно же с водой: су+мурын.

Происхождение его имхо связано с необходимостью приготовления пищи прямо на повозках, без разведения открытого огня при военных походах и кочевках (и связано с древними номадами как саки, хунну - гуннами и пр., вероятно от них слово и появилось в Европе).

Имхо для оседлого жителя такой необходимости не существовало, легко можно было приготовить как пищу, так и чай в обычной посуде.

В конце прошлого века мой нагашы дед имел таковой специально для варки мяса и постоянно возил его с собой на лошади (одни старики мне как-то говаривали, что он сейчас находится в музее Естая в соседнем районе).

Это сейчас самовар у нас ассоциируется в сознании с чаем, с Тулой и со словами "сам варится" (или как кто-то здесь связывал его с Россией и происхождением, связанным с употреблением кваса, как будто нельзя было квас пить и варить в кружках). :D

су+мурын звучит как-то по монгольски :) как су мурэн "вода из реки".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

су+мурын звучит как-то по монгольски :) как су мурэн "вода из реки".

Су в тюркских языках (не только каз) "вода". Мурын на каз. "нос". Река на каз "озен".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мое мнение что да. И не только название, но и само происхождение. Рассудите сами.

Происхождение его имхо связано с необходимостью приготовления пищи прямо на повозках, без разведения открытого огня при военных походах и кочевках (и связано с древними номадами как саки, хунну - гуннами и пр., вероятно от них слово и появилось в Европе).

Имхо для оседлого жителя такой необходимости не существовало, легко можно было приготовить как пищу, так и чай в обычной посуде.

В конце прошлого века мой нагашы дед имел таковой специально для варки мяса и постоянно возил его с собой на лошади (одни старики мне как-то говаривали, что он сейчас находится в музее Естая в соседнем районе).

Это сейчас самовар у нас ассоциируется в сознании с чаем, с Тулой и со словами "сам варится" (или как кто-то здесь связывал его с Россией и происхождением, связанным с употреблением кваса, как будто нельзя было квас пить и варить в кружках). :D

Вот что писал арабский путешественник Ибн-Баттута о ставке золотоордынского хана (Улуг улуса):

«Мы увидели большой город, движущийся со своими жителями; в нем мечети и базары, дым от кухонь, расстилающийся по воздуху, потому что они варят еду и во время самой езды»

[Тизенгаузен В. Сборник материалов..., т. I, с. 289]

О чем свидетельствуют слова очевидца? Однозначно, что в повозках для разведения огня и приготовления пищи использовалось нечто специальное, которым может выступать только самовар, т.к. открытый огонь на повозке развести невозможно, а металлических печей "буржуек" тогда еще не было.

Потому думаю вопрос о происхождении самовара и первоначального его применения доказан. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...